Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 ноября 2017 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Проблемы философии права
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
АННОТАЦИЯ
В данной статье раскрывается понятие философии права как одной из самых древнейших сфер познания, а так же как основной науки в формировании мировоззрение юристов. В статье сформулированы основные проблемы философии права, и сделаны основные выводы.
Ключевые слова: философия права, правовые ценности, правосознание, проблемы, онтология, гносеология, аксиология.
Данная тема достаточно актуально в нынешнее время, так как философия права является основополагающей наукой в формировании мировоззрения юристов и правоведов, а также является основным подспорьем в деятельности по управлению государством.
Философия права является одной из самых древних сфер общественного познания и первичной областью юридического познания, если понимать под философией права познание сущности права, его идеи.
Философия права – это наука о праве в жизни людей, в человеческом бытии. Она является научной дисциплиной, которая призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей [1, с. 2].
Философия права изучает понятие и сущность права, его смысл и место в мире. Она исследует ценности права, его значимость и главное его роли в жизни не только человека, общества, государства, но и в судьбах всего человечества.
Философия права является фундаментальным основанием любого правового исследования. В процессе исследования были выявлены следующие основные проблемы философии права:
- Онтологические проблемы.
- Гносеологические проблемы.
- Аксиологические проблемы.
Онтология является одним из разделов философии, который изучает принципы бытия. В период развития философии права круг ее проблем менялся, однако, проблема бытия все же осталось основной проблемой.
К онтологической проблематике примыкает определение предмета юридической науки. Предмет науки – это гносеологическое отношение субъекта и объекта познания, зависящее от того, как предварительно определяется объект – соответствующая реальность (в данном случае – правовая), то определение предмета данной конкретной научной дисциплины включает в себя вопросы и онтологии, и гносеологии.
Необходимо иметь в виду, что это именно философско-правовая проблематика, так как, оставаясь в рамках юридической науки невозможно определить предмет юриспруденции. Для этого необходимо произвести рефлексию над ней, а это может сделать только философия права, привлекая при этом только юридические знания.
К этой же проблеме примыкает вопрос о структурировании юридических наук и определения их предметов, хотя здесь связь с проблематикой науки теории права еще более наглядна; в то же время решить вопрос о структуризации правовой системы без привлечения философского знания невозможно [5, c. 20].
К гносеологической проблеме философии права относится определение критериев научности юридического знания – применение общих критериев научности к области юридического знания. Другой не менее важной составляющей гносеологии права является адаптация общенаучных методов применительно к познанию правовых явлений.
В первую очередь, это связано с тем, что как отмечал В.П. Малахов, у юриспруденции нет своей методологии, она формируется из применения всеобщих и общенаучных методов применительно к исследованию права [4].
В начале XX века аксиологическая проблема становится одной из главных проблем философии права, и даже смогла вытеснить гносеологическую. Например, в 1909 г. английский философ В. Урбан писал, что в современной философии центр тяжести переместился с проблемы познания на проблему ценностей, и сама проблема познания стала растворяться, иногда частично, а иногда полностью, в проблеме ценностей [2].
Вопрос касаемо ценностей впервые был, упомянут Сократом, который сделал его основным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. [3] Таким образом, ценность и польза являются две стороны одной и той же медали.
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях входил в структуру вопроса о бытии. Вся суть бытия воспринималась в те времена как абсолютная ценность для человека, которая выражала как этические, так и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля [6, c. 75].
В переходные периоды общественного развития проблема ценностей выступает на первое место. Именно такое время переживает в настоящее время общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами. Все это находит свое выражение в процессе переоценке ценностей, таких как добро, истина, гуманизм, нравственность, свобода и т. д.
Как самостоятельная отрасль аксиология возникла в конце XIX начале XX века, с целью разрешить некоторые достаточно сложные вопросы в философии (к таким вопросам относятся: смысл жизни, отношение личности и общества и т. д.).
Особой областью исследования является проблема ценности, так же она является своеобразным способом видения всего мира.
Основными аспектами проблемы ценностей являются: соотношение ценности и оценки, вопрос об объективности ценности, возможна ли «отрицательная ценность», взаимоотношение общечеловеческих и групповых ценностей и т. д.
Вопрос о сущности пространства и времени, так же имеет достаточно важное значении в философии права. В начале XX века была создана теория относительности, благодаря которой и была решена вышеуказанная проблема философии права.
К аксиологическим проблемам философии права так же относятся проблемы нравственной, эстетической, социальной и культурной ценностной ориентации научных исследований и их результатов.
К рассмотренной проблематике философии права примыкает ее мировоззренческая функция, связанная с формированием «правовой картины мира», то есть современным социокультурной и исторической ситуации социума правосознанием. Именно философия как мировоззрение обусловливает, например, предпочтение естественно правовой ориентации теоретика права, а не позитивистской или социологической.
Все вышеперечисленные проблемы философии права являются вечными и всеобщными, но это не значит, что они не решаемы, они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки только в той степени, в какой это возможно при определенном уровне развития общества.
Для того что бы решить основные проблемы философии права необходимо в первую очередь опираться на многовековую историю, владеть множеством обширных философских знаний, а так же самое главное, это владеть философскими средствами.
Список литературы:
- Алексеев С.С. Философия права. – М., 1998. – 336 с.
- Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – 644 с.
- Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л.: Наука, 1977. – 169 с.
- Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994. – 624 с.
- Философия права: учебник для магистров / Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 364 с.
- Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др., Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
дипломов
Оставить комментарий