Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 01 декабря 2014 г.)

Наука: Экономика

Секция: Экономические проблемы народонаселения и демография

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СОВЕРШЕННОГО ГОСУДАРСТВА В ТРАКТАТАХ ПЛАТОНА // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 12(44). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ  ПАРАМЕТРЫ  СОВЕРШЕННОГО  ГОСУДАРСТВА  В  ТРАКТАТАХ  ПЛАТОНА

Кабитова  Евгения  Владимировна

канд.  эконом.  наук,  доцент  Казанского  национального  исследовательского  технического  университета  им.  А.Н.  Туполева  —  КАИ  (Альметьевский  филиал),  РФ,  г.  Альметьевск

E-mail: 

 

DEMOGRAPHIC  PARAMETERS  OF  THE  PERFECT  STATE  IN  THE  TREATISES  OF  PLATO

Kabitova  Evgeniya

cand.  economy.  Sciences,  Professor  of  Kazan  state  University  after  A.N.  Tupolev  state  technical  University  (Almetyevsk  branch),  Russia,  Almetyevsk

 

АННОТАЦИЯ

Исследование  трудов  Платона  позволяет  судить  об  оптимальных  демографических  параметрах  идеального  государственного  устройства.  В  статье  анализируются  подходы  философа  к  определению  зависимости  размеров  государства  от  численности  населения,  их  потребностей.

ABSTRACT

The  study  of  the  works  of  Plato  allows  to  judge  about  the  optimal  demographic  parameters  of  the  ideal  state.  The  article  analyzes  the  approaches  of  the  philosopher  to  determine  the  dependence  of  the  size  of  the  state  of  the  population,  their  needs.

 

Ключевые  слова:  Платон;  идеальное  государственное  устройство;  оптимальная  численность  населения;  бракосочетания;  деторождение.

Keywords:  Plato;  the  ideal  polity;  optimum  population;  marriage;  procreation.

 

Актуальность  вопроса  численности  народонаселения  государства  была  определена  еще  в  экономических  и  философских  учениях  древнего  мира.  В  исторический  период  зарождения  различных  способов  участия  государственной  власти  в  хозяйственной  жизни  наиболее  значимой  проблемой  становится  создание  идеальной  модели  государственного  устройства.  Самые  ранние  мировоззрения  по  этому  вопросу  датируются  вторым  тысячелетием  до  нашей  эры.  Исследуя  труды  Платона,  мы  также  находим  проекты  идеального  государственного  устройства  в  трактах  «Государство»  и  «Законы». 

Идея  построения  государства  раскрывается  в  диалоге  между  Диамантом  и  Сократом  —  их  точка  зрения  заключается  в  том,  что  фундаментом  основания  государства  являются  потребности  человека  и  определение  способов  их  удовлетворения.  Потребности  индивида  предполагают  «массовый»  подход  по  их  реализации,  то  есть  в  реализации  нужд  индивида  должно  быть  задействовано  большое  количество  людей,  обладающих  различными  способностями.  Согласно  тракту  «Государство»  «испытывая  нужду,  люди  собираются  воедино,  чтобы  сообща  оказывать  друг  другу  помощь:  такое  совместное  поселение  ...  получает  название  государство»  [1,  с.  30].  Значит,  даже  для  удовлетворения  первичных  потребностей  в  питании,  жилье,  одежде  государству  необходимы  земледелец,  строитель,  ткач,  сапожник  и  человек,  обслуживающий  телесные  нужды,  соответственно,  «самое  меньшее,  государству  необходимо  состоять  из  четырех  или  пяти  человек»  [1,  с.  130].  Но  последующие  размышления  Диаманта  и  Сократа  приводят  к  суждениям,  что  перечисленных  членов  государства  необходимо  обеспечивать  средствами  труда.  Таким  образом,  предвосхищая  многолюдность  государства,  нужно  позаботиться  о  размерах  его  территории  и  местоположении.

Философы  признают,  что  государство,  основанное  на  общественном  разделении  труда,  целью  своего  существования  имеющее  удовлетворение  потребностей  своих  граждан,  можно  считать  совершенным.  В  условиях  такого  существования  люди  «остерегаясь  бедности  и  войны,  будут  иметь  детей  не  свыше  того,  чем  позволяет  им  их  состояние»  [1,  с.  134].  Но  разнообразие  потребностей  предполагает  характер,  как  необходимости,  так  и  излишества.  Здоровое,  или  совершенное,  государство  основано  на  нуждах,  только  необходимых  для  поддержания  нормальной  жизнедеятельности  граждан,  а  возникновение  «излишних»  потребностей  в  развлечениях,  искусстве,  дополнительном  войске  ведет  к  деформации  здорового  государства  в  государство,  которое  «лихорадит»,  что  обуславливает  несоответствие  идеи  идеального  государственного  устройства.  Расширение  круга  потребностей  ведет  к  увеличению  числа  их  реализующих,  что  проецируется  на  численности  народонаселения  государства  и  ведет  к  многолюдности.  Возникшая  ситуация  провоцирует  возникновение  у  философов  вопроса  о  соответствии  возросших  потребностей  наличным  средствам  их  удовлетворения.  Поскольку  ресурсов  будет  недостаточно,  то  «страна,  тогда  достаточная,  чтобы  прокормить  население,  теперь  станет  мала»  [1,  с.  135].  Значит,  рост  потребностей  запускает  механизм  поиска  дополнительных  ресурсов;  несоответствие  размеров  своей  территории  и  имеющихся  на  ней  средств  удовлетворения  потребностей  приводят  к  возникновению  военных  действий  в  борьбе  за  территории.  «Мы  открыли  причину  войны  —  главного  источника  частных  и  общественных  бед»  [1,  с.  135],  —  указывают  философы.  Получается,  что  многолюдность  и  борьба  за  территории  как  источника  ресурсов  порождены  «излишними»  потребностями,  не  вызванными  никакой  необходимостью,  —  такова  сущность  несовершенного  государства. 

С  позиции  сегодняшнего  дня  утопической  идею  Платона  делает  следующее:  при  делении  общества  на  три  класса  —  правители-философы,  производители  и  стражи  —  последние  полностью  подчиняются  интересам  государства  вплоть  до  бракосочетания  и  деторождения.  Идея  об  общности  жен  и  детей  у  стражей  заключается  в  том,  что  регулируемые  браки  между  представителями  данного  класса  будут  «священные,  а  священными  были  бы  браки  наиболее  полезные»  [1,  с.  234].  Подход  для  создания  браков,  по  мнению  философа,  должен  иметь  дифференцированный  характер,  который  заключается  в  делении  мужчин  и  женщин  на  лучших  и  худших  и  соответственном  их  объединении  в  пары.  В  результате  от  лучших  родителей  должны  рождаться  талантливые,  качественные  дети,  которые  должны  формировать  новую  когорту  граждан.  Определение  количества  браков  является  функцией  философов-правителей,  «чтобы  они  по  возможности  сохраняли  постоянное  число  мужчин  и  …  чтобы  государство  по  возможности  не  увеличивалось  и  не  уменьшалось»  [1,  с.  235].  Дирижизм  правителей  в  деторождении  также  проявляется  в  установлении  детородного  возраста:  для  мужчин  30—55  лет,  для  женщин  20—40  лет,  что  соответствует  времени  телесного  и  духовного  расцвета  —  так  рассуждает  философ.  Если  же  в  государстве  рождается  «неразрешенный»  ребенок,  то  нужно  «распорядиться  с  ним  так,  чтобы  его  не  пришлось  выращивать»  [1,  с.  237].  Можно  сделать  выводы,  что  Платон  являлся  приверженцем  тоталитарного  контроля  численности  населения  совершенного  государства  через  регулирование  количества  и  качества  деторождений. 

В  более  позднем  произведении  «Законы»  Платон  выдвигает  обновленную  модель  идеального  государства,  принципом  которого  выступает  общественная  собственность  на  землю  и  жилища.  По  его  мнению,  все  имущество  должно  быть  поделено  поровну  между  гражданами,  что  будет  называться  правильным  распределением.  Добиться  данного  состояния  в  имущественных  отношениях  можно,  но  прежде  определив  оптимальную  для  этого  численность  населения.  Численность  граждан  государства  должна  быть  рассчитана  относительно  количества  земли.  Соответственно,  Платон  в  качестве  лимитирующего  фактора  параметров  народонаселения  рассматривает  площадь  территории  государства  с  имеющимися  природными  задатками,  как  источниками  жизнеобеспечения  граждан.  Философ  пишет,  что  «земли  надо  столько,  чтобы  она  была  в  состоянии  прокормить  это  число  людей»  [2,  с.  189].

В  качестве  оптимальной  численности  народонаселения  Платон  определяет  пять  тысяч  сорок  граждан.  Вся  земля  и  жилища  будут  поделены  поровну  по  количеству  граждан  —  значит,  при  совершенном  государственном  строе  будет  решена  проблема  социального  неравенства  и  спора  о  переделе  земли.  Выбор  философом  именно  такого  числа  основывался  на  его  математическом  свойстве  в  подборе  кратных  ему  чисел:  «число  пять  тысяч  сорок  имеет  целых  пятьдесят  девять  делителей»  [2,  с.  189].  Деления  граждан  на  определенные  группы  может  происходить  под  воздействием  следующих  причин:  война,  налоги,  проведение  различных  сделок,  деление  имущественных  ценностей,  союзы.

Разделив  все  земли  и  жилища  на  пять  тысяч  сорок  наделов,  цель  государства  —  поддерживать  постоянство  этого  числа,  которое  соответствует  количеству  граждан.  Значит,  необходимо  законодательно  добиваться  одинакового  состояния  демографической  системы  в  последующее  время  путем  пропорционального  соотношения  родителей  и  детей.  Усиление  регулирующей  роли  государства,  диктаторски  регламентирующее  все  отношения  в  обществе,  также  отражается  и  на  показателях  воспроизводства  населения.  Рекомендуется  гражданам  при  несоответствии  указанному  пределу  «воздержание  от  деторождения  для  тех,  у  кого  обширное  потомство,  или,  наоборот,  попечение  и  заботы  о  многочисленном  потомстве»  [2,  с.  192]. 

В  тракте  «Законы»  Платон  также  уделяет  внимание  вопросу  о  бракосочетаниях  и  возрастных  ограничениях  вступления  в  него.  О  новобрачных  философ  рассуждает,  что  их  нужно  заставить  производить  детей,  «если  мы  их  не  убедим,  мы  будем  угрожать  им  соответствующими  законами»  [2,  с.  192],  что  подчеркивает  диктаторскую  роль  законодателей.  В  качестве  субъектов  реализации  законов  о  браках  назначаются  специальные  должностные  лица.  В  законах  о  бракосочетаниях  указан  возраст  вступающих  в  брак:  для  женщин  18—20  лет,  мужчин  30—35  лет  [2,  с.  236].  Еще  одним  регламентом  семейной  жизни,  по  мнению  Платона,  является  срок  для  рождения  детей,  равный  десяти  годам,  то  есть  период,  в  течение  которого  у  семейной  поры  должно  появиться  потомство,  если  же  этого  не  произошло,  то  супруги  должны  разойтись.  Установление  законов  о  бракосочетаниях  преследует  цель  рождения  наилучших  детей  для  государства,  обладать  они  могут  этим  качеством  только  в  условиях  подчинения  граждан  законодательству  и  жесткого  контроля  со  стороны  правительственных  должностных  лиц. 

Демографическая  система  устройства  социума  имеет  главенствующую  основу  с  точки  зрения  современной  науки.  Платон  также  обуславливает,  что  упорядочение  рождения  детей  —  это  первооснова  государства.  Но  если  современное  общество  характеризуется  демократическим  равноправным  режимом,  то  устройство  платоновского  социума  —  аристократическая  монархия  со  значительной  контролирующей  ролью  государства,  жестоко  регламентирующего  все  общественные  взаимоотношения.  Поэтому  нарушение  законов  о  брачных  отношениях  подвергается  наказанию. 

Можно  сделать  следующие  выводы  о  суждениях  Платона:  на  установление  оптимальной  численности  населения  повлияли  такие  факторы,  как  математические  свойства  выбранного  параметра,  так  и  подход  философа  к  имущественным  отношениям  в  идеальном  государстве.  Целью  законодателя  и  правительственного  должностного  лица  становится  сохранение  установленной  численности  населения  и  величины  и  размеров  имущества.  Но  предложенная  идея  может  быть  реализована  только  в  том  случае,  если  население  будет  достаточно  обеспечено  ресурсами  как  средствами  удовлетворения  потребностей.

 

Список  литературы:

  1. Платон.  Филеб,  Государство,  Тимей,  Критий  /  Общ.  ред.  А.Ф.  Лосева  и  др.;  Пер.  с  древнегреч.  С.С.  Аверинцева  и  др.  М.:  Мысль,  1999.  —  656  с.
  2. Платон.  Законы  /  Пер.  с  древнегреч.  С.С.  Аверинцева  и  др.;  Общ.  ред.  А.Ф.  Лосева,  В.Ф.  Асмуса,  А.А.  Тахо-Годи.  М.:  Мысль,  1999.  —  832  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий