Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 октября 2013 г.)

Наука: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лось О.В. РОЛЬ ИНТЕРФЕЙСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ПРОГРАММИРОВАНИИ БАЗЫ ДАННЫХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. URL: http://sibac.info/archive/technic/12.pdf (дата обращения: 31.03.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


РОЛЬ  ИНТЕРФЕЙСА  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ  В  ПРОГРАММИРОВАНИИ  БАЗЫ  ДАННЫХ


Лось  Ольга  Владимировна


студент  4  курса,  кафедра  менеджмента  и  информационных  технологий  БрГУ,  г.  Братск


E-mail:  olgalos2009@mail.ru


Евдокимов  Иван  Валерьевич


научный  руководитель,  канд.  техн.  наук,  доцент  БрГУ,  г.  Братск


 


При  проектировании  программного  обеспечения,  немаловажную  роль  отводят  созданию  пользовательского  интерфейса.  Его  важность  заключается  в  том,  что  по  интерфейсу  пользователь,  работающий  с  программой,  оценивает  ее  в  целом.  Графический  интерфейс  предоставляет  пользователю  возможность  удобной  работы  с  базой  данных,  не  требуя  от  него  специальных  навыков  программирования.


Программирование  баз  данных  на  сегодняшний  день  является  наиболее  приоритетным  и  востребованным  направлением  в  сфере  разработки  программного  обеспечения,  так  как  базы  данных  помогают  хранить  большие  объемы  информации  и  эффективно  работать  с  ней.  Сегодня  базы  данных  используются  в  самых  различных  областях  человеческой  деятельности.  Например,  в  базах  данных  хранят  сведения  о  студентах  университета,  товарах  магазина,  различные  документы  и  изображения.  Для  удобства  работы  конечного  пользователя  с  базой  данных  программистами  разрабатываются  приложения  с  графическим  интерфейсом.


Системы  управления  базами  данных  (СУБД),  которые  наиболее  удачно  спроектированы,  имеют  развитые  графические  интерфейсы,  предоставляющие  пользователю  средства  для  создания  собственных  приложений,  не  требуя  от  него  специальной  про­граммистской  подготовки.  Например,  используя  СУБД,  пользователь  может  создавать  формы  или  отчеты.  Однако  если  требуется  обеспечить  удобство  работы  с  БД  неквалифицированным  пользователям  или  интерфейс  СУБД  не  устраивает  пользователей,  то  могут  быть  раз­работаны  новые  приложения,  создание  которых  требует  программирования.


Такие  приложение  представляет  собой  программы  или  комплекс  про­грамм  для  ЭВМ,  обеспечивающие  автоматизацию  решения  ка­кой-либо  прикладной  задачи.  Приложения  могут  создаваться  с  помощью  системы  программирования,  использующей  средства  доступа  к  базе  данных,  к  примеру  в  данном  исследовании  использовалась  система  С++  Вuildеr.


При  работе  с  базами  данных  приложения,  созданные  в  среде  Borland  C++  Builder,  используют  такие  механизмы  доступа  к  БД  как  Borland  Database  Engine  (BDE),  ActiveX  Data  Object  (ADO),  dbExpress  и  InterBase.  В  данном  исследовании  был  проведен  сравнительный  анализ  этих  механизмов. 


Быстрый  доступ  к  базе  данных,  обеспечиваемый  механизмом  dbExpress,  организуется  с  помощью  набора  драйверов.  Механизм  InterBase  реализует  непосредственный  доступ  к  базам  данных  InterBase  [3].


Выбор  механизма  связывания  осуществляется  с  учетом  удобства  проектирования  пользовательского  приложения.  Это  удобство  может  заключаться  в  таких  критериях,  как  сложность  разработки  и  соединения  приложения  с  базой  данных,  объем,  занимаемый  приложением  на  жестком  диске,  время  разработки  приложения  и  другие.


Так  как  механизм  InterBase  ориентирован  на  работу  с  одноименным  сервером  баз  данных,  он  не  превосходит  в  удобстве  другие  механизмы.


Механизм  доступа  dbExpress  подразумевает  использование  совокупности  драйверов,  транзакций,  запросов,  наборов  данных  и  интерфейсов.  На  стороне  клиента  нет  кэширования  данных,  здесь  применяются  только  однонаправленные  курсоры  и  не  обеспечивается  возможность  прямого  редактирования  наборов  данных  [3].


В  первых  версиях  С++  Builder  основой  работы  с  базами  данных  являлся  механизм  Вorland  Database  Engine  (BDE)  —  процессор  баз  данных,  созданный  фирмой  Вorland.  Этот  механизм  актуален  и  сейчас.  Но,  начиная  с  C++Builder  5,  в  библиотеке  компонентов  стали  появляться  альтернативные  механизмы  связи  с  данными  [1].


Далее  рассмотрим  механизм  связи  приложений  С++  Builder  с  базами  данных  BDE.  Этот  механизм  служит  посредником  между  приложением  и  базами  данных.  Существует  три  варианта  подключения  к  базе  данных:  естественные  драйверы,  группа  драйверов  SQL  Links  и  драйверы  ODBC.


