Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 января 2021 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Белецкий И.О. АРХИТЕКТУРА КАК МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XCVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(96). URL: https://sibac.info/archive/technic/1(96).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АРХИТЕКТУРА КАК МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Белецкий Игорь Олегович

студент, кафедра основ архитектурно-художественного проектирования, Южный федеральный университет,

РФ, г. Ростов-на-Дону

ARCHITECTURE AS MATERIAL AND SPIRITUAL BASIS FOR HUMAN ACTIVITY

 

Igor Beletskii

student, Department of Fundamentals of Architectural and Artistic Design, Southern Federal University,

Russia, Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется влияние архитектурной среды на жизнь человека на всех уровнях от бытового до психологического взаимодействия. Автор статьи использовал следующие методы исследования: метод анализа для выявления важных свойств архитектурной деятельности, метод системного подхода для комплексного рассмотрения архитектурной деятельности, и метод абстрагирования для рассмотрения отдельно взятых сторон человеческой жизнедеятельности в их связи с архитектурой. В результате исследования было определено место архитектуры и архитектурной деятельности в жизни человека. Автор пришел к выводу о крайне мощном и постоянном влиянии этой сферы и на материальную, и на духовную жизнь человека.

ABSTRACT

The article examines the influence of the architectural environment on human life at all levels from everyday life to psychological interaction.  The author of the article used the following research methods: the method of analysis to identify important properties of architectural activity, the method of a systems approach for a comprehensive consideration of architectural activity, and the method of abstraction to consider individual aspects of human life in their connection with architecture.  As a result of the study, the place of architecture and architectural activity in human life was determined.  The author came to the conclusion about the extremely powerful and constant influence of this sphere on both the material and spiritual life of a person.

 

Ключевые слова: архитектура; сооружение; жилая зона; жизнедеятельность человека; труд; условия труда; психика; психология; духовная жизнь.

Key words: architecture; building; living area; human activity; work; working conditions; psyche; psychology; spiritual life.

 

ВВЕДЕНИЕ

Архитектура — очень многогранное понятие, которое можно понимать по-разному. Многие люди, не связанные с этой областью, считают, что в первую очередь это деятельность по созданию, возведению строительных объектов. Однако это не совсем верно, ведь ни одно здание по-отдельности никогда не сможет организовать среду, в которой рождается, живет, развивается морально и физически человек. На самом же деле архитектура решает целый комплекс проблем: демографических, экономических, экологических, эстетических и др. Она именно что создает среду, в которой находится человек. Всем известна знаменитая формула Витрувия «Польза, прочность, красота». Она говорит о том, что архитектура комплексна. Разумеется, чтобы архитектура стала системой сооружений, формирующих пространственную среду, необходимо мастерство настоящих композиторов форм и пространств — архитекторов.

Данная тема представляется для нас актуальной потому, что жизнедеятельность человека во все времена была и будет подвержена влиянию среды: не важно, организована ли эта среда природой, как в первобытные времена, или уже самим человеком, как сейчас. Соответственно, рассмотрение архитектуры как ключевого фактора в формировании этого «жизненного поля», на наш взгляд, является крайне важным в данном контексте.

В рамках данной работы мы постараемся объяснить, как именно архитектура организует материальную и духовную жизнь человека, является её основой, дадим определение этим понятиям, выявим их особенности. Кроме того, мы обратимся к истории, чтобы понять, насколько глубоко влияние архитектуры как средообразующего фактора на жизнедеятельность человека, рассмотрим основные этапы развития российской и зарубежной архитектуры, чтобы понять, как в разное время организовывался людской быт, как он определял сущность жизнедеятельности человека, его, что очень важно, психологическое и эмоциональное состояние. В заключении мы сделаем вывод о роли архитектуры, а вернее грамотно сформированной архитектурной среды в жизни и в развитии человека, народа, города, государства со стороны экономических, психологических и многих других аспектов.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Для того, чтобы в полной мере раскрыть данную тему, давайте дадим определение материальной деятельности человека. Итак, материальная деятельность человека — это процесс создания ценностей, удовлетворяющих материальные потребности человека (потребность в еде, одежде, в каком-то смысле и отдыхе, и досуге). Кроме того, всякая материальная деятельность может быть направлена как на преобразования окружающего мира (например, изготовление продуктов), так и на преобразования общества (это есть изменение структуры общества, например, с помощью реформ, революций, предоставление общественно значимых услуг и т.д.). Нетрудно догадаться, что во всех этих процессах так или иначе участвует архитектура: человек существует и действует в некой среде, без неё никого и ничего быть не может.

Архитектура отвечает на один важный вопрос: как в комплексе расположить все постройки и сооружения так, чтобы они все вместе отвечали не только функциональным, он и эстетическим требованиям? Помимо очевидных эстетических требований (гармоничности, цельности, уравновешенности), среди функциональных можно выделить как раз обеспечение материальной жизнедеятельности людей. Важно отметить, что уже на этапе градостроительного планирования создаются структуры городов, учитывающие абсолютно все аспекты жизни человека: труд, отдых, быт и т.д. А потому и изначально необходимость наконец поделить все сооружения на определенные группы. Вообще зданиями называют наземные сооружения, обязательно имеющие внутреннее пространство. Те сооружения, что располагаются под землей или же вовсе не имеют внутреннего пространства, называются инженерными. И та, и та группы одинаково участвуют в удовлетворении потребностей человека, в том числе и материальных. Основные типы зданий подразделяют на жилые и общественные, промышленные и сельскохозяйственные. При строительстве промышленных зданий и транспортных сооружений (самый крупный вид строительства) зачастую используют самые инновационные технологии, так как это — двигатель экономики любого государства. Жилые и общественные же здания, хоть они и выполняют немного разные функции и имеют различия в требованиях при строительстве (специфические планировочные, объемно-пространственными и конструктивные особенности), можно условно разделить на сельские и городские [1, с. 100-101].

Жилище еще с древних времен является обязательным, необходимым атрибутом жизни человека. Поэтому в целом можно сказать, что архитектура «дарит» людям место, в котором они живут. Если говорить о жилищном строительстве, имеющем, разумеется, массовый характер, то теория архитектуры предусматривает целый комплекс условий, правил, стандартов, создающих жилищное пространство, готовит специальные объемно-планировочные решения, отвечающие всем основным потребностям человека. Они бывают организационными, вроде тех, что определяют нормы жилого строительства, классифицируют те или иные понятия, типизируют конструкции (в целом, просто говорят, ЧТО делать), и тенденциозные, которые дают понять, к чему надо СТРЕМИТЬСЯ. Чтобы добиться надлежащего результата в обеспечении жилья и удовлетворении тех же экзистенциальных нужд человека, в России, например, происходит улучшение объемно-планировочных и архитектурно-композиционных решений зданий, повышение качества отделочных работ, учет индивидуальных проектов, отвечающих конкретным требованиям заказчика и, конечно же, реконструкция существующей застройки как один из способов увеличения жилого фонда. Кроме того, улучшаются базовые атрибуты жилья, делающие его удобным: например, теплозащита, коммуникации. Жилая зона подразделяется несколько типов и делится на множество частей и групп. Существует жилая ячейка — основа объемно-планировочного решения всех жилых зданий. Она может быть как квартирой, так и комнатой. Квартира все-таки является самым повсеместным элементом жилой зоны. Ее деление на комнаты обусловлено разнохарактерными бытовыми процессами, происходящими внутри. То есть в самой квартире и подсобные, и жилые помещения могут располагаться по-разному, в разном количестве и отношении друг к другу, однако существует обязательный перечень помещений, которые должны находится в квартире: спальная, гостиная, ванная комнаты, а также кухня, уборная, передняя. Разумеется, при проектировании необходимо учитывать и площади отдельных комнат, и отношение объемов и площадей комнат друг к другу (например, гостиная комната должна иметь площадь не менее 12 м2 и длины стен, рационально относящиеся друг другу, как, например, 1:1 или 1:1,5). Существуют даже нормы по расположению предметов мебели в комнатах (правда, это больше все-таки относится к дизайну, чем к архитектуре, но все же находит в ней место) [2, с. 45-51]! Если говорить о нормах, предусматривающих конструкцию и наружный вид самих зданий, что возвращает нас ближе именно к архитектуре, то существует несколько, как было сказано выше, типов зданий: коридорного и галерейного типа. Не менее важно в жилой зоне и, конечно же, композиционное решение. Основная задача при такой композиции — преодолеть одинаковость, однообразие. Кроме того, можно использовать лоджию, как крупный композиционный элемент, объединяющий более мелкие части здания (см. рисунок 1). Рельеф лоджий следует сделать отличным от рельефа самого здания. В целом при проектировании комплекса жилой застройки используется целый ряд приемов: применение разнообразных по форме планов зданий, включение в композицию зданий различной этажности, интересное использование ландшафта, проработка близлежащей территории (дороги, тропинки, площадки, фонари, въезды-выезды из двора, сам двор), а также озеленение застройки [2, с. 57, 64-66].

 

Рисунок 1. Использование лоджии как композиционного элемента

 

Однако жизнь любого человека проходит не только в его жилище. Основную деятельность (работу, учебу, общение, в общем — выполнение каких-либо функций в обществе) он осуществляет все-таки в пространствах общественных. И тут на помощь ему снова приходит архитектура, удобно организуя части общего пространства для обеспечения наибольшего комфорта для самого человека относительно его нахождения среди других людей и, конечно, его продуктивности. Следует отметить, что никакая жилая застройка априори не может существовать без общественных зданий, ведь они являются основой для обширного круга социальных процессов. А значит, они вместе должны образовывать некий комплекс, причем во всех смыслах: в функциональном, композиционном и других. Теория архитектуры также располагает материалом и для типизации общественного строительства. Итак, все общественные постройки распределяют по их функциональному назначению, например, здания образования, подготовки кадров, сооружения здравоохранения и отдыха, здания предприятий торговли, предприятий производства (например, заводов) и т.д. Кроме того, если углубляться в тему немного подробнее, то можно сказать, что каждая из данных групп подразделяется еще и на здания с гибкой планировкой, многоцелевого назначения, универсальные сооружения. Разумеется, проекты таких сооружений должны отвечать определенным особенностям, требованиям, обеспечивающим комфортное пребывание человека в среде. Здания общественного назначения должны быть предназначены для различного рода деятельности, для скопления большого количества людей, отвечать требованиям ПОВЫШЕННОЙ пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам, РАЗЛИЧАЮЩИМСЯ от помещения к помещению (что в том числе отличает их от зданий жилых, предназначенных для одного человека или семьи), большая доля коммуникационных пространств (до 30 процентов от общей пощади здания). Кроме того, огромное значение имеют такие факторы, как слышимость, видимость, зрительное восприятие и организация движения людских потоков. Ну и, конечно, еще одна особенность общественных зданий — наличие внутри огромного количества помещений, различающихся по своим функциям (опять-таки гораздо большем, чем в жилом здании): рабочие, обслуживающие, вспомогательные (обеспечивающие взаимосвязь помещений, а также размещение внутри необходимых коммуникаций, поддерживающих функционирование самого здания). Существует также огромное количество требований к самим помещениям, размещению в них мебели, к расположению и габаритам лестничных маршей и т.д., но мы считаем излишним подробно упоминать все это. На наш взгляд, достаточно лишь еще раз сказать, что теория архитектуры предусмотрела все важнейшие аспекты жизнедеятельности человека при материальном производстве, сделала его труд максимально удобным и комфортным, а также, что не менее важно — безопасным. Теперь настало время поговорить о композиции. Выше уже было сказано, что общественные здания должны органично дополнять жилую застройку. Кроме того, обычно общественные здания являются доминантами в структуре города (зависит от их функции), а потому при их планировке следует учитывать, что они всегда должны выглядеть интересно, «цеплять» взор мимо проходящего человека и при этом их внешний вид не должен целиком быть оторванным от их первоначальной функции. Архитектурный масштаб — крупный, отвечающий размерам внутренних помещений и пространств. Также на объемно-пространственные и архитектурно-композиционные решения общественных зданий влияет градостроительная ситуация, а именно размеры, форма и рельеф площадки, отведенной под строительство, социальная значимость участка территории города. Кроме того, уместно использовать разные способы декоративного оформления фасада здания: например, художественные элементы — скульптуры, мозаики (см. рисунок 2) — и информационные — реклама, витрины, вывески, табло [1, с. 67-78]. Итак, теперь мы понимаем, как организовать общественное пространство не только максимально правильно и удобно для человека — главного актора в процессе производства материальных благ и услуг, но и с учетом его эстетической ценности — главной задачи архитектурного проектирования.

 

Рисунок 2. Вариант оформления фасада

 

Все регламенты, описанные выше, разумеется, вместе входят в одну большую область под названием архитектура: и конструкционные, структурные, и композиционные решения. Таким образом, мы однозначно можем сказать, что архитектура организует материальное, осязаемое пространство для жизни и существования человека, а значит, очевидно, и его деятельности. Другое дело, что в данной главе рассматривались именно те аспекты строительства, имеющие значение для удовлетворения материальных потребностей людей, а также те моменты, которые предусматривались для материального производства (производства товаров и услуг для удовлетворения потребностей всего общества). Стоит отметить, что, хотя в рамках данной главы и были рассмотрены такие общественные сооружения, как школы и здания прочих просветительских организаций, и читатель может справедливо заметить, что данные области относятся скорее к культуре духовной, считаем необходимым сообщить, что они рассматривались нами здесь в первую очередь как организации по предоставлению услуг, то есть отвечающие материальной деятельности человека.

АРХИТЕКТУРА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

«Архитектура – главнейшее имеет три предмета: красоту, спокойность и прочность здания… К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспектива, механика или вообще физика, а всем им общим вождём является рассудок.» В. Баженов.

Говоря о духовной стороне человеческого бытия, в первую очередь следует отметить, что это — сфера деятельности, охватывающая и знания человека, и его чувства,  и его убеждения, вера, то есть и психологический аспект человеческого существа.  И именно он становится решающим для архитектуры, для проектирования населенных пунктов, городов и отдельных сооружений. Как показывает многолетний опыт архитектуры, мощнейшее воздействие на человека и его состояние оказывает отнюдь не наследственность или уровень здравоохранения в конкретном регионе, а среда, в которой он обитает. Мы уже рассмотрели материальный аспект жизни: что человек ест, где он живет и спит, где и как работает. Теперь пришло время поговорить о том, как именно планировка, композиция и даже конструкция влияет на человеческий разум (а от него, как мы знаем, зависит все остальное в теле человека!) [3]. Согласно исследованию, проведенному компанией MORI в 2002 году (см. рисунок 3), большинство респондентов заявили о заинтересованности во внешнем облики городской среды. Они дали понять, что удачно спланированные пространства они расценивают как факторы позитивного влияния на их социальное благополучие и жизненную активность. Например, подавляющему большинству людей хорошо «работается» в грамотно спроектированных с композиционной точки зрения офисах, а утверждение, что школы с удачной планировкой помогут улучшить качество образования путем влияния на психологию ребенка и внушению ему оптимистичных мыслей, также поддержали большинство опрошенных. Далее в промежутке с 2002 по 2010 годы было проведено еще несколько исследований, суть которых сводилась к одному: качественная архитектура определенно влияет на настрой и психоэмоциональное состояние жителей городов и иных населенных пунктов исключительно в положительном ключе [4, с. 74-76]. Но какими же средствами это достигается? Почему одни сооружения навеивают тоску и скуку, а другие — эмоциональный подъем, оптимизм, стремление к лучшей жизни? Для начала стоит упомянуть самую очевидную причину. По нашему мнению, в сознании людей качественная архитектура ассоциируется с экономическим успехом: красивые, дорогие материалы, грамотно и гармонично сочетающиеся друг с другом дают понять о том, что руководству страны или города не все равно на его облик, оно готово выделять деньги на это, а значит, в целом страна живет хорошо. На этом фоне целые города смотрятся красиво, успешно, современно. Любому человеку будет приятно жить в таких условиях, ведь в этом случае он сам сможет причислять себя к успешным людям. С другой же стороны, грубые, унылые, одинаковые пятиэтажки (вспоминаем хрущевскую архитектуру) заставляют чувствовать себя безрадостно, бесперспективно (еще хуже обстоят дела, если подобные здания долгое время не ремонтируются, остаются побитыми и выглядят крайне непрезентабельно — в этом случае довольно часто и интерьер здания, мягко говоря, оставляет желать лучшего). Менее очевидная причина воздействия на человеческую психику — пропорции, которые человек подсознательно воспринимает очень остро. Классический прием в архитектуре — использование золотого сечения (золотой пропорции) в композиции, структуре или конструкции здания. Считается, что золотое сечение имеет природные истоки — оно выражает гармонию всего сущего: от развивающейся клетки до целой Вселенной. Именно поэтому все произведения искусства, основанные на золотой пропорции, человек воспринимает, как нечто совершенное. То же касается и архитектуры. Поэтому можно сказать, что грамотное использование золотой пропорции при строительстве и планировке целой, что важно, среды (отнюдь не одного, отдельного здания) позволяет человеку, живущему в ней, чувствовать себя комфортнее, приятнее, а значит, в таком случае скажется желательный психологический эффект. И наоборот, безликие бетонные «коробки» с голыми стенами и бесконечными асфальтовыми полями, словом, максимально далекий от естественных, природных форм пейзаж, делают человека таким угрюмым, безрадостным, иногда даже агрессивным, провоцируют на преступления! [3]. Кроме того, нельзя забывать, что человеку всегда свойственно в той или иной степени стремление к эстетике в самых разных ее проявлениях (зависит от конкретного предпочтительного стиля), и, если лишить его этого стремления, последствия могут быть необратимы. Еще Ле Корбюзье, считающийся основоположником конструктивизма, высказывал мысли о том, что композиция архитектурной среды (в его случае конструктивная — из прямых и кривых линий) может создать определенное умственное состояние. Таким образом, характер среды формирует не только духовно-нравственный облик человека, что теперь очевидно, но и, следовательно, целого общественного сознания [3].

 

Рисунок 3. Результаты исследования

 

Несложно было определить, какое психологическое влияние оказывает на человека архитектура. Однако если рассматривать архитектуру не как результат, а как процесс, как деятельность, то мы неизбежно встанем на место творца, архитектора и увидим, какую роль архитектура играет в его духовной жизни. В данном контексте, что было упомянуто и выше, термин «духовная жизнь» упомянут в связи с творчеством, выражением идеи и мысли творца. Несомненно, в этом смысле роль архитектуры как по-настоящему самого монументального искусства неоценима, огромна. Многие архитекторы полагают, что архитектура — это не просто искусство, это — диалог мастера с обществом, с последующими поколениями. В этом диалоге он выражает свои идеи, свою индивидуальность, свой стиль, он рассказывает определенную историю, которую способны услышать лишь те, кто владеет языком архитектуры. Кроме того, архитектор способен вдохновить деятелей других искусств своими изваяниями. То есть духовная жизнь самого автора архитектурной среды, пространства порой оказывается не менее важной, чем тот психологический эффект, который оказывает его творение на окружающих. Главное, чтобы эти «окружающие» поняли задумку автора и вступили с ним в этот «диалог» — тогда и желаемый эффект будет проявлен уже не только на подсознательном уровне, и сами люди будут понимать, осознавать влияние архитектуры на свою жизнь [5].

Еще одним смыслом архитектуры как участника духовной жизни человека можно назвать строительство зданий и сооружений, отвечающих духовной культуре. Церкви, соборы, театры, школы — все эти места, несомненно, служат для духовного обогащения личности, передачи знаний и накопленного поколениями опыта. Но здесь важно, как мы упоминали выше, не забывать грамотно проектировать те или иные сооружения, чтобы их главная функция — духовное просвещение — пролеживалась в самой композиции здания, не уходила на задний план.

Итак, теперь мы можем сделать вывод, что в духовной жизни человека архитектура занимает нисколько не меньшее место, чем в материальной. Она является такой же базой психологического состояния личности, определяет его эмоции в долгосрочной перспективе, в зависимости от того, в среде какого характера он обитает: будь это деструктивная среда или продуктивная — результат будет абсолютно разным. Ну и, конечно же, в отличие от «конечного потребителя», сам архитектор получает от своих творений совершенно другой духовный опыт: ему предоставляется возможность заявить всему миру о своих идеях, выразить мысли и индивидуальность, что, разумеется, духовно обогащает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действительно, архитектура «соседствует» с человеком везде, где бы он ни был, и оказывает на него огромное влияние. Она помогает ему чувствовать себя комфортно, а значит, и жить, и работать продуктивно, с максимальной пользой для себя. Обеспечивает его всем необходимым для жизни, предусматривает все мельчайшие детали в процессе его деятельности и, конечно же, не забывает об эстетике, гармонии. Это отсылает нас уже к духовной части жизни человека, ведь и здесь архитектура не остается в стороне и обеспечивает при должном старании позитивную тенденцию развития личности, психологического состояния, определяет целую общественную и культурную парадигму, помогает в процессе самовыражения творца и обеспечивать духовную жизнь как таковую, олицетворяя себя в храмах, театрах и школах. Таким образом, можно сделать вывод об огромном влиянии архитектуры и в материальной, и в духовной жизни человека и общества в целом. Пока неясно, какие новые архитектурные мысли ждут нас в скором будущем, но очевидно одно: они также повлияют на человека как живое существо и на его сознание, как и до этого влияла любая другая архитектурная тенденция.

 

Список литературы:

  1. Кильпе Т. Л. Основы архитектуры. — М.: Высшая школа, 2002. — 159 с.
  2. Чикота С.И. Архитектура. — М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2010. — 154 с.
  3. Дорошкевич А. Архитектура как способ формирования сознания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/light2811/post387924092 (дата обращения 25.12.2020)
  4. Книга о полезной и красивой архитектуре. Архитектура как драйвер развития городов. — М.: КБ «Стрелка», 2016. — 368 с.
  5. Архитектура и архитекторы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archandarch.ru/wp-raznoobraznye-stati/chto-znachit-arhitektura-dlya-cheloveka.html (дата обращения 23.12.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.