Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 25 февраля 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абазова Л.М. ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА РОССИИ НА УРОКАХ РКИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ЗОЛОТЫЕ  ИМЕНА  РОССИИ  НА  УРОКАХ  РКИ

Абазова  Людмила  Мухамедовна

канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  русского  языка  для  иностранных  учащихся  Кабардино-Балкарского  государственного  университета,  г.  Нальчик

E-mail:  abazova.ludmila@mail.ru

 

GOLD  NAMES  OF  RUSSIA AT  RUSSIAN  LESSONS  AS  FOREIGN

Abazova  Lyudmila

Candidate  of  Philology,  the  associate  professor  of  Russian  for  foreign  pupils  of  the  Kabardino-Balkarian  state  university,  Nalchik 

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  практике  применения  мультимедийных  пособий  в  преподавании  русского  языка  как  иностранного.  Предлагается  их  использование  при  изучении  материалов  лингвострановедческого  характера  иностранными  студентами.  В  статье  представлена  система  поэтапной  работы  по  внедрению  учебных  комплексов  из  серии  «Золотые  имена  России»  в  образовательный  процесс.

ANNOTATION

Article  is  devoted  to  practice  of  application  of  multimedia  grants  in  Russian  teaching  as  foreign.  Proposes  their  use  in  the  study  of  materials  of  linguistic-cultural  character  by  foreign  students.  In  article  the  system  of  work  on  introduction  of  educational  complexes  from  the  «Gold  Names  of  Russia»  series  in  practice  of  teaching  is  offered.

 

Ключевые  слова:  преподавание  русского  языка  как  инос­транного;  электронные  средства  обучения;  подготовительное  отделение  для  иностранных  учащихся.

Keywords:  teaching  of  Russian  as  foreign;  electronic  facilities  of  educating;  preparatory  separation  for  foreign  students.

 

Произведения  художественной  литературы,  материалы  лингво­страноведческого  и  искусствоведческого  характера  всегда  играли  важную  роль  в  процессе  преподавания  русского  языка  для  иностранных  учащихся.  Обладая  способностью  уникального  эмоционального  воздействия  на  психику  и  сознание  человека,  они  вызывают  особую  творческую  активность  студентов.  Представляя  собой  своего  рода  культурный  фон,  они  служат  его  неисчерпаемым  источником,  воспитывая  толерант­ность  к  другому  образу  жизни,  мышления  и  мировоззрения.  В  настоящее  время  тезис  о  неотделимости  изучения  русского  языка  от  ознакомления  с  культурой  страны  изучаемого  языка,  ее  историей,  социокультурными  традициями  является  общепризнанным  в  методике  преподавания  русского  языка  как  иностранного  (РКИ).  Она  распо­лагает  интересными  идеями  и  возможностями,  обращаясь  к  богатей­шим  запасам  отобранных  временем  литературных,  исторических  творений  и  предметов  искусства. 

Поиск  оптимальных  средств,  способных  повысить  языковую  компетенцию  студентов-иностранцев,  является  одной  из  приори­тетных  проблем  в  совершенствовании  методики  обучения  иностранцев  русскому  языку.  Преподаватели  не  перестают  экспериментировать,  искать  новые  формы  работы,  способы  подачи  знаний,  ведь  каждый  урок  русского  языка  для  иностранных  учащихся  —  это  перекресток  культур,  это  практика  межкультурной  коммуникации.  От  качества  его  организации  зависит  успешность  формирования  общеучебных  и  коммуникативных  умений.

На  кафедре  русского  языка  для  иностранных  учащихся  Кабардино-Балкарского  государственного  университета  имеется  богатая  видеотека  электронных  ресурсов  в  виде  учебных,  обучающих  компьютерных  программ,  интерактивных  мультимедийных  учебных  комплексов  по  РКИ.  Преподаватели  активно  пользуются  ими,  разрабатывают  и  совершенствуют  методику  их  внедрения  в  учебный  процесс  в  форме  отдельных  уроков  или  специальных  фрагментов  на  практических  занятиях  как  вспомогательного  средства  при  введении  нового  материала  и  его  закреплении.

