Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 января 2016 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Митрохина М.С. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА В РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(37). URL: http://sibac.info/archive/technic/1(37).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА В РОССИИ

Митрохина Мария Сергеевна

студентка 4 курса, кафедра «Дизайна и рекламы» ВШНИ (Омский филиал), РФ, г. Омск

e-mail: ekaterinass.88@mail.ru

Серебренникова Екатерина Сергеевна

научный руководитель, преподаватель специальных дисциплин ВШНИ (Омский филиал), РФ, г. Омск

 

Дизайн в самом широком понимании этого слова стал неотъемлемым признаком современного общества. Он занимает всё новые и новые ниши не только человеческого бытия, но и его сознания. Опыт развития государств свидетельствует о том, что дизайн как ключевой элемент современной экономической политики обеспечивает её устойчивость и конкурентные преимущества на мировом рынке [1].

Действительно, дизайн, как элемент культуры и экономики с каждым годом набирает актуальность и претерпевает существенные изменения. Большинство этих изменений и в том числе актуальности характерно для западных стран. В России понятие «Дизайн» остаётся всё равно на уровне познания и становления. Сфера дизайнерских услуг очень многогранна. В России на данном этапе развития широкую востребованность получил графический дизайн во всём его проявлении. Проявления дизайна в архитектуре, строительстве, одежде, к сожалению, пока на стадии становления. Интересен тот факт, что обучение по вышеизложенным сферам дизайна российские Вузы в полной мере осуществляют. Но дальнейшая востребованность выпускников, как специалистов на рынке труда, отсутствует в связи с небольшим количеством или вообще отсутствием объектов трудоустройства, т.е. предприятий. В связи с этим для России, можно сделать вывод о том, что всё же остаётся проблема «утечки мозгов». Востребованность специалистов в сфере «Дизайна» на западных и европейских рынках намного выше. Рассматривая дизайн в сфере одежды, можно также сделать вывод о его недостаточной развитости и внедрённости в российскую экономику. Россия больше зависит от импорта одежды, не учитывая тот факт, что у нас достаточное количество модельеров, готовых создать свою индустрию моды.

На наш взгляд, анализируя сферу ландшафтного дизайна, можно сделать вывод о его ещё большей неразвитости. Хотя данный вид дизайна может стать высокорентабельной бизнес-идеей, в связи с ростом индивидуального жилого строительства.

До последнего времени в нашей стране дизайну, как одному из секторов экономики, уделялось недостаточно внимания, ввиду того, что были другие более насущные проблемы промышленности. Специалистов по дизайну в России традиционно готовили и готовят гуманитарные ВУЗы, классификатор специальностей высшего профобразования относит промышленный дизайн к группе «Культура и искусство». С точки зрения реальной проектной практики уровень подготовки в них не соответствует современным требованиям по причине полной оторванности этих учебных заведений от инженерной сферы и реального производства. Превратить рисунок в готовый продукт — главная проблема для выпускников гуманитарных ВУЗов. Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что в России к дизайну относятся только как к направлению культурологии, не анализируя факт экономической составляющей этого понятия [2].

На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы развития промышленного дизайна в России.

Во-первых, недостаточность внимания, уделяемая уровню дизайна при осуществлении различных видов деятельности (к примеру, в промышленном строительстве), недоиспользование возможностей дизайна, негативно сказывается на качестве жизни населения. В наши дни, уровень дизайна при промышленном строительстве низок, ему уделяют мало внимания, не раскрывают всех возможностей, в связи с этим страдает качество жизни населения.

Во-вторых, низкий уровень внутреннего спроса на дизайн, связанный с низкой осведомленностью о преимуществах и возможностях применения дизайна со стороны руководителей предприятий, сдерживает уровень конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Руководители предприятий имеют скудные познания в применении и преимуществе дизайна. Выпускаемая ими продукция довольна однообразная, не содержит индивидуальности, следовательно, наблюдается и низкий спрос на дизайн.

В-третьих, на наш взгляд, самая существенная проблема, заключается в низкой вовлеченности и заинтересованности большинства дизайнерских компаний мирового рынка в отношении российского рынка, что возможно препятствуют принятию зарубежного опыта нашими российскими компаниями. На наш взгляд, это не является отрицательным моментом при развитии сферы предоставления дизайнерских услуг. Российский рынок не вызывает у западного рынка желания инвестирования в связи с малой покупательской активностью в большинстве регионов, вызванную средним уровнем дохода и низким уровнем компетентности в отношении дизайна. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что для российских предпринимателей остаётся не освоенная рыночная ниша – сфера предоставления дизайнерских услуг, которая уже начинает представлять интерес для инвестирования и развития.

В-пятых, отсутствие высококвалифицированных специалистов. В сложившейся российской ситуации подготовка специалистов в области промышленного дизайна на базе технического университета способна дать наиболее быстрые и эффективные результаты. Может быть использована уникальная возможность сочетания дизайнерской подготовки с отраслевой ориентацией.

Исходя из вышеизложенных проблем, можно предложить некоторые пути решения.

Во-первых, проблему недоразвития и отсутствия понимания сферы дизайна, нужно начинать решать ещё на стадии получения образования. Обучение студентов по специальности «Дизайн» зачастую происходит в не специализированных ВУЗах. Это связано, так скажем, с модой на это направление. Учебные учреждения, которые по своей специфике являются экономическими или педагогическими, открывают на своей площадке специальности по дизайну, в большинстве случаев не имея не производственных мощностей, ни внешние связи для прохождения практики и трудоустройства и т.п. На этот процесс могут уйти долгие года, а обучение и выпуск «некомпетентных» специалистов с каждым годом набирает обороты.

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что каждое учебное учреждение должно подходить к открытию новых специальностей и обучению на старых довольно основательно и продуманно.

Во-вторых, развитие, особенно промышленного дизайна должно быть одним из приоритетных направлений развития экономики государства. Это может проявляться и в субсидировании, в льготном налогообложении. Данная методика может привлечь внимание со стороны предпринимателей и стать объектом внимания и вложения средств.

В-третьих, проблему недостаточной осведомленности со стороны потребителей в отношении многогранности и знаний в сфере дизайна могут решить рекламные компании и брендинг. Данная методика будет актуально для предприятий, которые уже оказывают дизайнерские услуги. Действительно, очень низкая осведомлённость о дизайнерских услугах формируется на российском рынке вследствие недостаточной рекламы или вообще её отсутствия. Как известно, реклама – двигатель торговли. Западные компании на продвижение и поддержание своего бизнеса вкладывают в рекламную отрасль до 70% своего дохода. В российских компаниях немного другой менталитет в отношении ведения бизнеса, что впоследствии сказывается не лучшим образом.

Анализируя все вышеизложенные пути решения, можно сделать вывод о том, что развитие такого направления искусства и экономики как «Дизайн» обязанности учебных учреждений, как фундамента; государства, как промежуточного звена и самих предпринимателей, ведь реклама – двигатель торговли в том случае, если исходит от производителя.

 

Список литературы:

  1. Дизайн как феномен современной культуры. Векторы эволюции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - URL: www.design-union.ru/authors/theory/1152-2010-11-03-22-04-58 (Дата обращения: 26.01.2016);
  2. Проблемы развития промышленного дизайна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - URL: www.nakedart.ru/about-studio/articles/prom-design.html (Дата обращения: 25.01.2016).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.