Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 30 июня 2014 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Перлова В.В. ГРОМКОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ АРТИКУЛЯЦИИ АНГЛИЙСКИХ ЗВУКОВ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 6(31). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ГРОМКОСТЬ  КАК  ИНСТРУМЕНТ  ФОРМИРОВАНИЯ  У  СТУДЕНТОВ  АРТИКУЛЯЦИИ  АНГЛИЙСКИХ  ЗВУКОВ

Перлова  Виктория  Владимировна

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  английской  фонетики  и  грамматики  Харьковского  национального  педагогического  университета  имени  Г.С.  Сковороды,  Украина,  г.  Харьков

Е-таilperlova.viktoriy@mail.ru

 

LOUDNESS  AS  AN  INSTRUMENT  OF  FORMATION  OF  STUDENTS’  ARTICULATION  OF  ENGLISH  SOUNDS

Perlova  Victoria

candidate  of  Science,  assistant  professor  of  the  department  of  English  Phonetics  and  Grammar  of  H.S.  Skovoroda  Kharkiv  National  Pedagogical  UniversityUkraineKharkiv

 

АННОТАЦИЯ

Комбинация  таких  факторов  как  важность  произношения  для  общения  на  иностранном  языке  и  трудности  освоения  английского  произношения  обуславливает  поиск  эффективных  инструментов  формирования  произносительных  навыков,  одним  из  которых  является  громкость.  Функция  громкости  в  обучении  иноязычному  произношению  заключается  в  обострении  ощущения  говорящим  артикуляционных  дифференциальных  признаков  звуков.  Корректное  использование  громкости  как  инструмента  при  обучении  произношению  призвано  обеспечить  формирование  качественной  артикуляционной  базы  тех,  кто  изучает  английский  язык  как  иностранный.

АВSТRАСТ

Combination  of  such  factors  as  importance  of  pronunciation  for  communication  in  the  foreign  language  and  difficulties  of  mastering  English  pronunciation  preconditions  research  of  effective  instruments  of  pronunciation  skills  formation  one  of  which  is  loudness.  The  function  of  loudness  for  mastering  foreign  pronunciation  is  sharpening  speaker’s  sensation  of  differential  features  of  the  sounds.  Correct  usage  of  loudness  as  an  instrument  for  teaching  pronunciation  is  supposed  to  provide  formation  of  English  learners’  articulation  basis  of  high  quality.

 

Ключевые  слова:  английское  произношение;  громкость;  инструмент  формирования.

Keywords:  English  pronunciation;  loudness;  instrument  of  formation.

 

Произношение  является  звуковой  оболочкой  речи,  его  красота  и  разборчивость  в  огромной  степени  обеспечивает  успешность  личности  в  обществе:  носителя  качественного  произношения  почти  всегда  воспринимают  как  умного  и  авторитетного  человека.  Это  утверждение  справедливо  и  в  отношении  иностранного  языка,  особенно  английского,  который  широко  используется  в  наши  дни  как  средство  международного  общения.

Процесс  освоения  произношения,  однако,  сопровождается  для  студентов  значительными  трудностями:  это  и  физиологическая  неприспособленность  осуществлять  определённую  артикуляцию,  и  сложности  запоминания  звуковой  формы  слов,  и  негативное  межъязыковое  влияние.

Следует  обратить  внимание  на  то,  что  произношение  хуже  всего  поддаётся  контролю  со  стороны  сознания:  выбрав  и  зафиксировав  для  себя  способы  произношения  звуков  на  начальной  стадии  обучения,  мы  в  дальнейшем  полностью  перестаём  думать  о  произносительных  действиях,  поэтому  создание  правильной  артикуляционной  базы  представляет  собой  важную  задачу  обучения.  Несформированные  произносительные  навыки  невозможно  скрыть  даже  в  подготовленной  речи  (в  отличие  от  лексических  и  грамматических  навыков,  иллюзию  сформированности  которых  можно  создать  на  определённое  время,  тщательно  подготовив  выступление  заранее).  Именно  низкий  уровень  контролируемости  произношения  сознанием  должен  стимулировать  специалистов  в  области  преподавания  иностранных  языков  разрабатывать  такие  методики  обучения,  которые  максимально  задействуют  все  произносительные  средства,  даже  те,  которыми  мы  пользуемся  неосознанно  (или  не  до  конца  осознанно).  Одним  из  таких  средств  выступает  громкость.

Громкость  широко  изучается  в  акустике  [1;  8;  9],  психоакустике  [2;  4;  7],  психологии  [3;  5]  и  лингвистике  [10;  12;  13].  Даже  в  педагогике  обращается  внимание  на  громкость  как  на  важную  характеристику  педагогического  голоса  [6,  с.  137].  Но  в  методике  преподавания  иностранных  языков  громкость  не  рассматривается  вообще,  хотя  преподаватели  постоянно  используют  её  в  профессиональной  (причём  именно  обучающей,  а  не  только  воспитательной)  деятельности:

·     повышенной  громкостью  выделяются  слова,  в  которых  студент  навязчиво  повторяет  произносительную  ошибку  в  устной  речи  и  при  чтении;

·     повышенной  громкостью  выделяются  ударные  слоги  слов,  в  которых  студенты  искажают  место  словесного  ударения;

·     с  пониженной  громкостью  преподаватель  произносит  слово,  когда  хочет  его  подсказать  студенту,  создав  при  этом  иллюзию  для  студента,  что  тот  сам  вспомнил  слово.

В  перечисленных  случаях  преподаватель  пользуется  громкостью  интуитивно.  Для  того  чтобы  потенциал  этого  явления  использовать  более  полно,  необходимо  вывести  его  из  сферы  интуитивного  в  сферу  осознанного  профессионально  целесообразного  использования.  Решению  этой  новой  в  методике  проблемы  и  посвящена  данная  статья,  что  обуславливает  её  актуальность.

Главной  целью  статьи  есть  определение  функции,  которую  может  выполнять  громкость  как  инструмент  формирования  английской  артикуляции  студентов.  Для  достижения  цели  необходимо  рассмотреть  громкость  как  физическое  явление,  средства  её  создания,  а  также  её  лингвистическую  роль.

Итак,  громкость  является  неотъемлемой  характеристикой  любого  звука,  в  том  числе  и  звука  речи.  Звук  в  акустике  представляет  продольное  колебательное  движение  упругой  среды  воздуха,  которое  может  происходить  с  разной  частотой,  интенсивностью  и  длительностью.  Громкость,  в  свою  очередь,  определяется  как  «субъективное  ощущение,  позволяющее  слуховой  системе  располагать  звуки  по  определённой  шкале  («тихие»  звуки)  к  звукам  большей  интенсивности»  [2,  с.  53].  Очень  часто  громкость  связывают  прежде  всего  с  интенсивностью,  силой  и  звуковой  энергией  [2;  3;  4;  5;  8;  10;  12].  Хотя  в  ряде  работ  указывается,  что  изменение  громкости  не  ограничивается  изменением  интенсивности  звуковой  волны,  важной  является  и  частота  колебательного  движения  [2;  3;  7],  спектр  [2;  7],  длительность  [2;  7;  9],  локализация  в  пространстве  [2;  9]  и  индивидуальные  особенности  человека  [7].

Громкость  —  это  относительная  характеристика,  о  ней  можно  говорить  «больше-меньше»  [2;  9]  —  так  мы  её  всегда  и  определяем,  что  в  данный  момент  создаёт  сложности  для  конкретного  обозначения  того,  что  же  считать  громким  и  тихим  звуком.  В  физике  эта  проблема  в  определённой  степени  решена,  поскольку  есть  и  система,  и  единицы  измерения  громкости.  Однако,  заимствовать  в  методику  преподавания  иностранных  языков  физические  системы  определения  громкости  не  представляется  возможным,  да  это  и  не  нужно.  Поскольку  нас  интересует  именно  громкость  речи,  мы  можем  смело  утверждать,  что  любой  слушатель  легко  и  безошибочно  определяет  громкое  и  тихое  звучание  отрезков  речи  на  фоне  общей  речевой  канвы.  Это  становится  возможным,  благодаря  выполнению  ряда  условий.  Громкость  варьируется:

·     при  изменении  количества  энергии,  которую  затрачивает  говорящий  на  произношение,

·     при  изменении  длительности  произношения  звуков  и  их  последовательностей,

·     при  повышении  и  понижении  тона  звучания,

·     при  изменении  направления  звука,

·     при  наличии  или  отсутствии  дополнительных  шумов  на  территории  распространения  звука.

Нижним  уровнем  громкости  звука  речи  можно  назвать  шепот,  который  является  разновидностью  шума  и  который  слышится  при  неполном  смыкании  голосовых  связок  в  процессе  речепроизводства  [11].

Являясь  неотъемлемой  характеристикой  звука  речи,  громкость  должна  играть  определённую  роль  в  произношении.  Хотя  П.  Роуч  указывает  на  то,  что  для  лингвистики  громкость  не  представляет  собой  особую  важность  [13,  с.  68],  однозначного  мнения  по  этому  вопросу  сформировать  не  так  уж  и  легко.  Безусловно,  громкость  сама  по  себе  не  дифференцирует  значения  языковых  единиц,  что  и  понижает  её  значимость  для  лингвистов.  Но  дело  в  том,  что  громкость  заложена  в  речепроизводстве  физиологически:  на  определённых  уровнях  мы  даже  не  можем  выбрать  самостоятельно  громче-тише,  потому  что  выбор  уже  сделан  за  нас  и  зафиксирован  естественными  законами  речеобразования.  Например,  гласные,  характеризующиеся  всегда  более  высоким  уровнем  интенсивности  по  сравнению  с  согласными,  произносятся  громче  [1;  10].  Самым  простым  доказательством  этого  служит  тот  факт,  что  «средняя  длительность  гласных  звуков  0,  15  с,  средняя  длительность  согласных  0,08  с.»  [2,  с.  120],  а,  как  показывают  многочисленные  исследования,  более  долгий  звук  всегда  воспринимается  как  более  громкий  [2;  5;  7;  8;  9].  Отдельным  классом  гласных  в  английском  языке  выступают  дифтонги,  правильное  произношение  которых  во  многом  зависит  от  достаточной  степени  громкости  произношения  первого  элемента.  Громкость  —  это  обязательная  составляющая  в  наборе  средств,  создающих  словесное  ударение.  И,  в  конце  концов,  громкость  выступает  одним  из  факторов,  который  непосредственно  определяет  разборчивость  речи  [2,  с.  132].  Таким  образом,  можно  заявить,  что  громкость  неизменно  сопровождает  ряд  произносительных  процессов.  Её  основная  функция,  на  наш  взгляд,  в  речеобразовании  —  это  обеспечение  контрастности  при  произношении  речевых  единиц,  которая,  в  свою  очередь,  стимулирует  восприятие,  включая  так  называемые  «нейроны  новизны»  [2,  с.  77]  и  повышая  тем  самым  уровень  умственной  активности.

Исходя  из  вышесказанного,  мы  считаем,  что  в  обучении  английского  произношения  громкость  может  служить  инструментом,  обостряющим  ощущения  при  артикуляции  звуков.  С  этой  целью  следует  использовать  как  повышенную  громкость,  так  и  шёпот.  Выбор  уровня  громкости  может  зависеть  от  природы  звуков.  Так,  для  согласных  целесообразно  использовать  шёпот,  поскольку  наличие  в  них  шума  делают  шёпот  и  согласные  сходными  по  образованию.  Когда  на  стадии  артикуляционной  тренировки  студент  выполняет  задания,  произнося  согласные  шёпотом  (это  особенно  касается  глухих  согласных),  тон  не  отвлекает  его  внимания  от  артикуляции,  и  он  максимально  фокусируется  на  нахождении  необходимой  позиции  органов  речи.

Для  гласных,  как  нам  кажется,  целесообразней  использовать  повышенную  громкость  с  целью  фиксирования  внимания  говорящего  на  артикуляционных  дифференциальных  признаках,  которые  создаются  незначительным  изменением  позиции  органов  речи,  что  делает  эти  признаки  трудноуловимыми  и  трудноразличимыми  для  русскоговорящих  студентов  (это  в  основном  касается  дифференциальных  признаков,  различающих  минимальные  пары  монофтонгов  (например,  [e-æ]).  Отдельную  группу  гласных  представляют  собой  дифтонги,  первый  элемент  которых  произносится  более  выражено  за  счёт  повышенной  громкости,  частоты  и  качества.  Достичь  необходимой  степени  выраженности  первого  элемента  дифтонга,  на  наш  взгляд,  легче  всего  путём  тренировки  в  более  громком  его  произношении,  потому  что,  на  инструкцию  «скажите  начало  звука  громче»,  студенты  откликнуться  охотней,  чем,  если  попросить  их,  например,  сказать  звук  выше  по  тону.  Результатом  же  тренировки  в  более  громком  произношении  первого  элемента  дифтонга  всегда  станет  общая  его  выраженность.

Вышеописанные  общие  принципы  применения  громкости  в  обучении  английскому  произношению  важны  для  начального  этапа  формирования  произносительных  навыков  и  преследуют  цель  помочь  студентам  преодолеть  физиологические  трудности  артикуляции  незнакомых  звуков.  Громкость  можно  использовать  и  для  коррекции  неправильно  сформированных  навыков,  где,  выполняя  свою  функцию  контрастности,  именно  громкость,  пожалуй,  имеет  шанс  стать  по-настоящему  эффективным  инструментом  формирования  качественной  артикуляционной  базы  английского  языка.

В  качестве  заключения  можно  сказать,  что  в  данной  статье  обосновано  использование  громкости  как  инструмента  обучения  английскому  произношению,  определена  её  функция  в  этом  процессе,  которая  состоит  в  обострении  ощущения  артикуляции  звука,  и  даны  общие  принципы  использования  громкости  для  основных  групп  звуков.  Перспективой  дальнейших  разработок  данного  вопроса  является  создание  системы  упражнений  для  обучения  студентов  английскому  произношению,  в  которой  громкость  должна  выполнять  заявленную  функцию.

 

Список  литературы:

  1. Акустика:  Справочник  /  Ефимов  А.П.  [и  др.].  М:  Радио  и  связь,  1989.  —  336  с.
  2. Алдошина  И.  Основы  психоакустики  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.625-net.ru  (дата  обращения  15.06.2014).
  3. Величковский  Б.М.,  Зинченко  В.П.,  Лурия  А.Р.  Психология  восприятия.  М.:  Издательство  Московского  университета,  1973.  —  247  с.
  4. Гельфанд  С.А.  Слух.  Введение  в  психологическую  и  физиологическую  акустику.  М:  Медицина,  1984.  —  352  с.
  5. Носуленко  В.Н.  Психология  слухового  восприятия.  М.:  «Наука»,  1988.  —  344  с.
  6. Педагогическое  речеведение.  Словарь  справочник  /  сост.Князьков  А.А.  М.:  Флинта,  Наука,  1998.  —  312  с.
  7. Пинчук  Н.В.  Психоакустика  и  воздействие  шума.  СПб.:  Речь,  2007.  —  128  с.
  8. Слуховая  система  /  ред.  Альтман  Я.ЛЛ.:  Наука,  1990.  —  620  с.
  9. Цвикер  Э.,  Фельдкеллер  Р.  Ухо  как  приёмник  информации.  М.:  «Связь»,  1971.  —  255  с.
  10. Gimson  A.C.,  Cruttenden  A.  An  Introduction  to  the  Phonetics  of  English.  London,  1994.  —  304  р.
  11. Jones  D.  The  Pronunciation  of  English.  Cambridge:  the  Press  Syndicate  of  the  University  of  Cambridge,  1995.  —  223  р.
  12. О'Соnnоr  J.Р.  Phonetics.  Penguin  Вооks,  1991.  —  314  р.
  13. Rоасh  Р.  Introducing  Phonetics.  Penguin  Вооks,  1992.  —  128  р.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.