Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 22 мая 2012 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Айтмагамбетов Д.Р. КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В КОНЦЕ XIX– НАЧ. XX ВВ. НА ПРИМЕРЕ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В КОНЦЕ XIXНАЧ. XX ВВ. НА ПРИМЕРЕ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Айтмагамбетов Думан Рамазанович

канд. ист. наук., доцент, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, г. Астана

е-mail:

 

CULTURAL COMMUNICATION BETWEEN  THE KAZAKH AND RUSSIAN POPULATIONS OFAKMOLA REGION AT THE END OF XIX - BEG. ХХCENTURIES

Duman Aitmagambetov

Candidate. Historical., Associate Professor of Eurasian National University, Astana

 

АННОТАЦИЯ

В конце XIX - нач. XX вв. в результате массового переселения крестьян из Европейской части России в Акмолинскую область последние были размещены среди казахского населения. Образование переселенческих поселков рядом с казахскими аулами способствовало не только хозяйственному сближению, но и взаимодействию и взаимообогащению культур. Многолетнее общение с казахским народом неизбежно наложило на быт и культуру переселенцев, т.к. местное влияние отразилось в той или иной степени и на хозяйстве и на материальной культуре переселенческой деревни.

ABSTRACT

Period of the late XIX - beg. XX centuries marked changes in the cultural specificity of the кazakh people. First of all, it was associated with the processes of resettlement of peasants from the Steppe region. In this study, for example, economy and life of the kazakhs Akmola region, the main aspects of the impact of the colonial policy of the tsarist administration. At this time, in general, formed the structure of the population, which determined the development of demographic processes in the region in coming decades and the twentieth century. The study characterized the stages and aspects of the formation of resettlement settlements in the region. This is, first of all, the intensification of the land question, which led to the destruction of centuries the prevailing pastoral economy.

 

Ключевые слова: этнос; культура; культурная традиция; этнические процессы; кочевничество.

Keywords:ethnicity; culture; cultural tradition; ethnic tradition; nomadism.

 

Важным аспектом культурных и социальных изменений является влияние на общество иной культурной традиции. Межкультурные контакты издревле были серьезным двигателем культурного изменения и развития. Общества, закрытые от внешнего влияния, весьма редки в человеческой истории, т. к. межкультурные контакты приводят не только к распространению отдельных элементов культуры за ее пределы, но и обмену идеями и представлениями, способному породить новый культурный синтез.

В данной статье, мы попытаемся рассмотреть взаимную культурную интеграцию русского и казахского этносов, оказавшихся на одной территории (Акмолинская область), в силу конкретных исторических причин, а именно процесса переселения крестьян во второй половине XIX - нач. XX вв. К слову, вопросу переселения, его этапов, последствий посвящено немало работ российских и казахстанских ученых, поэтому в данной статье мы остановимся лишь на одном социально-культурном аспекте последствий процесса переселения.

Акмолинская область, образованная в 1868 году, занимала огромную территорию и граничила на севере с Тобольской губернией, на востоке с Томской губернией. По характеру ландшафта Акмолинская область представляла собой преимущественно степную, а на севере - лесостепную зоны. Заселённая с давних времён казахскими племенами, ведущими кочевой образ жизни и занимающимися скотоводством, область в течение продолжительного времени рассматривалась государством как отодвинутый на неопределённую перспективу резерв для земледельческой колонизации.

Однако во второй половине XIXстолетия были предприняты активные меры по переселению, а впоследствии утверждены нормы наделения землёй населения, что открыло дорогу в регион русским переселенцам из Европейской России.

Взаимные отношения между русской деревней и казахским аулом были достаточно многоаспектны. Большую роль в развитии отношений играли взаимные хозяйственные и экономические выгоды. Длительное проживание русских и казахов на сопредельных территориях влияло на эволюцию отдельных сторон образа жизни и способов хозяйствования.

Различия в хозяйственной ориентации русских переселенцев и коренного населения способствовали быстрому установлению деловых отношений между ними. Коренные жители, наблюдая за работой в русских селах, параллельно обучались их приемам орошения и возделывания различных культур. Оседлые казахские поселения по своему типу стали приближаться к крестьянским селам. Зимние жилища напоминали избы, сделанные из бревен в сруб, дерна или необожженного кирпича, с железными крышами (у более состоятельных хозяев), с выбеленными русскими печами, застекленными окнами и деревянными рамами [4, с. 42].

Растущая потребность в промышленных изделиях, в первую очередь, в предметах широкого потребления, вовлекли казахов в товарный обмен с русским населением. В быту казахов появляются фабричные ткани, металлическая посуда, и другие предметы домашнего обихода, произведенные крестьянам – переселенцами. Отдельные казахские мастера научились изготавливать деревянные плуги и бороны с железными зубьями. А в начале ХХ века среди казахов стали распространяться железные плуги и бороны, появились первые сельскохозяйственные машины, привезенные переселенцами из южных губерний России. Употребление железной бороны позволило перенять и русский способ посева после пахоты.

О влиянии казахов на хозяйство переселенцев, прежде всего, говорит табунное содержание скота на подножном корму, которое практиковалось и летом и зимой. Этому способствовали широкие просторы пастбищ области и приобретение переселенцами казахского скота, привычного к тебеневке, даже в трудные зимы. Кроме того, опытных скотоводов-казахов переселенцы часто нанимали пастухами на летний и зимний сезоны.

Отары овец и табуны лошадей старались содержать подальше от населенных мест, сохраняя ближние, примыкающие к населенному пункту, пастбища для молочного крупного рогатого скота, так как овец и лошадей переселенцы не доили. А некоторые русские семьи отдавали свой малочисленный скот – овец и лошадей – на выпас своим знакомым казахам.

Передавая свой сельскохозяйственный опыт казахскому населению, русские крестьяне в то же время многое заимствовали сами. Они учились у местного населения правильному использованию степных пастбищ в разное время года, заготовке местных видов топлива (камыш, кизяк, саксаул), строительного материала (саманный кирпич, камышитовые щиты), устройству саманных строений и др.

Образование переселенческих поселков рядом с казахскими аулами способствовало не только хозяйственному сближению коренного населения с русским крестьянством, но и взаимодействию и взаимообогащению культур.

В конце XIX – начале XX века широкое распространение получило медицинское обслуживание русскими врачами местного населения. Несмотря на то, что медицинское обслуживание было крайне плохим среди самих русских переселенцев, в 1910 и 1912 годах издаются законы, устраняющие различие между переселенцами и коренным населением в отношении прав на лечение в земских и переселенческих больницах [6, с. 12].

От русских врачей и благодаря контактам с русским населением в казахскую народную медицину проник ряд приемов и средств лечения, характерных для научной медицины XIX в. Местное население стало применять йод, сулему, медный купорос, аспирин, ртуть, соляную кислоту, хинин, нашатырь, серу. Кроме того, казахи стали пользоваться непосредственными услугами русских врачей и фельдшеров, хотя в этот период их было очень немного. Постепенно начали проводиться прививки оспы [5, с. 307].

К 1902 году начали открываться аульные школы: Ащикульская аульная школа Омской волости (21 человек), Эскеневская аульная школа в Петропавловском уезде (10 учеников), Тлебаганская аульная школа в Становской волости Петропавловского уезда (20 человек) Кызыл-Агачская аульная школа Кокчетавского уезда (11 учеников) и многие другие [1, с. 109].

С развитием культурно-экономических связей среди казахов пшеничная мука получает более широкое распространение, чем раньше. Также, казахи получают возможность покупать хлеб на ярмарках, что также способствовало широкому распространению среди казахского населения мучных продуктов. Под влиянием русских казахи стали заквашивать тесто, а также изготавливать различные блюда из теста. Из пресного теста (камыр) готовили лапшу (кеспе) на молоке или с мясной приправой. Пресное тесто, сваренное в мясном бульоне, становится также добавлением к основному мясному блюду, и стало именоваться «бешбармаком» (в том виде, в котором мы знаем его сегодня).

Все больше и больше получают распространение такие продукты, как сахар, монпасье и кирпичный чай. Особенно прочно вошло в привычный обиход употребление кирпичного чая, который в дальнейшем становится необходимым напитком у казахов. Бедные семьи кипятили воду для чая в казане или в медном чайнике, а более зажиточные – в самоварах (самаурын). Чай заваривали в маленьких чайниках (ак-шайнек).

Взаимосвязи переселенцев с казахами находили свое выражение не только в сфере культуры, но и в быту. Рассматривая казахов как объект колонизации, представители официальной историографии в своих исследованиях относились к ним, как к «инородцами», проводя резкую грань между казахами и русскими поселенцами, и всячески стремились затушевать реально складывавшиеся между ними в культурно-бытовой сфере отношения.

Переход значительной части казахов к земледелию и оседлости сопровождался изменениями и в характере жилищ. Именно здесь можно наблюдать все формы быта, заимствованные у переселенческого населения. По поводу этого Завалишин писал: «В сих постоянных зимовках, богатые имеют деревянные дома (пользу которых они ныне сознали глядя на русские заселение), а бедняки роют для себя землянки, либо обносят свои кибитки плетнем из камыша и хвороста…». Юрты казахов служили и ставились на лето уже не для кочевок, а около зимних избушек, как более удобное жилище. Поэтому у богатого казака «не редкость встретить на дворе и юрту», которая «летом …для русского человека доставляет много приятных минут: летняя засуха не тяготит в ней, дождь в нее не проходит и никакой ветер в нее не проникает» [2, с. 109].

Растущая потребность в промышленных изделиях, в первую очередь, в предметах широкого потребления, вовлекли казахов в товарный обмен с русским населением. В быту казахов появляются фабричные ткани, металлическая посуда, и другие предметы домашнего обихода, произведенные крестьянам - переселенцами.

В свою очередь, длительные общения казачьего населения Акмолинской области с казахами отразилось на многих сторонах их быта. Известный краевед Н. Коншин писал: «Дом казака гораздо богаче и чище не только зимовки киргиза (казаха - Д.А.), но и любой избы крестьянина, но это нисколько не исключает возможности найти у казака те же вкусы, как у киргиза (казаха - Д.А.). Оба любят украшать свои зимние перемещения коврами, оба питают пристрастие к Судникам (часто пустым у киргиза), которые должны свидетельствовать о богатстве хозяина. Костюм казака, его цветной бешмет с длинными рукавами – очень напоминает костюм богатого киргиза (казаха - Д.А.)» [3, с. 121].

Соседство с казахским аулом оказало заметное влияние на пищу переселенцев, несмотря на то, что в пище русского населения, главным образом, преобладали продукты земледелия. Многие делали из молока «Ірімшік» и «құрт» казахским способом. Утреннее и вечернее чаепитие у всех слоев казачьего населения, происходило, по словам Коншина, «как у киргиз (казахов - Д.А.) за круглым столиком киргизской (казахской - Д.А.) работы с низкими ножками , так что пить чай и проч. приходится на земле по киргизский (казахский - Д.А.)» [3, с. 122].

Русское население Акмолинского края подверглось значительному влиянию казахов, которое сказывалось и в некоторых привычках казачьего населения. Казаки разъезжали по соседним казахским аулам, к своим тамырам или вели вечерние беседы на зеленой поляне. Местные казачки усвоили манеру ездить верхом на лошади так, что «не хуже любого казаха в киргизском (казахском - Д.А.) платье джигитуют во время масленицы. Манера сидеть на полу, поджавши под себя ноги, была усвоена как казаками, так и казачками» [3, с. 129].

Некоторые обряды из семейного быта входили в быт переселенцев, взять, к примеру, те, что девушке в приданое давали лошадь, чтобы она могла ею воспользоваться в новом хозяйстве, не дожидаясь, когда свекровь выделит ей лошадь, а ходить пешком на работу или в гости на соседние заимки считалось неприличным.

Таким образом, русский и казахский этносы, вступая в многочисленные контакты, многое заимствовали друг от друга как в области материальной, так и в области духовной культуры.

Разработка данной темы позволяет расширить представления по таким слабоизученным вопросам, как характер хозяйственных и экономических контактов кочевников и земледельческого населения, уровень культурно-бытовых связей, причины конфликтных ситуаций.

Таким образом, взаимоотношения казахского аула и переселенческой деревни носили сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов, порожденных, в первую очередь, потребностями в совместной деятельности и включавший в себя обмен информацией. Развитие взаимосвязей между переселенческой деревней и казахским аулом послужили основой для межнационального мира сегодня.

 

Список литературы:

  1. Алекторов А.Е. Из истории развития образования среди киргизов Акмолинской и Семипалатинской областей // Религиозные верования и обряды казахов 2-е изд. Доп. – Астана: «Алтын кітап», 2007, - (Библиотека казахской этнографии), – 322 с.
  2. Завалишин И. Описание Западной Сибири. Сибирско-киргизская степь.-Москва, 1867.- Т.3. 277 с.
  3. Коншин, Н. Краткий статистический очерк промышленности и торговли в Акмолинской области [Текст] / Н. Коншин. - Омск, 1896. 45 с.: табл.,
  4. Обзор Акмолинской области [Текст]. - Омск, 1914., За 1914 год. - 1915. 142 с.
  5. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Под редакцией В.П. Семенова. Т. 18. Киргизский край. - Спб., 1903 г. 478 с.
  6. Таштемханова Р.М. Переселенческая деревня и ее взаимосвязи с казахским аулом во второй половине 19 - начале 20 века (на материалах Семипалатинской области). Автореферат на соискание канд. истор. наук. Алматы, 1994.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.