Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 25 марта 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Тюкавкина Н.В., Шаманова Т.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  СОПРОВОЖДЕНИЕ  ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ  СОЦИАЛИЗАЦИИ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  В  РАМКАХ  СОЦИАЛЬНОГО  ПАРТНЕРСТВА  СЕМЬИ  И  ШКОЛЫ

Тюкавкина  Наталья  Владимировна

аспирант  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова

Шаманова  Татьяна  Алексеевна

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  «Педагогика  и  методика  начального  образования»  ТИ(ф)СВФУ  им.  М.К.  Аммосова  г.  Нерюнгри

E-mail: 

 

PSYCHOLOGICAL  AND  PEDAGOGICAL  SUPPORT  OF  ETHNOCULTURAL  SOCIALIZATION  OF  PRIMARY  SCHOOL  PUPILS  UNDER  FAMILY  AND  SCHOOL  SOCIAL  PARTNERSHIP

Natalia  Tyukavkina

Postgraduate  of  North-Eastern  Federal  University

TatianaShamanova

Candidateofpedagogic  sciences,  associate  professor  of  Pedagogy  and  methodology  of  primary  education  chair,  Technical  Institute  of  North-Eastern  Federal  University,  Neryungri

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  проблема  этнокультурной  социализации  младших  школьников  и  значение  семьи  в  ее  решении.  Деформация  духовных  ценностей  семьи,  утрата  национальных  традиций,  языка  и  культуры  негативно  сказывается  на  этнокультурной  социализации  ребенка.  В  связи  с  этим  разработана  «Программа  психолого-педагогического  сопровождения  этнокультурной  социализации  младших  школьников  в  рамках  социального  партнерства  семьи  и  школы».  Определена  возможность  ее  реализации  для  наиболее  полного  использования  воспитательных  возможностей  такого  структурного  элемента  этнопедагогической  среды,  как  семья.

ABSTRACT

In  the  paper  there  is  a  problem  of  ethnoculturalsocialization  of  primary  school  pupils  and  the  role  of  a  family  in  its  decision  being  considered.Moral  values’  deformation  of  family,  language  and  culture  has  a  detrimental  effect  on  ethnocultural  socialization  of  a  child.  Therefore,  there  is  developed  The  Programme  of  psychological  and  pedagogical  support  of  ethnocultural  socialization  of  primary  school  pupils  under  family  and  school  social  partnership.Also  its  implementability  for  better  usage  of  educational  capabilities  of  such  ethnopedagogical  environment’sstructural  unit  as  a  family  has  been  defined.

 

Ключевые  слова:  этнокультурная  социализация;  семья;  этническая  идентичность;  социальное  партнерство  семьи  и  школы. 

Keywords:ethnoculturalsocialization;  family;  ethnical  identity;  family  and  school  social  partnership. 

 

Для  современного  этапа  развития  общества  характерно  этническое  возрождение,  стремление  народов  к  сохранению  самобытности  и  уникальности  собственной  этнической  культуры,  что  влечет  за  собой  всплеск  национальной  нетерпимости,  разобщенности  и  как  следствие  обостряет  проблему  адаптации  личности  в  поликультурной  среде.  Данная  тенденция  особо  проявляется  и  в  условиях  полиэтничного  общества  Южно-Якутского  региона  Республики  Саха.

Образованию,  в  этом,  случае  отводится  ключевая  роль  в  консолидации  российского  общества.  В  связи  с  этим,  в  законодательных  и  нормативно-правовых  документах,  принятых  за  последние  годы  правительством  Российской  Федерации  (Национальная  доктрина  образования  РФ,  Концепция  модернизации  российского  образования  на  период  до  2020  года,  Концепция  государственной  этнонациональной  образовательной  политики  РФ)  актуализируются  проблемы  этнокультурной  социализации  личности.  На  уровне  Республики  Саха  (Якутии)  данный  вопрос  поднимается  в  Концепции  государственной  национальной  политики  РС(Я)  и  реализуемых  в  ее  рамках  программах  («Гармонизация  межэтнических  отношений  в  Республике  Саха  (Якутия)  на  2012—2016  гг.»,  «Создание  условий  для  духовно-культурного  развития  народов  Якутии  на  2012—2016  гг.»  и  др.  ),  где  подчеркивается  необходимость  укрепления  толерантной  среды  на  основе  ценностей  многонационального  общества,  поставлены  задачи  формирования  позитивных  установок  на  уважение,  принятие  многообразия  культур  народов,  их  традиций  и  этнических  ценностей,  а  так  же  сохранение  национальной  самобытности  народов  Якутии  [1].

