Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Кудряшова С.К. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ «ПЕРВОЙ ВОЛНЫ» // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

 

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ «ПЕРВОЙ ВОЛНЫ»

Кудряшова Светлана Константиновна

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, МордГПИ, г. Саранск

E-mail: svetakudrjschova@yandex.ru

 

THE PECULIARITIES OF CHILDREN AND ADOLESCENTS NATIONAL UPBRINGING UNDER THE CONDITIONS OF THE “FIRST WAVE” EMIGRATION

Svetlana Kudryashova

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev , Associate Professor the Department (Chair) of Pedagogics, Candidate of Pedagogics Sciences

 

Статья публикуется при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (проект № 110600344а «Система русского образования и воспитания детей и подростков эмиграции «первой волны» как фактор развития национального самосознания молодежи»)

 

АННОТАЦИЯ

В 1920—1930-е годы за границей сформировалось уникальное культурно-образовательное пространство — Российское Зарубежье. Оторванные от родины, русские эмигранты стремились воспитать в своих детях любовь и преданность России. Этому способствовала и созданная в эмиграции система национального образования и воспитания.

ABSTRACT

The article is devoted to the experience of creation of the unique cultural and educational space abroad in 20—30s of the XX century — Russian Foreignness. Far from their native land Russian emigrants tried to inculcate patriotism in their children. The system of national education and upbringing created in emigration promoted it.

 

Ключевые слова:Российское Зарубежье; национальное воспитание; «русскость».

Key words:Russian Foreignness; national upbringing; “Russianness”.

 

После революции 1917 года (в силу ряда причин объективного и субъективного характера) за границей оказалось огромное количество русских людей. Были созданы анклавы их пребывания, которые получили название - Российское Зарубежье. Это была целая страна вне времени и пространства, но имевшая четкую цель — сохранить «русскость» эмигрантов: знание языка, традиций и культуры России, поскольку свое пребывание вне родины они считали временным. Безусловно, особые опасения вызывали дети и подростки, поскольку многие из них были вывезены за границу либо в очень юном возрасте, либо рождены там. «В детях наше будущее, — отмечали педагоги, — и, если мы хотим видеть будущее поколение, идущее нам на смену, религиозным, преданным родине и умеющим работать, мы должны приложить все усилия, чтобы сделать их таковыми» [4, с. 23]. В данной связи, все силы педагогической общественности были направлены на создание системы национального воспитания и образования.

В эмиграции особое значение в воспитательной работе с детьми приобретало лето. Детские летние лагеря были одной из форм этой работы. «Дети своим стремлением в лагерь создают благоприятные условия для воспитательной работы. Спросите мальчика, хочет ли он ехать в лагерь, и вы сразу почувствуете, как ребенок всем своим существом тянется к природе, к ее благотворительным и живительным силам» [3, с. 29]. Лагерь являлся наиболее благоприятной средой для национальной социализации детей и подростков эмиграции, так как общение происходило только на русском языке. Программа лагерной смены состояла из элементов религиозного, физического, социального воспитания, воспитания характера и общего образования, но особое место отводилось национальному воспитанию подрастающего поколения. При реализации программы педагоги четко соблюдали три принципа: разнообразие, последовательность и неперегруженность. Особое значение в реализации воспитательных целей лагеря имели следующие моменты: 1. Беседа у костра. Костер — это очаг лагерной семьи и у его огня, утомленные после проведенного дня, собирались мальчики и обменивались впечатлениями. Это своего рода собрания, на которых воспитатели общались с воспитанниками. Именно здесь велись беседы о России, ее истории и культуре. 2. Во время индивидуальных прогулок воспитатели постигали внутренний мир ребенка. 3. В игре проявляется и устанавливается характер детей, поэтому руководители подбирали игры, влияющие на воспитание характера. 4. В деле религиозного воспитания особое место отводилось говению. Таким образом, педагоги лагеря выполняли как воспитательную (воспитание характера, воли воспитанников), так и образовательную (знакомство с историей, географией, культурой России) функции. В каждом лагере был священник, который изучал с детьми Старый и Новый Завет, молитвы и так далее и устраивалась церковная палатка, в которой проводились ежедневные богослужения. В течение одного-двух месяцев устраивались походы, экскурсии и спектакли.

Лагерь был одним из главных путей влияния на детей, поскольку они устраивались везде, где для этого были хотя бы небольшие возможности. Большинство из них были маленькие, так как в них легче было осуществлять индивидуальный подход к детям. Лагеря охватывали значительное количество детей и подростков, которых не могли охватить русские школы. Например, во Франции в эмигрантских школах обучалось несколько сот учеников, тогда как в лагерях бывали тысячи русских детей. Таким образом, летние детские лагеря создавали благоприятную базу для национального воспитания подрастающего поколения.

