Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 22 мая 2012 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шарков И.Г. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Шарков Илья Геннадиевич

старший преподаватель, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты

E-mail:

 

PHILOSOPHICAL ASPECTS OF COMPREHENSION OF CHRISTIAN CHARITY

Il'ya Sharkov

senior teacher South-Russian state university of economycs and service, Shakhty

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются философские аспекты осмысления феномена христианской благотворительности. Философское осмысление института благотворительности происходит сквозь призму социальных отношений в прошлом и настоящем.

ABSTRACT

The article deals withthe philosophical aspects of understanding the phenomenon of Christian charity.The philosophical comprehension of charity’s institution occurs through the prism of social relations in the past and future.

 

Ключевые слова: благотворительность; христианская традиция; милосердие; Церковь; философский анализ.

Keywords: charity; christian tradition; mercy; Church; philosophical analysis.

 

Реалии повседневной действительности красноречиво доказали, что в условиях сложившейся устойчивой мировой нестабильности игнорирование и профанация традиционных нравственных ценностей и отсутствие социальных идеалов приводит к скоротечному заполнению идеологического вакуума весьма опасными и дестабилизирующими идеями, разрушающими общество. Развитие современного российского общества характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К нынешним проблемам, в частности, можно отнести, рост безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование государством культуры, науки, образования и других важных сфер. Это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. Поэтому особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность. Необходимо изучение его основных форм, исторических традиций и перспектив развития. Феномен европейской благотворительности был сформирован самыми разными традициями. Для понимания генезиса благотворительности в истории, необходимо изучение античных философских, христианских богословских и экклезиологических основ, а также исследование христианского вероучения и церковной истории.

Цивилизация улучшается не только благодаря господству социокультурной нормы и повышению качества жизни, но и обязательному присутствию милосердия и благотворительности как необходимых нравственных ценностей. Слово Христа о любви к ближнему и о всепрощающей христианской любви кардинально изменяет, преображает прежнее, античное представление о благе. В Новом Завете не только и не столько собственное благо, но благо другого – и ближнего, и дальнего, – составляет подлинное благо человека. Христианская благотворительность – есть деятельное проявление сострадания и любви к ближнему, нравственная обязанность имущего воздать помощь неимущему во имя Бога.

Этимологическое объяснение христианских милосердия и благотворительности – любовь, основанная на подлинной доброте. Такое понимание обращено к известным евангельским заповедям о любви и милосердии. Тема милосердия и благотворительности – одна из основных тем ставшей основанием всей европейской морали Нагорной проповеди Христа (Мф.5,7; 5,42; 6,1-3; Лк.6,30-36 и др.). Природу и плоды христианской благотворительности ярко иллюстрирует святой апостол Павел в своём Первом послании к Коринфянам (1Кор.13). Античный термин «агапе» апостолом языков определяется как любовь Божия, выражаемая через событие Боговоплощения и как любовь человека к ближнему, искореняющая ненависть врага.

Древние учителя и Отцы Церкви всегда были горячими апологетами благотворительности во всех ее видах. Для христианской любви к ближнему открывалось широкое поле деятельности везде, где имелась нужда. Раннехристианский апокриф «Пастырь» Ерма неоднократно указывает на долг христианина делиться всем с нуждающимися [5, с. 174], «служить вдовам, пещись о сиротах и бедных, избавлять из нужды рабов Божиих» [5, с. 191] Причем «Пастырь» призывает делать добро и подавать милостыню всем просящим: «Всем давай, потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват…» [5, с. 182]. Священномученик Климент, епископ Римский превозносит гостеприимство, особенно выделяя его в своем первом послании к коринфским христианам, как их важнейшую добродетель [5, с. 74]. Он извещает, что многие христиане Коринфа добровольно шли в темницу, чтобы освободить ближних, и многие делались рабами, чтобы на внесённые за них деньги выкупить других. В письме св. Игнатия к Поликарпу повествуется о выкупе рабов на средства общины, и в то же время, рабы-христиане наставляются не требовать выкупа, ибо иначе им угрожает опасность «сделаться рабами страсти» [5, с. 310], то есть своих желаний. Апостольские правила в числе иных добрых дел поучают прилагать доход от своего труда на выкуп рабов.

