Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2013 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
МЕСТО И РОЛЬ КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Масловская Светлана Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО Оренбургского государственного педагогического университета, РФ, г. Оренбург
PLACE AND ROLE CULTURAL-ANTROPOLOGICAL PRACTICES
IN THE SYSTEM PRESCHOOL EDUCATION
IN CONDITIONS OF MODERNIZATION
Svetlana Maslovskaya
сandidate of Science , assistant professor of psychology and pedagogy IPKiPPRO Orenburg State Pedagogical University, Russia Orenburg
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается место и роль культурно-антропологических практик в эффективной реализации модернизационных процессов в системе дошкольного образования. Подчеркивается роль системы повышения квалификации в осуществлении педагогической поддержки педагогов в организации культурно-антропологического проектирования образовательного пространства ДОУ.
ABSTRACT
The article reveals the role and place of cultural and anthropological practices in effective realization the modernization process in preschool education. Emphasizes the role of training in the implementation educational support teachers in the organization of cultural and educational space design anthropological preschool education.
Ключевые слова: культурно-антропологические практики; система дошкольного образования; модернизация образования; система повышения квалификации.
Keywords: cultural and anthropological practice; the system of preschool education; modernization of education; system of training.
Человек в XXI веке является центром возможных модернизационных процессов создания, коррекции и апробации новых моделей и технологий образования. Антропологическое измерение человека в культуре представляет собой центральный предмет инновационного поиска. Человек, а не образовательная система сама по себе становится главным и интегральным критерием, показателем качественного уровня системного функционирования.
Подобно тому, как социально-экономическая и политическая системы проверяются жизненным самочувствием своих граждан, так образовательная система (для нас — система дошкольного образования) получает свою оценку в соответствии с предоставляемыми ею возможностями для самоосуществления человека (ребенка) в культуре.
Человек (ребенок) здесь не становится изолированным и самодостаточным субъектом, но активно и свободно действующим в правовом пространстве образования, являясь его системообразующим элементом. Кризис и недостатки современных образовательных систем исследователи видят в нарушении соотношения между собой элементов системы и отношения элементов к системе.
Н.В. Федина отмечает, что недостаточность этих соотношений в системе дошкольного образования вызвала необходимость введения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы, а теперь и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Требования к модернизационным изменениям в системе дошкольного образования стали очевидны уже на уровне недостаточности Закона РФ «Об образовании»:
• не определен статус дошкольного образования в системе непрерывного образования РФ;
• не определены временные границы дошкольного образования;
• не уточнено понятие дошкольного образования;
• не отражена специфика дошкольного образования;
• дошкольное образование отсутствует в перечне уровней (ступеней), на которых распространяется действие Федеральных государственных образовательных стандартов;
• отсутствуют требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
• отсутствует механизм (процедуры) государственного контроля качества дошкольного образования;
• ограничены возможности вариативного оказания дошкольных образовательных услуг в объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования юридическими и физическими лицами на основе муниципального (государственного) заказа, задания;
• «вне закона» оказалось оказание дошкольных образовательных услуг в объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе муниципального (государственного) заказа:
• индивидуальными предпринимателями,
• лицами, осуществляющими индивидуальную трудовую педагогическую деятельность (по типу «гувернерства»).
Важнейшей задачей образовательная инициатива «Наша новая школа» является определение путей воспитания и развития жизнеспособной личности ребенка, осмысление новых эффективных условий, ресурсов для формирования готовности ребенка жить в современном мире. Д.И. Фельдштейн отмечает, что поиск смысла современного нам мира ведется в области экономики, социологии, философии, истории, где исследователи рассуждают о постцивилизации, цивилизационном сломе, антропогенной, неосферной цивилизации. Однако сам смысл мира, его содержательные характеристики, до конца еще не изучены и не раскрыты [2]. Что принципиально важно, по мнению исследователя, так это безусловно изменившаяся «ситуация развития и функционирования самого человека», о которой мы знаем еще совсем мало.
Изменившиеся условия, по словам Д.И. Фельдштейна, требуют от человека, с одной стороны, постоянной мобилизации, самостоятельности, а на деле — безразличие и пассивность людей, порождаемые ситуацией экономической, социальной, идеологической неустойчивости, обесценивания нравственных ориентиров, — и в результате, — психологический стресс, ухудшение физического, психического и духовного здоровья.
В связи с чем, по мнению Д.И. Фельдштейна, возникает необходимость переосмысления современной социальной среды, пространства, общества, требований, которые диктует новая ситуация.
В своем докладе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проблемы разработки и значение для общества, государства, семьи, ребенка» [1] А.Г. Асмолов, рефлексируя установку разработки Стандарта от детоцентризма к детствоцентризму, рекомендует обратить внимание на линии, которые необходимы для современной программы детства. Программа должна учитывать:
• происходящую демографическую модернизацию, связанную с логикой анализа семьи, логикой анализа рождаемости;
• этнографию и антропологию детства (Игорь Кон, Маргарет Мид);
• социологию детства (Ури Бронфенбреннер, «Два мира детства»; В. Собкин);
• социальную психологию детства (Ром Харрев (1977), Вера Абраменкова, Яков Коломинский — «социально-педагогическая психология»);
• психологию и персонологию детского возраста, практическую линию поддержки детства (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В. Слободчиков, детский психоанализ Анны Фрейд, Бруно Беттельгейма);
• индивидное развитие ребенка (практически не разработаны линии по детской нейропсихологии или генетической нейропсихологии), где коррекционная педагогика, лечебная педагогика, должны стать в одной системе.
В рамках реализации Проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в Оренбургской области нами предложена идея культурно-антропологического проектирования образовательного процесса в системе ДОУ в процессе педагогического взаимодействия педагога и ребенка через разработку и реализацию культурно-антропологических практик.
Разработка и реализация в системе дошкольного образования культурно-антропологических практик, как особого вида деятельности по освоению и преобразованию ребенком объектов предметно-развивающей среды дошкольного образования на основе правовых и свободных практик, практик культурной идентификации и целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка, практик расширения возможностей ребенка в различных образовательных областях выступает содержанием и условиями формирования интегративных качеств личности дошкольника.
Специфика данного вида деятельности объективно ставит педагога и ребенка перед необходимостью нахождения такого стиля взаимодействия, который обеспечивает реальное равенство прав соучастников, свободу, сотрудничество, культурную индентификацию соратников совместной личностно значимой деятельности.
Процесс разработки и реализации в системе дошкольного образования культурно-антропологических практик существенно расширяет как сферу деятельности педагога дошкольного образования, так и обогащает само содержание образования в системе ДОУ, ориентируя педагога на использование в практике результатов педагогических исследований, стимулирует профессиональный рост, повышает компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Внедрение в практику ДОУ культурно-антропологических практик помогает педагогам дошкольных образовательных учреждений быть активными субъектами профессиональной деятельности: практически управлять процессами организации совместной деятельности ребенка со взрослым: в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности (в процессе организации детских видов деятельности); в самостоятельной деятельности детей.
Значение культурно-антропологического проектирования в жизни современного человека трудно переоценить. Мы все отчетливее видим, что знание культуры, культурных различий, их умелое включение в свое жизненное пространство повышает эффективность действий человека, особенно если это касается таких важных сторон жизни как качество труда, этнические конфликты, методы управления, правовая система. Современные социальные проблемы России, по нашему мнению, — есть показатель низкого уровня владения культурно-антропологическим знанием, и опытом проектирования собственной деятельности, вследствие чего, человек становится объектом манипуляции более опытных и знающих.
Вопросы проблем проектирования культурно-антропологических практик в системе ДОУ изучались в ходе реализации Проекта модернизации дошкольного образования в Оренбургской области на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования [4, с. 67], так и при непосредственной организации взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ [5, с. 109]. Интересен опыт его реализации в маркетинговой деятельности института [3, с. 16]. Основными вопросами для обсуждения в диалогическом общении были определены следующие:
• Какая проблема проектирования культурно-антропологических практик является приоритетной для развития образовательной системы ДОУ в условиях модернизации?
• Какие из предлагаемых проблем в русле культурно-антропологического проектирования для решения в городской программе развития вы считаете наиболее важными? Почему?
Культурно-антропологические практики, являясь продуктом активности человека, обеспечивают существование в контексте культуры, а поддерживая его целостность в совокупности социального (культурного), биологического (природного) и психического.
Под культурно-антропологической практикой образования мы понимаем практики безопасного вхождения ребенка в мир культуры по средствам интериаризации правовых, свободных практик, а также практик культурной идентификации, целостности организации и возможностей человека (ребенка) в условиях постнеклассической реальности.
В ходе реализации Проекта слушатели системы повышения квалификации, а потом основные участники Проекта в ходе своей практической деятельности находили ответы на вопросы:
• Как организовать деятельность по разработке и реализации культурно-антропологических практик?
• Какие шаги может сделать педагог, руководящий процессом разработки культурно-антропологических практик?
• Какие шаги может сделать ребенок в этом процессе? Какие трудности могут ждать на этом пути? Как с ними можно справиться?
Основными вопросами семинаров и практических занятий стали:
• понятие, сущность и структура культурно-антропологических практик;
• взаимосвязь культурно-антропологических практик и целевых ориентиров дошкольного образования;
• процесс организации деятельности по разработке и реализации культурно-антропологических практик (проведение ситуации-пробы, игровых тренингов и самостоятельной/проектной деятельности дошкольников) в культурно-антропологическом проектировании образовательного процесса в системе ДОУ;
• варианты содержания деятельности педагогов ДОУ и детей по разработке и реализации культурно-антропологических практик;
• теоретические взгляды и подходы, которые, с точки зрения автора должен понимать и принимать педагог, инициирующий, организующий деятельность по разработке и реализации культурно-антропологических практик и участвующий в ней.
Можно свидетельствовать, что актуальным становится образование, которое основано не только на фундаментальных знаниях, но на вычленении особого культурно-антропологического измерения образовательных практик образования и тех социальных изменений, протекающих в разных культурных контекстах в условиях модернизации. И наш опыт, раскрывая и решая проблему выявления возможных путей вхождения человека в мир культуры, пытается внести определенный вклад в ее решение.
Список литературы:
1.Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проблемы разработки и значение для общества, государства, семьи, ребенка (выступление). — Институт стратегических исследований в образовании РАО, 2012 г. [Электронный ресурс] — Ржим доступа. — URL: http://www.isiorao.ru/Progect/experience1/Asmolov.php
2.Бюллетень ВАК министерства образования и науки РФ/ Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. — Доклад сделан на расширенном заседании президиума РАО совместно с Минобрнауки и ВАК Минобрнауки России, 19 апреля 2010 года. Нижний Новгород.
3.Ганаева Е.А. Повышение квалификации руководителей: маркетингово-технолоческий подход// Высшее образование в России. — 2005. — № 15. — С. 16—23.
4.Зотова Н.К. Подготовка руководителей образовательных учреждений к педагогическому проектированию/ Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2008. — № 2. — С. 64—73.
5.Цыганкова Л.М. Создание системы взаимодействия ДОУ с семьей как стратегическое направление деятельности руководителя/ Гуманитаризация как стратегия развития системы дошкольного образования в условиях модернизации: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. (6—7 ноября 2013 г., Оренбург) / науч. ред. Н.К. Зотова, д.п.н., проф.; ФГБОУ ВПО ОГПУ. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2013. — С. 103—111.
дипломов
Оставить комментарий