Также заметный вклад в национально-воспитательную работу с детьми и подростками внесли летние площадки. Они устраивались в городах и собирали тех эмигрантских детей, которые не смогли выехать летом за город. Хорошее питание и пребывание на свежем воздухе — это было лишь одной из целей летних площадок. Помимо забот о физическом благополучии детей (многие получили одежду, обувь), имелись и педагогические задачи, как и у других просветительных организаций. В воспитательном отношении разница между детскими площадками и школой была не качественной, а количественной. Педагоги стремились дать за короткое время максимум культурных и социальных навыков. Мальчиков здесь обучали различным ремеслам (столярному, плотницкому), а девочек — шитью, вязанию, что помогало в дальнейшей жизни. Кроме того, все, посещавшие летние площадки, обязаны были общаться по-русски, а также воспитатели проводили беседы по истории, географии, культуре России. Таким образом, пребывание в русской культурной среде способствовало национальному воспитанию детей и подростков.

Огромную роль в сохранении русской молодежи своего национального облика и развитии национальной культуры сыграли русские детские и юношеские организации. Несмотря на многообразие задач, решаемых ими, — развитие физических, интеллектуальных способностей, — особое внимание обращалось на национально-просветительную работу с подростками (знакомство с историей и географией России, религиозно-нравственные беседы, участие в богослужениях) [2, с. 21]. Наибольшее распространение в Российском Зарубежье получили организации: скаутов, юношеский и детский отделы Русского студенческого христианского движения (РСХД), «Витязи» и Соколы.

Национальная организация витязей была организована во Франции в 1934 году Н.Ф. Федоровым. Дружины существовали в Болгарии, Германии, Латвии, Чехословакии, Эстонии. Основная цель организации — «воспитание национально мыслящих, православных русских людей, здоровых физически и духовно сильных» [1, с. 29]. «Витязи» регулярно устраивали спектакли и сборы, создали струнный оркестр, спортивный и гимнастический отделы, библиотеку. Организацию посещали ребята в возрасте 10—17 лет, которые были разделены на два отделения — старшее (15—17 лет) и младшее (10—14 лет). Отделения состояли из кружков (по 15 человек). Ограниченное количество людей давало возможность руководителям осуществлять индивидуальный подход. Каждый, вступающий в дружину, проходил подготовительный период, за который должен был выучить несколько молитв, русский гимн, русский флаг и прочее. Воспитательная программа «Витязей» состояла из четырех, неразрывно связанных частей: физической, умственной, общественной и религиозно-нравственной. В программу умственного развития входило родиноведение: русская география, история и литература России. Эти предметы проходились по комплексному методу, прохождение географии и истории русской литературы иллюстрировались образами русского искусства, русской литературы, народного творчества и, по возможности, музыкой. Мальчики рисовали картинки из русской истории, посещали русские спектакли и концерты, участвовали в театральных постановках, литературных чтениях и концертах. Так как Закон Божий преподавался не во всех школах, то на долю нравственного воспитания выпадала задача изучения Ветхого и Нового Заветов, участие в церковной жизни. Кроме того, мальчики устраивали дома уголок с образами и содержали его в порядке. Сюда же входило знакомство с житиями святых и биографиями выдающихся людей России. Следует отметить, что данная программа полностью осуществлялась лишь в младшем отделении. Программа, главная цель которой была выражена в девизе: «За Русь, за Веру», способствовала национальной социализации молодого поколения.

Таким образом, проводимая в эмиграции работа по национальному воспитанию молодого поколения в течение определенного периода препятствовала процессам ассимиляции, денационализации и адаптации в «чужом» пространстве.

 

Список литературы:

  1. Бахрушин Г. Религиозно-национальная программа для работы с русскими мальчиками // Вестник Русского студенческого христианского движения, 1929. N 4. С. 28—31; 1929. N 5. С. 29—31; 1929. N 6. С. 27—28.
  2. Кирдяшова Е.В., Зеньковский В. В. о сохранении «русскости» детей и молодежи русской эмиграции // «Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (26 сентября 2011 г.) — Новосибирск: Изд. «Априори», 2011. — 148 с.
  3. Н.Ф. Лагерь // Вестник РСХД. Париж, 1928. N 7. С. 29.
  4. Шумкина А. Воскресная школа // Вестник РСХД. Париж, 1927. N 6. С. 22—23.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.