Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 30 ноября 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Ахтырская Е.Н. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LI междунар. науч.-практ. конф. № 11(48). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО  МИРОВОЗЗРЕНИЯ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Ахтырская  Елена  Николаевна

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  педагогики  и  методик  начального  образования  Балашовского  института  Саратовского  государственного  университета,  РФ,  г.  Балашов

E-mail: 

.

 

THE  PECULIARITIES  OF  THE  FORMATION  OF  THE  SPIRITUAL  AND  MORAL  WORLDVIEW  OF  PRIMARY  SCHOOLCHILDREN

Elena  Akhtyrskaya

candidate  of  pedagogical  sciences,  an  associate  professor  of  the  chair  of  pedagogy  and  methods  of  primary  education  at  the  Balashov  institute  of  Saratov  state  university,  an  associate  professor,  Russia,  Balashov

 

АННОТАЦИЯ

Цель  данной  статьи  заключается  в  том,  чтобы  обозначить  одну  из  актуальных  педагогических  проблем,  связанную  с  формированием  духовно-нравственного  мировоззрения  младших  школьников.  Рассмотреть  особенности  младшего  школьного  возраста  при  формировании  нравственных  качеств.  Сделать  выводы  о  педагогическом  воздействии  на  ребенка  в  урочной  и  внеурочной  деятельности  в  процессе  формирования  моральных  норм.

ABSTRACT

The  purpose  of  this  paper  consists  in  bringing  out  one  of  the  topical  pedagogical  issue  connected  with  the  formation  of  the  spiritual  and  moral  worldview  of  primary  schoolchildren;  considering  the  peculiarities  of  primary  school  age  during  the  formation  of  moral  qualities;  making  conclusions  about  the  pedagogical  influence  on  a  child  in  curricular  and  extracurricular  activities  in  the  process  of  the  formation  of  moral  norms.

 

Ключевые  слова:  духовно-нравственное  мировоззрение;  нормы  морали;  нравственность;  личностные  качества;  духовное  развитие.

Keywords:  spiritual  and  moral  worldview;  moral  norms;  morality;  personal  qualities;  spiritual  development.

 

Период  обучения  в  начальной  школе  является  особым  в  жизни  каждого  ребенка,  потому  что  именно  в  это  время  происходит  приобщение  к  нормам  социальной  жизнедеятельности,  формируется  отношение  к  школе  и  процессу  обучения,  закладываются  основы  гражданственности,  трудолюбия,  усваиваются  основные  этические  нормы.

Во  все  времена  основой  человеческих  ценностей  являлись  мораль  и  нравственность.  Это  те  ценности,  которые  и  у  наших  предков  в  древности  и  в  современном  мире  являлись  и  являются  основой  человеческих  взаимоотношений;  основой  государства  и  общества.  В  целях  формирования  нравственной  культуры  российского  человека,  ознакомления  с  духовными  ценностями  своего  народа  было  принято  решение  о  введении  новой  предметной  области  государственного  стандарта  начального  общего  образования  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»,  которая  в  настоящее  время  успешно  реализуется  в  рамках  ФГОС  НОО. 

Введение  нового  предмета  обусловлено  также  и  теми  изменениями,  которые  происходят  в  жизни  ребенка  в  связи  с  поступлением  в  школу.  Какие  же  главные  изменения  происходят  в  жизни  обучающегося  в  начальной  школе  ребенка?  Прежде  всего,  у  него  появляются  обязанности,  которые  связаны  как  с  урочной,  так  и  внеурочной  деятельностью  в  школе.  Младший  школьник  знакомится  и  усваивает  основные  требования  норм  социальной  жизнедеятельности: 

  • осознает  себя  как  гражданина  России;
  • учится  любить  свою  Родину  и  уважать  людей,  которые  служат  на  благо  своему  Отечеству;
  • знакомится  с  историей  и  культурным  наследием  российского  народа;
  • принимает  посильное  участие  в  охране  и  восстановлении  памятников  истории  и  культуры;
  • осваивает  нормы  здорового  образа  жизни.

У  младших  школьников  в  урочной  и  внеурочной  деятельности  под  руководством  грамотного  педагога  –  профессионала  развиваются  элементы  социальных  чувств,  формируются  навыки  общественного  поведения,  формируются  личностные  оценочные  суждения  и  вырабатывается  понятие  общественного  мнения.  Поэтому,  именно  возраст  обучающихся  в  начальной  школе  имеет  огромные  возможности  для  формирования  основ  духовно-нравственного  мировоззрения.

Овладение  комплексом  нравственных  требований  и  умений  способствует  личностному  развитию  ребенка  и  помогает  взаимодействовать  с  другими  членами  общества  на  более  высоком  коммуникативном  уровне.  Необходимо  обратить  внимание  на  то,  что  младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Данная  особенность  позволяет  педагогу  воздействовать  на  ребенка  как  в  урочной  деятельности  (например,  на  уроках  литературного  чтения,  в  ходе  анализа  художественного  произведения),  так  и  во  внеурочной  деятельности.  По  мнению  В.А.  Сухомлинского,  именно  «…в  младшем  школьном  возрасте,  когда  душа  очень  податлива  к  эмоциональным  воздействиям,  мы  раскрываем  перед  детьми  общечеловеческие  нормы  нравственности,  учим  их  азбуке  морали»  [1,  с.  44].  Великий  педагог  считал,  что  в  этот  период  у  ребенка  должно  произойти  осознание  того,  что  он  живет  среди  людей,  и  именно  поэтому  желание  каждого  человека  отражается  на  окружающих  его  людях.  Таким  образом,  младший  школьник  усваивает,  что  существует  граница  между  личностными  потребностями  и  общественными  нормами.  Осознание  учащимися  начальной  школы  таких  понятий  как  «добро»  и  «зло»  помогают  сделать  вывод  о  том,  что  зло  всегда  разрушительно,  а  добро,  наоборот  –  созидательно. 

Формирование  духовно-нравственного  мировоззрения  младших  школьников  должно  осуществляться  на  всех  уроках,  и  педагогу  не  следует  выделять  «главные»  и  «неглавные»  уроки  в  этом  направлении.  Важно  лишь  помнить  о  том,  что  воспитывает  как  сам  педагог,  личным  примером  и  при  помощи  различных  методов,  так  и  воспитывает  сам  себя  обучающийся,  становясь  субъектом  воспитания. 

Особую  роль  в  процессе  формирования  нравственных  качеств,  необходимо  отвести  детской  книге.  Читая,  ребенок  младшего  школьного  возраста  знакомится  с  окружающим  миром,  познает  красоту  родного  края,  открывает  для  себя  разные  модели  человеческих  взаимоотношений.  Патриотизм,  любовь  к  родному  народу,  уважение  его  культуры  всегда  являлись  характерными  чертами  творчества  детских  писателей.  Еще  К.Д.  Ушинский  советовал  воспитывать  младших  школьников  на  произведениях  народного  творчества,  с  помощью  которых  ребенок  усваивает  представления  народа  о  морали,  знакомится  с  обрядами  и  обычаями  своих  предков,  познает  язык.  Художественное  слово  воздействует  на  чувства  и  поступки  ребенка,  способно  изменить  его  нравственные  представления.  Например,  в  ходе  анализа  пословицы  Крепкую  дружбу  и  топором  не  разрубишь  можно  выяснить  качества,  которыми  должен  обладать  настоящий  друг.  Пословицы  Мудрым  никто  не  родился,  а  научился;  Не  стыдно  не  знать,  стыдно  не  учиться  помогают  понять  основы  обучения  в  школе.  Такие  пословицы  как:  Не  одежда  красит  человека,  а  его  добрые  дела;  Человек  от  лени  болеет,  а  от  труда  здоровеет  –  помогают  выяснить  этические  нормы.

На  основе  анализа  словарных  статей  в  урочной  деятельности  (или  во  внеурочной,  при  выполнении  исследовательского  проекта)  вместе  с  детьми  можно  прийти  к  выводу  о  том,  что  в  настоящее  время  существует  два  понимания  терминов  «мораль»  и  «нравственность»:  узкий  и  более  широкий.  В  узком  понимании  мораль,  прежде  всего,  подразумевает  наличие  внешней  оценки,  как  правило,  другого  человека;  тогда  как  «нравственность»  ориентирована  на  внутренний  мир  человека  и  его  собственные  убеждения.  «Нравственность»  в  узком  смысле  –  совокупность  принципов  и  норм  поведения  людей  по  отношению  друг  к  другу  и  обществу;  в  более  широком  значении  нравственность  представляет  собой  ценностную  структуру  сознания,  способ  регуляции  действий  человека  во  всех  сферах  жизни.  Именно  широкое  понимание  смысла  морали  и  нравственности  позволяет  сформировать,  прежде  всего,  патриота  своей  Родины,  ответственного  гражданина  и  человека. 

В  современном  обществе  нравственный  аргумент  становится  главным  и  это  далеко  не  случайность.  Развитие  общества  объективно  предполагает  диалог  различных  культур,  построенный  на  взаимодействии  (а  не  противодействии)  и  взаимоуважении  (толерантности).  Общее  будущее  людей,  живущих  на  Земле,  связано  с  осознанием  ценности  каждой  нации,  с  уважением  к  различным  верованиям  и  традициям  народа.  Такое  осознание  должно  прийти  к  каждому  из  нас  и  как  можно  раньше,  прежде  всего  для  нашего  же  блага.  Никогда  путь  вражды  и  войн  не  был  путем  духовного  развития  и  процветания  нации  и  конкретной  личности.  Но  мы  должны  хорошо  понимать,  что  на  генном  уровне  данное  осознание  не  передается,  а  надежда  на  воспитание  и  привитие  толерантности  в  семьях  не  всегда  оправдана.  Таким  образом,  без  помощи  школы,  в  том  числе  и  начальной,  разрешение  данной  проблемы  не  всегда  возможно. 

Работая  в  рамках  данного  направления  педагогу  необходимо  всегда  помнить  о  том,  что  духовно-нравственная  культура  не  равняется  (и  не  является  синонимом)  религиозной  культуры.  Духовность  человека  всегда  рассматривалась  как  преобладание  в  нем  нравственных  интересов  над  материальными.  Сегодня,  как  никогда,  такое  понимание  очень  важно  для  нашего  общества,  т.  к.  сама  идея  формирования  духовности  искажается,  если  педагоги  будут  понимать  указанные  понятия  как  синонимические. 

 

Список  литературы:

  1. Сухомлинский  В.А.  Павлышская  средняя  школа  :  обобщение  опыта  учеб.-воспитат.  работы  в  сел.  сред.  школе  /  В.А.  Сухомлинский.  -  М.:  Просвещение,  1979.  –  396  с.  
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.