Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 февраля 2021 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ачарова Е.А. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XCVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(97). URL: https://sibac.info/archive/technic/2(97).pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ачарова Екатерина Андреевна

студент, Академия архитектуры и искусств, Южный федеральный университет,

РФ, г. Ростов-на-Дону

PHILOSOPHICAL BASIS IN ARCHITECTURAL ACTIVITIES

 

Ekaterina Acharova

student, Academy of Architecture and Arts, Southern Federal University,

Russia, Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является выявление аспектов взаимодействия архитектуры и философии, значения архитектуры, ее законов и закономерностей, а также выражения философии в архитектурном пространстве. В ходе исследования использовались следующие методы: метод анализа, метод системного подхода, а также метод абстрагирования. Итог работы заключается в выявлении связи между мировоззрением общества в определенную эпоху и архитектурой.

ABSTRACT

The purpose of this article is to identify aspects of the interaction between architecture and philosophy, the meaning of architecture, its laws and laws, as well as the expression of philosophy in the architectural space. In the course of the study, the following methods were used: the method of analysis, the system approach, and the method of abstraction. The result of the work is to identify the connection between the worldview of society in a certain era and architecture.

 

Ключевые слова: архитектура, архитектурная деятельность, философия, эпоха, природа, пространство, творчество

Keyword: architecture, architectural activity, philosophy, epoch, nature, space, creativity

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность архитектора заключается во многих задачах. Одной из них, несомненно, самой важной, является переосмысление природных форм, в результате которых складываются архитектурные конструкции и композиции, которые необходимо вписать в пространство.

Как вид искусства, архитектура входит в сферу духовной культуры и выполняет следующие функции: формирует эстетическую доминанту окружающей среды, выражая идеи общества в художественных образах, и играет важную идеологическую роль, воплощая в себе философские, религиозные, социальные и художественные взгляды людей на протяжении всего времени. Из этого следует, что архитектура представляет собой своеобразную летопись, сохраняющую века и тысячелетия.

ФИЛОСОФИЯ В АРХИТЕКТУРЕ

Не случайно архитектуру называют застывшей в камне философией своей эпохи. Точки соприкосновения архитектуры и философии многообразны. Работая над проектом, человек стремится к осмысленности своих решений, имея за основу своих размышлений некую философскую парадигму. Из этого следует, что архитектура и философия неразрывно связаны друг с другом.

Итак, архитектура имеет двойную функцию. С одной стороны она является собой, с другой -  моделью для построения философии. При этом архитектура не представляет собой средство для описания философии. Если архитектура воспринимается в переносном смысле, она начинает функционировать как парадигма, задавая философии круг проблем, методов и решений. Можно предположить, что некогда философия приняла на себя образ архитектуры и стремилась достичь ее подобия. Таким образом, одной стороны философия претендует на то, чтобы объяснять архитектуру и историю архитектуры, как и любое другое явление, с другой стороны философия свои рассуждения строит в дискурсе архитектуры, воспринимая ее как некую идеальную конструкцию.

Поскольку основоположником концептуальных понятий был Платон, обратимся к его учению об идеях. Платон стремился найти то, что бывает прекрасным всегда и для всех. Однако Платон говорил, что прекрасное существует не в этом мире, а в мире идей. В нашем мире все изменчивое и переходящее. Прекрасное же вечно. Прекрасное противостоит красоте чувственных вещей. Таким образом, чувственные вещи не являются источником красоты, однако проявление в них вечного, прекрасного и духовного, которые заложил автор-творец, и есть красота. И именно созерцание внутреннего смысла вещи приносит нам эстетические переживания. Созерцая архитектуру, мы видим смысловую наполненность формы, как бы применяя свой собственный культурный базис. Глядя на объекты прошлого, мы прочитываем сведения о мировоззрении общества в ту эпоху, о социальных и культурных реалиях того времени. Обо всем этом нам повествует семиотический знаковый язык, выражающий некие архетипы.

Возьмем, к примеру,  постройки конца сороковых – начала пятидесятых годов прошлого века, которые классифицируют как «Сталинский ампир». Архитектура этого времени явно передает дух «имперского сознания народа». Первые этажи жилых домов (т.н. «сталинок») придают структуру несущего, а верхние – воплощение веры в устойчивость и незыблемость империи. Все это передает идеи массового сознания, поэтому архитектура – это философия города, зримая философия, философия жизни людей.

Таким образом, философия архитектуры - это способ другим взглядом посмотреть на  мир, созданный творением человека, а также возможность оценить окружающее пространство не с точки зрения утилитарной пользы, а со стороны  эстетической составляющей, проследить  за предпосылками возникновения того или иного архитектурного стиля и за закономерностями бытия. Все культурные пространства можно представить как совокупность знаков и символов. Тем самым все культурные дискурсы представляют собой одно смысловое пространство. Каждая культурная эпоха задает определяющие векторы, направляющие творчество людей, которые создают многообразные культурные формы.

ФИЛОСОВСКИЕ ОСНОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Архитектура способствовала выделению человека из мира природы, развитию его творческих способностей. Современная архитектура представляет собой искусство, которое реализуется в огромных масштабах. Никогда в истории человечества архитектура не играла такой значимой роли как в наши дни, так как то, что мы называем второй природой, то есть искусственная среда человека, выросла настолько, что ставит под угрозу существование первой, естественной природы. Происходящее можно обобщить понятием «экологический кризис». Из этого следует, что сбалансированное развитие искусственной среды человека - это главная проблема архитектуры нашего времени, от решения которой зависит будущее человечества.

В ХХI веке среди новых методов проектирования можно выделить параметрическую архитектуру, в которой взаимосвязаны такие понятия, как информатика, скульптура и архитектура. Яркая представительница данного стиля Заха Хадид (Политехнический университет в Гонконге, Золотая станция метро в Эр-Риядее и др.). С точки зрения философии, параметрическая архитектура схожа с прагматизмом в функционализме. Ее цель заключается в том, что необходимо учесть все, затем выдать результат. Форму будущего здания диктует окружающее пространство: рельеф, климат, движение Солнца. На массовость производства данный стиль архитектуры претендовать не может.

Когда меняются мировоззрение эпохи, меняются и доминирующие понятия и репрезентирующие их образы. С античных времен за основу мысли был взят «Космос», в средневековье – «Бог», в эпоху Возрождения – «Человек»,  а в эпоху же нового времени – «Деньги». Данная смена понятий говорит нам об эволюции культуры, ее следовании от духовности к прагматике. Исходя из современных проблем, когда архитектура навредила природе, логично предположить, что доминирующим образом будущей эпохи станет экология. Архитектура уже давно начала развиваться в этой сфере и дала хорошие результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно выделить непосредственное влияние философии на архитектуру, поскольку именно философия задает направление мысли. Человек философски подходит к созданию и преобразованию пространства, в котором живет. Таким образом, исследование философии архитектуры – это попытка проникнуть в смысл архитектуры, задуматься о нескончаемом человеческом опыте воплощения своих представлений о целостности и гармонии Вселенной.

 

Список литературы:

  1. Веселова С. Б. Город – Архитектура – Философия [электронный ресурс]URL:http://anthropology.ru/ru/text/veselova-sb/gorod-arhitektura-filosofiya(дата обращения 24.01.21)
  2. Добрицына И. А. Архитектура в контексте современной философии  и науки: Автореф, дис. канд. арх. [электронный ресурс]URL: https://otherreferats.allbest.ru/construction/00864037_0.html(дата обращения 26.01.21)
  3. Лезьер В. А. , Рещикова С. П. Филосовские идеи в архитектуре и дизайне: учеб. для вузов [электронный ресурс]URL:https://docplayer.ru/47146945-Filosofskie-idei-v-arhitekture-i-dizayne.html(дата обращения 26.01.21)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.