Для  подключения  к  локальным  БД,  таким  как  Paradox,  FoxPro,  dBASE,  текстовые  таблицы,  используются  так  называемые  естественные  драйверы,  то  есть  базовые  драйверы  механизма  BDE.  Именно  их  использование  дает  наиболее  полный  контроль  над  подключением  к  источникам  данных. 


Для  подключения  к  удаленным  серверам  баз  данных  BDE  использует  группу  драйверов,  которая  называется  SQL  Links.  Эти  драйверы  дают  возможность  подключиться  к  таким  серверам,  как  Sybase,  Oracle,  MS  SQL  Server  и  другим.


С  использованием  драйверов  ODBC  механизм  BDE  может  подключиться  к  любой  базе  данных  [2].


Механизм  BDE  дает  пользователю  единый  интерфейс  для  работы,  который  не  привязывает  пользователя  к  конкретной  реализации  базы  данных.  Это  свойство  позволяет  не  менять  приложение  при  смене  реализации  базы  данных. 


Приложение,  созданное  в  C++Builder,  работает  с  базой  данных  через  механизм  BDE.  В  этом  случае  общение  с  базами  данных  соответствует  схеме,  приведенной  на  рис.  1. 


BDE  представляет  из  себя  набор  динамически  присоединяемых  библиотек  DLL,  которые  снабжены  интерфейсом  прикладных  программ.  Это  список  функций  и  процедур  для  работы  с  базами  данных,  которым  и  пользуются  приложения. 


С  выходом  версии  C++Builder  5  программисты  получили  новый  механизм  связывания  базы  данных  и  пользовательского  приложения.  Это  разработанная  фирмой  Microsoft  технология  ActiveX  Data  Objects  (ADO).  Здесь  связь  с  данными  осуществляется  посредством  технологии  OLE  DB  [3].


 


Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Без имени-1.jpg


Рисунок  1.  Схема  связи  приложения  C++Builder  с  базами  данных  [1]


 


Использованием  этого  механизма  обеспечивается  эффективная  работа  с  данными.  Кроме  того,  есть  возможность  избежать  неприятностей,  возникающих  в  BDE.  Однако  существуют  некоторые  особенности  использования  механизма  ADO.  Для  использования  механизма  ADO  на  компьютере  должна  быть  установлена  система  ADO,  однако  та  или  иная  версия  ADO  имеется  во  всех  последних  версиях  операционной  системы  Windows.  Также  на  компьютере  должна  быть  установлена  клиентская  система  доступа  к  данным,  а  в  ODBC  должен  иметься  драйвер  OLE  DB  для  того  типа  баз  данных,  с  которым  осуществляется  работа.


В  некоторых  отношениях  компоненты  ADO  мощнее  компонентов  BDE,  но  в  то  же  время  ряд  возможностей  компонентов  BDЕ  в  них  не  реализован.  Например,  они  не  могут  использовать  словари  свойств,  что  приводит  к  лишней  работе  при  создании  приложений,  источник  данных  Paradox  ADO  не  работает  с  графикой.


Для  реализации  практической  части  настоящего  исследования  была  использована  среда  программирования  Borland  C++  Builder,  а  также  СУБД  Microsoft  Office  Access  и  Paradox  для  реа­лизации  исследуемых  баз  данных.  Был  проведен  сравнительный  анализ  двух  механизмов  связывания  базы  данных  и  пользова­тельского  приложения  (BDE  и  ADO)  по  следующим  критериям:  время  разработки  приложения;  объем  занимаемого  на  жестком  диске  пространства;  простота  разработки  приложения. 


Разрабо­танное  программное  обеспечение  не  является  промежуточным,  поскольку  механизм  BDE  интегрирован  в  проект.


В  процессе  исследования  было  выявлено,  что  при  использовании  ADO  нужно  явно  указывать  в  строке  подключения  имя  провайдера  сервера  и  базы  данных,  а  это  отнимает  дополнительное  время  и  затрудняет  переориентирование  ADO-компонента  на  работу  с  другой  базой  данных. 


Однако  программы  BDE  требуют  больше  ресурсов  оперативной  памяти,  в  сравнении  с  ADO.


В  результате  сравнительного  анализа  механизмов  связывания  пользовательского  приложения  и  базы  данных,  было  выявлено,  что  использование  механизма  BDE  значительно  упрощает  процесс  разработки  приложения,  по  сравнению  с  иными  методами  связывания  БД  и  пользовательского  приложения,  в  результате  чего  сокращается  время  создания  приложения.


 


Список  литературы:


1.Архангельский  А.Я.  Программирование  в  C++Builder:  учеб.  для  вузов.  М.:  ООО  «Бином-Пресс»,  2010  г.  —  1230  с.


2.Послед  Б.С.  Borland  C++  Builder  6.  Разработка  приложений  баз  данных  :  учеб.  пособие.  СПб.:  ООО  «ДиаСофтЮП»,  2003  —  320  с.


3.Хомоненко  А.Д.  Базы  данных:  учеб.  для  вузов  /  В.М.  Циганков,  М.Г.  Мальцев.  СПб.:  Корона  Принт,  2004  г.  —  736  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Уважаемые коллеги, издательство СибАК с 30 марта по 5 апреля работает в обычном режиме