Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 30 мая 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2
дипломов
НАСЛЕДИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДКОВ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ
HERITAGE OF MATERIAL CULTURE OF ANCESTORS AS CREATIVE SOURCE IN DESIGN
Natalia Algazina
associate professor of Design, drawing and painting Federal public educational institution of higher education “Omsk state institute of service”,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
В статье затрагиваются вопросы проектирования новых форм выражения в дизайне, опираясь на культурные традиции древних народов. Поднимаются вопросы преемственности материально-художественной культуры, рассматривается проблема идентификации современного общества с духовными ценностями и достоянием национального и регионального наследия. В качестве примера приводится принцип применения стилизации в дизайне на основе элементов материальной культуры народов Омского Прииртышья, предложенный в дипломном проекте из фондов кафедры Дизайна, рисунка и живописи ОГИС.
ABSTRACT
In article the questions of design of new forms of expression in design are raised, relying on cultural traditions of the ancient people. Questions of continuity of material and art culture are brought up, the problem of identification of modern society with cultural wealth and property of material culture of national and regional heritage is considered. The principle of application of stylization in design on the basis of elements of material culture of the people of Omsk Priirtyshje offered in the degree project, from funds of chair of Design, drawing and painting of Omsk state institute of service is given as an example.
Ключевые слова: дизайн, материальная культура, национальное наследие, Омское Прииртышье, художественный образ.
Keywords: design, material culture, national heritage, Omsk Priirtyshje, artistic image.
Одной из самых актуальных задач в поисках новых форм и тенденций в дизайн-проектировании на сегодняшний день, является проблема собственной идентификации современного социума с духовными ценностями и достоянием материальной культуры национального и регионального наследия. Способы реализации этих задач лежат в русле изучения наследия наших предков. С сожалением стоит отметить, что в настоящее время в России существует тенденция ориентирования на западные образцы в формировании предметно-пространственного окружения средствами дизайна, однако заметим, что жизнеобеспечение через материально-предметный мир приобретает своеобразие и самобытность лишь тогда, когда общество имеет свою меру традиционности и связано с исторически наследуемыми способами материально-предметной деятельности.
В то время, когда массовая культура практически становится «идеологической угрозой» [3], национальная ментальность формируется в конкретной социальной среде, способствующей образованию новых форм и объемно-пространственных решений, требуя их научного анализа и решения творческих задач, связанных с выработкой стиля жизни. Проблема собственной идентификации современного общества с духовными ценностями и достоянием материальной культуры национального и регионального наследия является одной из самых актуальных задач в поисках новых форм и тенденций дизайн-проектирования средовых объектов и систем. Учитывая то, что дизайн является составной частью и одной из форм архитектонических искусств, в которых органично соединяются утилитарное и эстетическое; материальное, духовное и художественное начала, в настоящее время стало возрастать внимание дизайнеров к вопросам преемственности материально-художественной культуры [5, с. 75].
В современном дизайн-образовании главенствующая роль отводится концептуализации процесса проектирования. И здесь необходимо признать всю ценность культурного наследия предков. Поиски национальной самоидентификации через изучение материальной культуры предшествующих эпох, их стилизация и интерпретирование в духе современных тенденций способны привести к различным новаторским решениям в области дизайна среды. Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих из одной сферы в другую.
Материальное наследие связано с историческим подходом к изучению темы, и в этом аспекте часто рассматриваются древние культуры. В попытке найти новые формы выражения в дизайне, опираясь на культурные традиции своего народа, педагоги кафедры Дизайна, рисунка и живописи Омского государственного института сервиса направляют студентов к поиску творческих источников, как в природе родного края, так и в сфере культурного наследия своих предков [2, с. 127–131].
В последнее время на территории Омской области обнаружено немало археологических находок, интерес к изучению которых способствует поискам новых концептуальных предложений по решению не только отдельных предметов и малых архитектурных форм, но и собственно целостного пространства, объединенного единой тематической концепцией. В контексте данной статьи приведем в качестве примера дипломную работу «Проект туристической базы в Омской области», решенную в духе историко-культурологических тенденций (автор Крылова Мария, руководитель Алгазина Н.В.). В основе проектной концепции лежит изучение археологического материала, отражающего культуру народов, проживавших на территории Омского Прииртышья. В предпроектном исследовании были рассмотрены Саргатская и Усть-Ишимская археологические культуры. Посредством изучения этого материала осуществляется приобщение к историческим, духовным ценностям, происходит процесс познания и восприятия культурных традиций родной земли. Обращение к наследию предков, расширяет спектр познавательных тем в исследовании вопросов развития региональной культуры. Обращение к историческому наследию заключалось не в достоверной передаче в проекте обстановки жизнедеятельности народов, а в стилизации некоторых элементов в сочетании с использованием современных материалов и технических возможностей.
