Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 января 2015 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Исмагилова Е.П. СНОСИТЬ (,) НЕЛЬЗЯ (,) РЕКОНСТРУИРОВАТЬ. ГДЕ СТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ ВЫБОР ЗА НАМИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(27). URL: https://sibac.info/archive/technic/1(27).pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СНОСИТЬ  (,)  НЕЛЬЗЯ  (,)  РЕКОНСТРУИРОВАТЬ.  ГДЕ  СТАВИТЬ  ЗАПЯТУЮ  ВЫБОР  ЗА  НАМИ

Исмагилова  Евгения  Павловна

студент  3  курса,  кафедра  «Городское  строительство  и  хозяйство»,  РФ,  г.  Орел

E -mailismagilova.evgenia@yandex.ru

 

Известным,  красивым  городом  Орел  был  и  100  лет  назад.  Но  XX  век  так  бурно,  стремительно,  беспощадно,  а  временами  трагически  ломал,  крушил,  а  затем  восстанавливал  российские  города,  что  остановиться,  сравнить  настоящее  с  прошлым  не  так  легко  даже  людям  старшего  поколения.

Для  начала,  хотелось  бы  заметить,  что  история  Орла  типична  для  большинства  городов  Черноземья.  Область  была  основана  еще  в  до  монгольскую  эпоху,  но  город  не  пережил  многочисленных  разорений  и  был  оставлен  жителями.  Заново  осваивать  эти  земли  начали  лишь  в  1566  году.  Город  был  основан  в  до  монгольскую  эпоху,  после  разорен  и  оставлен  жителями.  Повторное  заселение  произошло  лишь  в  1566  году  [4].

Время  великой  смуты  в  начале  XVII,  оказало  последствия  не  менее  страшные,  чем  нашествие  монгольского  ига.  Орловская  область  с  маленькими  городами-засеками  можно  считать  центром  главных  битв.  Так  же  город  называли  «гнездом  воров»,  так  как  он  являлся  резиденцией  Лжедмитрия  II.

В  XVIII—XIX  город  начал  свое  развитие  и  постепенно  стал  центром  богатой  и  губернии.  Земли  Орловской  губернии  подарили  русской  литературе  столько  именитых  писателей,  сколько  не  дала  ни  одна  другая  земля.  Выходцами  с  Орловщины  были  Тургенев,  Фет,  Тютчев,  Лесков,  Апухтин,  Писарев  и  другие.  Именно  поэтому,  географически  «золотой  век»  русской  литературы  ассоциируется  в  первую  очередь  с  Орлом.

Смена  властей,  революции,  беспорядки  в  стране,  война,  все  это  оставило  неизгладимый  след  на  внешнем  облике  города.  Было  разрушено  почти  все  архитектурное  достояние  города.  Но  не  только  в  военное  время  стираются  с  лица  города  исторические  памятники.  Увы,  это  происходит  и  сейчас.

В  данной  статье  речь  пойдет  о  сносе  здания  на  Гостиной  1  (дома  купца  Селиверстова)  —  многое  пережило  это  здание:  несколько  революций,  гражданскую  войну,  пережило  даже  великую  Отечественную,  а  нынешнее  время,  видимо,  не  переживет  [2].

На  данной  фотографии  (рис.  1)  отражены  перемены  облика  здания  в  период  с  2004  до  2007  года,  следует  отметить,  что  на  данный  период  времени  оно  выглядит  еще  более  удручающе.

Архитектура  города  —  это  слепок  эпохи,  историческое  отражение  города,  монолог  города  с  его  жителями.  В  ней,  как  в  зеркале  отражается  еще  и  культурное  и  экономическое  и  политическое  состояние  города.  Давайте  охарактеризуем  архитектурный  язык  современного  Орла.

Для  начала,  хотелось  бы  познакомиться  с  общим  обликом  нашего  города,  со  всеми  зданиями  примыкающими  к  данному  памятнику  архитектуры.

Центр  города  расположен  вдоль  улицы  Московской.  Как  упоминалось  ранее,  город  был  сильно  разрушен  во  время  войны,  было  уничтожено  большинство  дореволюционных  зданий.  Центр  города  можно  представить,  как  цельный  архитектурный  ансамбль,  состоящий  из  «сталинок»  и  нескольких  чудом  уцелевших  губернских  домов.  Украшением  города  можно  также  считать  здание  детской  библиотеки  (рис.  2).

Почему  я  считаю,  что  дореволюционные  дома  не  должны  уничтожаться?  Потому  что  однообразные  постройки  покрытые  разноцветными  плитами  не  могут  конкурировать  с  красивыми,  грациозными,  обильно  украшенными  сооружениями  начала  прошлого  века.  В  связи  с  развитием  современных  технологий  строительства,  появилась  масса  возможностей  строить  больше,  лучше,  красивее,  но  вместе  с  тем  желание  использовать  все  современные  ресурсы  во  благо,  заменила  жажда  наживы.  То,  что  дорого  для  строителя  —  эстетика,  вид  города  —  это  порой  несущественно  для  инвестора,  который  считает  лишь  квадратные  метры  и  прибыль  которую  они  принесут.  Нельзя  позволить  отношениям  «купли-продажи»  уничтожить  душу  города,  слишком  много  человеческих  ценностей  уже  было  принесено  в  жертву  бога  торговли  —  Меркурия.

Восстановление  города  после  войны  я  считаю  архитектурным  подвигом.

Великолепной  красоты  кованный  балкон  и  крыльцо  хорошо  показывают  что  мы  можем  потерять,  разрушая  старые  здания  (рис.  3).

Послевоенным  зданиям,  к  счастью,  пока  ничего  не  угрожает.  Примером  классицизма  может  являться  Дом  книги  (рис.  4),  возведенный  в  1956  году  по  работам  И.А.  Иванова.  Здание  украшено  выносными  бюстами  известных  писателей,  что  делает  Дом  Книги  особенно  запоминающимся.  Горельефы  выполнены  скульпторами  —  Г.Д.  Лавровым  и  М.Г.  Глушенко  (рис.  5).

Центральная  улица  ведет  нас  к  реке  Оке.  За  ней  начинается  улица  Гостиная,  которая  представляет  собой  единственный  уцелевший  дореволюционный  район  в  нашем  городе.

Самое  колоритное  место  на  Гостиной  улице  —  это  комплекс  Торговых  рядов  (рис.  6),  который  непосредственно  соседствует  с  многострадальным  домом  купца  Селиверстова.  Здание  отличается  от  всех  других,  так  как  претерпело  множественные  изменения.  Построен  комплекс  был  в  1795  году,  оно  имеет  церты  классицизма,  эклектики  и  модерна.

Изначально,  в  XVI—XVII  веках  торговые  ряды  служили  в  качестве  своеобразного  рынка,  включали  в  себя  ряды  лавок  и  харчевен.  Здание  много  раз  горело,  но  его  все  равно  восстанавливали.  В  1847  году  здание  было  почти  уничтожено  огнем.  Новое,  полностью  каменное  здание  начали  возводить  только  через  два  года  после  пожара.  Проект  дома  разработал  популярный  в  те  времена  архитектор  Д.В.  Орехов.  Третий  этаж  был  надстроен  в  послевоенное  время  в  конце  1940-х  годов  [1].

Далее  можно  увидеть  еще  два  здания  разных  эпох  —  памятник  классицизма  конца  XVIII  века  (рис.  7)  и  банк  XIX  века  (рис.  8).

Улицу  замыкает  последнее  интересующее  нас  здание,  построенное  в  типичном  стиле  классицизма  —  театр  «Свободное  пространство».  Здание  было  возведено  в  1799  году.  Оно  пережило  множество  пожаров,  было  несколько  раз  реконструировано,  но  это  не  нарушило  его  внешнего  облика.  До  революции  1917  г.  оно  служило  местом  собрания  Думы  города  Орла  (рис.  9).

Итак,  ознакомившись  с  общим  видом  и  историей  зданий  прилегающих  к  интересующему  нас  памятнику  архитектуры,  мы  можем  сделать  вывод,  что  все  здания  находящиеся  вдоль  центральной  дороги  города  делают  наш  город  уникальным.  Весь  этот  архитектурный  ансамбль  позволяет  воссоздать  эпоху  ушедшего  времени.  Мы  все  восхищаемся  старым  Питером,  почему?  Потому  что,  гуляя  по  этой  части  города,  мы  видим  множество  старинных  зданий,  каждое  из  которых  стоит  здесь  долгие  годы  и  создает  незабываемую,  неповторимую  атмосферу  книжного  романа.  Наш  город  может  быть  маленьким  подобием  этого  прекрасного  места,  все  что  для  этого  нужно,  это  реставрировать,  а  не  сносить.  Конечно,  согласно  известной  пословице,  ломать  легче,  чем  строить,  но  затраченные  силы  стоят  того.

Возвращаясь  к  зданию  на  Гостинной  1,  хочется  привезти  цитату  Михаила  Вдовина,  председателя  общественной  организации  по  сохранению  историко-культурного  и  природного  наследия  Орловской  области:  «Позиция  Общественного  совета  была  и  остаётся  прежней.  Здание  по  адресу  улица  Гостиная,  1,  по  мнению  Общественного  совета,  является  памятником  архитектуры,  подлежащим  государственной  охране,  и  подлежащее  реставрации».  Обшарпанные  стены,  зияющие  черные  дыры  с  острыми  обломками  стекол  вместо  окон,  мусор,  которым  жители  окрестностей  регулярно  и  безжалостно  наполняют  пустующее  помещение.  А  между  тем,  здание  это  не  что  иное  как  исторический  памятник.  Долгое  время  он  был  никому  не  нужен.  Теперь  же  власти  решили  взяться  за  историческую  часть  города.  Правда,  что  делать  с  этим  полуразвалившимся  памятником  —  не  знают.

Мне  кажется  все  уже  давно  забыли  про  историческую  ценность  данного  здания,  и  война  идет  лишь  из-за  удачного  участка  земли.

Дом  Селиверстова  обещали  восстановить  и  Орловские  власти  и  другие  инвесторы.  Но  тем  временем  здание  разрушается.  За  упомянутым  зданием,  хотели  построить  многоэтажный  бизнес-центр,  который  по  своему  роду  уже  не  будет  вписываться  в  архитектурный  ансамбль  центральных  улиц  города.

Казалось  бы  проблема  решена,  но  строительство  нового  здание  привело  к  сносу  части  дома  генерал-губурнатора  (рис.  10).

Снос  здания  XIX  века  уже  начался.  Общественность  и  краеведы  не  понимают  как  такое  могли  допустить,  ведь  здание  было  возведено  по  проекту  известного  архитектора  того  времени  Тибо  Бриньоля,  а  памятники  истории  и  архитектуры  такого  рода  должны  находятся  под  государственной  охраной.

Итогом  всего  происходящего  является  лишь  неясность  и  переживания.  Историки  хотят  вернуть  дому  генерал-губернатора  его  первоначальный  облик,  бизнесмены  —  получить  прибыль,  а  чиновники,  похоже,  больше  всего  —  спихнуть  этот  груз  со  своих  плеч.  И  неважно,  в  какую  пропасть  он  свалится.

Непонятно  -что  в  итоге  сделают  с  архитектурным  зданием.  Дом  состоит  из  4  частей  и  если  снести  хотя  бы  одну  несущую  стену  —  памятник  архитектуры  подобно  карточному  домику  рухнет.  Чтобы  этого  не  произошло,  важно  грамотно  составить  проект  не  реконструкции,  а  именно,  реставрации.

