Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 сентября 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Алымкожоев О.Ж. ИСТОРИЯ КЫРГЫЗОВ САЯН-АЛТАЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ Ю.С. ХУДЯКОВА // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 9(46). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ИСТОРИЯ  КЫРГЫЗОВ  САЯН-АЛТАЯ  И  ЦЕНТРАЛЬНОЙ  АЗИИ  В  ИССЛЕДОВАНИЯХ  Ю.С.  ХУДЯКОВА

Алымкожоев  Омурбек  Жумадилович

старший  преподаватель  кафедры  истории  стран  Азии  и  Африки

Кыргызского  Национального  университета  имени  Жусупа  Баласагына

Кыргызская  Республика,  г.  Бишкек

E-mailomurbekaj@mail.ru

 

HISTORY  OF  THE  KIRGHIZ  OF  SAYAN-ALTAI  AND  CENTRAL  ASIA  IN  YU.S.  KHYDYAKOV’S  RESEARCH

Omurbek  Alymkozhoev

senior  Lecturer  of  History  of  Asia  and  Africa  Countries  Chair, 
Kyrgyz  National  University  named  after  Jusup  Balasagyn, 
Kyrgyz  Republic
,  Bishkek

 

АННОТАЦИЯ

Автор  статьи,  используя  опубликованные  работы  и  статьи  Ю.С.  Худякова,  рассматривает  его  взгляды  в  изучении  истории  и  культуры  кыргызов  Саян-Алтая  и  Центральной  Азии.  В  статье  рассмотрен  процесс  формирования  кыргызского  народа,  обозначены  наиболее  дискуссионные  аспекты  исследуемой  проблемы. 

ABSTRACT

The  author  of  the  article,  using  published  works  and  articles  of  Yu.S.  Khydyakov,  considers  his  views  in  studying  history  and  culture  of  the  Kirghis  of  Sayan-Altai  and  Central  Asia.  Formation  process  of  the  Kirghis  is  analyzed  in  the  article,  the  most  debatable  aspects  of  investigated  process  are  distinguished. 

 

Ключевые  слова:  Худяков;  енисейские  кыргызы;  Саян-Алтай;  этногенез;  кыргызоведение.

Keywords:  Khydyakov;  the  Yenisei  Kirghis;  Sayan-Altai;  ethnogenesis;  kirghisiology. 

 

Юлий  Сергеевич  Худяков  является  одним  из  крупных  ученых  и  археологов,  изучавших  историю  кыргызов  Саян-Алтая  и  Центральной  Азии  от  эпохи  бронзы  до  позднего  средневековья.  И  действительно,  его  глубоко  интересуют  вопросы  этногенеза,  ранняя  история  и  культура  кыргызов.  Чтобы  провести  по  ним  объемный  историографический  обзор  требуется  немало  сил.  Поэтому,  в  данной  статье  мы  хотим,  лишь  вкратце  остановится  на  научные  изыскания  ученого  по  истории  кыргызов  Саян-Алтая  и  Центральной  Азии,  выявив  тем  самым  некоторые  концептуальные  взгляды  ученого  на  ту  или  иную  проблематику.

В  своем  труде  Ю.  Худяков  приводит  историографический  обзор  изучению  историю  енисейских  кыргызов. 

История  и  культура  кыргызов,  обитавших  на  Енисее,  привлекли  внимание  ученых  и  путешественников  еще  в  начале  XVIII  века.

В  ходе  первой  научной  экспедиции  Д.Г.  Мессершмидтом  и  Ф.И.  Страленбергом  были  открыты  памятники  енисейской  рунической  письменности  и  собраны  коллекции  предметов  вооружения  и  торевтики  кыргызов  [5,  c.  137].  Определенный  вклад  в  изучение  памятников  кыргызской  культуры  на  Енисее  внесли  И.Е.  Фишер  и  Г.Ф.  Миллер.  Они  впервые  поставили  вопрос  о  происхождении  и  соотношении  кыргызов  Енисея  и  Тянь-Шаня.  Вопроса  о  соотношении  кыргызов  Енисея  и  Тянь-Шаня  касался  в  своем  труде  И.Г.  Георги.

