Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 января 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Кыштымова Т.А. РОЛЬ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ НАРОДА ХАНТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

РОЛЬ  ТРАДИЦИЙ  И  ОБЫЧАЕВ НАРОДА  ХАНТЫ  В  ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ

Кыштымова  Татьяна  Анатольевна

аспирант  ШГПИ  г.  Шадринск,

  МБДОУ  г.  Мегион

E-mail:  tatyanakys@mail.ru

 

THE  ROLE  OF  TRADITIONS AND  CUSTOMS  OF  THE  KHANTY IN  ECOLOGICAL  EDUCATION OF  PRESCHOOL  CHILDREN

Tatiana  Kyshtymova

Post-graduate  student  of  Shadrinsk  State  Pedagogical  Institute,  Shadrinsk,  Municipal  Budget  Preschool  Educational  Institution,  Megion

 

АННОТАЦИЯ

Эффективным  средством  экологического  воспитания  детей  старшего  дошкольного  возраста  является  использование  народных  традиций  и  обычаев  народа  ханты,  отражающих  взаимоотношения  человека  и  природы.  Представления  об  окружающем  мире,  традиционная  культура  и  общественная  жизнь  народа  тесно  связана  с  окружающей  средой.  В  культуре  ханты  нарушение  экологического  равновесия,  вызываемое  существование  за  счет  природы,  сводится  к  минимуму,  поэтому  опыт  этого  народа  достоин  изучения  и  пристального  внимания.

ABSTRACT

An  effective  mean  of  preschool  children’s  ecological  education  is  the  use  of  national  traditions  and  customs  of  the  Khanty  which  reflect  relationships  between  man  and  nature.  Ideas  about  the  outside  world,  the  traditional  culture  and  social  life  of  the  nation  are  closely  related  to  the  environment.  In  the  culture  of  the  Khanty  the  disruption  of  ecological  balance  which  is  caused  by  the  nature  is  minimized,  therefore  the  experience  of  this  nation  deserves  study  and  focused  attention. 

 

Ключевые  слова:  экологическое  воспитание;  традиции;  ханты.

Key  words:  ecological  education;  traditions;  the  Khanty.

 

Известно,  что  знание  прошлого  помогает  лучше  осознать  настоящее.  Исторический  опыт  показал,  что  полный  отрыв  от  традиционной  деятельности  ведет  к  культурной  деградации  целого  поколения  или  его  большинства.  Именно  народы  ханты  —  хранители  огромного  многовекового  опыта  гармоничного  сосуществования  с  Природой,  и  этот  опыт  должен  стать  достоянием  человека.  В  связи  с  тем,  что  на  территории  Ханты-Мансийского  автономного  округа  проживают  преимущественно  ханты,  акцент  в  работе  с  дошкольниками  делается  на  формирование  экологической  культуры  посредством  ознакомления  с  природными  ресурсами,  животным  и  растительным  миром  своего  края.  Эффективным  средством  экологического  воспитания  детей  старшего  дошкольного  возраста  является  использование  народных  традиций  и  обычаев,  отражающих  взаимоотношения  человека  и  природы.  Интересен  тот  факт,  что  все,  к  чему  пришли  ученые-экологи  современности,  уже  давно  не  ново.  Представления  об  окружающем  мире  у  народа  ханты,  традиционная  культура  и  общественная  жизнь  народа  тесно  связана  с  окружающей  средой.  «Жизнь  на  Севере  выработала  у  местных  народов  особое  отношение  к  природе  —  это  принцип  биосферного  равенства  как  признания  равных  прав  всех  живых  существ»  [1,  с.  23].

Взаимодействие  народа  ханты  с  природой  исследованы  В.М.  Кулемзиным.  По  его  мнению,  они  представляют  единую  систему,  которая  была  стройной  и  замкнутой.  В  основе  взаимодействия  человека  и  окружающей  среды  лежит  культура.  В  культуре  ханты  нарушение  экологического  равновесия,  вызываемое  существование  за  счет  природы,  сводится  к  минимуму,  поэтому  опыт  этого  народа  достоин  изучения  и  пристального  внимания.

Ханты  живут  в  тесном  контакте  с  природой.  Гармония,  царящая  в  природе,  накладывает  свой  отпечаток  на  народную  этику.  Этические  представления  находили  свое  отражение  в  житейской  философии  и  морали  и  были  связаны  с  метеорологическими,  астрономическими  и  другими  наблюдениями  за  окружающей  природой.  Природа  являлась  главным  фактором,  объединяющим  в  единое  целое  комбинированные  меры  воздействия  на  поведение  людей,  их  образ  жизни.

Ханты  занимались  промыслово-оленеводческой  деятельностью,  т.  е.  преимущественно  присваивающей,  а  не  производящей.  Противо­речивость  роли  человека  в  экосистеме  состоит  в  том,  что  человек  здесь  добытчик,  вынужденный,  убивать,  чтобы  выжить  на  этой  суровой  земле.  Промысловая  этика  хантов  была  ориентирована  на  то,  чтобы  проводить  извинительные  акты  перед  природой:  преклонениями,  жертвоприношениями,  дарениями  человек  как  бы  откупался  от  природы  за  содеянное.  Для  этого  растили,  содержали  определенных  животных.  П.И.  Бахлыков  в  своей  статье  «История,  быт,  культура  юганских  ханты»  пишет  об  охотничьих  приспособлениях  юганских  ханты:  «И  что  поразительно,  в  отличие  от  современных  самоловов,  зверек  или  птица  не  мучается  в  ловушке,  ожидая  свою  гибель,  и  не  портится  мех.  Конструкция  позволяет  убивать  жертву  мгновенно»  [1,  с.  43].

В  традиционной  практике  природопользования  ханты  придержи­вались  принципа:  что  достаточно,  то  достаточно.  Такое  отношение  к  промыслу  базируется  на  традиционном  мировоззрении,  в  котором  очень  четко  выражено,  по  мнению  Н.В.  Лукиной,  представление  о  том,  что  человек  —  такая  же  часть  природы,  как  деревья,  животные,  реки  и  т.  д.  [2,  с.  95].

Ханты  жили  за  счет  продуктов  природы,  поэтому  к  зверям,  птицам  относились  уважительно.  Не  разоряли  птичьих  гнезд.  Если  и  брали  из  птичьего  гнезда  яйца,  то  лишь  часть.  Трудно  найти  животное,  которое  по  той  или  иной  причине  не  считалось  бы  священным.  Особое  отношение  было  к  медведю  и  лосю.  Образ  Лося  в  мировоззрении  ханты  связывается  с  представлением  о  благополучии,  достатке.  Медведь  имеет  по  верованиям  ханты  божественное  происхождение,  некогда  он  был  человеком.  С  медведем  связано  много  различных  легенд.  На  Казыме  рассказывают,  что  он  был  сыном  женщины,  за  ослушание  превращенный  в  медведя.  На  Вахе  считалось,  что  умерший  старец  превращается  в  медведя.  Медведь  в  мировоззрении  хантов  занимает  центральное  место,  являясь  хореином  либо  Верхнего  либо  Нижнего  мира,  справедливым  распределителем  добычи,  судьей  в  спорных  делах.  По  некоторым  данным  именно  медведь  научил  людей  добывать  огонь.  Во  многих  местах  медведя  называли  бабушкой,  дедушкой,  братом,  «в  шубе  человеком».

К  рыбе,  основному  продукту  питания  хантов,  относились  с  благоговением.  Это  тоже,  подтверждается  фольклором.  В  хантый­ской  мифологии  рыбы,  как  люди,  являются  между  собой  родствен­никами,  они  также  соблюдают  обряд  избегания.  Для  налима  осетр,  стерлядь  —  это  зятья,  нельма  —  племянник,  муксун,  щекур  —  племянницы.  Поэтому  их  нельзя  варить  в  одном  котле.  Разные  группы  хантов  соблюдали  запреты  на  разделку  и  употребление  того  или  иного  вида  рыбы  [2,  с.  80].

Деревья  занимали  большое  место  в  традиционном  мировоз­зрении:  пары  деревьев  называли  близнецами,  дерево,  имеющее  на  вершине  семь  ветвей,  считалось  священным.  Береза  —  священное  дерево,  связывает  Средний  мир  с  Верхним.  Считалось,  что  черемуха  притягивает  к  себе  злых  духов,  а  рябина  —  отпугивает.  Поэтому  черемуха  не  должна  была  расти  близко  к  жилью.  По  существу  нет  дерева,  у  которого  не  было  своего  места  в  мировоззренческой  системе. 

О  насекомых  ханты  говорили,  что  они  как  духи,  вечно  живые  и  умирают  только  на  зиму.  Первые  насекомые  проникли  в  Средний  мир  из  Нижнего.  Например,  комары,  по  данным  фольклора  —  это  пепел  сгоревшего  злого  существа,  убитого  народным  героем  [4,  с.  25].

Своеобразным  было  отношение  к  природным  стихиям:  грозе,  огню,  ветру,  воде.  Например,  когда  после  окончания  зимы  в  первый  раз  садились  в  лодку,  детям  смачивали  голову  водой,  приговаривая:  «Со  спины  белой  лошади  пересел  на  спину  черной  лошади».  Назначение  этого  обряда  —  задобрить  духа  воды,  чтобы  он  уберег  людей  от  трагедии  на  воде.

В  лесу  тоже  нужно  было  вести  себя  определенным  образом.  Если  в  лесу  дети  начинали  кричать,  шуметь,  то  взрослые  говорили:  «Вунт  нох  алума!  Щиты  хун  рахал?»  «Лес  подняли!  Разве  так  можно?»  Вечером  к  заходу  солнца  люди  выходили  из  тайги  ближе  к  реке,  вечером  наступало  царство  лесных  духов,  уходили  на  покой  звери,  птицы,  и  нельзя  их  беспокоить,  иначе  дух  леса  может  наказать  человека.  Если  во  время  сбора  ягод  они  высыпались,  их  не  собирали  обратно.  Считалось,  что  лесному  духу  угодно  оставить  эти  ягоды  у  себя.

Особое  отношение  было  у  хантов  к  огню.  Его  почитали,  перед  ним  преклонялись.  Люди  на  Севере  среди  снегов  и  при  очень  низкой  температуре  считали  отношение  к  огню  нравственным  мерилом  здоровья  всей  семьи.  Огонь  считался  очистительным,  целебным.  Нельзя  было  с  ним  обращаться  небрежно.  За  свое  непочтительное  отношение  к  огню  человек  наказывался  пожаром.

Соблюдать  ограничительные  меры  по  отношению  к  природе  помогала  хантам  их  вера  в  различные  приметы.  После  весеннего  кукования  кукушки  нельзя  было  рвать  ягоды,  вытаявшие  из  под  снега  (клюкву,  бруснику),  нельзя  пить  березовый  сок,  потому  что  они  становятся  «нечистыми».  Ведь  кукушка  —  это  женщина,  перевоп­лотившаяся  в  птицу.  И  этот  обычай  разумен  в  том  смысле,  что  природа  в  этот  период  весны  готовится  к  обновлению,  и  человек  должен  быть  только  наблюдателем.

Из  всего  вышесказанного  можно  сделать  вывод  о  том,  что  у  народа  ханты  сформировались  определенные  традиции  по  отношению  к  представителям  животного  и  растительного  мира  к  тем  или  иным  явлениям  природы.  Основа  этих  традиций  сугубо  материальная:  ведь  речь  идет  о  сбережении  сырьевых  и  продо­вольственных  ресурсов,  от  которых  зависит  жизнь  человека  в  лесу.  Почти  все  трудовые  дела  сплетались  с  природой,  а  природа  ритмична:  одно  вытекает  из  другого  и  все  неразрывно  связано  между  собою.

Исследователь  В.Г.  Нестеров  подчеркивает,  что  нравственность  формировалась  как  неотъемлемая  сторона  общественной  организации  труда.  Основополагающая  роль  труда  в  формировании  нравственности  доказывается  тем,  что  без  добросовестного  выполнения  обязанностей,  без  дисциплины,  честности  в  труде  существование  рода  стало  бы  невозможным,  ибо  разрушилась  бы  коллективная  форма  труда  и  социальные  связи  между  людьми.

Трудолюбие,  старательность,  добросовестность  —  отличитель­ные  черты  положительных  героев  хантыйских  преданий,  мифов,  сказок.  Во  многих  хантыйских  сказках  действие  происходит  во  время  охоты,  рыбалки,  сбора  ягод,  кедровых  орехов.  Отрицательные  герои  в  сказках  предстают  ленивыми,  неумелыми,  злыми,  стремящимися  урвать  незаслуженные  блага.  Примером  этому  является  сказка  «Жадная  белочка»  [6,  с.  10].

У  хантов  редко  возникает  вопрос:  как  воспитывать  детей.  Он  звучал  и  продолжает  звучать  в  форме:  как  жить,  чтобы  дети  выросли  достойными  людьми.  Именно  этим  обстоятельством  объясняется  особое  внимание  к  семейно-родственным  отношениям,  к  этическому  регулированию  в  семье,  обществе.  Ханты  всегда  уважительно,  как  к  равным  относятся  к  детям.  Ханты  видят  нравственный  смысл  во  всех  явлениях  природы  и  общественной  жизни.  Поклонение  природе  —  характерная  черта  их  экологической  культуры,  которая  всегда  была  индивидуализирована,  персонали­зирована  и  очень  конкретна.  В  традиционной  культуре  хантов  решающее  место  занимали  взаимоотношения  человека  и  природы,  приготовления,  детей  к  жизни  в  окружающей  природе,  прежде  всего  в  лесу.  Стоит  только  посмотреть  на  одежду,  обувь,  пищу  и  жилище,  чтобы  убедиться  —  ханты  и  лес  неразделимы,  чтобы  почувствовать  значение  леса,  который  обеспечивал  жизнь  ему,  семье,  детям,  всему  народу  [1,  с.  19].  Природа  является  главным  фактором,  объединяющим  в  единое  целое  все  меры  воспитательного  воздействия  на  детей,  комплексные  формы  организации  их  деятельности  все  стороны  формирования  совершенной  личности.  Поэтому  первоначальным  толчком  к  пробуждению  в  человеке  мысли  о  совершенстве,  впослед­ствии  развившейся  в  сознательное  стремление  к  самоусовершенст­вованию,  послужило  представление  о  гармоническом  отношении  в  природе.  Так,  совершенство  человека  связывается  с  естественностью,  природосообразностью,  непрерывностью  процесса  воспитания,  с  его  ранним  началом.

Объективная  гармония  природы  несет  в  себе  зачатки  и  субъективной  гармонии;  уяснение  этого  способствует  укреплению  здоровья,  благотворно  влияет  на  умственное  развитие,  ребенка.  Соприкасаясь,  с  природой  и  жизнью,  протекающей  на  лоне  природы,  дети  имеют  своими  педагогами  их  же,  а  природа  и  жизнь  признаются  лучшими  воспитателями.  Природа  и  жизнь  развивает  в  северных  детях  любовь  к  труду,  так  как  они  видят  постоянно  работающих  отца  и  мать,  сами  часто  помогают  им.  Свободный  труд,  учил  Н.Д.  Ушинский,  нужен  человеку  сам  по  себе,  для  поддержания  в  нем  чувства  человеческого  достоинства,  в  конечном  счете,  из  него  вырастает  и  национальное  чувство  —  чувство  национальной  чести.  Этим  положением  всегда  руководствовались  носители  ценностей  народной  педагогики  [7,  с.  14].

