Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 03 ноября 2021 г.)

Наука: Экономика

Секция: Экономика труда и управление персоналом

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Февралева С.В., Полякова А.Ю., Павлюченко В.Н. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ МОНИТОРИНГА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 11(40). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 16-25.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ МОНИТОРИНГА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Февралева Светлана Викторовна

канд. экон. наук, доц. кафедры государственного и муниципального управления, Хабаровский государственный университет экономики и права,

РФ, г. Хабаровск

Полякова Александра Юрьевна

студент гр. УБ(б)-91, Хабаровский государственный университет экономики и права,

РФ, г. Хабаровск

Павлюченко Валерия Николаевна

студент гр. УБ(б)-91, Хабаровский государственный университет экономики и права,

РФ, г. Хабаровск

SOME RESULTS OF OCCUPATIONAL INJURY MONITORING IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Svetlana Fevraleva

Cand. economical Sci., Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Khabarovsk State University of Economics and Law,

Russia, Khabarovsk

Valeria Pavlyuchenko

student of group UB (b) -91, Khabarovsk State University of Economics and Law,

Russia, Khabarovsk

Alexandra Polyakova

student of group UB (b) -91, Khabarovsk State University of Economics and Law,

 Russia, Khabarovsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена динамика основных показателей производственного травматизма. Информационная база – материалы общероссийского мониторинга условий и охраны труда. Анализ проведен на основе абсолютных и относительных показателей. Построена обобщенная оценка территориальных различий травматизма на предприятиях РФ.

ABSTRACT

The article considers the dynamics of the main indicators of occupational injuries. Information base – materials of the All-Russian monitoring of labor conditions and safety. The analysis was carried out on the basis of absolute and relative indicators. A generalized assessment of territorial differences in injuries at enterprises of the Russian Federation is constructed.

 

Ключевые слова: мониторинг; травматизм; превентивные меры; потери рабочего времени; сокрытые несчастные случаи; инвалидизация.

Keywords: monitoring; injuries; preventive measures; loss of working time; hidden accidents; disability.

 

Мониторинг травматизма является составной частью мониторинга условий труда. Организуется в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты №1197 от 29.12.2014. «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда» [1]. Его результаты служит оценкой опасности в производственной среде, является средством управления по снижению производственного травматизма и предупреждения несчастных случаев на производстве, а также стимулируют работодателей к соблюдению требований законодательства в области охраны труда, увеличивают эффективности социального страхования. Непосредственно мониторинг проводится на уровне субъектов РФ и в целом по РФ с 2010 года.

Мониторинг производственного травматизма проводится на основе данных по количеству несчастных случаев, в том числе тяжелых, групповых, со смертельным исходом, среди женщин и несовершеннолетних, учитываемых на уровне государственной статистики РФ, Министерства труда и социальной защиты, Роспотребнадзора, а также Фонда социального страхования. Учетно-статистическая практика наблюдения происшествий в сфере охраны труда указанными ведомствами разная, что соответствует целям наблюдения. Но следствием этого являются разные итоговые показателям, о чем неоднократно упоминалось в научной литературе.

По официально опубликованным данным Росминтруда (eisot.rosmintrud.ru/monitoring) в стране ежедневно получают производственные травмы как минимум 56 человек. Динамика абсолютных случаев травматизма показывают относительное улучшение ситуации в сфере охраны труда. Численность пострадавших в производстве с 2000 года по 2020 год снижается в среднем на 18,1%, в том числе среди мужчин на 18,9%, среди женщин на 16,1%. Особого внимания требует статистика несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. Материалы того же официального документа показывают неоднозначную тенденцию. При сокращении числа людей, погибших в результате несчастного случая на производстве, их доля неуклонно растет.

Для оценки разных сторон производственного травматизма в отечественной практике трудоохранного менеджмента используется целая система показателей, характеризующих частоту, тяжесть, уровень смертности, уровень нетрудоспособности, наступившей в результате производственного травматизма.

Таблица 1.

