Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 30 ноября 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ткалич С.К., Короткова Е.С. ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР НАЦИОНАЛЬНЫХ МАРКЕРОВ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ МАСТЕРОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 30-41.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР НАЦИОНАЛЬНЫХ МАРКЕРОВ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ МАСТЕРОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

Ткалич Светлана Константиновна

студент 3 курса магистратуры кафедры Дизайна Художественно-графического факультета МПГУ,

РФ, г. Москва

Короткова Екатерина Сергеевна

студент 3 курса магистратуры кафедры Дизайна Художественно-графического факультета МПГУ,

РФ, г. Москва

THE FACTUAL NAVIGATOR OF NATIONAL MARKERS: A HISTORICAL-CULTURAL EVENT AND ART ACHIEVEMENTS OF WOODEN ARCHITECTURE MASTERS

Svetlana Tkalich

academician of RAE, Doctor of pedagogical sciences, Professor Institute of Arts MPGU,

Russia, Moscow

Ekaterina Korotkova

student 3 course of the Department of Design Graphic arts department MPGU, Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается авторский подход к информационной популяризации объектов архитектурного наследия. Мы попытались выявить особенности детализации приемов и способов мастеров деревянного зодчества. Каждая форма постройки из дерева, получившая распространение на Руси и ставшая её визуальным национальным маркером, на наш взгляд, является историко-культурным событием. Параллельно отмечается, что важно не нарушать информационную эстетику (достоверность) историко-культурных событий.

ABCTRACT

In the article the author's approach to the information promotion of architectural heritage objects is considered. We have attempted to identify detalization characteristics of wooden architecture masters’ techniques and methods. In our opinion, every form of wood construction, which has become widespread in Russia and a national visual marker, is a historical and cultural event. At the same time it is noted that it is important not to disturb the aesthetics of information (reliability) of historical-cultural events.

 

Ключевые слова: историко-культурное событие; мастерство деревянного зодчества; декоративная резьба.

Keywords: historical-cultural event; wooden architecture art; ornamental cut.

 

Введение. В нашей статье мы делаем попытку инновационного подхода к обоснованию мировой художественной значимости культурного наследия России, представленной в масштабах мировой культуры мастерством деревянного зодчества. Каждая форма или тип постройки из дерева, получившая распространение на Руси и ставшая её визуальным национальным маркером, на наш взгляд, является историко-культурным событием. Национальный маркер «Объекты деревянного зодчества» необходимо популяризировать по всему миру.

Мы структурировали объекты деревянного зодчества по следующей иерархии исторических, культурных, политических, экономических факторов формирования Российского государства:

  • историко-культурное событие № 1 «русская изба»,
  • историко-культурное событие № 2 «появление московского кремля»,
  • историко-культурное событие № 3 «оборонные крепости»,
  • историко-культурное событие № 4 «купеческие дома»,
  • историко-культурное событие № 5 «усадьбы и декоративные дома»,
  • историко-культурное событие № 6 «нашествие войск Наполеона»,
  • историко-культурное событие № 7 «домовая резьба – национальный маркер».

Значительную часть русской культуры составляет деревянное зодчество, определяющее ее национальное своеобразие. Исторические и географические условия Древней Руси способствовали развитию деревянной архитектуры. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Поэтому дерево служило основным и наиболее доступным строительным материалом.

Сельские поселения и города, существовавшие на Руси согласно летописям начиная с IX в., крестьянские, посадские и княжеские дворы – все строилось из дерева. За это время был накоплен огромный опыт, выработаны многие строительные и композиционные приемы, формы.

По многим показателям русские зодчие деревянной архитектуры в выражении своих художественных идей превзошли мастеров-строителей других континентов. Отметим, что именно на территории Руси дерево спасало в суровые зимние месяцы. Из дерева строили, дерево использовали для растопки печи в доме, из дерева делали все хозяйственные предметы, как ведра, коромысла, так и люльки для младенцев, телеги и сани.

Не умаляя мастерства русских зодчих, важно сказать, что не на всех континентах планеты люди нуждались в построении деревянных домов для жилья из бревен, утепленных с помощью печи и удобных для хозяйственных нужд. Кроме жилища для семьи, в каждом хозяйстве были обязательно подсобные постройки для домашнего скота, который был необходим людям как летом, так и зимой. За многие тысячелетия люди научились использовать дерево не только для военных или хозяйственных нужд. Постепенно умельцы находили способы украшения жилых домов из бревен. Исключительно оригинально смотрятся дома, где эстетика, впечатление создается за счет контраста материала: толстых круглых бревен и ажурной резьбы.