Сама Церковь занималась благотворительностью, так как её члены, дававшие ей материальные возможности для этого, косвенно участвовали в этом. Церковь же все свое имущество считала достоянием бедняков и неимущих. Тем не менее, как прихожане, так и клирики приносили епископу ещё и особенные пожертвования для благотворительных целей. Святой мученик Иустин Философ (IIвек) в своей первой Апологии представляет следующее описание этой стороны благотворительности Христовой Церкви: «Достаточные (состоятельные прихожане) и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля; а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще печется о всех, находящихся в нужде» [2, с. 43]. И далее, раскрывает перемены нравов новообращенных христиан: «прежде мы более всего заботились о снискании богатства и имения, ныне и то, что имеем, вносим в общество и делимся со всяким нуждающимся» [2, с. 46]. Об этой же стороне социального служения Церкви первых веков говорит и Тертуллиан в своем труде «Апологетик». «Нередко ревностная любовь к ближнему приносит христианам обвинение в расточительстве. Но расточительство, причина которого любовь к ближнему, заслуживает, конечно, лучшего имени» [3, с. 265].

Филантропическая деятельность Церкви, как весьма полезная, позже была официально признана и поддержана христианскими императорами Рима. Показательно, что даже пытавшийся безумно бороться с христианством император Юлиан Отступник олицетворял стремление языческих мыслителей «сражаться с христианством на его собственном поле. Император Юлиан хотел, чтобы языческие священники были столь же аскетичны, как христианские и чтобы они посвящали себя благотворительным деяниям» [1, с. 71]. Византийские императоры, а затем и русские великие князья, цари, и императоры считали благотворительность своей личной сакральной обязанностью.

В XIXвеке В.С. Соловьев доказывает рядоположенность понятий взаимности с понятиями жалости, альтруизма и милосердия. Стыд, по мнению философа, выделяет человека из природы, противопоставляет его животным, а жалость внутренне соединяет его с миром живущих. «Внутренним основанием нравственного отношения к другим существам может быть только жалость, или сострадание, а не сорадование, или сонаслаждение. В основном проявлении сострадания – материнском инстинкте животных ясна реальная теснейшая связь между существом жалеющим и тем, кого оно жалеет» [7, с. 53—54]. Это же отмечали В.В. Розанов и В.О. Ключевский, мыслившие нищенство, находящееся при Церкви и бывшее практическим институтом христианской благотворительности одним из важнейших средств нравственного воспитания и поддержания общественного благонравия народа. Добродетель милосердия предполагает и справедливость, а последняя взывает к милосердию. Отмеченные В.С. Соловьёвым высшие принципы милосердия, согласны с принципами уважения человеческого достоинства, вне зависимости от вероисповедания и социальных характеристик. Обозначенные русским религиозным философом XIXстолетия принципы внесены в кодексы социальной политики и социальной работы многих современных государств. Подвергая анализу христианскую мораль, Н.А. Бердяев отмечал: «христианская мораль есть мораль ценностей, творческого повышения жизни, а не мораль благополучия людей, не альтруистически-распределительная мораль. Христианство – религия любви, а не альтруизма» [3, с. 468].

Обращаясь к богатому наследию русской культуры, мы обнаруживаем подчёркнутое внимание отечественных исследователей к идее милосердия в структуре русских культуры и национального характера. «Особенности религиозной ситуации в современном поликультурном сообществе следует учитывать, для того, чтобы было возможно грамотно и конструктивно выстраивать социальную политику государства, верно прогнозировать тенденции основополагающих социально-политических процессов» [6, с. 193]. Научному сообществу сегодня полезно было бы обратиться к богатому опыту христианской традиции, опыту наших предков, ценностные ориентации которых диктовались осознанием общечеловеческой солидарности, желанием посредством милосердия и сострадания уврачевать многие болезни человеческих взаимоотношений, устранить опасность, связанную с наличием в обществе нищеты и бедности. Милосердие должно быть осознано и признано в качестве обязательной ценности всей современной цивилизации.

 

Список литературы:

  1. Адо Пьер. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном / Пер. с франц. В.А. Воробьева. М.; СПб.: Изд-во «Степной Ветер»; ИД «Коло», 2005. 288 с.
  2. Апологеты. Защитники христианства. Лекции проф. КДА И.П. Реверсова с оригинальными текстами апологетов древней Церкви. СПб.: Сатисъ, 2002. 190 с.
  3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.
  4. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви. М., 1913. 342 с.
  5. Писания мужей апостольских: в русском переводе со введениями и примечаниями. / протоиерей П. Преображенский. Киев: Общество любителей православной литературы; издательство им. свт. Льва, папы Римского, 2001. 328 с.
  6. Родионова В.И. Специфика социальных практик в религиозном универсуме поликультурного сообщества. Образование и религия в поликультурном сообществе: диалог и проблемы : сборник материалов Международной научной конференции (г. Ставрополь, 15—16 октября 2009 года) / под общей ред. проф. Т.И. Барсуковой, проф. В.К. Шаповалова; Северо-Кавказский государственный технический университет; Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 278 с.
  7. Соловьев В.С. Сочинения В 2 т. Т.1 / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги. М.: Мысль, 1990. 892 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.