Динамика показателей опасности и риска травматизма на предприятиях РФ

показатели производственного травматизма

годы

среднегодовые темпы прироста, %

2006

2020

2000-2006г.г.

2007-2020г.г.

Коэффициент частоты травматизма, человек на 1000 работников

2,9

1,0

 

-9,0

-7,4

Коэффициент тяжести травматизма, дней

32,9

49,9

+2,5

+3,0

Коэффициент смертности от несчастных случаев, человек на 100000 работающих

0,119

0,045

 

-20,1

-7,0

Коэффициент нетрудоспособности, дней на 1000 работающих

95,4

49,9

 

-33,9

-55,1

Рассчитано по: единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда [2].

 

На первый взгляд, отмеченная тенденция сокращения трех из четырех показателей свидетельствует о сокращении основных показателей производственного травматизма, что могло быть результатом совершенствовании условий труда, усиления превентивных мер предупреждения несчастных случаев на производстве, или же структурных изменений на рынке труда. Но учитывая, что один из основных показателей прямого метода оценки профессионального риска - коэффициент наступления смертности в результате несчастных случаев на производстве резко сократил темпы сокращения с 20,1% до 7,0% в год, кажущаяся благополучность становиться относительной. Указанная ситуация еще более важна в связи с тем, что показатели смертности в результате несчастного случая на производстве полнее и достовернее, чем показатели общего травматизма. Именно это делает их наиболее точной оценкой уровня травматизма.

Положительный тренд сокращения потерь рабочего времени по причине временной нетрудоспособности сопровождается неблагоприятной динамикой показателя тяжести травматизма. Если потери рабочего времени в результате различных травм по характеру и локализации на один случай нетрудоспособности в 2000 году составляли 28 дней, то в 2020 году – более 1,5 месяцев. Причиной роста продолжительности периода восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности могло стать вступление в силу «Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [2].

Продолжительность временной нетрудоспособности, наступившей по причине производственного травматизма увеличивается с 2,5% до 3,0% ежегодно. Пофакторное разложение динамики коэффициента опасности производства также однозначно оценивает роль тяжести травматизма. Сокращение опасности производства сдерживается ростом тяжести травматизма, роль которого увеличивается в динамике с 16,3% до 21,1% за 2007-2020 г.г. и в 2000-2006 г.г.

Особую категорию составляют сокрытые несчастные случаи, которые обнаруживаются вследствие обращения граждан, получивших травмы на рабочем месте, либо же их родственников, сверкой данных о несчастных случаях, имеющиеся в распоряжении правоохранительных органов и Фонда социального страхования. В ходе осуществления мероприятий должностными лицами федеральной инспекции труда было выявлено и расследовано в установленном порядке с 2009 года 14527 сокрытых несчастных случая на производстве, включая 3128 несчастных случая со смертельным исходом [2], что может составлять по разным методикам не более 10% от среднегодового числа [7].

Основная часть таких случаев происходит на обрабатывающих производствах, на транспорте, а также в здравоохранении и сфере социальных услуг. Большая часть фактов со смертельным исходом происходит в строительстве и на обрабатывающих производствах [4].

Динамика распространенности сокрытых несчастных случаев представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Динамика сокрытых несчастных случаев производственного травматизма

Рассчитано по: единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда [2].

 

За последнее время наметилась стойкая тенденция сокращения практики сокрытия несчастных случаев. За последние 6 лет их доля не превышает 3%, что может быть связано, в том числе и с практикой работы государственных инспекций труда по привлечению к административной ответственности руководителей, допустивших факты сокрытия. Положительный тренд динамики не относиться к сокрытию случаев производственного травматизма закончившихся смертью работника. Сокрытые несчастные случаи с летальным исходом составляют пятую часть от всех аналогичных случаев и отмечается стремление к росту этого показателя. Если в 2009 году на 100 случаев смертельного травматизма как минимум в 14 случаев работодатели своевременно не уведомили соответствующие органы о случившемся, то в 2020 году - уже по меньшей мере 21 такой факт был обнаружен в ходе специальных расследований федеральной инспекции по труду. И это тенденция стремиться к росту. Траектория стойкого отрицательного тренда характерна и для доли случаев квалифицированных лицами федеральной инспекции труда как сокрытые в общем числе сокрытых от правоохранительных органов и Фонда социального страхования. По данным мониторинга Росминтруда, начиная с 2015 года, такие случаи составляют более 1\3 от официального найденного числа сокрытых случаев [2].

И как отмечено в специальной литературе эти данные не отличаются высокой достоверностью. Число сокрытых случаев может быть гораздо больше, что связано с практикой сокращения численности инспекторов по труду, ростом числа хозяйствующих субъектов, а также с имеющей место практикой ухода от налогообложения, определением тарифов на обязательное социальное страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иногда материальной заинтересованностью пострадавших или его родственников [5].

 Материальная ответственность за сокрытие смертельного производственного увечья не высока - штраф 500 - 1000 руб. для должностного лица и 5000 - 10 000 руб. для юридического лица, что значительно меньше штрафов за нарушения в области охраны труда.

Инвалидизация работающего населения является дополнительным фактором роста нагрузки на бюджет. По данным Росстата на 1 января 2021 144592 человека являются инвалидами по причине трудового увечья. [3].

Сохранение пропорций в численности пенсионеров по основанию пенсии – закономерный процесс. Доля этого контингента инвалидов составляет не более 1,3%. Уровень инвалидизации по причине производственного увечья стойко сокращается с 32,6 до 7,7 на 10 тысяч занятых в экономике с 2012 года.

Потери рабочего времени складываются по трем причинам: дополнительно оплачиваемого отпуска, сокращенной рабочей недели для работников с вредными и опасными условиями работы и потерь вследствие производственного травматизма и временной нетрудоспособности по профзаболеваемости. Ежегодный мониторинг условий и охраны труда за последние пять лет фиксирует нестабильность и тенденцию к росту доли потерь рабочего времени по причине потерь здоровья. Поэтому трудоохранный менеджмент предусматривает финансирование определенных превентивных мер, направленных на охрану труда. Росминтруд в рамках мониторинга публикует информацию финансировании превентивных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний за счет ФСС, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. По причине неполноты официально опубликованных данных можно говорить, только начиная с 2012. При неравномерном росте объема средства, направляемых страхователем на финансовое обеспечение 13 предупредительных мероприятий ежегодно сумма увеличивается на 13,2% или на 1,35 млрд рублей. Удельные расходы в расчете на одного работающего в условиях превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего, возросли в 2,8 раза от уровня 2012 года в 1228,9 рубля.

Перечень мероприятий по охране труда достаточно широк. Основные из них: оценка условий труда и оценка уровня профессионального риска; приобретение и внедрение специального оборудования, которое позволит усилить безопасность; механизация и автоматизация отдельных производственных процессов; устройство и поддержание в нормальном состоянии систем отопления, вентиляции, кондиционирования, освещения; обеспечение работников питьевой водой; использование средств индивидуальной защиты, обучение, инструктаж; организация и проведение медосмотров работников и другие мероприятия. Результаты мониторинга свидетельствуют о значительном росте израсходованных средств на охрану труда на одного работника с 995 рублей в 2000 году до 18825,3 рубля в 2020 году. Рост удельных затрат на финансирование превентивных мероприятий несколько превосходит рост удельных расходов на охрану труда: 2,7 и 2,1 раза соответственно.

Достаточно длинная хронология израсходованных средств на охрану труда в расчете на одного работающего позволяет провести ориентировочную оценку их эффективности, исходя из того, что сокращение численности пострадавших на производстве рассматривается как результат прироста израсходованных средств на охрану труда (рис 2).

Удельный объем финансирования трудоохранных мероприятий из года в год растет, что связано, в том числе и с изменениями в законодательстве, направленными на обеспечение материальной заинтересованности работодателей в охране труда. Но указанный положительный тренд не отличается равномерностью роста. Проанализированные погодовые темпы прироста колеблются от 1,4% до 42,7%.

 

Рисунок 2. Финансирование мероприятий на охрану труда

 

Темпы сокращения численности пострадавших достоверно оценить сложно. Но по официально опубликованным данным с 2000 года сформировался ожидаемый тренд сокращения числа работников, потерявших здоровье в результате несчастного случая на производстве. Но изменения этого показателя травматизма достигают около 20% в отличие от более, чем 41% по показателю финансирования.

Показателям частоты, тяжести, уровня смертности, нетрудоспособности, наступившей в результате производственного травматизма, присуща территориальная дифференциация, что связано со структурными особенностями экономики регионов. Ранжирование регионов РФ по одному показателю производственного травматизма не совпадает с ранжированием по другому показателю. Например, по данным 2019 года Хабаровский край занимает 77 место по уровню смертности, которая наступила в результате производственной травмы, 65 место по численности травмированных и 56 место по числу несчастных случаев с тяжелым исходом среди всех субъектов РФ.

Обобщенная оценка территориальной дифференциации может быть дана по расчетному рейтинговому баллу, выведенному с учетом уровня смертности в результате производственной травмы, уровня травмирования работающих, числа несчастных случаев с тяжелым исходом. Информационная обеспеченность всех показателей – материалы Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда [2]. Территориальные различия представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Рейтинговый балл производственного травматизма субъектов РФ, 2019 год

 

Визуальный анализ позволяет говорить о том, что наиболее благополучная ситуация с производственным травматизмом существует в Северо-Кавказском федеральном округе. Рассчитанный нами рейтинговый балл не превышает 11. Исключение составляет Ставропольский край. Чуть меньшее благополучие наблюдается в Южном федеральном округе, которое определилось повышенными баллами Волгоградской области, Ростовской области и Астраханской области. Повышенный ущерб жизни и здоровью работающего населения имеет место в Сибирском федеральном округе. Очень часто это за счет распространенности несчастных случаев с тяжелым исходом.

Выборочно территориальная дифференциация травматизма представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Территориальная дифференциация субъектов РФ по производственному травматизму, 2019 год

10 субъектов с уровнем производственного травматизма

 самым низким

самым высоким

Чеченская Республика

Кемеровская область

Республика Северная Осетия-Алания

Алтайский край

Республика Дагестан

Приморский край

Республика Ингушетия

Кировская область

Астраханская область

Красноярский край

Кабардино-Балкарская Республика

Челябинская область

Карачаево-Черкесская Республика

Хабаровский край

Республика Крым

Томская область

Новгородская область

Республика Саха (Якутия)

Псковская область

Республика Бурятия

 

Как известно, с 1 марта 2022 года вступают в действие новые положения по охране труда, в том числе переход к риск-ориентированному контролю и надзору за производственным травматизмом, более строгий учет микроповреждений (микротравм), что должно повлиять на полноту и достоверность статистики несчастных случаев.

 

Список литературы:

  1. Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга (ред. от 25.05.2017 г.): Постановление Правительства РФ от 02.02.2006 г. № 60. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58181/ (дата обращения: 26.10.2021).
  2. Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда. - М.,2021. URL: https://eisot.rosmintrud.ru/monitoring-uslovij-i-okhrany-truda (26.10.2021).
  3. Федеральная государственная информационная система: Федеральный реестр инвалидов. URL: https://sfri.ru/ (26.10.2021).
  4. Сердюк В. С., Денисова Е. С., Утюганова В. В. Организация мониторинга безопасности труда. - Омск : Издательство ОмГТУ, 2018. - 116 с.
  5. Измеров Н. Ф., Тихонова Г. И., Чуранова А. Н., Горчакова Т. Ю. Условия, охрана труда и производственный травматизм в России // Здравоохранение РФ. - 2013. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-ohrana-truda-i-proizvodstvennyy-travmatizm-v-rossii (26.10.2021).
  6. Усикова О. В., Чатыгова А. А. Проблемы статистического учета показателей производственного травматизма в Российской Федерации. - 2020. - №1
  7. Хусберг В. В. В России просто не регистрируются все несчастные случаи // Приложение к газете «Коммерсант». - 2006. - №207. - С. 29.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий