Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 23 августа 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Уголовное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чуклина Э.Ю. МЕРЫ СИТУАЦИОННОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКЕ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1(1). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 66-69.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕРЫ СИТУАЦИОННОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКЕ

Чуклина Элена Юрьевна

мл. науч. сотр. Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук

РФ, г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

Автор исследует внедрение мер ситуационной криминальной превенции в российскую уголовную политику. Эффективность ситуационных мер за рубежом обусловила их активное использование в России, в том числе на уровне уголовного законодательства.

ABSTRACT

The author examines the implementation of situational crime prevention measures in the Russian criminal policy. The effectiveness of situational measures abroad caused their extensive use in Russia, including at the level of the criminal law.

 

Ключевые слова: ситуационная превенция, предупреждение преступлений, уголовно-правовые нормы, уголовная политика

Keywords: Situational Prevention, Crime Prevention, Criminal Law, Criminal Policy

 

 Преступность – это негативное социальное явление, угрожающее безопасности как отдельной личности, так и общества в целом. Поэтому определение  стратегии (меры) и тактики (способы реализации избранных мер) противодействия преступности является одним из наиболее важных направлений государственной деятельности. В юридической науке данное направление получило название «уголовная политика».

В мировой криминологии сложилось два типа стратегий противодействия преступности: эволюционный и реформаторский [5]. Первый тип направлен на выявление и устранение экономических (низкий уровень доходов, безработица), социальных (неблагополучные семьи, некачественное образование), идеологических (деформация ценностных ориентаций, коммерциализация искусства) и др. порождающих преступное поведение причин. Борьба с указанными причинами связана с постепенным преобразованием общественных институтов и требует больших затрат времени и финансов.

Реформаторский тип направлен на нейтрализацию криминогенной ситуации, под которой понимается совокупность обстоятельств, или условий, способствующих совершению преступлений [2]. Наилучшее развитие указанный тип стратегий получил в странах западной Европы и США. Так, одной из наиболее популярных превентивных стратегий за рубежом является ситуационное предупреждение преступлений, суть которого сводится к выявлению и устранению благоприятных для совершения преступлений возможностей. Меры ситуационной превенции призваны сокращать или нейтрализовать способствующие реализации преступного умысла обстоятельства путем усиления охраны объектов (более надежные кодовые замки, сигнализации, ограничение доступа к орудиям и средствам совершения преступления), снижения ожидаемой выгоды от преступления (маркировка имущества, усложняющая его перепродажу) и, наконец, увеличения риска разоблачения злоумышленника (уличное освещение, камеры наблюдения, полицейские патрули) [1].

В России ситуационные меры также активно используются в целях противодействия преступности. Например, в рамках эксплуатации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Ростовской области в 55 муниципальных районах и городских поселениях установлено 1278 камер, из которых с 809-ти поступает видеоинформация в дежурные части органов внутренних дел [3]. В кассах банков, дежурных частях ОВД, в пунктах обмена валюты для защиты персонала от вооруженных нападений устанавливаются пулестойкие бронированные стекла. В соответствии с российским законодательством для маркировки определенных товаров и продукции применяются марки акцизного сбора, специальные марки и марки (знаки) соответствия. К примеру, в обязательном порядке наносится маркировка на транспортные средства, алкогольную и табачную продукцию. Также в России действует система контроля за оборотом оружия и боеприпасов к нему, предусмотренная Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» [4].

Однако ввиду роста профессионализма и технической оснащенности преступников ситуационные меры также нуждаются в усилении. В этой связи ряд ситуационных мер получил уголовно-правовую охрану. К примеру, под угрозой уголовным наказанием запрещены уничтожение и подделка различных видов маркировки (ст. ст. 1711, 326, 3271 УК РФ), оборот оружия и боеприпасов (ст. ст. 222 – 226 УК РФ) [6]. 

Наиболее очевидна превентивная роль уголовно-правового запрета незаконного оборота оружия: жесткое ограничение доступа к оружию и боеприпасам призвано предупреждать вооруженную преступность (разбои, убийства).

Введение предусмотренных ст. ст. 1711, 326, 3271 УК РФ норм также преследует цель устранить способствующие совершению преступления обстоятельства. Как известно, нанесение идентификационных транспортных номеров препятствует перепродаже похищенного транспорта, его деталей и узлов, т. к. основная ее цель состоит в идентификации перечисленных объектов и их законного владельца. Уничтожение и (или) подделка идентификационных номеров – это один из способов легализации добытого преступным путем транспортного средства, активно используемый на криминальном рынке транспортных средств. Поэтому своевременное обнаружение незаконных изменений транспортной маркировки  призвано противодействовать похищению транспортных средств с целью их последующего сбыта.

Запрет подделки маркировки алкогольной продукции должен не допустить уклонения от уплаты налогов и выпуска несертифицированного товара. Следует заметить, что суть маркировки как ситуационной меры предупреждения преступлений заключается в увеличении издержек по сравнению с ожидаемой от преступной деятельности выгодой. Выгода от оборота алкогольной продукции без нанесения обязательных марок или с поддельными марками состоит в получении неконтролируемого дохода и уклонении от уплаты обязательных платежей. Издержки же выражены в вероятном привлечении недобросовестного производителя к юридической ответственности, последствиями которого станут прекращение нелегальных производства  и продажи продукции, а также обязанность понести уголовное наказание. Предполагается, что неотвратимость уголовной ответственности побудит недобросовестных производителей и (или) продавцов алкогольной и табачной продукции соблюдать закон о соответствии товара установленным требованиям, в частности по нанесению маркировки.

В итоге, можно утверждать, что ряд уголовно-правовых норм введен с целью усиления превентивного эффекта мер ситуационного предупреждения преступлений. Связано это, прежде всего, с ростом профессионализма и технической оснащенности преступников. Являясь крайней мерой реагирования на нарушение закона, уголовно-правовой запрет воздействует на мотивацию злоумышленников, побуждая их отказаться от осуществления преступной деятельности уже на ранней стадии (например, не приобретать незаконным способом оружие), что предупредит совершение других, как правило, более тяжких преступлений.

Кроме того, если злоумышленник проигнорирует угрозу уголовным наказанием и совершит подготовительные или иные способствующие реализации преступного умысла деяния, привлечение к ответственности за их совершение предупредит дальнейшее осуществление преступной деятельности. К примеру, лицо будет привлечено к уголовной ответственности за незаконную торговлю оружием, что ограничит доступность данного средства совершения преступлений для других лиц.

Таким образом, присущие западной криминологии ситуационные превентивные меры нашли реализацию в российской уголовной политике.

 

Список литературы:

  1. Clarke, R. (1997) Situational Crime Prevention: Successful Case Studies, 2nd edn. New York: Harrow and Heston. P. 4.
  2. Гарланд Д. Культура контроля. Преступность и социальный порядок в современном обществе (реферат) [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - 2003. - № 2. URL: http://www.strana-oz.ru/2003/2/kultura-kontrolya (дата обращения: 27.02.2017).
  3. Информационно-аналитическая записка к отчету о результатах деятельности Главного управления МВД России по Ростовской области за 2015 г. [Электронный ресурс] // URL: 61.mvd.ru. (дата обращения: 21.05.2016).
  4. Об оружии: федер. закон № 150-ФЗ от 13.12.1996: по состоянию на 06.07.2016. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  5. Плешаков В. А. Когда преступник не захочет рисковать // журнал Министерства внутренних дел «Полиция». - 2016. - № 8. С. 17 – 21.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон № 63-ФЗ от 13.06.1996: по состоянию на 07.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий