Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 22 мая 2012 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Родионова В.И. КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ» В ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ» В ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Родионова Валентина Ивановна

канд. филос. наук, доцент, ЮРГУЭС, г. Шахты

Е-mail: rodionova.disser@mail.ru

 

CATEGORY «SOCIAL EXPERTS» IN THE CONCEPTUAL DEVICE OF SOCIAL PHILOSOPHY

Valentina Rodionova

Candidate. Philosophical. science, Associate Professor of Southern Russian state university of economy and service, Shakhty

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена появлению новых категорий социальной философии в условиях междисциплинарного синтеза социальных наук. Автор доказывает необходимость понятия «социальные практики» для объяснения сложных явлений в жизни общества.

ABSTRACT

Article is devoted to emergence of new categories of social philosophy in the conditions of interdisciplinary synthesis of social sciences. The author proves need of concept «social experts» for an explanation of the difficult phenomena in society life.

 

Ключевые слова: социальные практики; общество; социальная философия; категории.

Keywords: social experts; society; social philosophy; categories.

 

Изменение проблемного поля современной социальной философии детерминировано процессами, происходящими в обществе, которые становится объектами социально-философской рефлексии, чья специфика состоит в «фокусировании на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни человека» [2, с. 4]. Введение категории «социальные практики» в понятийный аппарат социальной философии, дает возможность уточнить характеристики социальной деятельности современного человека, его повседневного бытия. Отечественная наука, определяя методологическую специфику социально-философского подхода, заявляет о том, что комплексный характер методологии в условиях формирующейся парадигмы универсального эволюционизма, впитавшей лучшие черты диалектики, позволяет оценить и вклад социологических теорий в социальную философию: «Если ценностные аспекты – первый ключевой «параметр» социально-гуманитарного познания, то вторым ключевым фактором "смысл" действия человека в той иной мере осмысленны, руководствуются определенными ценностными идеями и практически всегда не могут игнорировать цели и средства, а должны "взвешивать" и силы. И здесь должна помочь социальная философия» [5, с. 64].Современные социальные практики существенным образом влияют на мировоззрение человека, ставят его перед решением новых смысложизненных вопросов. Социальная философия, согласно К.Х. Момджяну, – связывает воедино все ипостаси человека воедино, рассматривая его «интегрально – как мыслящее, чувствующее и действующее существо, связывая миропонимание и мироощущение людей со способом их практического бытия в мире» [6, с. 164]. Эти вопросы связаны с тем, что, наряду с нарастанием гуманистической тенденции развития общества в целом, обнаруживают себя и явления, которые негативным образом сказываются на человеке, его социальном бытии. Социальные практики с точки зрения социальной философии – это способы существования социальной действительности, проявляющие себя в многообразии общественных сфер деятельности человека, и в то же время – это формы воспроизводства социальности в повседневной жизни индивида. Человек современного общества включен в социальные практики потребления, которые выступают способом существования социальной действительности и формами воспроизводства социальности, что «предполагает анализ функционирования общественной системы с точки зрения места, роли и значения каждого социального явления в производстве и воспроизводстве человека и общества. Их взаимосвязь раскрывается через показ взаимодействия, функционирования и непрерывного воспроизводства» [1, с. 3]. Социальные практики предоставляют человеку возможности все более широкого удовлетворения потребностей. В то же время современные социальные практики содержат дегуманистический потенциал, который реализуется в ценностных ориентациях и в деятельности большей части членов современного общества потребления. Как отмечают Н.Н. Васнева и С.А. Васнев, «…современное общество, основанное на потребительских ценностях, углубило проблемы роста социального нигилизма, антисолидарности, потребительского отношения к человеку» [4, с. 240]. Применение в данном социально-философском исследовании ряда категорий, которые используются в других науках, возможно и оправдано необходимостью осмысления их с позиции влияния на человека, на его мировоззрение новых социальных феноменов, таких как социальные практики общества потребления, технологизация социальных практик. И.А. Бокачев, Т.В. Душина пишут, что «именно философия располагает достаточным теоретико-методологическим аппаратом, чтобы при опоре на данные частных наук ответить на самые сложные вопросы современности» [3, с. 88]. Это дает возможность исследователям инкорпорировать данную тему в поле социальной философии. М.Э. Рябова отмечает: «Вклад социальной философии в познание современности проявляется в синтезе представлений конкретики современности как всеобщего состояния. Другими словами, социальная философия акцентирует современное предметное поле, пронизанное идеей соотношения конкретно-всеобщего с единичным (единственным, уникальным), учитывая связи и отношения человека в постоянно изменяющемся историческом контексте» [7, с. 2]. На протяжении двух последних столетий, не в последнюю очередь благодаря историческому материализму, тема соотношения теории и практики была ключевой темой социальной философии. Но при этом термин «социальная практика» не предполагал его использования во множественном числе. Под социальной практикой понимался некий процесс совместного воздействия людей по преобразованию внешнего мира и самого общества, некие коллективные действия, объединенные общим целеполаганием. В философских словарях различных лет издания можно найти утверждение о том, что социальная практика – это деятельность социально-исторического субъекта, направленная на систему общественных отношений с целью ее изменения и предполагающая использование социальных структур, институтов, организаций [8].Развитие деятельностного подхода в философии привело к осознанию того, что, изменяя общество, социально-исторический субъект изменяется сам. Это делает человека как субъекта деятельности объектом социально-философской рефлексии. В последней четверти ХХ века в социальной философии появляются работы, в которых речь идет о социальных практиках, то есть «во множественном числе», что позволяет утверждать изменение социально-философской парадигмы. В классической социальной философии социальные практики рассматривалась как некое абстрактное преобразование мира человеком с преимущественным объяснением процесса труда и субъекта деятельности как ее активного участника (К. Маркс). Практика понималась как базис социальной жизни. В XXвеке понятие практики «кардинально переосмысливается: имеется в виду уже не трудовая деятельность, локализованная в экономической подсистеме общественного организма, а связные последовательности и сцепления рутинных действий в повседневной жизни людей. В результате строится картина социального мира, в которой повседневные практики, сплетающие социальную материю, производят и воспроизводят общественные системы» [9, с. 118]. Понятие «социальные практики» становится необходимым для адекватного объяснения сложных явлений политической, экономической и культурной жизни общества, в которых сосредоточена и воспроизводится деятельность человека.

 

Список литературы:

  1. Алексеев П. В. Социальная философия. – М. Проспект. – 2004. – 256 с.
  2. Абрамов В. А., Белкин А. И. Савкин Н. С., Социальная философия. – Саранск, 2003. – 356 с.
  3. Бокачев И. А., Душина Т. В.Проблема сознания в контексте естественно-научных и философских интерпретаций // Философия права. – 2009. – № 4. – С. 87—91.
  4. Васнева Н. Н., Васнев С. А. Дегуманизациякак проблема современного общества // Правовые вопросы высоких технологий. Экономика, управление и научно-технологическое сотрудничество: Сборник научных трудов. Т. 6 «Университетское образование и инновационные образовательные технологии». – М., 2010. – С. 237—241.
  5. Кохановский В. П., Шевченко П. А. Социально-гуманитарная методология Макса Вебера. – Ростов/на Дону, 2003. – 180 c.
  6. Момджян К. Х. О проблемном поле социальной философии (часть 1) //Личность. Культура. Общество. – 2006. – Вып. 4. (32). – Т. 8. – С. 161—179.
  7. Рябова М. Э. Социальная философия – методология ответа на современные проблемы [электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.sarki.ru/studium/publ2/ryabova.pdf (дата обращения: 21.11.2011).
  8. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. – М. Минск, 1988. – С. 691—695; Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. – М., 1983. – С. 522—523; Философская энциклопедия: в 5 т., Т. 4 / Под ред. Ф. В. Константинова. – М., 1967. – С. 340—349; Алексеев А. П., Васильев Г. Г. Краткий философский словарь. – М., 2010. – 496 с.
  9. Фурс В. Н. Рецепция идей Маркса в современной критической теории // ОНС: Общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С. 115—131.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.