Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2012 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Никишина С.Р. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА ГАЯЗА ИСХАКИ «НИЩЕНКА» // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

 

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА ГАЯЗА ИСХАКИ «НИЩЕНКА»

Никишина Светлана Раданисовна

 канд. филол. наук, доцент Казанского федерального университета, г. Елабуга

 E-mail: radanisovna@mail.ru

 

IDEOLOGICO-ARTISTIC PECULIARITIES OF GAYAZ ISHAKY’S NOVEL “THE BEGGAR MAID”

Svetlana Nikishina

Candidate of Science, assistant professor of Kazan Federal University,Elabuga

 

АННОТАЦИЯ

В статье речь идет о критической направленности творчества татарского писателя Гаяза Исхаки. В его романе «Нищенка» поднимается не только проблема возрождения личности, но и возрождения целой нации, проблема коренного изменения жизни всего общества. Темаженскойэмансипациипредстаетздесьвсвоемновомсодержании.

ABSTRACT

The article focuses on the critical orientation of the works written by the Tatar author Gayaz Iskhaky. In the novel “The beggar maid” not only the problem of personal revival is raised but also the problems of national renaissance and radical changes in the lives of the society. The theme of women's emancipation appears here in its new meaning.

 

Ключевые слова: критический реализм; гражданская позиция; женская эмансипация; нравственное возрождение.

Key words: critical realism; civil standpoint; women'semancipation; moral revival.

 

Формирование критического реализма в Европе принято относить к тридцатым годам ХIХ столетия. В России критический реализм возник в период кризиса самодержавно-крепостного строя и представлял собой реакцию на демократические преобразования в жизни общества. Мощные социальные явления активизировали стремления передовых писателей к объективному отражению социальных противоречий и исторического прошлого.

Огромную роль в становлении метода критического реализма сыграли философские и критические труды Герцена, Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Для того чтобы отрешиться от романтически-возвышенного восприятия жизни «нужно было», — отмечал Белинский, — «обратить все внимание на толпу, на массу, изображать людей обыкновенных, а не приятные только исключения из общего правила, которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование и носят на себе чужой отпечаток» [1, с. 294].

Крупнейшие русские писатели реалистического направления такие, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Толстой, Чехов с большой глубиной раскрывали противоречия крепостной России. В отличие от писателей-романтиков критические реалисты показывают не только внутренний мир человека, но и окружение его — предметный мир, который берется в реальной связи с судьбами людей.

Следовательно, выдающимся художественным достижением писателей-реалистов является возможность проникновения во внутренний мир человека, причем мысли и переживания героев подаются не изолированно от реальной жизни, а соотносятся с реальной средой. В центре внимания критических реалистов оказывается стремление к подлинно реалистической объективности художественного отражения жизни.

Становление метода критического реализма в татарской литературе шло в ходе развития ряда других художественных направлений таких, как просветительский реализм, романтизм. Одновременно происходило и формирование татарской литературной критики. Критические реалисты начала ХХ века считали, что литература должна быть точным отражением действительности, быть «зеркалом жизни». Это требовало от писателей глубокого проникновения в мир человеческих мыслей, чувств и переживаний, а характер персонажей рассматривался всесторонне, исключая принцип деления на «хорошее» и «плохое».

Освещение жизненно важных проблем нравственности и морали явилось потребностью самой эпохи. Все животрепещущие проблемы, освещаемые писателями просветительского и романтического направлений, по новому проявились в интерпретации критических реалистов. Теперь они не ограничивались внешним описанием поведения и поступков человека, а стремились к правдивости и глубине в процессе художественного освоения мира.

Социально-экономические преобразования в России не могли не сказаться на жизни татарского народа. Начало ХХ века ознаменовалось бурным развитием национально-освободительного движения в татарском обществе, зародившемся под влиянием Первой русской революции 1905 года. Невиданный подъем в это время переживает новая татарская литература, которая выдвигает целую плеяду выдающихся писателей таких, как Г. Тукай, Ф. Амирхан, Ш. Камал, С. Рамиев, Г. Исхаки, Г. Ибрагимов и др. Воспитанные на просветительской идеологии, на раннем этапе своего творчества они продолжили и развили идеи просветительского реализма, уделяя большое внимание просвещенным «идеальным» героям, которым присущи огромный патриотизм и гражданственность.

Татарская литература положительно воспринимала богатый опыт восточной классической литературы, была ветвью мусульманской культуры. Сохраняя и развивая национальные традиции, она обратилась к творческим завоеваниям западноевропейской цивилизации. Художественный опыт Чехова, Гоголя, Тургенева, Толстого содействовал дальнейшему обогащению татарской литературы эстетическими идеями великих русских реалистов.

В этот период шел интенсивный поиск новых художественных приемов отражения жизни, а также усилился интерес к русской литературе, особенно к произведениям критических реалистов.

Критическая направленность творчества реалистов особенно ярко проявилась в произведениях татарских писателей начала ХХ века. Писатели-реалисты не ограничивались внешним описанием поведения и поступков человека, а стремиться к правдивости и глубине в процессе художественного освоения мира. Следовательно, для писателей данного направления характерно исследование внутреннего мира человека в реальной связи с жизненной средой и обстоятельствами.

 Сохраняя приверженность традициям предшествующей национальной литературы, писатели-реалисты стремились к новому образу жизни и к новой национальной культуре, рассматривая литературу как средство познания и преобразования действительности. Новая литература являла собой новую ступень просветительства, рядом с которым развивался и действовал вновь появившийся метод критического реализма. Одновременно рядом с этими методами существовал и романтизм.

Однако следует отметить, что становление критического реализма в татарской литературе было трудным процессом. Рядом с новым методом полноправно действовали такие направления, как просветительский реализм и романтизм. Следовательно, молодая татарская литература не была монополией критического реализма. Конечно, писатели-реалисты использовали положительные традиции предшественников. Но, поднимая насущные проблемы современности, они основывались на реалистических принципах изображения характера персонажа и отображения действительности.

Таким образом, татарская литература начала ХХ века сохранила богатый опыт предшествующей национальной литературы и впитала в себя традиции мирового реалистического искусства, выражая, прежде всего общегуманистические принципы и тенденции.

 Наиболее убедительным доказательством тому служит творчество Гаяза Исхаки, чьи художественные искания проникнуты глубокой верой в человека и его будущее. Идеи обновления социальной жизни неизменно привлекали к себе его пристальное внимание. Писатель возлагал большие надежды на развитие нравственного самосознания общества, болел душой за новое поколение, хотел видеть его в неустанной деятельности на благо общества и народа. Тесно сближая литературное творчество с реальной жизнью и чутко откликаясь на актуально злободневные вопросы действительности, писатель продолжил лучшие традиции национальной самобытной литературы. Он создал произведения огромного социально-нравственного значения.

В годы советской власти творчество Гаяза Исхаки считалось антисоветским, а на имени писателя было клеймо «врага народа». В своих произведениях он затрагивал проблему насильственного уничтожения татарской нации. В религии он видел способ консолидации народов, подчеркивал ее важную роль в деле воспитания подрастающего поколения.

Особое место в творчестве Г. Исхаки занимает тема женской эмансипации, особенно актуальная для татарской литературы начала ХХ века. Одним из важных свойств творческого метода писателя является его умение передать духовный мир униженных людей, раскрыть их непростую психологию, акцентируя при этом внимание на том, что в несчастии этих людей прежде всего повинно общество. Г. Исхаки, рассматривая проблему женской эмансипации, активно выступал за создание необходимых социальных условий, которые позволили бы женщине проявить себя как личность.

Эта животрепещущая проблема поднята в романе Г. Исхаки «Нищенка» (1907—1914). По мнению академика Ф. Мусина, данное произведение — «более подробная иллюстрация некоторых проблем, поднятых в программном произведении «Исчезновение через 200 лет» [4, с. 39]

В романе «Нищенка» описывается жизнь девушки Сагадет, рано оставшейся без родительской опеки, ее несчастия после греховного падения и история ее воскрешения со дна жизни. По утверждению Г. Исхаки, этого может достичь человек, лишь обладающий высокой нравственностью и честью. Именно этими моральными качествами обладает главная героиня повествования Сагадет.