В проекте предложено создать атмосферу, царившую в древних городищах далеких времен, чтобы человек, отдыхающий на туристической базе смог соприкоснуться с прошлым Омского Прииртышья, почувствовать себя его частью. Объемно-планировочное решение опирается на идею симметрии как равновесия мира. Перед главным корпусом предложено расположить прогулочную зону, центр которой оформлен в виде карты Омского Прииртышья, где обозначены места поселений древних народов.
За основу в формообразовании и стилизации предметов средового дизайна приняты анималистические изображения с рисунков Саргатской культуры – наиболее яркой и хорошо изученной из западносибирских и сибирских сообществ эпохи раннего железа.
Организация жилища и предметы быта древних народов явились ядром формообразования в проекте. На основе изучения принципа устройства древних построек предложены неординарные разработки гостевых домов и других объектов туристической базы. Все постройки спроектированы по образу жилищ Усть-Ишимской культуры (рис. 1).
а
б
Рисунок 1. Стилизация архитектурных объемов по принципу устройства жилищ Усть-Ишимской культуры: а – экстерьер; б – интерьер
По всей территории турбазы в качестве декорирования и элементов дизайна используются семантические образы, пространственно-композиционные решения выполнены на основе изучения стилистических особенностей элементов орнамента и принципов построения древнего сибирского календаря. Следует отметить, что объектами дизайнерского творчества могут становиться не только эстетизированные и полезные вещи, но также вещи семиотически и эстетически самоценные. Предполагается, что человек, попавший на базу «Омское Прииртышье», может соприкоснуться с духовной символикой, которой была пропитана вся жизнь людей, заселявших некогда эти земли. Предложенный проект туристической базы рассчитан не только и не столько на банальное времяпрепровождение на лоне природы, скорее идея подобного рода проектов направлена на изучение форм и видов «второй природы» в ее эстетико-художественном аспекте и их роли в сохранении и трансляции культурных ценностей, влияния на эстетическое развитие человека и его деятельностное самоосуществление через исторически создаваемый предметный мир [4, с. 170].
В заключение отметим, что проектная деятельность дизайнера-средовика относится к разряду инновационной и творческой категориям, которые предполагают преобразование существующей реальности, базирующейся на соответствующих технологиях, совершенствующих художественное проектирование с помощью образа, знака, символа и т. п. [1, с. 35–36]. В процессе обучения дисциплинарного курса на этапах работы, определенных в рамках тематических задач, поставленных руководителем проекта, необходимо обсуждать тактику проектных действий. Наиболее важным аспектом в этом отношении является инспирирование внимания студентов относительно направлений в дизайне, соотносящимся с гуманными, экологичными и оригинальными решениями. Не стоит забывать и о сбережении национальных традиций при выборе творческих источников на этапе предпроектных исследований. Здесь необходимо отметить в первую очередь важность формирования духовно-нравственных качеств, уважения к собственной культуре у представителей нового поколения.
Список литературы:
- Алгазина Н.В. Духовные ценности славянской культуры как творческий источник концептуального проектирования в дизайне среды [Текст] / Н.В. Алгазина // Сибирская этника. Преемственность межкультурных коммуникаций: материалы всероссийской научной конференции // под общей редакцией ректора Д.П. Маевского. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013. – 185 с. – С. 35–36.
- Алгазина Н.В. Связь традиций и инноваций [Текст] / Н.В. Алгазина // Инновации в социокультурном пространстве: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Часть II. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. – C. 127–131.
- Мадрахимова Ф.Р. Возникновение массовой культуры и некоторые точки зрения о ее формировании – [Электронный рессурс] – режим доступа: http://psyjournals.ru/sociosphera/2012/n1/52897.shtml – (Дата обращения 17.08.2015).
- Маюнова О.И. Специфика материально-художественной культуры (декоративно-прикладных искусств и дизайна) в эстетизации предметного мира и человека: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01. – Томск, 2003. – 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/606-2.
- Медведев В.Ю. Дизайн в системе предметного мира культуры. [Текст] / В.Ю. Медведев // Вестник СПГУТД – 2009 – № 2 (17). – C. 75–83.
дипломов
Оставить комментарий