Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 января 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Медведенко К.С., Новицкая О.В. МУЗЫКАЛЬНОЕ ЦВЕТО-ВОСПРИЯТИЕ АКРОБАТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 1(38). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ  ЦВЕТО-ВОСПРИЯТИЕ  АКРОБАТОВ  ВЫСОКОЙ  КВАЛИФИКАЦИИ

Медведенко  Ксения  Сергеевна

магистрант  1  курса,  кафедра  теории  и  методики  гимнастики,  Кубанский  государственный  университет  физической  культуры,  спорта  и  туризма,  РФ,  г.  Краснодар

Е-maillokri2@mail.ru

Новицкая  Оксана  Викторовна

канд.  пед.  наук  Кубанского  государственного  университета  физической  культуры,  спорта  и  туризма,  РФ,  г.  Краснодар

 

MUSICAL  COLOR-PERCEPTION  ACROBATS  OF  HIGH  QUALIFICATION

Medvedenko  Kseniya

1  undergraduat  course,  Department  of  theory  and  methodology  of  gymnastics,  Kuban  state  university  of  physical  culture,  sport  and  tourism,  Russia,  Krasnodar

Novickaya  Oksana

candidate  of  pedagogical  sciences,  Kuban  state  university  of  physical  culture,  sport  and  tourism,  Russia,  Krasnodar

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  музыкальному  цвето-восприятию  акробатов  высокой  квалификации.  Разработан  модифицированный  тест:  «Цветовое  видение  музыки».  Проведен  сравнительный  анализ  с  учетом  возрастных  границ,  этапов  подготовки  и  внутривидовой  специализации.  Педагогический  эксперимент  способствовал  повышению  результативности  соревновательной  деятельности.

ABSTRACT

The  article  deals  with  musical  color-perception  of  acrobats  of  high  qualification.  Modification  test  ''Color  vision  of  music''  is  developed.  A  comparative  analysis  of  age-appropriate  boundaries,  the  stages  of  preparation  and  intraspecific  specialization.  Pedagogical  experiment  helped  to  improve  the  effectiveness  of  competitive  activity.

 

Ключевые  слова:  музыкальное  восприятие;  цветовое  видение  музыки;  классическая,  народная  и  современная  музыка;  спортивная  акробатика.

Keywords:  musical  perception;  color  vision  of  music;  classical,  folk  and  modern  music;  acrobatics. 

 

На  всем  протяжении  существования  музыкальной  культуры,  по  мнению  Н.М.  Погосовой  (2005),  люди,  ощущая  на  некоем  подсознательно-эмоциональном  уровне  взаимодействие  невидимой  музыки  и  видимого  мира,  стремились  упорядочить  и  узаконить  эти  отношения,  хотели  увидеть  музыку  и  отразить  свои  впечатления  в  цвете  [3,  с.  31]. 

Музыка  является  органической  составной  частью  соревновательного  упражнения  в  спортивной  акробатике,  определяя  ее  построение,  характер  и  темперамент.  С  целью  создания,  понимания  и  передачи  образа  композиции  перед  тренером  и  хореографом  встает  задача  повышения  уровня  музыкального  восприятия  спортсменов  при  помощи  грамотно  подобранных  средств  выразительности  с  учетом  специфики  данного  вида  спорта. 

Вышесказанное,  а  также  недостаточная  освещенность  изучаемого  вопроса  в  научно-методической  литературе  позволяет  считать  эту  проблему  актуальной  для  теории  и  практики  спортивной  акробатики.

Эксперимент  проводился  с  2009  по  2014  гг.  на  базе  МБОУ  ДОД  СДЮСШ  №  1  МО  г.  Краснодара.  В  нем  приняли  участие  акробаты  групп  спортивного  совершенствования  (СС)  и  высшего  спортивного  мастерства  (ВСМ). 

