Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 12 декабря 2011 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Зеленская Л.В. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА КАК ЯВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА КАК ЯВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Зеленская Людмила Валентиновна

методист, ВГАПКРО, г. Волгоград

E-mailzelenskaya.lv@mail.ru

 

 

Современная ситуация развития общества обусловила переориентацию целей современного образования на освоение ценностей отечественной культуры. В содержании музыкального образования актуализируются идеалы, ценности духовной музыкальной культуры «великого молчания», ее религиозных основ. Понимание духовной музыки в ее неразрывном единстве с религиозными традициями является пока еще во многом интуитивным, идущим от запросов эмпирического опыта. В то же время, искусствоведческий подход в сфере духовно-музыкального творчества не отвечает на вопросы мировоззренческого характера,  являющиеся основополагающими для явлений православной культуры. Обращение к работам богословов, музыковедов, педагогов-музыкантов, изучающих сущность духовной музыки, обнаруживает многозначность понимания сущностных  характеристик духовной музыки, что актуализирует проблему целостного представления о духовной музыке как явления педагогической реальности и обращает внимание к сферам непедагогического (богословского, музыковедческого) знания.

В условиях гуманитаризации современного образования признается многогранность мира и множественность его проявлений. По Борытко Н.М., «целостный образ мира, отдельной проблемы, явления невозможно получить, не обнаружив различных точек зрения, не обменявшись разной (порой противоречивой) информацией, при этом ценным становится не совпадение, но различие точек зрения» [1, с. 26]. В контексте гуманитарного знания, богословское знание выступает как «иной способ познания мира», с помощью которого уточняются смыслы и ценностные ориентиры в области духовной музыки в ее педагогической реальности, обогащается тезаурус данной проблематики  заимствованными из «инонаучного» (Л.М. Лузина) знания терминами, определениями, расширяется педагогическое знание пониманием человеческой уникальности. Богословие в данном случае воспринимается как посредник между религией, культурой, в чьи функции входит прояснение значения и ценности духовно-музыкального творчества в православной культуре, соотнесение духовного музыкального творчества с нормой его религиозного понимания, формализованной в рамках конкретной традиции и  зафиксированной в таких материальных носителях, как Священное Писание, свод святоотеческих трудов, литургической традиции.

Для выявления нормативов духовной музыки в богословском знании,  были рассмотрены догматы православной культуры (христология, триадология и т. д.), особенности, типы, виды богослужебного пения, его главные определяющие основания: уставное чинопоследование богослужения, музыкальный порядок богослужения (И.А. Гарднер, Н.В Матвеев, Мартынов и др.), историческое развитие богослужебного пения  в контексте истории Русской Православной Церкви (В.М. Металлов, Д.В. Разумовский, А.В. Преображенский, Прот. Д. Алеманов, С.В. Смоленский и др.). В результате, выделены следующие религиозно-философские, богословские идеи, понятия: В.В. Зеньковского, о. Луки (Воин-Ясенецкий) - христианско-антропологическая идея о триединстве человеческой сущности в ее духовном, душевном, телесном проявлениях; богословское понимание целостности (догмат о Святой Троице) как «единосущности, нераздельности, неслиянности»; И.А. Гарднера о составе духовного песнопения (слово, музыкальный компонент); литургический и исторический аспект богослужебного пения, виды и типы песнопений; В. Мартынова -  характеристики  богослужебного пения и музыки, особенности древнерусских песнопений и композиторского творчества.

В богословском знании богослужебное пение подчиняется чину литургического богослужения как «словесно-музыкальному действу» (И.А. Гарднер). Исследователи богослужебного пения восточно-христианской традиции (И.А. Гарднер, В.Н. Металлов, о.И. Алфеев и др.) представляют  богослужебное пение в целостном и нераздельном единстве ее компонентов - слова, музыки, действа. Где Слово несет  смыслы, ценности человеческого бытия; в Музыке отражается сложная внутренняя жизнь человека,  явленная в многообразии ощущений, чувств, настроений; Действо организуется в определенной взаимосвязи метро-ритмического единства всех внешних композиционных элементов богослужения: перестроений, переходов, порядка чинопоследования. Находясь в иерархической взаимосвязи, компоненты целостности рассматриваются исходя из доминирующего положения ее вершины -  Слова. Выделенные компоненты являются инвариантным ядром, сердцевиной рассмотрения  ценностных, содержательных, формообразующих характеристик  целостного представления о духовной музыке как педагогического явления.

В музыковедческом знании внебогослужебная музыка рассматривается как раздел  истории музыкальной культуры (Е.В. Николаева, Т.Ф. Владышевская),   как жанр музыкального искусства (Т.Ф. Владышевская), особый вид безнотной записи (Г.Б. Печенкин, Г.А. Пожидаева, А.В Конотоп и др.). Основополагающими в музыковедении для нас стали идеи: «специальное» и «неспециальное» содержание (В.Н. Холопова); структура разновидностей музыкальной культуры современного общества, «нормативы» разновидностей музыкальной культуры (Л. Березовчук); ритмо-интонационный комплекс как носитель генетического кода культуры в её музыкальной определённости, наименьшее целостное образование (своеобразная молекула) музыкальных систем (Е.Р. Сизова).

Для внебогослужебных духовных произведений характерны: возвышение  не духовного идеала, а ценности личности обычного человека, усиление авторского начала в  свободной интерпретации певческого религиозного канона, выведение на первый план музыкально-чувственного отношения к ценностям православной культуры, музыкально-теоретический анализ характерный для музыкальных произведений без учета мировоззренческого ресурса православных ценностей,  исполнение в условиях концертного зала.

Анализ литературы богословского, музыковедческого знания показал, с одной стороны, различаемость богослужебного пения  и внебогослужебной музыки, а с другой стороны, возможность рассмотреть духовную музыку в педагогическом аспекте на «территории согласия». Такой зоной «непротиворечивости» для нас стала категория «традиция». Ее мы понимаем как «живую связь нашу с отцами в аспекте единства и преемства»  (Вл. Соловьев), как совокупность тех объектов и идей, истоки которых коренятся в прошлом, но которые можно обнаружить в настоящем [2, с. 90]. К ней мы обращаемся, как носителю нормативных знаний в богослужебном пении с целью  дальнейшего соотнесения с ними произведений духовно-музыкального творчества внебогослужебной направленности.

На основе анализа ключевых положений богословского и музыковедческого знания были выделены ценностные, содержательные, формообразующие характеристики богослужебного пения, внебогослужебной духовной музыки  в категории  «традиция», которые мы обозначили: традиция  как ценность, традиция как содержание,  традиция как форма (таблица 1):

Таблица 1

 

Категория

Нормативные элементы

Богослужебное пение

Внебогослужебная музыка

1

Традиция как ценность

Слово

Ценность духовного идеала, заключенного в догматах христианской восточной традиции

Ценность духовных и нравственных подвигов подвижников Отечества

Ценность обновления духовных сил человеческой природы 

Ценность личности человека

 

2

Традиция как содержание

Музыкальный элемент

Литургические песнопения (стихиры, тропари, кондаки, каноны и др.).

 

 

 

Бытовые, концертные духовно-музыкальные  произведения (духовные стихи, заздравные, канты, псальмы, многолетия, духовные концерты

3

Традиция как форма

Действо как метро-ритмическое единство композиционных элементов

Богослужебное действо на основе порядка, исходящего из особенностей годового, недельного, суточного церковного круга

Коллективные, групповые, индивидуальные формы концертного исполнения

 

Таким образом,  целостное представление о духовной музыке как явлении педагогической реальности  строится на следующих положениях:

·гуманитарное знание является теоретическим основанием рассмотрения духовной музыки с позиции богословского, музыковедческого, знания;

·богослужебное пение является родовым основанием духовной музыки как эстетической ценности и содержит номинативное ядро духовной музыки, которое представлено в следующих компонентах: Слово, несущее ценности и смыслы, заключенные в текстах песнопений,  Музыкальный элемент, проявляющийся в чувственных и понятийных значениях,  Действо, которое организуется в определенной взаимосвязи метро-ритмического единства всех композиционных элементов богослужения.

·духовная музыка как педагогическое явление рассматривается на «территории согласия» богослужебного пения, внебогослужебной музыки в категории: традиция как ценность, традиция как содержание, традиция как форма.

Целостное представление о духовной музыке складывается в процессе изучения эволюции духовной музыки и рассматривается:

a.при помощи эмоционально-смысловых и понятийно-логических средств описания с учетом индивидуального бытия, в котором духовная музыка соприкасается с внутренним миром человека, с миром духовных ценностей;

b.сквозь призму музыкально-культурного контекста, имеющее ценностно-смысловое, познавательное, выражающее и организующее начало;

c.с использованием специфики представлений о духовной музыке, соответствующих разным периодам ее исторического развития.

 

Список литературы:

1.Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Изд. Центр «Академия», 2006. 288 с.

2.Савин М.В. Генезис традиционности в педагогике России: историко-педагогический аспект. Волгоград: Перемена, 2004. 267 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.