К сожалению, срубленное дерево имеет срок долголетия. Облик древних сооружений мы можем восстановить, опираясь на различные исторические источники – летописи, миниатюры, иллюстрации, зарисовки путешественников, иконы, писцовые книги.

Сохранившиеся памятники русской деревянной архитектуры датируются в основном XV–XVIII веками. Знакомство с ними представляет большой интерес для изучения русской материальной культуры. Рассмотрим особенности построек русского деревянного зодчества.

Историко-культурное событие № 1 «Появление русской избы». Искусство домостроения передавалось из поколения в поколение веками. Мы можем наблюдать множество образцов деревянного жилья, сохранившихся на территории России до наших дней. Многие памятники деревянного зодчества реставрировались и восстанавливались по чертежам, иллюстрациям, фотографиям. Эти архитектурные постройки поистине можно назвать произведениями искусства.

Облик традиционного русского жилища на протяжении всей своей истории претерпевал множество изменений. Тип строений зависел, прежде всего, от климатической зоны, на территории которой происходило строительство. Например, на холодном и влажном севере наземный дом с полом появился очень рано, так как строевого леса было в достатке, иная ситуация была на юге, где из-за сухой почвы не всегда хватало леса, поэтому долгое время на юге России преобладали полуземлянки. Обновления также вносили переселенцы, объединяя опыт различных этнических групп. Постоянные изменения позволили сформировать наиболее рациональные способы строительства исторического жилья.

Мастерство древних «рубленников» поражает наших современников. Основу деревянной постройки составлял сруб – скреплённые между собой безгвоздевым способом бревна, образующие четырехугольник. Срубы различались по типу скрепления. Среди наиболее известных были «в режь» (часто такой тип использовался при постройке хозяйственных помещений), «в лапу» (бревна не выступали за пределы сруба) и «в обло» (бревна сращивались косым замком) [6]. Некоторые дома состояли не только и отапливаемого помещения – избы, но могли иметь клеть – кладовое помещение, подклеть – помещения, часто используемые для скота. У зажиточных людей имелся третий ярус – терем. Даже в русском фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом.

Большинство сохранившихся изб относятся к середине XIX века. Даже в дореволюционных документах не упоминаются жилые дома старше конца XVIII века. Это связано с тем, что жилой отапливаемый дом изнашивался быстрее остальных построек.

Одним из немногих сохранившихся памятников русского деревянного зодчества является Погодинская изба. Уникальный памятник культурного наследия России находится в Москве (ул. Погодинская, 12А). Изба была построена в 1856 году русским архитектором и археологом Никитиным Н.В. – председателем Комиссии по сохранению древних памятников. Николай Васильевич известен как реставратор памятников древнерусского зодчества. Именно ему принадлежали обмеры и проекты реставрации памятников Москвы, Нижнего Новгорода, Серпухова. Опираясь на народные образцы и рисунки русского художника-любителя Г.Г. Гагарина, Никитин сумел создать оригинальное произведение архитектуры, оказавшее влияние на последующие постройки национального направления XIX века [1]. Здание было подарено меценатом Кокоревым В. известному историку Погодину М.П. как дань интересу знаменитого историка к народному зодчеству и искусству [10].

Нынешний облик постройки сильно отличается от изначального произведения архитектуры. Сохранилось множество документов, в которых описывается, как выглядела изба в середине XIX века. Постройка представляет собой одноэтажное крестьянское здание, срубленное «в обло» со светелкой на втором этаже. Вход в избу располагался в центре садового фасада. Первый этаж включал в себя два окна, положение которых впоследствии было изменено, вероятно, в связи с пристройкой флигеля (ныне их три).

Историко-культурное событие № 2 «Появление кремля и укрепленных стен, ворот и смотровых башен из дерева». На Руси кремль занимал главное место в композиции городского организма. Ярким шедевром оборонного зодчества являются башни и стены Московского кремля.

Московский Кремль представлял собой крепость, занимающую 9 гектаров земли в окружении рек Москвы и Неглинной. Вокруг его территории были разбросаны множественные посады, которые в случае опасности могли скрыться за стенами крепости. Первые деревянные стены Кремля были заложены в 1156 году, о чем свидетельствуют летописи. Стена представляла собой разгороженные продольными и поперечными стенами клети (срубы). Подножия крепости укрепляли бревна, уложенные в несколько рядов и соединенные между собой поперечными бревнами, имеющие сучья, которые позволяли держать конструкцию. Протяженность крепостных сооружений составляла более 500 м. Как и многие русские города, Москва неоднократно горела в результате вражеских нашествий, и до XIV века крепость перестраивалась еще как минимум дважды.

В 1339 году Иван Калита закладывает новую крепость из дубовых бревен. Протяженность стен значительна превосходила периметр первоначальной крепости и составляла 1670 м. Остатки западной стены были обнаружены при постройке Большого дворца в середине XIX века. Стоит отметить характерную врубку бревна с «зубом», которая обеспечивала жесткость всей конструкции [7].

Историко-культурное событие № 3 «Появление деревянных оборонных крепостей». Оборонное зодчество – особая ветвь в истории русской архитектуры. Многие оборонные сооружения стали основой для развития на их базе русских городов и созданию многонационального Русского государства.

Крепостные сооружения известны в истории любого народа, они «создавались всем миром» для охраны границ своей территории: поселения, городища.

В художественно-эстетическом исполнении деревянные крепости совсем не уступали каменным – и остаётся только сожалеть, что древнерусские укрепления в большинстве своем не дошли до нашего времени. Об истории крепостных сооружений на Руси мы можем узнать по материалам изобразительных, картографических, письменных источников, результатам археологических историко-архитектурных исследований остатков оборонительных сооружений [4].

В середине XX века археологами были проведены масштабные раскопки древнерусского военного зодчества, среди которых были укрепления Москвы, Владимира, Новгорода. Они позволили представить, как выглядело Русское государство много веков назад, выяснить особенности конструкций оборонительных сооружений и закономерности военно-инженерного искусства, проследить развитие древнерусского крепостного зодчества в связи с общеисторическими процессами.

В древнерусском языке слово город означало огороженное крепостной стеной поселение. Как правило, городские укрепления представляли собой ров, стены, забрала из брусьев и вал. В больших городах они состояли из внутренней крепости – кремля, и наружных построек [3].

Все деревянные оборонные крепости на территории Сибири, Крайнего северо-востока зафиксированы нашими учеными. Разумеется, что крепости не строили коренные местные жители необозримых для того времени таежных и тундровых просторов. Крепости строили для того, чтобы были навигаторы продвижения русских отрядов за Уральский хребет. Сегодня многие города Сибири появились после постройки бревенчатых стен крепости, иные города остались и после разрушения этих стен – дерево имеет предел сохранения крепости в открытом климатическом режиме.

Историко-культурное событие № 4 «Купеческие дома». Купеческие дома – особая часть архитектурного наследия исторических городов. Особняки купцов представляли собой одно- или двухэтажное здание. В нижней части дома купец держал товар, там же были торговые лавки, жила прислуга. Наверху жил хозяин с семьей. Второй этаж, как правило, имел балкон и большие окна. Деревянные постройки украшались резьбой, а каменные строения имели строгий, монументальный вид. В Сибири среди небогатых купцов популярны были полукаменные дома, где первый этаж выполнялся из камня, а надстройка была деревянной. Множество купеческих домов сохранились и до наших дней и через столько лет очаровывают своими кружевными нарядами.

Уникальным образцом русского деревянного зодчества является Дом купца Г.М. Голованова в Томске (ул. Красноармейская, 71). Дом представляет собой памятник архитектурному творчеству начала XX века и воплощает «русский стиль» в жилом особняке. Дом построен в 1904 г. по проекту русского архитектора польского происхождения С.В. Хомича для купца 2-й гильдии Г.М. Голованова. В народе особняк получил название «Дом с шатром». Деревянный двухэтажный дом имеет кирпичный цоколь. Фасад особняка направлен на юг, чтобы в доме было больше света. Северная сторона дома же, напротив, глуха и сделана из кирпича, чтобы защитить дом в случае пожара. Как и на всех произведениях архитектуры Хомича, декоративные элементы, украшающие особняк, увеличиваются в своем количестве к основанию крыши. Отличительной особенностью дома являются выступающие на фоне стены деревянные пояса, которые делят фасад по вертикали и горизонтали. Первоначально сам особняк был бело-красным, свою нынешнюю окраску дом приобрел в ходе реставраций.

Заслуживает внимания Дом Усаниной А.Д. в Екатеринбурге (ул. Красноармейская 28). Как и большинство построек конца XIX века, здание имеет два этажа – нижний из камня, верхний из дерева. Дом строился в промежутке с 1880 года и до 1906 год. Архитектором дома был К.А. Полков – городской архитектор Екатеринбурга, а помогал ему в этом техник В. Патокин. Дом разделен на две части. Первая – фасадная, выходит на улицу, имеется 5 окон, над одним из которых находится аттик. Весь особняк украшен пропильной резьбой – наличники, фриз, аттик, низ карниза [9]. В дополнение ко всему, на окнах присутствуют сандрики. Все украшения сосредоточены на главном фасаде, убранство боковых частей сведено к минимуму. Стоит обратить внимание на потрясающей красоты водостоки. Весь внешний вид особняка тщательно продуман. Бывший дом А.Д. Усаниной известен тем, что в нем некоторое время жил известный краевед А. Весновский, внесший большой вклад в изучение уральских городов.

Историко-культурное событие № 5 «Усадьбы и декоративные дома». Одной из редких сохранившихся до наших дней деревянных усадеб является усадьба Лазаревых в поселке Фряново Московской области. Уникальность этой постройки в том, что это одна из трех уцелевших усадеб всего Подмосковья, построенных в XVIII веке. В ансамбль усадьбы входят «господский дом, храм и старинный пруд. Возведение усадьбы началось в последние годы XVIII века, в 1901 году был закончен главный дом усадьбы. Среди предполагаемых архитекторов, участвовавших в проектировании и строительстве дома, упоминаются имена известных зодчих своего времени – Юрия Матвеевича Фельтена – архитектора из Санкт-Петербурга и Луиджи Руска – архитектора швейцарского происхождения, работавшего в России. Дом построен на каменном фундаменте из сосновых и дубовых бревен. Удивительно, но за 200 лет деревянные перекрытия отлично сохранились, не потеряв свой вид. Характерными чертами внешнего вида усадьбы является ее сдержанное декоративное убранство, явно выраженная симметричность, взаимосвязь главного и второстепенного. В центре особняка расположены колонные портики и балконы, имеющие будто бы незаконченный архитектурный вид из-за неправильных пропорций колонн. Главный корпус соединен крытыми коридорами с боковыми одноэтажными флигелями. С востока и запада к дому примыкали стеклянные оранжереи, в которых выращивались экзотические цветы. Высокая степень сохранности господского дома во Фрянове позволила использовать его в качестве прототипа для восстановления разрушенного дома-музея М.И. Глинки в Смоленске. В 1974 году архитектурно-парковому ансамблю был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. На сегодняшний момент в усадьбе располагаются краеведческие музеи Щелковского района.

Особое положение среди известных подмосковных усадеб занимает усадьба Абрамцево. Когда-то здесь собирались видные деятели русского искусства: поэты, художники, музыканты. С 1843 года усадьба принадлежала русскому писателю С.Т. Аксакову. А спустя время имение было продано выходцу из старинной купеческой семьи С.И. Мамонтову. Абрамцево стало гостеприимным домом для талантливых художников. Здесь жили Поленов, Репин, Васнецов, Коровин, Серов, Врубель и другие знаменитые художники. Архитектурный ансамбль включает в себя следующие постройки:

  • кухня;
  • «Скамья Врубеля»;
  • мастерская;
  • усадебный дом;
  • баня-теремок;
  • «Избушка на курьих ножках»;
  • церковь Спаса Нерукотворного;
  • поленовская дача;
  • верхний пруд;
  • нижний пруд.

Баня – вторая постройка в Абрамцево в «русском стиле», построенная в 1877–1878 гг. по проекту Ивана Павловича Ропета. Изначально эскиз постройки имел другой вид, изменения в проект внес хозяин усадьбы С.И. Мамонтов, убрав по его мнению все лишнее. Это одноэтажное деревянное здание с мезонином, расположенное с северной стороны усадебного дома. С южной стороны расположено крыльцо, которое ведет в сени. Баню венчает четырехскатная крыша, которая в начале XX века была раскрашена в «шашку». Фронтоны украшены пропильной резьбой. Причудливый облик постройке придают несоразмерно маленькая дверь и «подслеповатые» окошки под кровлей. Именно поэтому баня получила второе название, которое закрепилось в народе – Теремок. В первое время здание использовалось по назначению, а после была еще одним жилым флигелем. В наши дни в бане можно увидеть работы столярно-резчицкой мастерской Абрамцево.

Еще одна сказочная постройка комплекса – беседка, получившая название «избушки на курьих ножках». Она была построена в 1883 году по проекту В.М. Васнецова. В основе избушки сруб из толстых бревен, который опирается на несколько пней. Двускатную крышу венчает конек с резной головой коня. С одной стороны к срубу примыкают сени, крытые соломой, с другой стороны пристроен балкончик. Фронтоны украшены стилизованными изображениями совы и летучей мыши. Позднее эти декоративные мотивы станут популярными в русском модерне. Избушка хорошо вписывается в окружающий пейзаж, передает обаяние деревянного зодчества.

Историко-культурное событие № 6 «Нашествие войск Наполеона». Кратко отметим, что в 1812 году в Москве были пожары, уничтожившие многие постройки из дерева.

В наши дни можно увидеть здания – архитектурные памятники, которым удалось пережить пожары Отечественной войны 1812 года. Являясь объектами культурного наследия, сохранившиеся памятники представляют интерес для исследователей, экскурсоводов, кинооператоров, москвичей и туристов из других городов России и Зарубежья [8].

Улицы Маросейка и Покровка в годы Отечественной войны 1812 года являлись главными улицами «французской Москвы». Именно здесь располагалась штаб-квартиры французов. Одним из интереснейших памятников русской архитектуры является усадьба В.П. Разумовской, которая находится по адресу Маросейка, 2/15. Кто был архитектором дворца неизвестно, но бытует мнение, что авторство принадлежит Карлу Бланку – московскому архитектору, который владел особняком ранее. Усадьба уцелела при пожаре, поскольку в годы войны здание служило резиденцией начальника гвардии Наполеона Эдуарда-Адольфа Мортье. Дом представляет собой четко выделенную угловую ротонду с пристроенными симметричными корпусами, располагающимися по линиям улицы. Торжественность главного входа, увенчанного бельведером, сочеталась со строгостью и лаконизмом боковых фасадов. В 1860-х годах облик здания подвергся изменениям, в результате которых на первом этаже появились торговые помещения, была изменена внутренняя планировка и детали отделки фасада [2].

Еще одной уцелевшей архитектурной достопримечательностью является Дом Румянцева-Задунайского, находящийся по адресу ул. Маросейка, 17/6, строение 4. Автором этого проекта считается Василий Баженов, хотя ряд исследователей приписывают авторство Матвею Казакову. Этот уникальный особняк был построен в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму.

В 1812 году в здании расположился муниципалитет Москвы. Усадьба почти не пострадала при пожаре. Во время реставрации фасады главного дома были выполнены в стиле ампир. Окна были декорированы наличниками, стены украшали барельефы с мифологическими сценами, появились ленточные русты. Ближе к концу 19 века здание приобрело внешний вид, который можно увидеть сегодня. На его фасаде многочисленные женские скульптуры-аллегории, символизирующие плодородие и искусство, массивные карнизы, эклектичные балконы. Фронтон венчает герб с ангелами и буквой «Г», указывающий на одного из владельцев особняка – купца Семена Грачева. Сегодня в особняке располагается посольство республики Беларусь.

Историко-культурное событие № 7 «Домовая резьба». В русском народном творчестве особое место занимает домовая резьба. Деревянной резьбой украшались наличники, фронтоны, фризовые доски, ворота, крыльцо, калитки, двери. Народные мастера тяготели к декорированию бревенчатой рубленной избы, не стремясь к излишеству. Деревянное кружево делало жилище памятником архитектуры, в котором гармонично сочетались простота форм и разнообразие орнаментов.

Резьба по дереву – одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента. Домовая резьба началась, вероятно, с зарубки топором в качестве условного знака. Впоследствии эти знаки усложнялись, становились символами, оберегами, имели значение. Различные детали несли в себе не только декоративную роль, но и обереговую функцию. Русскую архитектурную резьбу можно разделить на несколько видов:

  • скульптурную;
  • плоскую;
  • рельефную резьбу Поволжья;
  • пропильную резьбу;

Скажем несколько слов о каждом виде резьбы.

Скульптурная резьба декорировала двускатные крыши с охлупнем (деталью крыши, представляющей собой бревна, сложенные буквой V). Концы выступающих бревен обрабатывались так, что они приобретали очертания головы животных. Такая резьба характерна для северных областей: Вологодской, Архангельской.

Плоская резьба – резьба, при которой узор создается на глухой доске путем полукруглой выемки очертания рисунка. У этого вида много названий и разновидностей: долбенная, выемчатая, городчатая. Часто в рисунке повторяется изображение круга с отходящими от него лучами. Этот мотив можно наблюдать в украшении наличников, балконов, галерей и т. д.

Рельефная резьба – самый трудоемкий вид, когда вокруг пластической формы снимается фон. Это вид резьбы привлекает своей декоративностью, выразительностью, богатством композиции.

Самым широко известным и используемым видом резьбы является пропильная резьба. Метод, при котором на глухой доске насквозь пропиливается узор. Это самая доступная, но в то же время самая красивая резьба. Дощатые узоры создавались в мастерских и продавались как поштучно, так и погонно.

Главным украшением и оберегом дома становится наличник. Резной наличник – феномен русской культуры. Нельзя точно сказать, когда зародился наличник, но можно предположить, что это произошло с момента, когда в оконные проемы начали вставлять стекла, то есть в XVII веке. Оформление окна можно назвать своеобразной картиной мира. Нижняя часть наличника всегда символизировала земную твердь, поэтому часто украшение этой части окна сводилось к ромбовидным узорам с точками внутри – стилизованное изображение вспаханного поля. А верхняя часть, символизирующая небо, была украшена волнообразным орнаментом – символом плодородия и живительной влаги. Боковые части наличника назывались полотенцами. Каждая часть обрамления окна соотносится со сторонами света и с временами года, поэтому при нанесении узора важным моментом является его местоположение.

Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными, что связано с историей, последующим перениманием и адаптацией к собственной культуре разными народами [5].

Таким образом, русское деревянное зодчество сегодня мы рассматриваем как богатейший источник для проектирования современной архитектуры жилых строений / коттеджей /, гостиниц, санаторных комплексов для разных возрастных категорий, отелей для туристских маршрутов.

 

Список литературы:

  1. Варламова А.А. Источники композиции и декоративного оформления Погодинской избы // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. – СПб.: НП-Принт, 2011. С. 222–226.
  2. Короткова Е.С., Ткалич С.К. Историко-культурный модуль по теме «восстановление москвы после Отечественной войны 1812 года» // В мире науки и искусства: Вопросыфилологии, искусствоведения и культурологи: Сб с. По матер. LXIV Междунар. Научн-практ.конф. – Новосибирск: СибАк, 2016. – С. 31–41.
  3. Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusarch.ru/kradin1.htm (дата обращения: 09. 11.2016).
  4. Неделин В. «Кремли, детинцы, кромы» / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/6409/ (Дата обращения: 20.11.2016).
  5. О чём рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/blogs/300915/26502/ (Дата обращения: 20.11.2016).
  6. Плердо А. «Терем на Руси: история и архитектура». / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusnardom.ru/terem-na-rusi-istoriya-i-arhitektura/ (Дата обращения 09.11.2016).
  7. Панкратов Д. Москва, Кремль 1339 г. / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://d-pankratov.ru/archives/3703 (Дата обращения: 09.11.2016).
  8. Устинов И.А. Московская городская усадьба до и после 1812 года. // «Современные проблемы сервиса и туризм». 2011. № 4. – С. 17–25.
  9. Шадрин А. Дом А.Д. Усаниной / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://andreyshad.ru/dom-a-d-usaninoj/ (Дата обращения 20.11.2016).
  10. Щитова Е. «Погодинская изба» / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://um.mos.ru/houses/pogodinskaya_izba/ (Дата обращения 09.11.2016).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом