Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 16 июля 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Мышьякова Н.М. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Мышьякова Наталия Михайловна

д-р искусствоведения, профессор, СПбГУСЭ, г. Санкт-Петербург

E-mail:

 

EDUCATION AND EDUCATIONAL SERVICE

Nataliya Myshyakova

Saint Petersburg State University of Service and Economics

 

АННОТАЦИЯ

Одна из оппозиций современной культуры – противоречие социально-культурной, профессиональной деятельности и сферы услуг. Увеличение зоны сервиса в пространстве образования лишает путь к знанию одной из его фундаментальных и ценностных характеристик – трудности. Задача образования – локализовать статусы знания и образовательной услуги.

ABSTRACT

One of the main oppositions of contemporary culture is contradiction of socio-cultural and professional activity in the field of service. The expansion of the service zone in educational space deprives the way to knowledge of its one of the fundamental characteristics – difficulty. The task of education is to locate the status of knowledge and educational service.

 

Ключевые слова: просвещение; образование; образовательные услуги; сервисная реальность; социально-культурный сервис; образовательный сервис.

Keywords:еducation; educational service; service reality; socio-cultural service; educational service.

 

«Мы не хотим знать, как устроена система, главное – чтобы она работала»

Просвещение – одна из самых высоких культурных традиций. Знаменитые писцы древности, запечатленные в различных произведениях искусства, навсегда закрепили образ учености, грамотности как почитаемый и социально значимый. Долгий путь познания никогда не представлялся человеку лёгким. Трудность – обязательное и одно из основных свойств Пути, сформировавшееся в глубокой древности и ярко воссозданное в мифопоэтической картине мира. В этой связи выбор пути и способность к его преодолению мыслится как подвиг, подвижничество. Став метафорическим, понятие пути означает круг жизни, крестный путь, закон, учение, самопознание. Одинокий путник, в глубоком раздумье застывший перед камнем, с начертанными на нём вариантами пути, – один из избранных персонажей истории человечества.

Лишённый инстинктивной программы поведения, как бы обделённый природой, оставшийся один на один со своей свободой, человек оказался обречённым на суровую жизненную школу, на долгий и тернистый путь к знанию – Per aspera ad Astra. В жестоких, часто смертельных схватках с жизнью рождалась знаменитая формула знание – сила, ставшая одной из древнейших образовательных концепций.

Несмотря на то, что идеология последовательно транслировала высокий статус ученого человека, от начального положения писца рядом с правителем место учителя в современном социуме отделяет «дистанция огромного размера», как сказал бы Скалозуб. Превратившись в обычную профессию, пережив периоды почитания и унижения, современный учитель, преподаватель работают, скорее, вопреки сложившейся ситуации, государственной политике, финансированию, общественному мнению. Драматизм образовательного сценария очевиден любому из его персонажей.

Каковы же участники образовательного сюжета? Чем занимается мы, преподаватели вузов? Участвуем в просвещении, образовании или предлагаем образовательные услуги?

Одна из проблем современного образовательного пространства – размывание границ между профессиональной педагогической деятельностью и сферой сервиса, активно претендующей на автономию и суверенность. В этой связи миссия педагога практически не идентифицируется.

Каким видится социально-культурный контекст современного «образовательного сервиса» ?

Одна из основных его характеристик – сервисизация социально-культурной деятельности. Понятие сервиса конституирует новый этап социально-культурной зрелости и изначально имеет качественный смысловой оттенок. Разрастание и усложнение сервисной среды – двоякая характеристика современности. Прежде всего, это свидетельство её цивилизационной зрелости: социокультурная, профессиональная деятельность как бы перерастает свои пределы и готова удовлетворять потребности других. Однако количественное разбухание сервиса меняет его качественные характеристики, порождая сервисное господство. Сервис парализует творческие потенции человека, удовлетворяя их заранее.

Таким образом, сервисизация социально-культурной и профессиональной деятельности характеризуется противоречивыми симптомами.

Во-первых, это положительное явление: тенденция максимального удовлетворения потребностей; доминанта проективных, опережающих спрос предложений; высокая технологичность; экономическая выгодность услуги.

Во-вторых, уже очевиден негативный результат этого процесса: аннигиляция родовой специфичности человека, постепенно устраняющегося от созидания и творчества и перекладывающего эти действия на работников сервиса; притупление и стандартизация проективного мышления; деструктурация ценностных ориентиров.

Вторая важная характеристика современной социально-культурной ситуации – нарастающая информатизация и технизация образования. Качественно новый этап цивилизации определяется как информационное общество. Информация мыслится интеллектуальной основой современной культуры. Синтез компьютера, видеотехники, СМИ создаёт особое информационное поле. Новая информационно-коммуникативная ситуация меняет «среду обитания» человека, гипертрофирует его естественные границы и возможности, освобождает его от привязанности к «месту» и «времени». Создаётся иное социокультурное пространство, иная «вторая природа», которая, в свою очередь, меняет и человека.

Техногенность образовательных практик маскирует «простую» интеллектуальную рефлексию, создает эффект «реальной» достижимости результата. Лёгкость достижения делает объект внимания менее соблазнительным. Анонимность, множественность, массовидность «интернет-субъектов», поставляющих информацию, лишает их авторитетности. В интернет-пространстве пользователь, как Хлестаков, – «с Пушкиным на дружеской ноге».

Огромность знания и одновременно его доступность столь очевидны, что превращают его в некую вещь. Знание – уже не сила, и отношения силовых притяжений и отталкиваний между ним и его потребителем уже невозможны. Отсюда – неизбежность образовательных поисков не в сфере методик, обучающих овладевать знаниями, а в сфере технологий, помогающих преподносить информацию. Образование всё дальше уходит от знания, не штурмуя его вершины и не внедряясь в глубины, а распространяясь у подножия, равнинно.

Как следствие – еще одна характерная особенность – доминирование в образовательном процессе коммуникации, а не общения. Этому способствует и общая визуализация культуры, и дистанционные формы образования. Удаленность и виртуальность участников лишает образовательные отношения человечности, теплоты. Классическая образовательная модель предполагает глубокое личностное усвоение «картины мира» Учителя. Знание не сводимо к информации, а общение, в отличие от коммуникации, меряется не количеством переданной информации, а степенью ее «оседания» в участниках, новым знанием, приобретаемым в процессе общения. Знание многомерно, оно предполагает наличие концепции, этической установки, ценностных ориентаций. Если образование можно вести в дистанционных формах, то передача ценностей – воспитание – возможно только при непосредственном контакте. Таким образом, в информационно-коммуникативной модели образования происходит выхолащивание воспитательного ингредиента и утрачивается механизм трансляции ценностей.

Один из рекламных принципов фирмы, занимающейся дистанционным обучением, – «Мы не хотим знать, как устроена система, главное – чтобы она работала». Трудно представить себе что-либо более антиобразовательное, да и за систему обидно… Кроме того, в этой формуле зафиксирована еще одна опасная зона образования – «мы не хотим знать…». Проблематичной становится сама потребность в образовании, котораяпозиционируется не как потребность в знаниях, а как потребность в необходимом условии удобного социального функционирования.

И еще одна характерная социально-культурная тенденция, превращающая образование в образовательные услуги: доминирование экономической составляющей. К сожалению, как любой вид сервиса, образовательный сервис не может себе позволить быть финансово несостоятельным – иначе он не сможет быть полезным, ему нечем будет «служить» (ситуация брехтовского «Доброго человека из Сычуани»). В сфере образования эти процессы приобретают особый драматизм, поскольку именно в этой сфере актуализирована одна их самых культурных функций человечества – забота об анонимном потомке. Природа образования бескорыстна. Деятельность для неизвестных, чужих детей, работа на далёкое будущее – высший уровень человеческой духовности.

Таким образом, можно констатировать, что социально-культурный контекст неумолимо свидетельствует о принципиальных изменениях современных концепций и моделей образования. Стремительно умножающиеся методики, приемы и технологии говорят о зрелости и мастерстве образовательных практик. Однако «обратная сторона» вопроса свидетельствует о возрастающей востребованности «изысков» в образовании и о все более убывающей потребности в «просто» образовании.

Начав с деловых игр, пройдя этапы инновационных и интерактивных «соблазнов» культуры, современная педагогика продолжает искать пути к «возрождению» академизма, «старой школы», высокого просветительства. К сожалению, эти усилия напоминают классическую ситуацию обучения мольеровского господина Журдена, у которого не произносилась буква «р»: достаточно «забыть» обучающие инструкции, чтобы все получилось...

Тем не менее, несмотря на ряд тревожных симптомов, можно констатировать, что окончательного поглощения сферы просвещения, образования сферой сервиса еще не произошло. Социально-культурная и профессиональная деятельность фундируют сервисное пространство, не теряя собственной суверенности. Преподавательская деятельность не есть деятельность сервисная. Сервис предполагает конструирование услуги, организацию сервисного пространства. Преподаватель, читающий лекцию, не оказывает образовательные услуги, а учит, образовывает, просвещает. «Конструктором» образовательной услуги, в конечном счете, выступает государство, системно формирующее особые социально-культурные условия для удовлетворения потребностей в образовании. Нарастающая сервисизация образования опасна деформацией и снижением традиционно высокого образа Учителя. Потеря этого образа катастрофична. Задача «конструкторов» образовательных услуг – сберечь и обезопасить зону профессионального преподавательского труда как особого феномена культурного наследия, которое, как известно, мы должны чтить и сохранять.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.