Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 ноября 2015 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Останина А.И. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ПОСРЕДСТВОМ АРХИТЕКТУРНОЙ БИОНИКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(35). URL: http://sibac.info/archive/technic/9(35).pdf (дата обращения: 19.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСНОВНЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ОБЩЕСТВЕННЫХ  КОМПЛЕКСОВ  В  ИСТОРИЧЕСКОЙ  СРЕДЕ  ПОСРЕДСТВОМ  АРХИТЕКТУРНОЙ  БИОНИКИ

Останина  Анастасия  Игоревна

студент  3  курса,  кафедра  архитектуры  и  дизайна,  Южно-Уральский  институт  управления  и  экономики 
РФ,  г.  Челябинск

E-mailnastena-ostanina@mail.ru

Серова  Любовь  Анатольевна

научный  руководитель,  зав.  кафедрой  архитектуры  и  дизайна  Южно-Уральского  института  управления  и  экономики 
РФ,  г.  Челябинск

 

Ни  для  кого  не  секрет,  что  смысл  существования  всех  видов  искусства  заключается  в  воплощении  чувств.  Архитектура  не  является  исключением.  Но  архитектура  –  это  не  свободное  искусство,  она  имеет  важное  назначение  –  создание  пространства  для  жизнедеятельности  людей.  Именно  поэтому  создание  комфортабельного  и  уютного  внутренне  и  красивого,  гармонично  сочетающегося  с  окружающей  средой  здания  является  на  сегодняшний  момент  очень  важной  задачей  для  архитекторов  по  всему  миру. 

Интенсивный  научно-технический  прогресс  и  усовершенствование  современных  технологий  во  всех  областях  жизни  оказали  существенное  влияние  на  развитие  архитектуры.  При  помощи  компьютерного  проектирования,  новейших  строительных  конструкций  и  материалов,  обладающих  легкостью  трансформации  и  конфигурации,  стало  возможно  создавать  уникальные  здания  с  неповторимыми,  оригинальными  решениями. 

Актуальность  проектирования  промышленных  и  общественных  зданий  связана  с  усилением  темпов  развития  экономики,  индустриализацией  и  урбанизацией.  А  современные  возможности  позволяют  освободить  архитектуру  от  гнета  привычных  форм  и  вывести  на  первый  план  как  искусство,  ознаменовав  возвращение  интереса  к  сложным  криволинейным,  геометрически  «неправильным»  объектам,  напоминающим  формы  живой  среды  –  архитектурной  бионики. 

Но  почему  рациональная  геометрия  теперь  теряет  свою  актуальность  перед  бионической  архитектурой?  Почему  все  чаще  архитекторы  при  работе  с  исторически  сложившейся  средой  города  выбирают  именно  бионику  и  рационально  ли  это  делать?  Попробуем  разобраться.

Проанализировав  облик  многих  российских  городов,  можно  прийти  к  выводу,  что  практически  все  здания  построены  при  помощи  рациональной  геометрии.  Да  и  человек  при  восприятии  архитектурного  пространства  активно  реагирует  на  форму  пространств  и  заложенные  образы  [3],  у  него  сложилась  схема  структурированной  пространственной  среды  –  четкость  и  понятность  геометрических  форм.  И  тем  не  менее,  в  эпоху  исчезновения  стереотипов  по  поводу  вида  и  формы  здания  в  человеческом  сознании  было  бы  слишком  банально  использовать  при  проектировании  геометрически  правильные  формы.  Вот  почему  современные  архитекторы  и  прибегают  при  проектировании  к  использованию  бионических  архитектурных  форм.

Архитектурная  бионика  как  одно  из  направлений  архитектурной  мысли  –  это  создание  биоморфных  форм,  которые  напоминают  объекты  живой  природы. 

Природа  –  это  единственное  звено  структуры  города,  не  являющееся  геометрически  правильным. 

По  мнению  советского  ученого  Ю.С.  Лебедева  «бионика  –  наука  созидательная,  …  на  основе  изучения  закономерностей  природы  и  использования  достижений  других  отраслей  знаний  она  создает  по  образцу  природы  новые  вещи  и  комбинации,  какие,  однако,  в  природе  не  существуют.  Архитектурные  формы  –  это  не  копии  форм  природы,  это  синтез  природных  форм  и  имеющихся  в  распоряжении  архитекторов  и  конструкторов,  выработанных  прогрессом  архитектуры,  техники  и  науки  средств»  [1].

Неофициальный  титул  «отца  бионики»  принадлежит  еще  Леонардо  да  Винчи,  поскольку  именно  ему  первому  в  истории  цивилизации  относится  идея  применения  знания  о  живой  природе  для  решения  инженерных  задач.  Леонардо  да  Винчи  при  создании  летательного  аппарата  обратил  внимание  на  птиц,  ведь  их  механизм  полета  успешно  работал  уже  миллионы  лет.  Существует  множество  рисунков  такого  летательного  аппарата.  Он  исследовал  анатомию  летательных  органов  птиц  и  с  поразительной  точностью  описал  их  полет.  Определяя  план  исследований,  да  Винчи  решил,  что  для  начала  следует  определить  природу  сопротивления  воздуха,  затем  –  строение  оперения  птицы  и  его  действие  при  различных  движениях,  а  также  роль  крыльев  и  хвоста.  После  тщательного  изучения  полета  птиц  в  1490  г.  он  спроектировал  первую  модель  летательного  аппарата.  Данный  метод  научного  исследования  и  является  основной  заслугой  Леонардо  да  Винчи  в  развитии  современной  бионики. 

Идеи  Леонардо  да  Винчи  так  и  оставались  невостребованными  вплоть  до  XIX  столетия,  когда  появился  один  из  самых  ярких  архитекторов,  также  решивший  использовать  природные  формы,  только  теперь  уже  в  строительстве  –  Антонио  Гауди.  Мир  природы  (облака,  скалы,  деревья,  животные)  стал  для  Гауди  главным  источником  вдохновения  при  решении  и  конструктивных,  и  художественно-оформительских  задач.  Антонио  Гауди  ненавидел  геометрически  правильные  и  замкнутые  пространства;  избегал  прямых  линий,  считая,  что  прямая  линия  –  это  порождение  человека,  а  круг  –  порождение  Бога.  Гауди  объявляет  войну  прямой  линии  и  углам,  восхищаясь  всевозможными  округлостями  и  неровностями,  чтобы  на  их  основе  сформировать  собственный,  хорошо  узнаваемый  стиль.  Он  пытается  сделать  так,  чтоб  здания  и  природа  смотрелись  как  единое  целое,  органично  сочетающееся,  несмотря  на  разнообразие  размеров  и  форм.  И  ему  удается!  Достаточно  посмотреть  на  парк  Гуэль  с  домом-музеем  самого  архитектора,  женским  монастырем  св.  Тересы  и  домом  Кальвет  и  другими  сооружениями,  чтобы  в  этом  убедиться.

Именно  работы  Антонио  Гауди  дали  толчок  к  развитию  бионического  стиля  в  архитектуре.  В  начале  ХХ  в.  архитектор  Рудольф  Штайнер  спроектировал  всемирный  центр  Антропософского  движения,  который  располагается  в  г.  Дорнах,  Швейцария  и  назван  в  честь  Гёте  –  Гётеанум.  С  этого  момента  зодчие  всего  мира  взяли  бионический  стиль  в  архитектуре  на  вооружение.  А  бионика  как  наука  оформилась  в  1960  году  на  симпозиуме  ученых  в  Дайтоне,  США,  поскольку  именно  в  ХХ  столетии  под  воздействием  развития  кибернетики  ученые  обратили  внимание  на  работу  «живых  систем»,  а  именно  природных  объектов.  То  есть  благодаря  современным  научным  методам  и  возможности  математического  моделирования  архитекторы  пришли  к  выводу,  что  многие  архитектурные  принципы  изначально  находились  под  самым  носом,  в  природе,  а  человечество  путем  проб  и  ошибок  приходило  к  их  открытию  тысячелетиями.  Более  того,  со  временем  стали  появляться  новые  технологии  и  материалы,  которые  помогают  создавать  абсолютно  любые,  самые  необычные  авторские  задумки. 

Именно  благодаря  современным  материалам,  новым  технологиям  и,  конечно,  безграничной  фантазии  современных  архитекторов  в  мире  появляются  здания,  способные  перевернуть  привычное  понимание  того,  какой  должна  быть  архитектура.  Так,  например,  Заха  Хадид  –  известный  британский  архитектор  арабского  происхождения  устанавливает  свои  правила  создания  архитектуры:  доминирование  основных  принципов  функциональности,  эргономики,  и  при  этом  полная  свобода  творчества.  Ее  архитектурный  стиль  навеян  образами  живого  мира,  органических  форм  природы,  текучестью  водных  стихий  и  легкостью  воздушного  пространства  [2].  Она  отметает  привычную  геометрию  и  создает  здания,  находящиеся  в  гармонии  с  природой  и  ее  формами.  Достаточно  показательным,  на  мой  взгляд,  примером  является  торгово-офисный  комплекс  Sky  SOHO,  расположенный  в  Шанхае,  Китай.  Это  четыре  башни  обтекаемой  биоморфной  формы,  соединенные  между  собой  озелененными  небесными  мостами.  Огромные  по  площади  рекреационные  пространства,  взаимосвязь  между  различными  переходами  и  невероятные  виды  на  город  делают  данный  общественный  комплекс  выдающимся  проектом  Захи  Хадид. 

Еще  одним  примером  использования  Захой  Хадид  бионических  структур  является  здание  Центра  искусств  на  острове  Саадият  в  ОАЭ.  По  своей  природе  данная  структура  достаточно  динамична.  Внешне  здание  напоминает  ветвь,  которая  тянется  к  морю  и  состоит  из  сложной  запутанной  системы  путей.

В  результате  рассмотрения  данных  комплексов  можно  сделать  вывод,  что  проектирование  и  строительство  в  области  архитектуры  на  основе  бионического  подхода  открывает  путь  к  использованию  сложных  систем  и  дает  возможность  лучше  понять  законы  структурного  построения,  основы  красоты  природных  архитектурных  форм. 

Мы  видим,  что  архитектурная  бионика  –  явление  достаточно  новое,  но  необычайно  перспективное.  Оно  позволяет  людям  не  ощущать  себя  как  в  картонной  коробке,  а  ощущать  красоту  и  жить  в  гармонии  с  природой. 

 

Список  литературы:

  1. Лебедев  Ю.С.  Архитектура  и  бионика.  Изд.  2-е,  перераб.  и  доп.  /  Ю.С.  Лебедев.  –  М.:  Стройиздат,  1977.  –  221  с.
  2. Никифоренко  А.Н.  Творчество  Захи  Хадид  как  образец  развития  стиля  био-тек  –  Искусство  и  культура.  –  2015.  –  №  2.  –  С.  34–38.  –  Библиогр.:  –  с.  38
  3. Чачина  А.В.  Геометрия  или  бионика.  Проектирование  промышленных  комплексов  в  исторически  сложившейся  среде  –  Архитектон:  известия  вузов  №  14,  июл.  2006.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий