Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ТВОРЧЕСКОЕ  ВООБРАЖЕНИЕ  В  МЛАДШЕМ  ШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ

Морозова  Ольга  Васильевна

канд.  психол.  наук,  доцент  кафедры  общей  и  педагогической  психологии  Владимирский  государственный  университет,  г.  Владимир

E-mail: 

 

THE  CREATIVE  IMAGINATION  IN  THE  JUNIOR  SCHOOL  AGE

Olga  Morozova

Candidate  of  psychological  sciences,  Associate  Professor  Department  of  General  and  Educational  Psychology  Vladimir  State  University,  Vladimir

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  результаты  лонгитюдного  исследования  творческого  воображения  в  младшем  школьном  возрасте.  Проводимое  исследование  показало,  что  есть  положительная  динамика  по  таким  факторам,  как  беглость,  гибкость,  оригинальность,  разработанность,  любознательность.  Достоверные  различия  подтверждают  положительное  изменение  таких  параметров,  как  оригинальность,  гибкость,  беглость  и  любознательность.

ABSTRACT

In  the  article  there  are  briefly  reviewed  the  results  of  longitudinal  study  of  a  creative  fantasy  at  primary  school  age.  The  research  has  shown  that  there  is  a  positive  dynamism  in  such  aspects  as  fluency,  flexibility,  singularity,  development  and  cognitive  need.  Reliable  differences  prove  a  positive  change  in  such  parameters  as  singularity,  flexibility,  fluency  and  cognitive  need. 

 

Ключевые  слова:  способности;  воображение;  творческое  воображение;  фантазия;  образ;  оригинальность.

Keywords:  competences;  imagining;  creativefantasy;  productive  memory;  symbol;  singularity.

 

Современное  общество  требует  от  человека  применения  широкого  спектра  способностей,  развития  творческой  индивидуальности,  способной  к  активному  взаимодействию  с  постоянно  меняющейся  социальной  и  предметной  средой.  И,  следовательно,  одной  из  значимых  целей  образования  является  подготовка  подрастающего  поколения  к  творческому  труду.  Для  того  чтобы  выжить  в  ситуации  постоянных  изменений,  чтобы  адекватно  на  них  реагировать,  человек  должен  активизировать  свой  творческий  потенциал,  основой  которого  является  творческое  воображение.

Воображение,  фантазия  являются  высшей  и  необходимейшей  способностью  человека.  Вместе  с  тем  именно  эта  способность  нуждается  в  особой  заботе  в  плане  поддержки  и  развития  в  детском  и  подростковом  возрасте.  И  если  в  этот  период  воображение  специально  не  развивать,  в  последующем  может  наступить  быстрое  снижение  активности  этой  функции.  Вместе  с  уменьшением  способности  фантазировать  у  человека  обедняется  личность,  снижаются  возможности  творческого  мышления,  гаснет  интерес  к  искусству  и  науке.  А.А.  Люблинская,  В.С.  Мухина  и  др.  исследователи  [2;  5;  6]  считают,  что  старший  дошкольный  и  младший  школьный  возраст  классифицируются  как  наиболее  благоприятные,  сенситивные  для  развития  творческого  воображения,  фантазии.  Игры,  разговоры  детей  отражают  силу  их  воображения,  можно  даже  сказать,  буйство  фантазии.  В  их  рассказах,  разговорах  реальность  и  фантазия  нередко  смешиваются,  и  образы  воображения  могут  в  силу  закона  эмоциональной  реальности  воображения  переживаться  детьми  как  вполне  реальные.  Л.С.  Выготский  [1]  отмечал,  что  ребёнок  6—10  лет  обладает  развитым  воображением,  способен  оперировать  несуществующими  в  действительности  образами,  дополнять  и  замещать  реальные  вещи,  ситуации,  события  воображаемыми,  строить  из  материала  накопленных  представлений  новые  образы.  Условия  учебной  деятельности  активно  побуждают  детей  к  развитию  произвольного  воображения:  учитель  может  попросить  учеников  на  уроке  представить  определённую  ситуацию,  образ,  предмет.  Поэтому  воображение  младшего  школьника  всё  больше  начинает  носить  произвольный,  управляемый  характер,  приобретая  замысел  и  образ  воображаемого  явления.  Воображение  является  для  ребёнка  прежде  всего  способом  выйти  за  пределы  личного  практического  опыта  и  проявляется  по  большей  части  в  рисовании,  сочинении  рассказов  и  сказок.  В  детском  творчестве  наблюдается  большая  вариативность:  одни  дети  воссоздают  реальность,  другие  —  фантастические  образы.  Воображение  не  только  даёт  выход  творческим  способностям  ребёнка,  но  может  обладать  и  терапевтическим  действием,  позволяя  ему  на  время  уйти  в  воображаемый  мир  от  трудностей  и  травмирующих  переживаний  реальности. 

Совместно  со  студенткой  заочного  отделения  факультета  психологии  Березиной  О.  мы  провели  лонгитюдное  исследование  творческого  воображения  младших  школьников  средней  общеобразовательной  школы  г.  Владимира  на  протяжении  трех  лет.  В  исследовании  принимали  участие  ученики  1—3  классов  (n  =  40  чел.),  родители  учащихся  (n  =  40  чел.).  Возраст  испытуемых  —  7—10  лет,  17  мальчиков  и  23  девочки.

Исследование  творческого  воображения  первоклассников  с  помощью  методики  КТТМ  П.  Торренса  показало,  что  дети  приняли  задание,  практически  все  справились  и  смогли  дорисовать  большинство  картинок,  придумать  свою  историю  к  ним.  Выполняя  задание,  ребята  использовали  «опредмечивающий  образ  с  деталями»,  из  чего  можно  сделать  вывод,  что  дети  могут  в  незавершенной  фигуре  увидеть  определенный  предмет,  а  также  умеют  добавлять  к  нему  разнообразные  детали),  что  соответствует  возрастной  норме.  В  ходе  исследования  было  установлено,  что  параметры  творческого  мышления  первоклассников  развиты  в  среднем  в  пределах  возрастной  нормы.  Для  большинства  первоклассников  характерен  высокий  уровень  беглости,  разнообразия  идей  и  стратегий.  Оригинальность  ответов  детей  показала,  что  большая  часть  выбирает  легкие  и  очевидные  способы  решения.  Исследование  уровня  творческого  воображения  с  помощью  методики  «Сочинение  сказки»  О.М.  Дьяченко  показало,  что  более  50  %  детей  пересказывают  знакомую  сказку.  Следует  отметить,  что  ни  один  ребёнок  исследуемой  группы  не  смог  создать  сказку  полностью  и  самостоятельно.

Исследование  творческой  инициативы  по  методике  «Как  спасти  зайку»  В.Т.  Кудрявцевой  показало,  что  подавляющее  количество  детей  (72,5  %)  использовало  альтернативные  предметы  в  готовом  виде  и  лишь  12  %  детей  самостоятельно  переосмысливали  исходные  данные  и  совершали  преобразование  (например,  из  тетрадного  листочка  делали  кораблик  или  конструировали  воздушный  шар  из  шарика  и  ведра).

В  исследовании  приняло  участие  также  40  родителей  первоклассников.  По  их  оценкам,  развитие  когнитивно-интеллектуальных  характеристик  детей  соответствует  возрастной  норме.  Среди  личностно-индивидуальных  характеристик  можно  выделить  высокий  уровень  любознательности  и  низкий  уровень  склонности  к  риску. 

На  втором  этапе  мы  исследовали  творческое  воображение  второклассников,  используя  тот  же  набор  методик.

Для  большинства  второклассников  характерен  высокий  уровень  беглости,  высокие  результаты  разнообразия  идей  и  стратегий.  Разработанность  ответов  находится  на  низком  уровне  (две  галочки  превращали  в  гору  и  закорючку  в  облако,  даже  не  добавляя  дополнительных  элементов).  Оригинальность  ответов  детей  показала,  что  большая  часть  выбирает  легкие  и  очевидные  способы  решения.  Такой  показатель,  как  беглость,  характеризуется  высоким  уровнем  развития,  не  было  детей,  продемонстрировавших  низкий  уровень,  они  старались  выполнить  все  задания.  Представленные  результаты  показали,  что  существенно  снизилось  количество  детей,  пересказывавших  знакомую  сказку  (с  50  %  до  20  %).  Также  как  и  в  первом  классе,  ни  один  ребёнок  не  смог  создать  свою  собственную  сказку  полностью  и  самостоятельно,  но  уже  были  предприняты  попытки  сделать  это  с  помощью  взрослого.

Исследование  творческой  инициативы  показало,  что  способность  второклассников  к  творческому  преобразованию  заданных  условий  находится  на  низком  уровне,  также  как  и  в  первом  классе.

По  оценкам  родителей  развитие  когнитивно-интеллектуальных  характеристик  детей  находится  на  уровне,  соответствующем  возрастной  норме.  Среди  личностно-индивидуальных  характеристик  можно  выделить  любознательность  и  сложность.  Любознательность  немного  превышает  норму,  то  есть  дети  проявляют  интерес  к  загадкам,  размышляют  над  скрытым  смыслом  явлений.  Немного  ниже  среднего  -  уровень  сложности,  что  проявляется  в  том,  что  детей  настораживают  сложные  задачи,  наличие  альтернатив  в  решении.

На  третьем  этапе  мы  исследовали  творческое  воображение  третьеклассников,  возраст  9—10  лет.  В  результате  было  установлено,  что  параметры  творческого  мышления  третьеклассников  развиты  в  пределах  возрастной  нормы.  100  %  третьеклассников  показали  высокий  уровень  беглости  и  гибкости  мышления.  Развитие  оригинальности  находится  в  пределах  нормы,  а  разработанности  —  ниже  нормы.  Представленные  результаты  показали,  что  лишь  7  %  третьеклассников  просто  пересказывают  знакомую  сказку.  В  основном  дети  вносили  в  сказки  модификации;  существенно  их  изменяли,  но,  так  же,  как  и  в  1-м  и  во  2-м  классах,  ни  один  ребёнок  не  смог  создать  собственную  сказку  полностью  и  самостоятельно.

По  оценкам  родителей,  развитие  когнитивно-интеллектуальных  характеристик  детей  находится  на  уровне,  соответствующем  возрастной  норме.  Среди  личностно-индивидуальных  характеристик  можно  выделить  высокий  уровень  любознательности. 

Для  оценки  достоверности  полученных  результатов  нами  был  использован  критерий  Манна-Уитни.  Была  подтверждена  достоверность  различий  между  тремя  группами  учащихся  (первоклассники,  второклассники  и  третьеклассники  n1,n2,n3=40)  по  показателям  развития  творческого  воображения  на  уровне  значимости.  Уровень  развития  творческого  воображения  детей  на  протяжении  всех  трех  лет  является  примерно  одинаковым  (среднее  значение  1  классов  равно  0,9,  2-х  классов  —  1,6  и  3-х  классов  —  1,9)  и  находится  в  пределах  нормы.  Вместе  с  тем,  мы  видим  позитивную  динамику.  Способность  генерировать  большое  количество  идей,  способность  переходить  от  одной  идеи  к  другой,  разнообразие  типов  идей,  необычные  ответы,  отступление  от  общепринятого,  способность  приукрасить  простую  мысль  —  все  эти  параметры  возрастают  от  1  к  3  классу.  По  методике  КТТМ  отмечается  достоверный  качественный  сдвиг  от  1-го  к  3-му  классу  по  оригинальности,  по  гибкости  и  по  разработанности. 

Таким  образом,  можно  сказать,  что  в  процессе  развития  детей  при  переходе  из  1-го  класса  во  2-й,  а  затем  и  в  3-й  класс  происходит  повышение  уровня  развития  воображения.  Дети  к  3  классу  научаются  составлять  развернутые  и  детализированные  сказки,  основанные  на  некоторых  уже  известных  им  сказках.  Ребята  способны  выдвигать  большое  количество  идей,  умеют  приукрасить  простую  мысль.  Проявляют  интерес  к  загадкам,  головоломкам.  Также  дети  способны  строить  мысленные  образы,  умеют  переходить  за  границы  реального  мира.  Они  стремятся  к  сложному,  проявляют  настойчивость.  Склонность  к  риску  повышается,  развивается  творческая  инициатива  учащихся  в  период  обучения.

Проводимое  исследование  показало,  что  есть  положительная  динамика  по  таким  факторам,  как  беглость,  гибкость,  оригинальность,  разработанность,  любознательность,  преобразование  предметов  и  сложность.  Достоверные  различия  подтверждают  положительное  изменение  таких  параметров,  как  оригинальность,  гибкость,  беглость  и  любознательность.

По  параметру  оригинальности  видно,  что  в  1  классе  большинство  детей  выбирают  лёгкие  способы  решения,  очевидные  и  неинтересные,  а  к  3  классу  выдвигаются  оригинальные  идеи,  отличающиеся  от  очевидных,  общеизвестных,  общепринятых  или  твёрдо  установленных.  Беглость  и  в  1,  и  во  2,  и  в  3  классах  находится  на  высоком  уровне,  об  этом  свидетельствует  то,  что  дети  выполняли  все  задания,  что  отражает  способность  к  порождению  большого  числа  идей.

По  параметру  «гибкость»  в  1  классе  дети  наиболее  легким  способом  завершали  изображенные  фигуры  (на  одном  из  рисунков  изображены  очки,  на  следующем  —  бабочка,  а  затем  скрипичный  ключ),  к  3  классу  их  рисунки  отражают  разнообразные  идеи  и  стратегии,  дети  легко  переходят  из  одной  категории  к  другой  (на  одном  из  рисунков  нарисован  сюжет  —  ветка  вишни,  на  втором  совенок,  затем  клоун). 

По  параметру  «любознательность»  к  3  классу  повышается  интерес  к  загадкам,  они  размышляют  над  скрытым  смыслом  явлений,  что  характерно  для  детей  младшего  школьного  возраста. 

Таким  образом,  на  протяжении  младшего  школьного  возраста  наблюдается  положительная  динамика  развития  творческого  воображения,  заключающаяся  в  изменении  таких  показателей,  как  беглость,  гибкость,  оригинальность,  разработанность  и  любознательность.  При  этом  следует  уточнить,  что  существенно  изменяются  показатели  разработанности  продуктов  творческого  воображения,  определяемые  развитием  у  младших  школьников  способности  детально  проработать  свои  идеи,  доводить  задуманное  до  конца  и  придавать  законченность  создаваемым  образам.

Кроме  того,  как  показывают  результаты,  развивается  творческая  инициатива  учащихся  в  период  обучения  от  первого  к  третьему  классу,  что  проявляется  в  способности  к  порождению  (поиску)  надситуативных  (творческих)  решений,  способности  к  превращению  задачи  на  выбор  в  задачу  на  преобразование,  выступающей  как  проявление  творческой  надситуативности  (инициативы).

Подводя  итоги,  можно  сказать,  что  воображение  является  одним  из  важнейших  психических  процессов,  от  уровня  его  развития,  особенно  у  детей  младшего  школьного  возраста,  во  многом  зависит  успешность  усвоения  школьной  программы.  При  этом  младший  школьный  возраст  имеет  богатейшие  возможности  для  развития  творческих  способностей  и,  прежде  всего,  эти  возможности  предоставляет  учебная  деятельность.  Это  особо  благоприятный  сензитивный  период  для  развития  воображения,  что,  безусловно,  доказывает  необходимость  целенаправленной  работы  по  развитию  творческого  потенциала  детей,  нахождению  путей,  приёмов  и  способов  развития  творческого  воображения  как  в  рамках  учебной  деятельности,  так  и  за  ее  пределами. 

 

Список  литературы:

  1. Выготский  Л.С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.  СПб.:  Союз,  1997.  96  с.
  2. Дьяченко  О.М.  Развитие  воображения  дошкольника:  Методическое  пособие  для  воспитателей  и  родителей.  М.:  Мозаика  —  Синтез,  2008.  128  с.
  3. Кудрявцев  В.Т.  Воображение  ребёнка:  природа  и  развитие  //  Психологический  журнал.  2001.  №  5.  С.  57—68;  №  6.  С.  64—76.
  4. Миронов  Н.П.  Способность  и  одаренность  в  младшем  школьном  возрасте  //  Начальная  школа.  2004.  №  6.  С.  33—42. 
  5. Мухина  В.С.  Возрастная  психология.  Феноменология  развития.  10-е  изд.,  перераб.  и  доп.  —  М.:  Академия,  2006.  —  608  с.
  6. Пронина  Е.В.  Развитие  воображения  дошкольника.  Владимир:  Изд-во  ВГГУ,  2006.  192  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.