В  XIX  в.  вопросы  миграции  кыргызов  из  Саяно-Алтая  в  Восточный  Туркестан  рассматривали  в  своих  трудах  Ю.  Клапрот  и  К.  Риттер.  Сведения  китайских  источников  о  кыргызах  в  эпоху  раннего  средневековья  были  переведены  Н.Я.  Бичуриным  и  В.  Шоттом.  В.В.  Радловым  было  высказано  несколько  гипотез  о  переселении  кыргызов  на  Тянь-Шань  в  домонгольскую  и  монгольскую  эпоху.

Большое  значение  для  изучения  памятников  кыргызской  культуры  в  Центральной  Азии  имело  расшифровка  древнетюркской  руники  В.  Томсеном  и  переводы  текстов  В.В.  Радловым.  Это  позволило  включить  в  научный  оборот  новый  информативный  круг  письменных  источников,  в  которых  описываются  многие  события  раннесредневековой  истории  кыргызов  [9,  c.  18]  Сведения  различных  по  происхождению  письменных  источников  были  обобщены  в  трудах  Н.А.  Аристова,  Н.Н.  Козьмина,  Г.Е.  Грумм-Гржимайло.  Н.Н.  Козьмин  попытался  противопоставить  сведения  о  кыргызах  из  китайских  и  иных  источников,  и  обосновать  историчность  термина  «хакасы»,  принятого  в  качестве  официального  наименования  коренного  населения  Минусинской  котловины  в  1923  г.  [7,  c.  34—35]  Наиболее  подробно  данные  из  китайских,  арабских,  персидских  и  древнетюркских  источников  по  истории  кыргызов  были  проанализированы  и  систематизированы  в  труде  В.В.  Бартольда  [3,  c.  474—525]  В  1929  г.  С.А.  Теплоуховым  была  разработана  периодизация  минусинских  культур,  в  числе  которых  были  выделены  средневековые  памятники  кыргызов,  тюрок  и  других  групп  населения.  В  дальнейшем  все  исследователи  опирались  на  эту  периодизацию.

В  процессе  раскопок  кыргызских  курганов  в  Минусинской  котловине  С.В.  Киселевым  и  Л.А.  Евтюховой,  В.П.  Левашовой  были  получены  важные  информативные  источники  по  кыргызской  культуре  [9,  c.  19].  Вопросами  происхождения  кыргызского  народа  и  общественного  строя  средневековых  кыргызов  занимался  А.Н.  Бернштам,  долгие  годы  изучавший  археологические  памятники  Кыргызстана.  Он  выдвинул  гипотезу  о  многоэтапном,  в  течение  древности  и  средневековья,  переселении  кыргызов  с  Енисея  на  Тянь-Шань  [4,  c.  88—91].

В  1950-х  гг.  в  Кыргызстане  работала  комплексная  научная  экспедиция,  изучавшая  источники  по  этнокультурогенезу  кыргызов.  На  специальной  научной  сессии  в  1956  г.  были  проанализированы  итоги  работы  этой  экспедиции.  В  ходе  развернувшейся  научной  дискуссии  участники  конференции  пришли  к  заключению,  что  кыргызский  народ  и  культура  сформировались  из  среднеазиатского  и  центрально-азиатского  компонентов  [6,  c.  47—48].  Существенные  достижения  по  изучению  памятников  кыргызской  культуры  были  осложнены  попытками  Л.Р.  Кызласова,  вычеркнуть  из  истории  енисейских  кыргызов  и  приписать  исторические  деяния  и  памятники  культуры  мифическим  «древним  хакасам»  [7,  c.  34—38].  В  работе  Ю.  Худякова  приведено  мнение  специалистов  по  этим  вопросам.  Несостоятельность  попыток  Л.Р.  Кызласова  заменить  кыргызов  мифическими  «древними  хакасами»  убедительно  показали  специалисты  —  историки,  востоковеды  и  филологи  —  С.Е.  Яхонтов,  О.К.  Караев  и  Н.А.  Сердобов.  Научное  сообщество  отвергло  гипотезу  Л.Р.  Кызласова  [8,  c.  14—18].  В  начале  1970-х  гг.  проблемы  изучения  военного  дела  кыргызов  Енисея  стал  разрабатывать  Ю.С.  Худяков.  Основными  направлениями  исследований  была:  систематизация  и  классификация  находок  предметов  вооружения  из  памятников  кыргызской  культуры,  реконструкция  комплекса  боевых  средств,  военной  организации  и  военного  искусства  кыргызов,  анализ  событии  истории  войн,  которые  вели  кыргызы  в  эпоху  средневековья  [2,  c.  14—181—183]  На  материалах  комплекса  вооружения  кыргызов  была  разработана  аналитическая  модель,  с  помощью  которой  было  изучено  военное  дело  других  кочевых  народов  Центральной  Азии:  хуннов,  древних  тюрок,  уйгуров,  кимаков,  курыкан,  байырку,  шивэй,  киданей,  монголов,  кыпчаков,  а  также  кыргызов  и  кыштымов  в  монгольскую  эпоху  [12,  c.  131—149]  Наряду  с  изучением  военного  дела  кыргызов  исследовались  проблемы  периодизации  кыргызской  культуры  в  Минусинской  котловине.  Для  уточнения  периодизации  и  выявления  памятников  эпохи  позднего  средневековья,  было  проведено  сплошное  обследование  средневековых  памятников  в  Табатском  археологическом  микрорайоне  на  юге  Минусы.  В  ходе  раскопок  были  обнаружены  комплексы  культур  кыргызов,  кыштымов,  древних  тюрок,  уйгуров  и  других  этнических  групп,  проживавших  в  Минусе  в  средние  века.  Важной  задачей  изучения  кыргызской  культуры  являлось  уточнение  границ  ее  распространения  в  различные  исторические  периоды.  К  решению  этой  проблемы  были  привлечены  специалисты  из  разных  научных  центров.  В  научный  оборот  были  введены  материалы  раскопок  в  среднем  и  верхнем  Прииртышье,  проводившихся  Б.А.  Кониковым,  Ю.И.  Трифоновым,  С.М.  Ахинжановым,  в  степном  Алтае  —  Ю.П.  Алехиным,  в  Горном  Алтае  —  Д.Г.  Савиновым,  Ю.С.  Худяковым,  в  Притомье  —  О.Б.  Беликовой,  А.М.  Илюшиным,  в  Забайкалье  —  Е.В.  Ковычевым  [13,  c.  24—144,  147—205].  В  ходе  поисков  памятников  кыргызской  культуры  Ю.С.  Худяковым  были  обследованы  районы  Тувы,  Монголии,  Горного  Алтая.

Ю.С.  Худяковым,  в  ходе  работы  в  составе  экспедиции  ЮНЕСКО  по  территории  Китая  в  1990  г.  были  выявлены  предметы  кыргызской  культуры,  экспонирующиеся  в  музеях  городов  Восточного  Туркестана  [15,  c.  3—10].

Благодаря  Юлий  Сергеевичу,  с  середины  1990-х  гг.  концепция  о  переселении  кыргызов  с  Енисея  на  Восточный  Тянь-Шань  в  эпоху  кыргызского  великодержавия  в  IX—X  вв.  стала  общепринятой  в  исторической  науке  Кыргызстана  [1,  c.  181—184].  Ее  основные  положения  были  включены  в  учебники  для  высших  учебных  заведений  республики.  История  и  культура  енисейских  кыргызов  признаны  неотъемлемой  частью  историко-культурного  наследия  кыргызского  народа.

Несмотря  на  очевидность  положения  о  том,  что  средневековые  источники  о  кыргызах  содержат  сведения  именно  по  истории  этого  тюркоязычного  кочевого  народа,  Л.Р.  и  И.Л.  Кызласовы  попытались  выступить  в  конце  1980  —  начале  1990-х  гг.  в  пользу  своих  неоправданных  предположений  о  существовании  в  эпоху  средневековья  в  Южной  Сибири  мифических  «древних  хакасов»  и  «древнехакасской  цивилизации»,  основанной  на  орошаемом  земледелии  и  городах.  Ю.  Худяков  опроверг  предположения  Л.Р.  и  И.Л.  Кызласовых,  и  пишет  что  «реконструировавших»  термин  «хакас»  из  названий  современных  этнических  групп  коренного  населения  Хакасии  «хаас»  и  «хасха»  не  выдерживают  критики.  Ю.  Худяков,  считает  попытку  искусственного  переноса  термина  «хакас»  на  средневековое  население  Енисея  искажением  истории.

В  статьях  китаиста  С.Е.  Яхонтова,  тюрколога  С.Г.  Кляшторного,  этнографа  В.Я.  Бутанаева,  археолога  Ю.С.  Худякова,  лингвиста  Б.И.  Татаринцева  убедительно  показана  несостоятельность  попыток  Л.Р.  и  И.Л.  Кызласовых  заменить  этноним  «кыргызы»  искусственных  словосочетанием  «древние  хакасы»  и  противопоставить  культуру  кыргызов  культурам  других  кочевых  этносов  Центральной  Азии  [11,  c.  170—179].

Большое  значение  для  развития  кыргызоведения  имел  выход  в  свет  обобщающих  работ  по  этнографии  хакасов,  в  которых  рассматривались  вопросы  истории  енисейских  кыргызов  в  периоды  позднего  средневековья  и  нового  времени,  роль  кыргызов  и  кыргызских  кыштымов  в  формировании  современного  хакасского  народа,  опубликованную  В.Я.  Бутанаевым  в  1998  г.  В  совместной  монографии  В.Я.  Бутанаева  и  Ю.С.  Худякова,  посвященной  истории  енисейских  кыргызов,  были  освещены  дискуссионные  проблемы  кыргызской  этнонимии,  прослежены  события  политической  и  военной  истории,  рассмотрены  этапы  развития  кыргызской  государственности,  этногенеза  и  культурогенеза  в  Центральной  Азии  [11,  c.  179—181].

Государственная  самостоятельность  нашего  государства  открывает  новые  перспективы  и  возможности  для  этнического  и  культурного  развития  и  определенной  базой  для  возрождения  может  стать  прошлое  историческое  наследие,  объективно  изложенное  в  трудах  Ю.С.  Худякова.

 

Список  литературы: 

  1. Алымкожоев  Ө.Ж.  Худяков  таануу  жаатында  учкай  сөз.  //  Худяков  Ю.  С.  Энесай  кыргыздарынын  тарыхы:  Кыскача  баян.  —  Бишкек  Жусуп  Баласагын  атындагы  КУУнун  “Университет”  басмаканасы,  2013.
  2. Алымкожоев  Ө.Ж.  Ю.С.  Худяковдун  ата  теги  жана  студенттик  кездеги  илимий  көз  карашынын  калыптанышы.  //  Жусуп  Баласагын  атындагы  Кыргыз  улуттук  университеттинин  жарчысы  —  2013.  4-чыгарылыш.
  3. Бартольд  В.В.  Киргизы  //  Сочинения.  М.,  1963.  Т.  II.  Ч.  2.
  4. Бернштам  А.Н.  Историко-археологические  очерки  Центрального  Тянь-Шаня  и  Памиро-Алтая  //  Материалы  и  исследования  по  археологии  СССР.  М.-Л.,  1952.  №  26.
  5. Бутанаев  В.Я.,  Худяков  Ю.С.  История  енисейских  кыргызов.  Абакан,  2000. 
  6. История  Киргизской  ССР.  Фрунзе,  1984.  Т.  1. 
  7. Кызласов  Л.Р.  Древняя  и  средневековая  история  Южной  Сибири.  Абакан,  1991.  —  С.  62.
  8. Худяков  Ю.С.  Кыргызы  на  Енисее.  —  Новосибирск,  1986.  —  С.  80.
  9. Худяков  Ю.С.  Кыргызы  на  просторах  Азии.  —  Бишкек:-Фонд  “Сорос-Кыргызстан”,  1995.
  10. Худяков  Ю.С.  Вооружение  енисейских  кыргызов  VI—XII  вв.  Новосибирск,  1980.  —  С.  131—149.
  11. Худяков  Ю.С.  Энесай  кыргыздарынын  тарыхы:  Кыскача  баян.  —  Бишкек  Жусуп  Баласагын  атындагы  КУУнун  “Университет”  басмаканасы,  2013. 
  12. Худяков  Ю.С.  Вооружение  енисейских  кыргызов  VI—XII  вв.  Новосибирск,  1980. 
  13. Худяков  Ю.С.  Кыргызы  на  Табате.  Новосибирск,  1982. 
  14. Чороев  Т.К.  Теги  башка,  дили  орток  аалым.  //Кут  билим.  —  1997.
  15. Чоротегин  Т.К.  Алгы  сөз  //  Худяков  Ю.С.  Энесай  кыргыздарынын  тарыхы:  Кыскача  баян.  —  Бишкек  Жусуп  Баласагын  атындагы  КУУнун  “Университет”  басмаканасы,  2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Эркинов Адилет 30.01.2020 20:42
Очень интересная работа

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.