Неоценимую  помощь  в  этом  отношении  могут  оказать  мультимедийные  учебные  комплексы,  вошедшие  в  серию  «Золотые  имена  России»  («Первый  космонавт»,  «Перт  Первый»,  «Михаил  Ломоносов»,  «Василий  Суриков»,  «Галина  Уланова»,  «Александр  Пушкин»,  «Федор  Достоевский»,  «Антон  Чехов»,  «Петр  Чайковский»,  «Лев  Толстой»,  «Михаил  Булгаков»).  Они  регулярно  выпускаются  издательством  «Русский  язык.  Курсы»  с  2010  года. 

Нам  посчастливилось  обогатить  этими  замечательными  комплексными  учебными  пособиями  книжный  фонд  и  видеотеку,  имеющиеся  в  распоряжении  преподавателей  кафедры.  Некоторые  из  них  уже  прошли  успешную  апробацию  в  группах  подгото­вительного  отделения  и  на  продвинутом  этапе  обучения  (1—3  курсы  факультетов  университета).

В  частности,  уже  второй  год  во  втором  семестре  (именно  на  этот  этап  обучения  ориентированы  лексика  и  грамматика  предлагаемого  комплекса)  в  группах  подготовительного  отделения  мы  используем  видеофильм  «Михаил  Ломоносов»  и  прилагающуюся  к  нему  книгу  для  чтения. 

Работа  по  этому  комплексу  строится  следующим  образом:  фильм,  основной  текст  и  упражнения  к  нему  прорабатываются  на  занятии.  Материалы,  представленные  под  рубрикой  «Если  вы  хотите  знать  о  М.В.  Ломоносове  больше…»  («В  родном  краю»,  «Путь  в  науку»,  «За  границей»,  «Служба  в  Петербургской  академии  наук»),  предлагаются  учащимся  в  качестве  индивидуальных  заданий  для  самостоятельной  подготовки.

Первоначальный  просмотр  14-минутного  учебного  фильма,  на  наш  взгляд,  целесообразно  предварить  словарной  работой  и  лингводидактическим  комментарием,  поясняющим  основные  понятия,  характеризующие  особенности  исторической  эпохи,  куль­турной  и  научной  жизни  России  в  XVIII  веке.

В  этом  случае  просмотр  фильма  и  знакомство  с  его  печатным  вариантом  будет  проходить  продуктивнее.  Учащиеся  более  осознанно  воспринимают  новую  информацию,  получаемую  с  экрана  и  из  текста.

Следующая  за  этим  беседа  по  увиденному  и  прочитанному  материалу  должна  также  включать  пояснения  учителя.  В  частности,  учащимся  следует  рассказать,  что  в  основе  учебного  фильма  использованы  кадры  художественной  трилогии  «Михайло  Ломоносов»  (1986  г.,  режиссер  —  Александр  Прошкин).  Роль  гения,  перешаг­нувшего  века,  в  нем  была  сыграна  тремя  актерами  –  Александром  Михайловым  (отрочество),  Игорем  Волковым  (юность)  и  Виктором  Степановым  (зрелые  годы  М.В.  Ломоносова).

В  комментариях  преподаватель  поясняет,  что  некоторые  кадры  видеоматериала  снимались  в  Мемориальном  музее-квартире  ученого  на  Университетском  проспекте  в  Санкт-Петербурге.

Говоря  о  Ломоносове  как  создателе  Московского  университета,  на  наш  взгляд,  будет  целесообразным  сделать  акцент  на  истории  становления  МГУ  —  ныне  главного  университета  России.

Указ  о  его  учреждении  был  подписан  императрицей  Елизаветой  Петровной  25  января  1755  года  —  ныне  это  день  рождения  универ­ситета.  В  фильме  мы  имеем  возможность  увидеть  Государственный  исторический  музей  на  Красной  площади.  Это  первое  место  расположения  Московского  университета.  В  то  время  он  включал  лишь  три  факультета:  философский,  юридический  и  медицинский.  Его  штат  состоял  лишь  из  10  преподавателей,  которые  обучали  30  студентов.  Второе  здание  было  выстроено  на  Моховой  (ныне  там  располагаются  факультеты  журналистики  и  психологии).  И,  наконец,  всеми  узнаваемое  высотное  здание  МГУ  на  Воробьевых  горах  (1953  г.),  перед  которым  стоит  памятник  его  создателю.

Ребятам  интересно  будет  узнать  подробнее  о  знаменитых  произведениях  изобразительного  искусства,  представленных  в  фильме:  единственный  прижизненный  портрет  Михаила  Васильевича  Ломоно­сова  кисти  австрийского  художника  Г.Г.  Преннера  и  картина  Ивана  Кузьмича  Федорова  «Императрица  Екатерина  II  у  М.В.  Ломоносова». 

Демонстрация  фильма  проходит  на  фоне  изумительной  музыки  композитора  Владимира  Мартынова.  Она  передает  энергетику  эпохи  и  величие  личности  ученого,  возглавившего  борьбу  за  становление  и  развитие  отечественной  науки.

Последующая  работа  по  книге  для  чтения  проходит  живо  и  продуктивно.  Ведь  содержание  текста  «Михаил  Васильевич  Ломоносов»  в  точности  совпадает  с  материалом,  прозвучавшим  в  образцовом  исполнении  профессионального  диктора  в  ходе  просмотра  фильма.

Особого  внимания  требуют  афоризмы  М.В.  Ломоносова,  представленные  под  рубрикой  «Это  интересно».  Простой  комментарий  преподавателя  поможет  учащимся  понять  их  глубокий  смысл.  Иностранцам  полезно  будет  не  просто  прочитать  высказывания  великого  ученого,  но  и  выучить  их  наизусть.

Для  детализации  и  закрепления  полученного  информативного  материала  перед  выполнением  упражнений  возможен  повторный  просмотр  фильма.

Комплексное  учебное  пособие,  созданное  стараниями  Зинаиды  Николаевны  Потапурченко  и  Антонины  Павловны  Бубновой  способствуют  формированию  у  иностранных  студентов  яркого  и  запоминающегося  представления  о  неординарной  личности  Михаила  Васильевича  Ломоносова  на  фоне  культурной  и  научной  жизни  России  того  времени.

Первое  незабываемое  впечатление  от  жизни  и  творчества  великого  русского  поэта  А.С.  Пушкина,  материальной  и  духовной  культуры  его  эпохи,  несомненно,  оставит  20-минутный  учебный  фильм.  Содержание  соответствующего  ему  текста  из  I  части  книги  для  чтения  комплексного  учебного  пособия  «Александр  Пушкин»  (авторы  З.Н.  Потапурченко  и  Е.В.  Белова)  вполне  способны  воспринимать  учащиеся  подготовительного  отделения:  лексический  и  грамматический  материал  соответствует  базовому  уровню.

В  основу  учебного  фильма  положены  кадры  известных  художественных  картин  о  А.С.  Пушкине:  «18—14»  («Восемнадцать-Четырнадцать»)  фильм  режиссёра  Андреса  Пуустусмаа  по  сценарию  Дмитрия  Миропольского,  вышедший  на  российские  экраны  27  декабря  2007  года  и  «Пушкин.  Последняя  дуэль»  —  российская  кинолента  2006  года  Натальи  Бондарчук.  Они  помогают  воссоздать  наиболее  значимые  этапы  жизни  поэта:  детство  в  деревне  Захарово;  учеба  в  Царскосельском  Лицее;  Южная  ссылка;  время,  проведенное  в  Михайловском;  счастливые  месяцы,  прожитые  молодой  семьей  в  доме  на  Арбате;  переезд  в  Петербург;  дуэль...

Особый  интерес  учащиеся  проявляют  к  лицейским  годам  учебы  А.С.  Пушкина.  Перед  глазами  зрителей  проносятся  классные  комнаты,  лаборатории,  библиотека  и  даже  комната  №  14,  в  которой  жил  и  писал  первые  стихи  будущий  великий  поэт. 

Поражает  красотой  озеро,  дивный  сад,  примыкающий  к  дворцу-резиденции  русских  императоров  в  Царском  Селе,  по  аллеям  которого  посчастливилось  совершать  прогулки  молодому  Пушкину  в  шумных  и  веселых  компаниях  лицеистов.  В  нескольких  кадрах  емко  и  эффект­но  воссоздана  атмосфера  дружбы  и  творчества,  царившая  среди  них.

Фильм  красочен  и  музыкален.  Для  иностранных  учащихся,  приехавших  на  учебу  из  стран  Ближнего  Востока,  непривычны,  но  завораживающе  притягательны  картины  русской  природы,  гармонично  включенные  авторами  пособия  в  качестве  потрясающего  по  красоте  фона  для  повествования  о  жизни  А.С.  Пушкина  в  Михайловском.  Не  случайно,  конечно,  что  это  в  основном  столь  любимые  поэтом  осенние  пейзажи,  расцвеченные  в  багряные  и  золотые  краски.

Эмоциональное  и  эстетическое  восприятие  студентов  усиливает  мастерски  подобранный  звуковой  ряд,  мозаично  составленный  из  великолепных  произведений  Бетховена,  Вивальди,  Глинки  и  Шопена.

Несколько  слов  хочется  сказать  об  оформлении  книги  для  чтения.  Этому  должен  быть  посвящен  и  комментарий  преподавателя.  Каждый  текст  ненавязчиво  дополнен  выразительными,  широко  известными  и  узнаваемыми  российским  читателем  рисунками  А.С.  Пушкина  и  Н.  Рушевой.  Интересен  авторский  выбор  в  иллюстрировании  учебного  издания.  Возможно,  он  объясняется  тем,  что  герои  Пушкина  в  исполнении  Нади  выглядят  так,  будто  это  сам  великий  поэт  нарисовал  их  на  полях  своих  стихов.  Однако  важно  отметить,  что  в  них  нет  и  намека  на  вымученное  копирование  манеры.  Наоборот,  все  рисунки  подвижны,  легки  и  совершенно  уникальны  и  неповто­римы.  Юному  дарованию  удалось  всего  лишь  одной  линией  показать  жизнь  людей,  самые  важные  их  черты,  эмоциональное  и  духов­ное  состояние.

Студенты  продвинутого  этапа  обучения  на  уроках  РКИ  при  изучении  стихотворных  произведений  А.С.  Пушкина,  его  повестей  «Метель»,  «Станционный  смотритель»  (они  включены  в  печатный  вариант  пособия)  открывают  новые  грани  пушкинских  шедевров,  расширяют  свои  представления  о  творчестве  и  жизни  великого  поэта.  Узнать  о  событиях,  произошедших  после  смерти  Пушкина,  о  дальнейшей  судьбе  его  родных  и  друзей  иностранцы  смогут  и  во  внеурочное  время,  самостоятельно  изучив  материалы,  вошедшие  во  вторую  часть  книги  для  чтения:  повесть  Ю.  Тынянова  «Пушкин»  (в  адаптированном  варианте),  тексты  «Пушкин  и  Пущин»,  «Жена  и  дети  Пушкина».  Повторный  просмотр  учебного  фильма  будет  восприниматься  ими  совершенно  по-новому,  на  более  высоком  уровне  понимания  и  осознания  величия  А.С.  Пушкина.

«Антон  Чехов»  —  еще  одно  из  пособий,  вышедших  в  рамках  серии  «Золотые  имена  России»,  прошло  успешную  адаптацию  в  группах  продвинутого  этапа  обучения  РКИ.  Нам  представляется  весьма  полезным  для  иностранных  учащихся  начинать  знакомство  с  творчеством  А.П.  Чехова  именно  с  этого  учебного  комплекса.  Тщательно  подобранная  информация  (автор:  З.Н.  Потапурченко),  сначала  увиденная,  услышанная,  а  потом  прочитанная  и  закрепленная  в  ходе  беседы  и  выполнения  творческих  заданий,  не  только  дает  возможность  узнать  о  жизни  классика  русской  литературы,  но  и  получить  наглядное  представление  о  его  литературной  деятельности  и  врачебной  практике.

Шестнадцать  минут  учебного  фильма  знакомят  иностранных  студентов  с  основными  этапами  жизни  А.П.  Чехова.  Но  этого  времени  оказывается  достаточно,  чтобы  они  смогли  запомнить  многое.

Интересным  наблюдением  за  возможностями  зрительной  памяти  студентов,  к  примеру,  стал  факт  учебы  будущего  писателя  и  врача  в  Московском  университете.  Иностранцы,  никогда  не  бывавшие  в  Москве,  сразу  же  узнали  здание  медицинского  факультета  на  Моховой,  впервые  увиденное  ими  в  фильме  о  М.В.  Ломоносове.

Видеоматериалы  фильма,  снятые  в  музеях  А.П.  Чехова  (дом-музей  на  Садово-Кудринской  улице  в  Москве,  «Государственный  литературно-мемориальный  музей-заповедник  А.П.  Чехова  «Мелихово»,  дом  писателя  в  Ялте),  содержат  богатый  информативный  и  учебный  потенциал  для  расширения  коммуникативных  возможностей  препо­давателей  и  студентов.  Они  способствуют  формированию  у  иностранных  учащихся  навыков  аудирования,  чтения,  говорения,  а,  главное,  формируют  глубокий  интерес  к  русской  литературе,  истории  и  культуре.

Виртуальная  экскурсия  в  святая  святых  музеев  —  кабинеты  писателя,  сопровождаемая  комментариями  преподавателя,  может  поведать  студентам  о  его  литературных  предпочтениях,  друзьях.  Подтверждением  этому  становятся  самые  ценные  личные  вещи:  подборка  любимых  книг,  выставленных  на  полках,  дорогие  сердцу  фотографии  (Исаака  Левитана,  Петра  Чайковского,  А.Н.  Плещеева;  самого  Чехова,  читающего  «Чайку»  в  компании  В.И.  Немировича-Данченко,  О.Л.  Книппер,  К.С.  Станиславского,  В.Э.  Мейерхольда;  в  редакции  журнала  «Русская  мысль»;  ялтинские  —  с  М.  Горьким)  и  картины  (пейзаж  И.И.  Левитана,  который  был  написан  за  несколько  минут  во  время  одного  из  его  визитов  в  Мелихово;  портреты  друзей  —  Я.П.  Полонского,  И.С.  Тургенева),  которыми  увешаны  стены. 

В  фильме  мелькают  художественные  портреты  самого  писателя:  выпускника  Московского  университета;  молодого  уездного  врача  (нарисован  родным  братом  писателя  —  Николаем);  двадцати­пятилетнего  Чехова  (кисти  Исаака  Левитана);  самый  известный  портрет  работы  И.Э.  Браза  1898  года,  хранящийся  в  Третьяковской  галерее;  карандашный  набросок  Николая  Панова,  сделанный  в  Ялте  в  1903  году  за  несколько  месяцев  до  смерти  писателя. 

Но  самый  важный  экспонат  каждого  из  кабинетов  —  это  рабочий,  письменный  стол  А.П.  Чехова,  где  представлены  чудом  сохранив­шиеся  личные  вещи:  пенсне,  пресс-папье,  оригиналы  изданий  юмористических  журналов,  с  которыми  он  сотрудничал  («Будильник»,  «Осколки»,  «Сверчок»),  бесценные  рукописи  его  произведений.

В  фильм  включены  фрагменты  экранизаций  произведений  А.П.  Чехова.  Художественная  картина  Исидора  Анненского  «Анна  на  шее»  (1954  г.)  получила  «Золотую  оливковую  ветвь»  на  Между­народном  кинофестивале  в  Италии  в  1957  году  (В  ролях:  Алла  Ларионова,  Михаил  Жаров,  Вл.  Владиславский).