Писатель очень тонко раскрывает психологию бедных людей, оказавшихся на дне жизни. Исследователи творчества Г. Исхаки (Дж. Валиди, Г. Ибрагимов, Ю. Нигматуллина) отмечали схожесть некоторых эпизодов романа «Нищенка» с пьесой М.Горького «На дне».Четко прослеживается общность этих произведений в освещении актуальных вопросов неблагополучия социального строя того времени. Описание мира отверженных — это своего рода обвинение несправедливым и бесчеловечным условиям жизни социальных низов, всему общественному строю того времени. Автор вводит читателя в мир нищих и обездоленных. Он находит столь естественные и живые краски, такие слова и выражения, что его герои, несмотря на царящие вокруг грязь и нищету, получаются чистыми и притягательными, наделенными высоконравственными человеческими качествами.

Сагадет окружают люди, многие из которых не потеряли этих свойств характера; именно эти «отверженные» помогли ей похоронить родителей и делились с ней последним куском хлеба.

Сагадет осталась одна перед жестокой жизнью, открывшейся с другой неизвестной стороны. Она в полной мере познала страдания, нищету, голод, постепенно убеждаясь в несостоятельности ее прежних наивных представлений о действительности. Так девушка стала нищенкой. Ее и без того незавидное положение усугубила встреча с Абдуллой, человеком без чести и совести.

Абдулла — типичный представитель буржуазного сословия, характеристика которого в произведении вполне отчетлива. Автор раскрывает всю бездуховность, пошлость и беспринципность этого человека, для которого деньги являются основным мерилом достоинств человека и которому ничего не стоит воспользоваться женской беспомощностью. Сагадет оказалась в роли жертвы и не нашла в себе силы к сопротивлению. Оставаясь в душе чистой и непорочной, она стала для окружающих пропащей женщиной. В ее душе происходит сложная духовная эволюция. Она отчетливо понимает, что у нее нет возврата к прежней жизни.

Сюжет «Нищенки» немного напоминает сюжет романа Л. Толстого «Воскресенье», героиня которого, Катюша Маслова, совершенно разочаровалась в жизни после предательства Нехлюдова, человека, которого искренне полюбила и полностью доверилась.

Аналогичная ситуация была и у Камер, героини рассказа Г. Исхаки «Девушка, шьющая тюбетейки». Оказавшись жертвой обмана приказчика Вафы, Камер, девушка с мягким безвольным характером, не имея никаких нравственных ориентиров и никакой моральной поддержки со стороны родной матери, постепенно скатывалась все ниже, пока окончательно не превратилась в падшую женщину, всеми отверженную и презираемую.

Социально-нравственные проблемы общества были в то время традиционны для татарской литературы. Г. Исхаки был одним из тех, кто поднимал проблемы негативного отношения к людям, оказавшимся на низшей ступени деградации, и изображал такие неприглядные явление, как алкоголизм, проституция, прелюбодеяние. Писатель стремился показать, как происходит нравственное падение человека, передавая при этом его личные мысли и переживания.

Подвергая своих героев духовным испытаниям, писатель призывает задуматься над тем, как теряются нравственные ценности, как происходит ломка моральных барьеров личности. При этом он открыто призывал и к освещению деликатной проблемы, затрагивающей сферу интимных отношений в семейной жизни. В ответ на это в адрес писателя обрушились обвинения в том, что в его произведениях содержатся растлевающие молодежь элементы порнографии.

Г. Ибрагимов, например, назвал произведения Г. Исхаки «Жизнь ли это», «Шакирд абый» и «Испорченный плод» порнографическими. Противоположное мнение имелось у И. Бикташева, считающего, что автору удалось мастерски раскрыть неприглядные социальные явления. При этом он подчеркнул, что данные явления имеют место не только в татарском обществе. Они отражены в произведениях таких выдающихся русских классиков, как Куприн, Горький и других. К мнению И. Бикташева присоединился Дж. Валиди, назвав повесть «Жизнь ли это?» «современным высокохудожественным произведением, имеющим глубокий смысл и содержание» [3, с. 430]

Женщины, попавшие на панель, обычно отвергнуты обществом. Тем более если речь идет о мусульманке. Г. Исхаки тоже считал проституцию тяжким грехом, но при этом утверждал, что виновны не только люди, но и в большей степени условия, в которых они живут. Обвиняя Абдуллу, писатель обвиняет всех ему подобных, раскрывая бездуховность и беспринципность таких людей. Его произведения звучат призывом к избавлению от этих пороков. Читатель задается вопросами: где правда? кто прав? кто виноват? За частным конфликтом Абдуллы и Сагадет проступает более существенный — конфликт между классом богатых, властвующих и классом бедных, порабощенных.

Активный сторонник демократии и национального прогресса, Г. Исхаки всячески поддерживает демократические силы в современном ему татарском обществе. Подвергая нравственному испытанию саму эпоху и ее молодые силы, писатель становится обвинителем эпохи, всего общественного уклада и выдвигает на первый план молодое поколение, как единственно способное перестроить жизнь.

Ярким представителем передового класса интеллигенции является в романе Мансур Алаяров. Он полон духовных исканий и размышлений о смысле жизни. Как и многие другие исхаковские герои, одержимые идеями новой жизни, подлинной образованности и культуры, Мансур понимает необходимость приобщения к русской литературе. В немалой степени этому способствуют произведения классиков русской культуры. Образ жизни, мысли и поступки Мансура — это образ жизни нового человека — интеллигента-демократа. Характер его не описывается автором, а показывается посредством взаимоотношения героя с окружающей средой и людьми. Автор наделяет Мансура способностью положительно влиять на людей, наделенных резко отрицательными чертами.

Нужно отметить, с какой поразительной художественной проницательностью Гаяз Исхаки рисует жизнь несчастных обитательниц притонов и домов терпимости, которые совершенно перестали видеть отвратительность и унизительность своего положения.

Казалось бы, Сагадет должна смириться со своим незавидным положением, как смирилось бы большинство женщин. Но вопреки философии фатализма, Г. Исхаки придает огромное значение субъективному началу жизни, человеческому «я».

Сагадет, к счастью, недолго пробыла в публичном доме и еще не успела утратить живость натуры. В ее жизни начинается новый, не менее сложный этап жизни. Она выходит замуж за Абдуллу. Сагадет усердно занимается русским языком и добивается блестящих результатов. Она постоянно работает над собой, много читает и размышляет. Нравственное возрождение Сагадет изображено в романе как медленное выздоровление.

Автор постепенно подводит читателя к мысли, что его героиня, несмотря на заблуждения и ошибки, все же нашла в себе силы для нравственного возрождения. И способствовали этому ее воля, стремление к свободе, желание освободиться ото лжи, жизненные обстоятельства и самое главное — люди, окружающие ее. Благодаря Мансуру, Сагадет нравственно совершенствуется и постепенно превращается в активного борца за свободу.

Со временем между Сагадет и Абдуллой возникает и зреет серьезный нравственный конфликт, раскрывающий духовный мир каждого из героев. Постепенно выясняется, что они чужие друг другу люди. Если Сагадет волновали вопросы улучшения жизни народа, то Абдуллу больше всего беспокоило личное благополучие. Теперь он горько сожалел, что женился на Сагадет, вместо того, чтобы составить выгодную партию дочери богатого купца. Перед нами предстает человек, обуреваемый низменными страстями.

Автор не скрывает презрения к этому герою, выражая безжалостный правдивый приговор Абдулле и ему подобным. Он противопоставляет миру господ и баев простых людей, который включает в себя бедных и отверженных, но ищущих справедливой жизни людей.

В образе Сагадет воплощены многие черты, позволяющие отнести ее к разряду новых людей с прогрессивными демократическими убеждениями. Она — исключительный персонаж, не похожий на образ татарской девушки того времени. Разрушая вековые традиции и пренебрегая велениями старотатарского общества, она выбирает путь свободного определения своего будущего.

Изображение личности героини, ее духовного развития автор дает с раскрытия противоречий между внутренней нравственной сущностью и образом ее жизни.

Г. Исхаки не признавал узкие рамки официальных религиозных представлений, смело разрушая эти догмы и ограничения своим творчеством. Показывая нравственное пробуждение Сагадет, он призывает женщин к духовному раскрепощению.

В «Нищенке» можно выявит близость к ситуации нравственного суда и духовного испытания в толстовской интерпретации. Л. Толстой стремился к разрешению моральных проблем путем нравственного совершенствования личности. В его романе «Воскресенье» острой критике подвергаются нравы и порядки общества того времени. Обличительный дух этого романа силен. Образы главных героев раскрываются в неразрывной связи с основными социально-политическими вопросами.

В романе «Нищенка» также поднимается не только проблема возрождения личности, но и возрождения целой нации, проблема коренного изменения жизни всего общества. Как мы видим, проблемы нравственности, образования, воспитания решались в тесной взаимосвязи с жизненно важными проблемами татарского народа. Освещение этих проблем явилось потребностью самой эпохи.

В образе вольнолюбивой татарской женщины Сагадет читатель видит, как просыпаются ростки будущего нового татарского общества. С развертыванием в романе темы нового мира появляется тема нового человека, а также тема борьбы за свободу собственного народа. А тема женской эмансипации предстает здесь в своем новом содержании.

Анализируя роман Г. Исхаки «Нищенка», Ф. Мусин подчеркивает, что «проблема идеала женщины, которую начали поднимать просветители в татарской литературе ХIХ столетия, по-новому освещена в «Нищенке». Как известно, во многих случаях (например, в произведениях М. Акджигита, З. Хади или в первом варианте романа Г. Ибрагимова «Судьба татарки») можно говорить о попытках избавления татарской женщины от гнета семьи и рабских обычаев, о попытках добиться независимости — именно это показано как идеал. Что же касается Г. Исхаки, то он этот идеал обогащает социальным содержанием. Иначе говоря, мало того, что Сагадет независима и свободна и что она сознательная и свободная личность, он хочет показать усилившееся в начале ХХ века присущее татарам всеобщее стремление к служению жизненной идее» [4, с. 101]

Все животрепещущие проблемы, освещаемые демократическими писателями того времени, по новому проявились в интерпретации Г. Исхаки. До него не было в татарской литературе произведений, где столь ровно и положительно было отношение к женщине. Чтобы прекратить вырождение нации, Исхаки предлагает следующий путь — повысить роль женщины в жизни общества, аргументируя это тем, что девушки станут матерями и будут воспитывать будущих мужчин. Следовательно, те, кто выступают против женского равноправия — жестоко ошибаются.

Роман «Нищенка» был высоко оценен известными учеными-литературоведами. В частности, вот что пишет о нем Дж. Валиди:

«Гаяз-эфенди в «Нищенке» еще более достоверно обнажает болезни нации. Мы видим мир, где сосуществуют разврат и добродетель. Наша религия и мораль не могут воспрепятствовать тому, что праздная жизнь людей в богатстве ведет на путь разврата и нищеты, которые, прикрываясь маской добродетели, лишь играют в невинность и целомудрие» [2, с. 73]

Конфликт человека со средой всегда занимал писателей-реалистов. Особое внимание уделялось ими изображению внутреннего мира человека, находящемуся в антагонизме с окружающей средой и являющемуся частью реального мира.

Несомненно, что нелегко воссоздать содержание психологии человека, передать всю глубину его чувств и переживаний. Реалистически достоверно изображает писатель нравственные искания своих героев, что придает реализму Г. Исхаки подлинно психологический характер.

 

Список литературы:

  1. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. Т. 10. Статьи и рецензии 1846—1848 — М.: Издательство Академии наук СССР, 1955 . — 474 с.
  2. Валиди Дж. Гаяз эфенди// Мирас. 1996, № 7,8.
  3. Исхаки Г. Сочинения в 15 томах. Т. 2 — Казань: Тат.кн.изд-во, 1999.— 464 с.
  4. Мусин Ф.М. Гаяз Исхакый (Тормышы һәм эшчәнлеге). — Казан: Тат. кит. нәшр., 1998. — 172 б.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.