Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 22 апреля 2013 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЛИНЕЙНЫЙ И НЕЛИНЕЙНЫЙ ПОДХОДЫ
Чанкова Елена Вадимовна
канд. пед. наук, доцент, Российского государственного социального университета г. Москва
COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ORGANIZATIONAL COMMUNICATION: LINEAR AND NONLINEAR APPROACHS
Chankova Elena
Assistant professor in Russian State Social university, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основания для анализа современной организационной коммуникации с позиции различных вариантов реализации коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии, сравнение их по признаку линейности-нелинейности. Анализ коммуникативной компетентности в организационной коммуникации позволил сделать прогноз перспектив развития российского общества с позиции соответствия современным мировым тенденциям.
ABSTRACT
In the article considered the bases for the analysis of modern organizational communications from a position of various variants of realization of communicative competence of business interaction, their comparison on the basis of linearity-nonlinearity are considered. The analysis of communicative competence of organizational communications has allowed to make the forecast of prospects of development of the Russian society from a conformity position to modern world tendencies.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность личности; организационная коммуникация; постиндустриальное общество; линейная коммуникация; нелинейная коммуникация.
Keywords: сommunicative competence of the person; organizational communications; postindustrial society; linear communications; nonlinear communications.
Современный мировое сообщество находится в трансформирующемся состоянии, которое связано с переходом из одного типа развития в другой — из индустриального общества в постиндустриальное (информационное). Смена типа общественного развития влечет за собой изменения базового характера — подвергаются изменению основания для взаимодействия, критерии эффективности взаимодействия. Данное явление проявляется в феномене коммуникативной компетентности, который как раз и позволяет исследовать и проанализировать основания в изменениях во взаимодействии, в частности, в такой области, как организационное взаимодействие.
Задачей данной статьи является описание причин изменения механизмов в организационном взаимодействии, а также обоснование перспектив развития современного российского делового мира с позиции особенностей его коммуникации. Поскольку эффективность коммуникации зависит от коммуникативной компетентности ее участников, рассмотрим нашу задачу с данной позиции.
Определим понятие коммуникативной компетентности личности как ключевое для данного рассуждения. В научной литературе можно встретить достаточно много разных подходов к определению коммуникативной компетентности — в педагогике, психологии, социолингвистике, менеджменте. Во всех названных подходах выделяется общий ключевой признак коммуникативной компетентности — умение устанавливать и поддерживать контакты (за счет использования различных предметных техник — педагогических, управленческих и т. д.). Если говорить о социологическом понимании данного понятия — то здесь, на наш взгляд, следует отталкиваться от социальности как личностного свойства, которое обеспечивает личности построение системы своих связей и отношений, за счет которых человек ощущает себя в равновесном состоянии в социуме. В деятельностном и аксиологическом планах коммуникативная компетентность обеспечивается, на наш взгляд, владением знаниями и нормами коммуникации, а также ценностями коммуникации. Таким образом, под коммуникативной компетентностью понимается свойство личности, обеспечивающее ей социальность посредством владения коммуникативным знанием, коммуникативными нормами, коммуникативными ценностями.
Коммуникативная компетентность личности по-разному функционирует в разных типах обществ. Так, выявлено, что в индустриальном обществе, в котором идея разделения труда и институциональная идея определяют статусное институциональное взаимодействие и соответствующий тип коммуникативной компетентности. Личность организовывает свою социальность через статусно-ролевую реализацию и подтверждение статусно-ролевых ожиданий от нее других участников коммуникации. Для поддержания социальности от личности требуется в ее коммуникативном действии реализовать институциональную идею функционирования социальной системы. Благодаря статусно-ролевому механизму коммуникативной компетентности личность обретает свою идентичность, понимает свое место в структуре своих социальных связей, и, в итоге — сохраняет таким образом свою социальность.
Коммуникативное действие, согласно данной, институциональной модели, будет компетентным, если участник коммуникации (актор) владеет коммуникативной нормой, владеет коммуникативным знанием, и у него сформированы ценности вступления в коммуникацию — эти критерии являются условием реализации его социальности.
В постиндустриальном обществе, где фактором, определяющим общественное развитие, является уже не материальное производство, а информационные технологии, социальные взаимодействия выходят из-под контроля материального производства и начинают определяться спецификой ситуации: имманентные свойства информации — подвижность, изменяемость, быстрое нарастание объемов, потоков — определяют в функционировании социальной системы уже не структурированность и стабильность, а ситуативность. В динамично меняющейся, неустойчивой реальности, когда институциональные и культурные рамки социума оказываются размытыми, концепция жизненного мира личности начинает выполнять функцию социального механизма коммуникативной компетентности следующим образом: рефлексивная способность личности преобразует существующую в культуре норму коммуникации в индивидуальную коммуникативную норму, которая и участвует в коммуникации в рамках ситуации. Таким образом, в постиндустриальном обществе эффективное взаимодействие определяет рефлексивный тип коммуникативной компетентности личности.
В социальной пространстве современного общества одновременно присутствуют оба типа коммуникативной компетентности — институциональный, обеспеченный статусно-ролевым механизмом, и рефлексивный, обеспеченный концепцией жизненного мира личности.
В соответствии с целью данного рассуждения обратимся более детально к функционированию рефлексивной коммуникативной компетентности постиндустриального мира, которая задает выстраивание современных деловых коммуникаций и тем самым определяет перспективы их развития.
Если проанализировать рефлексивный тип коммуникативной компетентности с позиции дихотомичности «линейность-нелинейность», (под линейнотью понимается однозначность коммуникации, то есть, принятие получателем сообщения таким, каким оно было отправлено источником информации; нелинейный подход же предполагает, что сообщение получателем всегда интерпретируется в процессе понимания) то очевидно, что коммуникативная компетентность, заданная концепцией жизненного мира личности, по своим сущностным свойствам нелинейна. То есть, в процессе принятия сообщения участником в организационной коммуникации, независимо от уровня коммуникации (вертикального или горизонтального), происходит ее осмысление в концепции жизненного мира принимающего сообщение, т. е. интерпретация (по модели нелинейной коммуникации У. Шрамма). По-видимому, в идее нелинейности коммуникации как раз и заключена идея социальности. Если участники организационной коммуникации игнорируют данное свойство современной коммуникации, то совершенно очевидно, что происходит нарушение социальности взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности самой организации.
Автором данной статьи был организован ряд опросов в форме фокус групп студентов-заочников РГСУ, занятых в организациях, — с целью предварительного изучения характера коммуникации в организациях с позиции линейности-нелинейности, что, на наш взгляд, могло дать представление о типе коммуникативной компетентности в организациях, и их соответствию современным социальным процессам. Для этого опрашиваемым было предложено выстроить эффективную, на их взгляд, коммуникативную цепочку «начальник-подчиненный», используя для этого либо линейную модель К. Шеннона-У. Уивера, либо нелинейную модель У. Шрамма. Результаты опроса показали, что 90 % опрошенных в качестве эффективной выбрали линейную коммуникацию К. Шеннона-У. Уивера. На вопрос, существует ли обратная связь в данной цепочке и как она представлена, если она имеется — респонденты ответили, что обратная связь есть, и реализуется она путем проверки выполнения задания подчиненными. Таким образом, данная выборка позволяет сделать вывод прогозного характера:
· в данных организациях используется линейная иерархическая коммуникация, участниками взаимодействия используется коммуникативная компетентность институционального типа, не соответствующая современным социальным процессам;
· при трактовании понятия «обратная связь» фактически происходит подмена понятия «контроль исполнения».
Данное исследование вписывается в характеристики российской организационной коммуникации [3]:
· высокий индекс дистанции власти — 93 (самый высокий в Европе);
· ориентация на статусность;
· командный стиль управления;
· патерналистский тип лидерства.
Данные характеристики подтверждают преобладание статусного институционального характера коммуникативной компетентности личности в организационном взаимодействии, что соответствует индустриальному общественному типу и свидетельствует о низкой динамике трансформационных процессов в российском обществе. Данное обстоятельство весьма неблагоприятно для отечественного общественного развития с позиции его включенности в мировое сообщество.
Перефразируя слова нидерландского исследователя Г. Хофстеде [5], можно сделать следующий прогноз: не исключено, что нам предстоит некоторое время пробыть в одиночестве, пока мы не поймем, что у нас нет иного выбора, как присоединиться.
Список литературы:
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., Академия, 1999.
- Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом). Менеджмент — 1996 — № 3, с. 70—103.
- Почепцов Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», 2001, — 656 с.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. — 176 с.
- Gert Hofstede Culture’s Consequences, 1980.
дипломов
Оставить комментарий