На  лоне  природы  северный  ребенок  подолгу  наблюдает  какое-нибудь  явление.  Находясь  ближе  к  неживой  природе,  наблюдает  ее  и  в  отдельных  явлениях,  и  в  более  ясных  для  него  взаимных  отношениях,  определяющих  гармонию  в  природе.  Все  явление  природы  ребенком  воспринимаются  цельными,  поэтому  и  запечат­леваются  в  нем  гораздо  сильнее.  В  нем  воспитываются  в  результате  этого  сосредоточенность  и  глубина  мысли.  Природа  обогащает  детский  ум  важными  знаниями  и  интересными  сведениями  и  благодаря  этому  способствует  более  широкому  и  всестороннему  росту  духовных  сил  детей.  Извечна  эстетическая  роль  природы,  что  подтверждается  высокопоэтичными  произведениями,  которые  создает  каждый  народ,  черпающий  свое  вдохновение  из  созерцания  красот  природы  [3,  с.  18].

Природа  содействует  формированию  различных  сторон  личности:  здоровью,  развитию  ума,  нравственности,  трудолюбию,  чувству  прекрасного.  Так,  доминирующее  влияние  природной  среды  перерас­тает  при  условии  целенаправленной  педагогической  деятельности  взрослых,  в  способность  не  только  созерцать  и  объяснять  природу,  активно  ориентироваться  в  ней,  находить  средства  выживания  в  экстремальных  условиях,  но  одновременно  и  любоваться  ею,  помогать  ей,  улучшать  ее.  В  этом  трепетном  отношении  к  окру­жающей  действительности  —  природе  и  человеческому  сообществу  как  ее  части  —  и  состоит  смысл  исконного  совершенства  человеческой  личности  [5,  с.  46].

Нельзя  не  сказать,  что  высочайшая  экологическая  культура  народов  Севера  лишает  смысла  бестактные  высказывания  об  отсталых  и  передовых  в  культурном  отношении  народах.  Речь  должна  идти  о  разных  типах  культур,  для  сравнения  которых  нет  общих  оснований.  Более  того,  сплав  разнородных  элементов  в  экологическом  сознании  народов  Севера,  в  первую  очередь  признания  самоценности  природы,  делает  данные  народы  учителями  всего  человечества  в  том,  как  надо  относиться  к  естественному  окружению,  чтобы  избежать  усугубления  экологического  кризиса.

 

Список  литературы:

  1. Бахлыков,  П.И.  История,  быт,  культура  Юганских  ханты  [Текст]  //  Югра.  —  1992.  —  №  5.  —  С.  19—43.
  2. Лукина,  Н.В.  Знакомьтесь:  ханты  [Текст]:  научно-популярное  издание  /  Н.В.  Лукина,  В.М.  Кулемзин.  —  Новосибирск:  ВО  «Наука»,  1992.  —  136  с.
  3. Просвещение  на  Крайнем  Севере  [Текст]  /  сост.  А.А.  Бугаева,  М.Н.  Кудря.  —  М.:  Просвещение,  1987.
  4. Романцева,  Л.  Фольклор  в  нравственно-экологическом  воспитании  [Текст]  /  Л.  Романцева  //  Дошкольное  воспитание.  —  1981.  —  №  9.
  5. Рыжова,  Н.А.  Я  и  природа  [Текст]:  учебно-методический  комплект  по  экологическому  образованию  дошкольников  /  Н.А.  Рыжова.  —  М.:  Линка-Пресс,  1996.  —  56  с.
  6. Сказка  народов  ханты  [Текст]  /под  ред.  Е.А.  Немысовой.  —  СПб.:  ТОО  «Алфавит»,  1995.  —  143  с.:  ил.
  7. Ушинский,  К.Д.  Избранные  сочинения  [Текст].  Т.  9.  —  М.,  1974.  —  С.  117—118.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом