Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2014 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кашин А.В., Филозоп А.А. ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 11(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВОСПИТАНИЕ  МИЛОСЕРДИЯ  У  СТУДЕНТОВ  МЕДИЦИНСКИХ  ВУЗОВ

Кашин  Александр  Васильевич

канд.  мед.  наук,  доцент,  Воронежская  государственная  медицинская  академия  им.  Н.Н.  Бурденко,  РФ,  г.  Воронеж

E-mail: 

Филозоп  Александр  Анатольевич

канд.  псхол.  наук,  доцент,  Воронежская  государственная  медицинская  академия  им.  Н.  Бурденко,  РФ,  г.  Воронеж

E-mail: 

 

EDUCATION  OF  MERCY  IN  MEDICAL  STUDENTS

Alexander  Kashin

candidate  of  medical  sciences,  associate  Professor,  Voronezh  state  medical  Academy  by  N.N.  Burdenko,  Russia,  Voronezh

Alexander  Filozop

candidate  of  psychological  sciences,  associate  Professor,  Voronezh  state  medical  Academy  by  N.N.  Burdenko,  Russia,  Voronezh

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  причины  угасания  милосердия  в  медицине  и  подходы  к  воспитанию  основ  духовно-нравственной  культуры  у  студентов  медиков.

ABSTRACT

This  article  discusses  the  reasons  for  the  extinction  of  charity  in  medicine  and  approaches  to  education  foundations  of  spiritual  and  moral  culture  medical  students

 

Ключевые  слова:  милосердие;  духовно-нравственное  воспитание;  российская  медицина.

Keywords:  charity;  spiritual  and  moral  education;  Russian  medicine

 

Современные  социально-политические  и  духовные  проблемы  в  России,  процесс  переоценки  моральных  установок,  способствуют  угасанию  нравственных  ценностей,  характерных  для  традиционной  народной  культуры  и  таких  ее  составляющих  как  милосердие  и  благотворительность. 

Милосердие  и  благотворительность,  являются  древнейшей  нравственной  и  гуманистической  традицией,  которая  возникла  в  условиях  первобытнообщинного  строя,  на  заре  формирования  человеческого  общества.  Традиция  помощи  старым,  больным,  инвалидам,  детям,  людям,  оказавшимся  в  беде  и  не  могущим  самостоятельно  ее  преодолеть  —  это  неотъемлемая  часть  человеческой  культуры,  моральных  норм  всех  цивилизаций.  Эта  традиция  является  базовой  и  для  нравственных  систем  всех  религий. 

Общественное  развитие  вносило  свои  коррективы  в  содержание  и  трактовку  понятий  «милосердие»  и  «благотворительность»  —  они  менялись  в  масштабах  и  форме  милосердной  практики.  Но  неизменным  были  понимание  того,  что  не  может  каждый  самостоятельно  преодолеть  беды  постигающие  человека,  и  не  до  каждого  в  нужное  время  доходит  забота  государства.  Поэтому  им  необходимо  милосердное  содействие  со  стороны  тех,  кто  в  состоянии  (материально  и  духовно)  добровольно  осуществлять  благотворение. 

В  нашей  стране  резкий  разрыв  с  традициями  произошел  около  восьми  десятилетий  назад,  когда  даже  само  понятие  «милосердие»  и  «благотворительность»  практически  вышли  из  официального  употребления.  Их  общечеловеческое  гуманистическое  содержание  игнорировалось,  а  они  обычно  идентифицировались  с  религиозной  деятельностью  и  моралью  и  рассматривались  как  «пережитки  прошлого»,  недостойного  советского  человека,  а  религиозная  деятельность  была  запрещена.

Однако  в  народном  сознании  и  в  русском  языке  всегда  сохранялись  понятия  и  термин  милосердие,  характеризующее  высшее  проявление  человеческого  сострадания,  объединяющее  жалость,  сопереживание  с  активной,  деятельной  любовью  к  ближнему.  Оно  связано  с  отношением  личности  к  трудной  ситуации,  физическим  и  умственным  недостаткам  и  слабостям  другого  человека,  с  готовностью  ему  помочь:  (милосердие  —  это  «сердоболие,  сочувствие,  любовь  на  деле,  готовность  делать  доброе  всякому»  —  В.И.  Даль).  Благотворительность  является  составной  частью  милосердной  деятельности,  направленной  на  оказание  материальной  помощи,  это  бескорыстная  передача  денег,  имущества,  услуг  нуждающимся.

В  последнее  время  в  России  начинает  возрождаться  милосердная  деятельность,  направленная  на  оказание  многообразной  помощи  нуждающимся  в  ней  людям.  Граждане,  стремящиеся  оказать  посильную  помощь  нуждающимся  людям,  объединяются  в  различные  движения  (волонтерство)  и  т.  д.  Интерес  представляет  изучение  отечественных  традиций  милосердия,  имеющих  многовековой  опыт  социального  служения.  Это,  прежде  всего,  религиозные  организации,  которые  участвовали  и  мудрым  словом,  и  благотворительностью,  и  милосердной  деятельностью  в  утолении  печалей  страждущих,  успокоении  отчаявшихся,  смягчении  социальной  напряженности,  миротворческой  деятельности  [2].

Большой  опыт  в  этой  деятельности  имеют  религиозные  конфессии,  традиционно  существующие  в  России  —  РПЦ  и  ислам.  Здесь  в  большей  мере  достигается  персональный,  целевой,  адресный  характер  поддержки.  Также  значительный  вклад  вносят  органы  социального  благотворения  и  люди,  обладающие  соответствующими  профессиональными  навыками,  к  ним  относятся  и  медицинские  работники.

В  настоящее  время,  к  сожалению,  практицизм  снова  вошел  в  нашу  жизнь.  Примеров  черствости,  расчетливости,  халатности  в  медицинском  сообществе  появляется  все  больше.  Поэтому  одной  из  приоритетных  задач  в  подготовке  современного  медицинского  работника  должна  стать  воспитание  духовно-нравственной  культуры  врача  и  медицинской  сестры.

В  Воронежской  государственной  медицинской  академии  им.  Н.Н.  Бурденко  применяется  комплексный  педагогический  подход  для  возрождения  милосердных  традиций  русской  медицины.

В  концепции  воспитательной  работы  академии  особое  место  уделено  духовно-нравственному  воспитанию  студентов  —  формированию  и  развитию  личности  будущего  профессионала,  обладающей  знаниями  основного  круга  явлений,  характеризующих  духовно-нравственную  сферу  личности  врача  (духовность,  мораль,  нравственность,  ценностные  установки  и  др.),  владеющую  навыками  самоанализа,  саморазвития  духовно-нравственной  сферы.

Возрождение  милосердных  традиций  русской  медицины  реализуется  посредством  подготовки  специальных  групп  сестер  милосердия. 

На  кафедре  философии  и  гуманитарных  наук  для  будущих  врачей  введен  факультатив  по  духовно-нравственной  культуре. 

В  течение  10  лет  в  академии  действует  студенческий  клуб  ЛЕКАРЬ,  цель  которого  приобщить  молодое  поколение  к  духовным  традициям  русской  медицины. 

На  занятиях  по  клиническим  дисциплинам  уделяется  особое  внимание  примерам  служения  медицине  выдающихся  врачей,  наших  предшественников,  —  хирурга  профессора  и  епископа  Луки  (В.Ф.  Войно-Ясенецкого),  тюремного  доктора  Ф.П.  Гааза,  доктора  К.В.  Федяевского,  нашего  современника  академика  РАН  А.Г.  Чучалина,  православного  врача,  для  которого  служение  больному  является  смыслом  работы. 

Суть  традиций  русской  медицины,  служения  больному,  достаточно  точно  раскрыл  философ  И.  Ильин,  опубликовав  письмо  старого  врача,  которое  он  получил,  будучи  за  границей  в  30-е  годы  [3]:

·     деятельность  врача  есть  дело  служения,  а  не  дело  дохода;

·     деятельность  врача  есть  служение  любви  и  сострадания;

·     обязательный  учет  духовной  проблематики  своего  пациента;

·     врач  —  источник  любви  к  людям  и  Богу.

Эти  принципы  относятся  и  к  помощнику  врача  —  сестре  милосердия.  Этический  подход  современной  медицины  недавно  был  изложен  в  Кодексе  православного  врача,  принятом  в  Твери  на  Третьем  съезде  православных  врачей  России.  Милосердие  проходит  в  нем  ведущей  стратегией  современной  российской  медицины.

Таким  образом,  одно  из  важных  направлений  в  подготовке  современного  врача  и  медицинской  сестры  —  это  воспитание  духовно-нравственной  культуры  и  формирование  нравственного  облика  студентов  медиков  на  основе  нравственных  традиций  российской  медицины,  главной  духовной  ценностью  которой  является  милосердное  отношение  к  больному  человеку  [1].

 

Список  литературы:

  1. Алферова  Е.А.  Роль  воспитательного  процесса  в  формировании  поликультурной  личности  студента  медицинского  ВУЗа  /  Е.А.  Алферова,  А.В.  Сущенко,  И.Е.  Плотникова  //  Личность,  семья  и  общество:  вопросы  педагогики  и  психологии,  —  2014.  —  №  39-1.  —  С.  64—68.
  2. Набродов  Г.М.  Гуманизация  высшего  медицинского  образования  как  фактор  формирования  духовно-нравственной  компетентности  врача  /  Г.М.  Набродов,  А.А.  Филозоп  //  Наука  и  образование  в  ХХІ  веке:  Сборник  научных  трудов  по  материалам  Международной  научно-практической  конференции  30  сентября  2013  г.  Тамбов,  2013.  —  С.  88—91.
  3. Харченко  Е.В.  О  призвании  врача:  учебно-методическое  пособие  для  врачей  на  факультативном  занятии  по  этике  и  деонтологии  врачебной  деятельности.  /  Е.В.  Харченко,  Е.Г.  Романова,  А.Ю.  Яковлева  Барнаул,  2009.  —  108  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.