На  основании  цветового  теста  М.  Люшера  [1,  с.  137]  был  разработан  тест  «Цветовое  видение  музыки».  К  основным  восьми  цветовым  карточкам  были  добавлены  еще  тринадцать.  Испытуемым  предлагалось  прослушать  три  музыкальных  произведения:  классическое  —  «Вальс  снежных  хлопьев»  из  балета  Щелкунчик  П.И.  Чайковского;  народное  —  «Камаринская»  русская  народная  плясовая;  современное  —  “Propellerheads”  Роба  Дугана  саундтрек  к  кинофильму  Матрица.  Далее  через  цвета  нужно  было  выразить  свое  настроение,  отношение  и  видение  музыки. 

После  был  проведен  сравнительный  анализ  результатов  исследования  и  разработанной  нами  модели.  При  выборе  испытуемыми  несоответствующего  цвета  ставилась  1  условная  единица  (у.ед.)  Сумма  у.ед.  отражала  уровни  видения  музыки:  высокий  уровень  (в.ур.)  определялся  от  0  до  0,9  у.ед.;  средний  (ср.ур.)  от  1,0  до  1,8  у.ед.;  низкий  (н.ур.)  —  1,9  и  более  у.ед.

Результаты  констатирующего  эксперимента  с  учетом  возрастных  границ,  этапов  подготовки  и  внутривидовой  специализации  представлены  в  таблице  1.

Таблица  1. 

Средние  значения  и  уровни  теста  «Цветовое  видение  музыки»

В  целом

Возрастные

границы

Этапы

подготовки

Внутривидовая  специализация

1994—1990

1998—1995

СС1—СС2

СС3—ВСМ

Верхние

Нижние

Единицы  измерения  —  у.  ед.  /уровни

0,9  —  в.ур.

0,7  —  в.ур.

1,1  —  ср.ур.

1,2  —  ср.ур.

0,6  —  в.ур.

0,6  —  в.ур.

1,0  —  ср.ур.

Классическая  музыка

1,3  —  ср.ур.

1,1  —  ср.ур.

1,5  —  ср.ур.

1,6  —  ср.ур.

1,0  —  ср.ур.

1,0  —  ср.ур.

1,4  —  ср.ур.

Народная  музыка

0,1  —  в.ур.

0,1  —  в.ур.

0  —  в.ур.

0,1  —  в.ур.

0  —  в.  ур.

0  —  в.ур.

0,1  —  в.ур.

Современная  музыка

1,4  —  ср.ур.

1,0  —  ср.ур.

1,8  —  ср.ур.

1,9  —  н.ур.

0,8  —  в.  ур.

1,0  —  ср.ур.

1,5  —  ср.ур.

 

На  основании  полученных  данных  можно  констатировать,  что  акробатов  характеризует  высокий  уровень  цветового  видения  музыки  (0,9  у.ед.).  По  нашему  мнению  это  связано  с  тем,  что  спортсмены  кандидаты  в  мастера  спорта  и  мастера  спорта  за  время  обучения  в  спортивной  школе  исполняют  большое  количество  разноплановых  композиций  и  как  следствие  обладают  объемным  музыкальным  опытом.

При  этом,  народная  музыка  более  понятна  испытуемым  (0,1  у.ед.  —  в.ур.).  Видимо,  это  связано  с  тем,  что  приобщение  к  ней  начинается  уже  в  дошкольных  образовательных  учреждениях  и  продолжается  в  общеобразовательной  школе  на  уроках  музыки.

Сравнительный  анализ  акробатов  различных  групп  выявил  тенденцию  увеличения  исследуемого  показателя  от  возраста  спортсменов.  Следует  отметить,  что  низкий  уровень  показателей  современной  музыки  отмечен  только  у  представителей  групп  СС1  и  СС2.  Этот  факт  можно  объяснить  сложной  мелодической  линией  и  трудностью  восприятия  музыкального  произведения.  При  этом,  у  акробатов  верхних  и  нижних  совпадают  уровни  исследуемых  показателей,  что  свидетельствует  о  том,  что  внутривидовая  специализация  существенно  не  влияет  на  цветовое  видение  музыки.

При  проведении  формирующего  эксперимента  были  отобраны  спортсмены,  показавшие  средний  и  низкий  уровни  исследуемых  показателей.  Для  них  были  предложены  следующие  средства  коррекции:

1.  «Определение  цветовой  гаммы».  Испытуемым  были  показаны  репродукции  картин  «Февральская  лазурь»  (И.И.  Грабарь,  1904),  «После  весеннего  дождя»  (Н.П.  Крымов,  1908),  «Купание  красного  коня»  (К.  Петров-Водкин,  1912),  «Первый  снег»  (А.А.  Пластов,  1946).  Далее  нужно  было  определить  преобладающую  цветовую  гамму  [2,  с.  49]. 

2.  «Представление  образа».  Спортсменам  предлагалось  прослушать  две  разнохарактерные  музыкальные  пьесы  П.И.  Чайковского  «Болезнь  куклы»  и  «Новая  кукла».  Исследуемым  нужно  было  закрыть  глаза  и,  слушая  музыку,  представить  образ  куклы,  затем  изобразить  ее  на  листе  бумаги,  используя  разноцветные  карандаши  и  фломастеры. 

3.  «Создание  соревновательного  костюма».  Предварительно  исследуемым  предлагалось  ознакомиться  с  иллюстрациями  национальных  орнаментов.  После  спортсмены  акробатического  состава  должны  были,  слушая  народную  музыку,  совместно  создать  эскиз  соревновательного  костюма.

4.  «Анализ  соревновательной  деятельности».  Акробатам  предлагалось  провести  анализ  соревновательной  деятельности  соперников,  а  именно,  соответствие  подбора  музыки,  тематики  танца,  костюма,  выразительности  движений  и  манеры  исполнения  музыкальному  произведению. 

5.  «Создание  танцевальной  композиции».  Спортсменам  предлагалось,  опираясь  на  правила  по  спортивной  акробатике,  составить  композицию,  учитывая  цветовые  нюансы  музыкального  произведения.

6.  «Хореографический  конкурс».  Исследуемым  предлагалось  принять  участие  в  конкурсе  с  демонстрацией  составленных  танцевальных  композиций  и  выявлением  победителей  в  следующих  номинациях:  «Лучшая  хореографическая  постановка»,  «Самый  оригинальный  костюм»,  «Самая  выразительная  передача  образа  композиции». 

После  проведения  коррекционной  работы  исследуемые  приняли  участие  в  повторном  тестировании.  На  основании  полученных  данных  можно  констатировать,  что  положительная  динамика  показателей  цветового  видения  музыки  отмечается  у  100  %  при  прослушивании  классической  и  народной  музыки  (+2,3  и  +5  у.ед.).  и  у  75  %  при  видении  современной  музыки  (+2,3  у.ед.). 

В  заключении  хотелось  бы  отметить,  что  предложенные  средства  коррекции  позволили  получить  новые  знания  о  цветом  видении  музыки,  умения  составления  танцевальной  композиции  и  навыки  передачи  образа  соревновательного  упражнения.

Таким  образом,  педагогический  эксперимент  способствовал  проявлению  интереса  к  музыкальному  восприятию  и  повышению  результативности  соревновательной  деятельности  акробатов  высокой  квалификации  на  0,2  балла.

 

Список  литературы:

  1. Драгунский  В.В.  Цветовой  личностный  тест:  практическое  пособие.  М.:  АСТ,  2000.  —  137  с.
  2. Петрушин  В.И.  Музыкальная  психология:  учебное  пособие  для  вузов  2-е  изд.  М.:  Академический  проект,  трикста.  2008.  —  49  с.
  3. Погосова  Н.М.  Цветовой  игротренинг.  СПб.:  Речь,  2005.  —  31  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.