Национальный  проект  «Образование»  как  стратегия  государственной  политики  в  области  образования  так  же  затрагивает  проблему  этнокультурной  социализации  личности.  Отмечена  необходимость  создания  условий  для  познания  и  сохранения  личностью  своей  культуры  и  формирование  толерантного  отношения  к  культурам  других  этносов;  приобщения  к  общечеловеческим  и  национальным  ценностям  на  основе  полилога  культур;  оказания  помощи  представителям  различных  народов  в  адаптации  к  иной  культуре,  а  так  же  сохранения  своей  этнической  идентичности  на  новом  этнокультурном  поле.  Таким  образом,  решение  поставленных  задач  на  уровне  государства  и  республики,  обязывает  систему  образования  найти  пути  их  реализации  [3].

Начальная  школа  —  первая  ступень  общего  образования,  где  происходит  интенсивное  социальное  развитие  личности,  закладывается  фундамент  ее  развития  в  целом.  Следовательно,  одной  из  ключевых  задач  начального  образования  в  настоящее  время  является  этнокультурная  социализация  младших  школьников.  Именно  данная  вариация  социализации  обеспечивает  включение  личности  в  сферу  этнических  отношений,  происходит  усвоение  этнокультурных  социальных  норм,  формируются  универсальные  человеческие  способности,  обеспечивающие  возможность  сотворения  культуры  в  условиях  динамичного  мира.  Успешный  процесс  этнокультурной  социализации  невозможен  без  становления  этнической  идентичности,  изучения  родного  языка  и  культуры,  приобщение  к  традициям  родного  этноса  наряду  с  овладением  личностью  культурой  других  народов.  Следовательно,  главным  агентом  этнокультурной  социализации  на  ступени  начального  образования  становится  семья  [2,  с.  70].

Однако  социально-экономические  преобразования,  происходящие  в  стране,  привели  к  деформации  духовных  ценностей  семьи,  смещению  нравственных  ориентиров,  к  утрате  среди  ее  членов  национального  языка,  традиций,  культуры.  Это  неизбежно  приводит  к  разрушению  межпоколенной  связи,  потере  таких  особенностей,  как  уважение  к  своему  роду,  почитание  старших,  передача  обычаев  и  традиций  [5,  с.  10]. 

Поэтому,  особую  актуальность  для  начальной  школы  приобретает  проблема  приобщения  семьи  к  этнокультурному  развитию  ребенка,  исходя  из  которой,  разработана  «Программа  психолого-педагогического  сопровождения  этнокультурной  социализации  младших  школьников  в  рамках  социального  партнерства  семьи  и  школы».

Цель  программы:  формирование  психолого-педагогической  готовности  родителей  к  сопровождению  этнокультурной  социализации  младших  школьников  в  семье.

Задачи:

1.   Формирование  представления  о  процессе  этнокультурной  социализации  личности,  его  значении  в  развитии  личности,  содержании  и  особенностях  в  младшем  школьном  возрасте;

2.   Ознакомление  родителей  с  комплексом  учебно-методических  материалов  и  программ  этнокультурного  развития  личности  ребенка  в  семье;

3.   Формирование  представлений  о  роли  родного  языка,  культуры,  традиций  и  обычаев  в  этнокультурной  социализации  ребенка;

4.   Развитие  практических  навыков  народной  педагогики;

5.   Включение  родителей  в  активные  формы  этнокультурной  социализации  младших  школьников  (экскурсии,  семейные  праздники,  составление  семейной  родословной,  творческие  проекты,  детско-родительские  конференции,  конкурсы  и  др.);

6.   Привлечение  родителей  к  обмену  опытом  воспитания  (презентация  семейных  программ,  поделок,  альбомов,  домашнего  музея,  традиций  и  др.).

При  реализации  программы  особый  акцент  делается  на  создание  климата  доверия,  позволяющего  реализовать  высокую  интенсивность  обратной  связи.  Важно  создать  условия,  в  которых  родители  получают  возможность  рефлексии  собственных  убеждений  и  представлений,  что  является  необходимой  предпосылкой  психологической  готовности  родителей  к  сопровождению  процесса  этнокультурной  социализации  ребенка.

Процесс  формирования  готовности  родителей  к  сопровождению  этнокультурной  социализации  ребенка  предполагает,  во-первых,  создание  системы,  предоставляющей  когнитивное,  мотивационное  и  организационное  поле,  в  котором  родители  осуществляют  выбор  оптимальных  знаний  и  условий  этнокультурного  развития  ребенка  в  семье.  Во-вторых,  определение  способа  деятельности  по  оказанию  психолого-педагогической  помощи  родителям  в  решении  проблем  воспитания  детей  в  семье.  В-третьих,  организация  процесса  совместного  с  родителями  определения  целей,  содержания,  методов  и  путей  сопровождения  этнокультурной  социализации  младшего  школьника.

Работа  с  родителями  предполагает  реализацию  программы  в  форме  лекций,  дискуссий,  консультаций,  тренингов  и  др. 

Программа  рассчитана  на  36  часов,  по  9  часов  на  каждый  класс  (табл.  1).

Таблица  1.

Календарно-тематическое  планирование

Класс

Тема

Кол-во  часов

1  кл.

Возрастные  особенности  развития  детей  младшего  школьного  возраста.

1

 

Социализация  личности  младшего  школьника.

1

 

Этнокультурная  социализация  ребенка.

1

 

Этнокультурные  особенности  семейного  воспитания.

1

 

Культурно-универсальное  и  культурно-специфичное  в  развитии  личности  ребенка.

1

 

Становление  этнической  идентичности  ребенка.

1

 

Значение  родного  языка  в  психическом  развитии  ребенка.

1

 

Этнокультурные  традиции  в  семье.

1

 

Методы  народной  педагогики.

1

2  кл.

Наказание  и  поощрение  в  семейном  воспитании.

1

 

Воспитание  толерантности  в  семье.

1

 

Семейный  досуг:  национальные  игры,  праздники.

1

 

Эстетическое  воспитание  в  семье  на  основе  этнокультурного  наследия.

1

 

Духовные  ценности  семьи  и  их  роль  в  становлении  личности  ребенка.

1

 

Генеалогическое  дерево  семьи.

1

 

Декоративно-прикладное  творчество  народа.  Развитие  творческих  способностей  детей.

1

 

Якутия  —  многонациональная  республика.

1

 

Экологическое  воспитание  в  семье:  этнокультурное  наследие.

1

3  кл.

История  семьи  —  история  отечества.

1

 

Стиль  семейного  быта  в  воспитании  уважения  к  родной  культуре.

1

 

Воспитание  здорового  образа  жизни  на  основе  этнокультурного  наследия.

1

 

Наши  предки  —  творцы  культуры.

1

 

Воспитание  уважения  к  старшим  на  основе  этнокультурного  наследия.

1

 

Патриотическое  воспитание  в  семье.

1

 

Влияние  сверстников  на  воспитание  личности.  Взаимопомощь,  сотрудничество,  дружба.

1

 

Культура  общения  родителей  с  детьми  младшего  школьного  возраста.

1

 

Жизнь  в  многонациональном  обществе.

1

4  кл.

Воспитание  ответственности  у  детей  в  семье.