Нетрудно  представить  на  что  будет  похож  построенный  на  этом  месте  безнесс-центр,  в  данное  время  происходит  активное  появление  инвестиций,  а  с  ними  и  «стекляшек»  бизнес-центров.  В  следствии  этого  архитектура  города  беднеет.

В  качестве  эксперимента,  можно  было  бы  провести  примерную  оценку  визуальной  экологии  городской  среды  данного  района-оценку  степени  агрессивности  фасада.

Ближе  ознакомимся  с  методом  оценки.  Особую  опасность  доставляют  человеку  «гомогенные»  и  «агрессивные»  поля.

Агрессивное  видимое  поле  —  это  поле,  в  бассейне  видимости  которого  рассредоточено  большое  число  одних  и  тех  же  элементов.  Типичным  примером  агрессивных  видимых  полей  является,  например,  «перенасыщение»  окнами  больших  городских  зданий,  полосы  ленточного  остекления,  линии  сблокированных  балконов  и  других  объектов.

Гомогенное  поле  представляет  собой  поверхность,  на  которой  либо  отсутствуют  видимые  элементы,  либо  их  число  минимально.  Примерами  гомогенных  полей  в  городской  среде  являются  панели  большого  размера,  монолитное  стекло,  подземные  переходы,  асфальтовое  покрытие,  глухие  заборы  и  крыши  домов  [3].

Таким  образом,  можно  сказать,  что  видеоэкология  базируется  на  закономерностях  зрительного  восприятия.  Данную  методику  оценки  степени  агрессивности  видимых  элементов  можно  применять  не  только  для  существующих  зданий  и  сооружений,  но  и  на  стадии  проектирования  объектов  городского  строительства.

Не  проводя  количественную  оценку  степени  агрессивности,  с  помощью  графоаналитического  метода,  только  по  определениям  понятий  «агрессивное  поле»  и  «гомогенное  поле»,  можно  утверждать,  что  современные  здания  оказывают  неприятный  эффект  на  зрительное  восприятие  города.  Соответственно  нельзя  допускать  большое  их  количество  в  центре  города,  так  как  это  разрушить  его  привлекательный  и  чарующий  вид.  И  тем  более,  нельзя  допускать  замены  дореволюционных  исторических  зданий  подобными  сооружениями. 

Архитектура  не  терпит  однообразия.

 

Рисунок  1  Здание  на  Гостиной  1

 

Рисунок  2.  Здание  детской  библиотеки

 

Рисунок  3.  Кованные  крыльцо  и  балкон  на  дореволюционном  доме

 

Рисунок  4.  Дом  книги

 

Рисунок  5.  Барельефы

Рисунок  6.  Торговые  ряды

 

Рисунок7.  конец  XVIII  века

 

Рисунок  8.  XIX  век

 

Рисунок  9.  Театр  «Свободное  пространство»

 

Рисунок  10.  Снос  части  здания  на  Гостиной  1

 

Список  литературы:

1.Егоров  Б.А.  Весь  город  орел/  Б.А.  Егоров,  В.П.  Еремин.  Орел:  Изд-во  «Орелиздат»,  1993.  —  243  с.

2.Лысенко  А.И.  Орел  вчера  и  сегодня  /  А.И.  Лысенко,  О.Н.  Попов,  В.Г.  Сидоров.  Орел:  Вешние  воды,  2000.  —  176  с.

3.МЦВ.  Видеоэкология//Московский  центр  дизайна.  —  2012.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.videoecology.com/book1.html  (дата  обращения  15.12.2014).

4.Федоров  С.И.  Центры  городов  Орла,  Курска  и  Белгорода  —  комплексные  памятники  истории  и  культуры.  Ленинград:  Изд-во  «Стройиздат»,  1975.  —  169  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.