Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 25 февраля 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Стрижакова Н.А. РОЛЬ ПОЛИМОДАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

РОЛЬ  ПОЛИМОДАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  СРЕДЫ В  ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Стрижакова  Наталия  Андреевна

аспирант  3  года  обучения,

  г.  Сочи

E-mail: 

 

THE  ROLE  OF  POLYMODAL  PEDAGOGICAL  ENVIRONMENT  IN  CREATIVE  AND  ARTISTIC  DEVELOPMENT  OF  OVER-FIVE  CHILDREN

Strizhakova  Natalia

Postgraduate,  Sochi

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  приоритетные  направления  воспита­тельного  процесса,  позволяющие  организовать  художественно-твор­ческое  развитие  детей  в  дошкольном  образовательном  учреждении.

ABSTRACT

In  the  paper  there  are  examined  the  priority  areas  of  educational  process  which  allow  to  organize  creative  and  artistic  development  of  children  in  pre-school  educational  institution. 

 

Ключевые  слова:  сенсорная  модальность,  аудиальная  модальность,  визуальная  модальность,  кинестетическая  модальность,  полимодальность.

Keywords:  sensemodality,  auditorymodality,  visual  modality,  kinesthetic  modality,  polymodality.

 

По  утверждению  Н.Н.  Подъякова,  творчество  носит  глубоко  личностный  характер:  оно  определяется  неповторимостью  личности  ребенка,  неповторимостью  накопленного  им  опыта  деятельности.  Поэтому  процесс  творчества  чрезвычайно  индивидуален,  и  его  развитие  требует  тщательного  учета  индивидуальных  особенностей  ребенка. 

Как  отмечает  Л.А.  Парамонова,  главным  источником  творчества  дошкольников  является  практическая  деятельность  детей,  направ­ленная  на  преобразование  предметов  и  явлений  с  целью  их  позна­ния  и  освоения. 

Необходимо  рассмотреть  проявление  творчества  у  детей  дошкольного  возраста  с  точки  зрения  психологов  Л.С.  Выготского  и  А.В.  Запорожца.  Они  отмечают,  что  творчество  возникает  не  сразу,  а  постепенно,  так  как  в  процессе  развития  происходит  переход  от  более  элементарных  и  простых  форм  выражения  к  более  сложным.  Каждому  возрастному  периоду  детства  свойственна  своя  форма  творчества,  поэтому  необходимо  своевременно  и  целенаправленно  воздействовать  на  ребенка  с  целью  закрепления  и  обогащения  приобретенного  опыта.  Анализируя  психолого-педагогическую  литературу,  мы  приходим  к  выводу:  творчество  —  неотъемлемая  часть  развития  личности  в  целом,  оно  сопровождает  нас  во  всем. 

В  современной  науке  все  большее  значение  придается  изучению  полимодальной  педагогической  среды  и  творчества  и  их  взаимодей­ствию.  Данная  среда  необходима  для  формирования  у  дошкольников  знаний  и  умений  в  гибкой,  подвижной,  вариативной  форме.  Старший  дошкольный  возраст  является  наиболее  сенситивным  периодом,  особенно  ярко  это  проявляется  в  художественно-творческой  деятельности.

Очень  важную  роль  в  современном  дошкольном  образовательном  учреждении,  способствующую  художественно-творческому  развитию  детей  старшего  дошкольного  возраста,  играет  предметно-развивающая  и  педагогическая  среда.  В  работах  Л.С.  Новоселовой  предметный  компонент  развивающей  среды  описан  подробно.  Она  обосновывает  понятие  развивающей  предметной  среды  как  системы  материальных  объектов  деятельности  ребёнка,  функционально  моделирующих  содержание  его  развития,  духовного  и  физического.  Огромный  вклад  в  разработку  проблем  организации  педагогической  среды  внесли  Ж.-Ж.  Руссо,  Ф.  Фребель,  Д.  Дьюи,  М.  Монтессори,  К.Н.  Вентцель,  С.Т.  Шацкий,  Н.И.  Иорданский  и  многие  другие  теоретики  и  практики  образования.

Педагогическая  среда  составляет  то  воспитательное  прост­ранство,  в  котором  осуществляется  педагогически  (т.  е.  целесообразно)  организованное  развитие  личности.

Детский  сад  дает  ребенку  возможность  всестороннего  развития:  физкультура,  изобразительная  деятельность,  музыкальные  занятия.  Таким  образом,  реализация  потенциала  каждого  воспитанника,  развития  его  способностей,  творчества  происходит  путем  использования  инновационных  технологий,  методик,  приемов  при  интеграции  базисной  и  вариативных  программ,  что  невозможно  без  комплексной  передачи  и  восприятия  информации.  Разумеется,  что  информация  является  одним  из  основных  звеньев  между  ребенком  и  воспитателем.  Следовательно,  каким  способом  педагог  передаст,  а  ребенок  воспримет  информацию  и  будет  определяющим  методом  обучения  и  развития.  Отечественные  и  зарубежные  исследования  в  области  педагогики  и  психологии  определили  ведущие  модальности  восприятия  и  переработки  информации:  визуальная  модальность,  аудиальная  модальность,  кинестетическая  модальность  либо  все  в  комплексе,  то  есть  полимодальное  восприятие  информации.  Полимодальные  методы  обучения  —  аудиовизуальные,  визуально-кинестетические,  аудиально-кинестетические,  аудиовизуально-кинес­тетические  не  только  формируют  различные  виды  художественно-творческой  деятельности:  слушание,  восприятие,  исполнительство,  изобразительное  творчество,  но  и  создают  условия  для  индиви­дуально-творческого  и  личностного  развития  учащихся.

Все  дети  воспринимают,  запоминают  и  усваивают  материал  поразному.  Некоторые  дети  с  интересом  прислушиваются  к  звукам,  им  важно,  что  они  слышат  (аудиалы),  кому-то  необходимо  чувствовать,  двигаться  под  музыку,  трогать  руками,  ощущать  (кинестетики),  другие  дети  воспринимают  зрительные  образы,  запоминая,  рисуют  под  музыку  (визуалы). 

Конечно,  ребенок  воспринимает  мир  всеми  чувствами,  однако  сталкиваясь  с  новой  информацией,  часто  использует  ведущую  модальность  восприятия.  Именно  аудиальная,  визуальная  и  кинес­тетическая  модальности  восприятия  в  наибольшей  степени  оказывают  влияние  на  процесс  обучения  ребенка.  И  поиск  путей  и  средств  обучения  должен  происходить  с  учетом  особенностей  каждого  ребенка.  Отечественные  и  зарубежные  исследования  подтверждают  тот  факт,  что  обучение  эффективно  тогда,  когда  происходит  с  опорой  на  ведущую  модальность  восприятия  ребенка.  Если  способ  передачи  информации  совпадает  с  ведущей  модальностью  ребенка,  он  прекрасно  справляется  с  материалом  и  хорошо  его  запоминает.

Работая  в  детском  саду,  мы  непосредственно  сталкиваемся  с  проектированием  и  модернизацией  педагогической  среды.  В  детском  саду  проходят  различные  развивающие  занятия:  по  развитию  речи,  по  развитию  элементарных  математических  представлений,  по  формированию  элементарных  экологических  представлений,  по  физической  культуре.  Особое  внимание  уделяется  художественно-творческим  занятиям:  приобщение  детей  к  художественной  литературе  и  стихам,  музыка,  театрализованная  деятельность,  рисование,  лепка,  аппликация,  а  также  создание  детских  художественных  композиций  различными  нетрадиционными  техниками  рисования  и  поделки  из  природного  материала. 

Так,  для  того  чтобы  расширить  представления  детей  о  сезонных  изменениях  в  природе  в  зимнее  время  года,  мы  использовали  мультфильмы  «Дед  Мороз  и  Лето»,  «Снегурочка»,  «Варежка»,  «Зимняя  сказка»,  «Дед  Мороз  и  серый  волк»,  «Как  ёжик  и  медвежонок  встречали  Новый  Год»,  «Новогодняя  ночь»,  «Когда  зажигаются  ёлки»,  «Тимошкина  Ёлка»,  «12  месяцев»,  «Снеговик-почтовик»,  «Падал  прошлогодний  снег»,  «Зима  в  Простоквашино»,  «Новогодняя  сказка»,  «Кто  придёт  на  новый  год»,  «Мороз  Иванович»,  «Верное  средство»,  «Новогоднее  путешествие»,  «Ну,  погоди!»  8  выпуск,  «В  лесу  родилась  Ёлочка»  и  другие.  Во  время  просмотра  мультфильмов  был  задействован  аудиальный  и  визуальный  канал  восприятия,  что  позволило  передать  информацию  сразу  по  двум  каналам  восприятия.  В  групповых  комнатах  были  развешаны  различные  изображения  зимних  пейзажей,  прочитывались  художественные  тексты:  С.  Иванов  «Каким  бывает  снег»,  В.И.  Одоевский  «Мороз  Иванович»,  Я.  Аким  «Первый  снег»,  Г.  Скребицкий  «Зима».  Делались  опыты  со  снегом  («Почему  растаяла  Снегурочка»)  и  слушали  одновременно  аудиосказку  «12  месяцев»,  что  позволяло  задействовать  сразу  три  канала  восприятия  информации  и  воспользоваться  технологией  полимодального  обучения.

Таким  образом,  мы  приходим  к  выводу:

· полимодальная  педагогическая  среда  —  это  среда,  включающая  в  себя  содержание  образования,  дидактические  процессы,  в  ходе  которых  происходит  изложение  материала  на  визуальном,  аудиальном  и  кинестетическом  каналах.  Наиболее  важным  условием  эффективности  данной  среды  является  полимо­дальная  речь  педагога  (использование  специальных  предикатов).  (Предикат  —  это  языковое  выражение,  обозначающее  какое-то  свойство  или  отношение.  Предикат  указывает  на  свойство  отдельного  предмета,  напр.,  «быть  зеленым»).  Также  важны  учет  разных  репрезентативных  систем,  правополушарный  и  левополушарный  подход,  позитивное  общение  и  якорение  (связывание  внутреннего  состояния  с  внешним  эмоционально  нейтральным  стимулом:  прикосновением,  звуком,  жестом),  обмен  стратегиями,  поддержание  индивидуальной  и  групповой  работой;

· в  условиях  правильно  организованного  педагогического  процесса  дошкольник  постепенно  научается  не  довольствоваться  первыми  впечатлениями,  но  более  тщательно  и  планомерно  исследовать,  рассматривать,  ощупывать  окружающие  предметы,  более  внимательно  выслушивать  то,  что  ему  говорят.  В  результате  этого  возникающие  в  его  голове  образы  восприятия  окружающей  действи­тельности  становятся  более  точными  и  богатыми  по  содержанию.

 

Список  литературы:

  1. Комарова  Т.С.,  Филипс  О.Ю.  Эстетическая  развивающая  среда  в  ДОУ.  Учебно-методическое  пособие.  М.:  Педагогическое  общество  России.  2005.  —  128  с.
  2. Муравьева  Л.В.  Методические  разработки  по  курсу  «Художественно-эстетическое  воспитание  детей»  от  4  до  7  лет:  (из  опыта  работы)  /  Л.В.  Муравьева,  Н.А.  Шанаева.  —  М.,  1994.  —  146  с.
  3. Рыбкин  А.Т.  Художественно-творческая  деятельность  детей  дошкольного  возраста  :  [учеб.-метод.  пособие]  /  А.Т.  Рыбкин  ;  Пенз.  гос.  пед.  ун-т  им.  В.Г.  Белинского.  —  Пенза:  ПГПУ,  2000.  —  123  с.
  4. Тупичкина  Е.А.  Проектирование  процесса  развития  художественно-творческих  интересов  старших  дошкольников  в  ситуации  свободного  выбора  деятельности  //  Детский  сад  от  А  до  Я.  —  2010.  —  №  6  (48).  —  С.  14—22.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.