1

 

Телевидение  и  Интернет  и  их  роль  в  этнокультурном  становлении  личности.

1

 

Многонациональная  семья:  особенности  воспитания.

1

 

Образ  «Я»  младшего  школьника.  Значение  этнической  идентичности.

1

 

Личный  пример  и  авторитет  родителей  в  становлении  личности  младшего  школьника.

1

 

Воспитание  чувства  долга  перед  семьей,  обществом,  страной.

1

 

Герои  народа  в  литературных  произведениях  и  искусстве.

1

 

Этическое  воспитание  на  основе  этнокультурного  наследия.

1

 

Этнокультурное  развитие  младшего  школьника  –  основа  гражданской  идентичности.

1

Всего:

 

36  ч.

 

 

С  целью  определения  результативности  данной  программы  было  проведено  исследование  на  базе  МОУ  «Гимназия  №  1  г.  Нерюнгри».  В  эксперименте  участвовало  100  семей  (по  25  семей  из  1,  2,  3,  4  класса).  Исследование  проводилось  в  три  этапа. 

Целью  первого  этапа  эксперимента  стало  определение  типа  семьи  (традиционная  семья,  промежуточная  семья,  культурно-ассимиляционная  семья  [4,  с.  38]),  этнической  идентичности  родителей,  отношения  их  к  другим  представителям  народов,  а  так  же  заинтересованности  в  решении  проблем  этнокультурной  социализации  детей.

Установлено,  что  традиционных  семей,  ориентированных  на  национальную  культуру,  традиции  и  обычаи  в  быту  и  в  воспитании  детей,  общающихся  на  родном  языке,  знающих  родную  литературу  и  культуру  —  14  %.  К  промежуточному  типу  относятся  29  %  семей,  предпочитающих  интернациональную  культуру,  при  этом  почитающие  обычаи  и  традиции,  это,  как  правило,  смешанные  семьи,  общаются  в  быту  на  двух  языках.  Культурно-ассимилированных  семей  57  %.  В  этих  семьях  не  поддерживаются  традиций  и  обычаев,  язык  общения  —  русский. 

Отсутствие  в  большинстве  семей  интереса  и  потребности  в  овладении  и  передачи  национальной  культуры  усугубляет  проблему  этнокультурной  социализации  ребенка.  Ведь  именно  в  семье  происходит  овладение  системой  истинных  ценностей  национальной  культуры,  что  способствует  формированию  национального  самоопределения  личности,  действующей  в  поликультурной  среде.

Анализ  результатов  определения  выраженности  этнической  идентичности  (методика  Дж.  Финни)  показал,  что  16  %  родителей  имеют  высокий  уровень  выраженности  этнической  идентичности,  37  %  —  выше  среднего,  42  %  —  средний,  5  %  —  низкий.  Высокий  и  выше  среднего  уровни  выраженности  когнитивного  компонента  этнической  идентичности  имеют  54  %  исследуемых,  у  46  %  родителей  можно  отметить  низкий  уровень  или  отсутствие  интереса  к  родной  культуре. 

С  целью  выявления  отношения  родителей  к  представителям  других  народов  проведена  диагностика  определения  типа  этнической  идентичности  (Г.У.  Солдатова,  С.В.  Рыжова).  Этническая  индифферентность  (размывание  этнической  идентичности)  характерна  для  21  %  опрошенных,  позитивная  этническая  идентичность  (сочетание  позитивного  отношения  к  собственному  народу  с  позитивным  отношением  к  другим)  —  для  72  %,  этноэгоизм  —  для  6  %.  1  %  респондентов  проявляют  этноизоляционные  (убежденность  в  превосходстве  своего  народа)  особенности.

Заинтересованность  родителей  в  решении  проблем  этнокультурной  социализации  детей  выявлена  методом  анкетирования.  53  %  исследуемых  отмечают  актуальность  проблемы  сохранения  самобытности  народов,  передачи  этнокультурного  опыта  детям,  85  %  считают  необходимым  воспитание  личности,  способной  к  взаимодействию  в  поликультурной  среде,  только  24  %  видят  роль  семьи  в  решении  данного  вопроса,  отмечая  ведущую  роль  школы.  Оказание  квалифицированной  помощи  со  стороны  школы  в  этнокультурном  становлении  личности  ребенка  ожидают  97  %  родителей.

Полученные  результаты  свидетельствуют  о  необходимости  организации  сотрудничающего  взаимодействия  с  семьей  с  целью  решения  проблемы  этнокультурной  социализации  личности.  Чтобы  каждый  ребенок  мог  приобщиться  к  культурному  наследию  своего  народа,  необходимо  в  условиях  семьи  обеспечить  получение  полноценной  информации  о  себе  как  о  члене  определенной  этнической  общности,  помочь  каждой  семье  привить  детям  уважение  к  национальной  культуре,  готовить  детей  к  личному  участию  в  сохранении  и  передаче  национальных  ценностей.

Таким  образом,  целью  второго  этапа  эксперимента  стала  реализация  программы  в  рамках  родительских  собраний  (1  раз  в  месяц).  Согласно  календарно-тематическому  планированию  проведены  лекции,  диспуты,  тренинги,  консультации  со  специалистами  учреждения.  В  результате  исследования  отмечена  более  высокая  активность  родителей  в  организации  учебно-воспитательного  процесса  в  экспериментальных  классах:  участие  в  проведении  часов  общения,  детско-родительских  конференциях,  выставках,  праздниках,  соревнованиях  по  народным  видам  спорта,  оформлении  классных  этнокультурных  уголков  и  др.

На  третьем  этапе  эксперимента  проведена  оценка  результативности  программы  психолого-педагогического  сопровождения  этнокультурной  социализации  младших  школьников  в  рамках  социального  партнерства  семьи  и  школы.  Выявлено,  что  в  73  %  семей  активно  используются  методы  народной  педагогики,  в  воспитании  детей  используют  этнокультурное  наследие.  66  %  родителей  отметили,  что  стремятся  поддерживать  народные  традиции  и  обычаи  в  быту.  В  12  %  семей  общаются  на  родном  языке,  приобщая  к  нему  детей. 

Так  же  отмечена  динамика  в  формировании  этнической  идентичности  родителей.  Высокий  уровень  выраженности  этнической  идентичности,  по  результатам  итоговой  диагностики,  имеют  27  %  родителей,  35  %  —  средний,  33  %  —  выше  среднего,  5  %  —  низкий.  Высокий  и  выше  среднего  уровни  выраженности  когнитивного  компонента  этнической  идентичности  показали  72  %  исследуемых,  у  28  %  родителей  можно  отметить  низкий  уровень. 

Положительная  динамика,  выявленная  в  результате  исследования,  свидетельствует  о  возможности  реализации  данной  программы  для  наиболее  полного  использования  воспитательных  возможностей  такого  структурного  элемента  этнопедагогической  среды,  как  семья. 

 

Список  литературы:

  1. Государственная  программа  «Гармонизация  межэтнических  отношений».  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http:/  //sakha.gov.ru/
  2. Кожанов  И.В.  Этнокультурная  социализация  учащихся:  теоретические  аспекты  [Текст]  /  И.В.  Кожанов,  М.Б.  Кожанова  //  Вестник  Чувашского  педагогического  университета  им.  И.Я.  Яковлева.  —  2012.  —  №  2—2.  —  С.  64—70
  3. Концепция  национальной  образовательной  политики  Российской  Федерации.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http:/  /garant.ru/информационно-правовоеобеспечение/Прайм/
  4. Попов  Б.К.  Семейная  культура  народов  Северо-Востока  России  /  Отв.  ред.  В.И.  Бойко.  Новосибирск:  ВО  «Наука»,  1993.  —  260  с.
  5. Федорова  С.Н.  Этнокультурное  развитие  детей.  Психолого-педагогическое  сопровождение  /  С.Н.  Федорова.  —  М.:  Форум,  2011.  —  176  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.