На  примере  фильма  «Свадьба»  (1944  г.)  преподаватель  может  рассказать,  как  весьма  печальные  жизненные  обстоятельства,  в  водовороте  которых  порой  оказывался  писатель  (к  примеру,  шумное  соседство  в  замоскворецкой  квартире),  преломляясь  в  памяти  и  богатом  воображении  мастера  коротких  рассказов,  давали  ему  богатый  материал  для  создания  веселых  юмористических  и  язвительных  сатирических  произведений.  Так  появилась  сценка  «Свадьба».  Ее  несложный  сюжет  лег  в  основу  одноименного  комедийного  фильма.  Замечательная  режиссура  Исидора  Анненского,  блистательная  игра  Алексея  Грибова,  Фаины  Раневской  и  Зои  Федоровой  подняли  незатейливое  описание  грустного  житейского  опыта  молодого  Чехова  на  высокий  уровень  произведения  кинема­тографического  искусства,  сохранившего  художественную  ценность  до  наших  дней.

Знакомство  с  писателем  на  этом  не  ограничивается.  Для  самых  любознательных  иностранных  студентов,  которые  хотят  знать  о  А.П.  Чехове  больше,  дается  дополнительный,  но  не  менее  интересный  материал  во  второй  части  книги  для  чтения  комплексного  учебного  пособия:  «Детство  будущего  писателя»,  «Увлечение  театром»,  «Трудности  жизни»,  «Студент  медицинского  факультета»,  «Доктор  А.П.  Чехов»,  «Вы  такой  талантливый  крокодил,  а  пишете  пустяки!»  (из  письма  художника  И.И.  Левитана  А.П.  Чехову),  «Чехов  и  Художественный  театр»  (в  видеофильме  имеются  фрагменты  экранизации  чеховской  «Чайки»  (1970  год;  режиссер  —  Юлий  Карасик;  в  главных  ролях:  Алла  Демидова,  Юрий  Яковлев,  Армен  Джигарханян),  «Что  вдаль  его  звало?»,  «Первый  год  в  Мелихове»,  «Самый  большой  талант  Чехова»  (по  книге  К.  Чуковского  «Человек  и  мастер»).

Завершая  работу  с  текстами,  студенты  смогут  познакомиться  с  адаптированным  рассказом  «Попрыгунья»  (фрагменты  его  экрани-зации,  поставленной  режиссером  Самсоном  Самсоновым,  также  включены  в  учебный  фильм).

Серия  «Золотые  имена  России»  добавляет  богатейший  дидактический  материал  в  арсенал  преподавателей  РКИ.  Каждое  из  ее  увлекательных  учебных  пособий  содействует  комплексному  развитию  у  студентов  навыков  аудирования,  чтения  и  говорения.  Продуманная  система  их  включения  в  учебный  процесс  не  только  поможет  русистам  разнообразить  практические  занятия  но,  несом­ненно,  заинтересует  иностранных  учащихся  русской  литературой,  историей  и  искусством,  даст  высокую  мотивацию  при  изучении  русского  языка  в  целом.

 

Список  литературы: 

1. Потапурченко  З.Н.,  Белова  Е.В.  Александр  Пушкин.  Комплексное  учебное  пособие  для  изучающих  русский  язык  как  иностранный.  —  М.:  Русский  язык.  Курсы,  2012.  —  56  с.

2. Потапурченко  З.Н.  Антон  Чехов.  Комплексное  учебное  пособие  для  изучающих  русский  язык  как  иностранный.  —  М.:  Русский  язык.  Курсы,  2012.  —  56  с.

3. Потапурченко  З.Н.,  Бубнова  А.П.  Михаил  Ломоносов.  Комплексное  учебное  пособие  для  изучающих  русский  язык  как  иностранный.  —  М.:  Русский  язык.  Курсы,  2010.  —  32  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.