Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 30 ноября 2015 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Каримов Марат Аглямович
канд. пед. наук, доцент БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Петрова Анастасия Игоревна
магистрант кафедры музыкального образования
и хореографического искусства БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
E-mail: belo4ka-anastasia@rambler.ru
DEVELOPMENT OF MORAL AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN IN THE COURSE OF DEVELOPMENT OF NATIONAL DANCE IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Marat Aglyamovich
candidate of pedagogical sciences, the associate professor of BGPU of M. Akmulla, Russia, Ufa
Anastasia Petrova
undergraduate of chair of music education
and choreographic art of BGPU of M. Akmulla, Russia, Ufa
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Автор указывает, что обучение в кружках, центрах творчества является тем социальным институтом, через который может происходить осознанное формирование толерантного сознания и поведения учащихся как через систему дополнительного образования. Особое внимание уделяется на усиление воспитательной, образовательной и развивающей направленности в содержании обучения посредством использования культурологического подхода к отбору и организации хореографических основ. Показано, что образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.
ABSTRACT
Article is devoted to formation of national consciousness, respect for historical and cultural heritage of the people of Russia and the whole world. The author specifies that training in circles, the centers of creativity is that social institute through which there can be a conscious formation of tolerant consciousness and behavior of pupils as through system of additional education. The special attention is paid on strengthening of the educational, educational and developing orientation in the content of training by means of use of culturological approach to selection and the organization of choreographic bases. It is shown that educational process is based according to age, psychological opportunities and features of children.
Ключевые слова: народный танец; дополнительное образование; нравственно-эстетическое воспитание.
Keywords: national dance; additional education; moral and esthetic education; culture; art and moral and esthetic education; children.
Участие детей в системе нравственно-эстетического воспитания в процессе освоения народного танца открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков.
Хореографическая культура все больше привлекает внимание специалистов также и потому, что несет в себе огромный воспитательный потенциал. Обращаясь к истокам народного творчества, мы знакомимся с характером народа, проникаемся его мировосприятием, познаем формы пластического самовыражения народа. Это имеет решающее значение в настоящий момент, когда самой уязвимой сферой в нашем обществе является сфера отношений между различными этническими группами, когда чрезвычайно широко распространены предубеждения и негативные стереотипы, унижающие людей других наций и народностей, представителей иной культурной традиции.
Широкое использование нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения народного танца должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей учащихся, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства [1].
Успех же всей разнообразной нравственно-эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее. Дети получают огромный багаж знаний и большой стимул к дальнейшему развитию.
Обучение народному танцу детей школьного возраста, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством воспитания, а также формирования у них толерантности, что ведет к пониманию и уважению культурных традиций разных народностей. Остро стоящая проблема формирования толерантности может быть решена не иначе, как через знакомство на практике с ценностями других национальных культур, с обычаями, традициями и художественным творчеством народов, проживающих на территории России и составляющих естественную среду, оказывающую большое влияние на социализацию ребенка.
На современном этапе обучения народному танцу детей предполагается усиление воспитательной, образовательной и развивающей направленности в содержании обучения посредством использования культуроведческого подхода к отбору и организации хореографических основ. При таком подходе народный танец усваивается в тесной связи с культурой и историей страны изучаемого хореографического произведения.
Творчество детей и подростков – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Как следствие, становится естественным стремление детей танцевать и стремится к красоте танцевального искусства.
Нравственное развитие детей осуществляется в процессе обсуждения нравственно-эстетического содержания народных танцев, музыкального репертуара, воспитания критического отношения к распространенным негативным явлениям. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей. Процесс не ставит своей целью подготовку профессиональных исполнителей, но дает возможность раскрыть в процессе нравственно-эстетического воспитания заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре в процессе освоения народного танца. Ведь народный танец - это сохранение преемственности между поколениями и сохранение народных традиций, полноценная возможность применения нравственно-эстетического воспитания в процессе художественного образования. Именно нравственно-эстетическая наполненность народного танца помогает детям раскрыться на сцене; они с удовольствием исполняют эти номера. Для детей должны быть созданы условия для развития личности, на развитие мотивизации личности к познанию и творчеству, на развитие эмоционального развития ребенка [2].
Таким образом, развитие детей осуществляется в процессе обсуждения нравственно-эстетического содержания народных танцев, музыкального репертуара, воспитания критического отношения к распространенным негативным явлениям. Обучение в кружках, центрах творчества является тем социальным институтом, через который может происходить осознанное формирование толерантного сознания и поведения учащихся как через систему дополнительного образования.
Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство.
Список литературы:
- Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок: Уч. пособие. – М.: Знание, 2009, – С. 468.
- Козлова В.И. Физиология развития ребенка: Уч. пособие. – М.: 2003, – С. 214.
дипломов
Оставить комментарий