Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2018 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бабенко С.Р. ЗНАЧЕНИЕ СКУЛЬПТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(64). URL: https://sibac.info/archive/technic/5(64).pdf (дата обращения: 25.08.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЗНАЧЕНИЕ СКУЛЬПТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Бабенко Софья Романовна

студент 3 АШГР курса, ДГТУ АСА ШАДИ,

РФ, г. Ростов-на Дону

Научный руководитель Захарова Наталья Юрьевна

ст. преподаватель ДГТУ АСА ШАДИ,

РФ, г. Ростов-на Дону

Нельзя не заметить сложившуюся тенденцию художественно-эстетического насыщения городского пространства произведениями скульптуры. Достаточно реалистичные монументальные памятники соседствуют со скульптурой новаторских форм и концепций. С одной стороны, это создает неповторимость композиционных и образных решений, с другой стороны назревает кризис единства стиля точечного пространства в объеме городской застройки. Совместная деятельность скульпторов и архитекторов нацелена на гармоничное слияние скульптурных произведений и городских объектов. С помощью скульптуры хорошо держится зонирование городского пространства, создается неповторимость и узнаваемость конкретной архитектурной среды и художественно-эстетическая составляющая городского пространства. Скульптура и скульптурные композиции вносят дополнительную эстетику и смысловые акценты в ансамбль города, но зачастую композиционно дисгармонируют и создают самостоятельно воспринимающееся автономное пространство. Монументальные скульптуры и фонтанные скульптурные композиции хорошо держат площади и коммуникативное пространство. Наличие скульптурных объектов концентрирует внимание к окружению, к поиску художественного разнообразия и гармонии, воссоздает подлинную связь архитектуры с изобразительным искусством. К проблемам взаимосвязи скульптуры и архитектуры и их влиянии на формирование окружающей среды подходили такие ученые-исследователи, как И. Азизян, С. Базавьянц, Н. Бабурина, И. Светлов, В. Толстой, В. Тасалов, О. Швидковский и др. В анализе исторических событий и их влиянии на архитектуру большую роль играют разработки теоретиков искусства и архитектуры, краеведов, И. Грабаря, В. Курбатова, Г. Лукомского, И. Бартенева, А. Кагановича, Б. Пилявского, Г. Степанова и др. Анализируя труды вышеназванных ученых, мы сделали вывод, что история искусства и градостроительства неразрывно связаны, и бывали эпохи, когда архитектура и скульптура стремились к объединению. Будучи включенными в пластически пространственный синтез, скульптурные произведения выполняли не только декоративные функции, «украшая» отдельные архитектурные сооружения и городские ансамбли, но истолковывали архитектурный образ, обогащая и развивая его, формируя облик городского пространства. Наличию сложившейся системы скульптура-архитектура-среда-человек могут похвастаться многие градостроительные системы различных городов, особенно в ретроспективном анализе. Их пространства насыщены произведениями искусства, что выделяет их эмоциональный приоритет. Будучи включенными в пластически пространственный синтез, скульптурные произведения выполняют не только декоративные функции, «украшая» отдельные архитектурные сооружения и городские ансамбли, но истолковывают архитектурный образ, обогащая и развивая его, формируя облик городского пространства. Анализируя скульптуру в контексте пластических искусств, можно сгруппировать её по назначению делится на монументальную, монументально-декоративную и станковую. В градостроительстве основным является раздел монументальной скульптуры, к которой относятся однофигурные и многофигурные памятники. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом типе городского пространства. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными габаритами и долговечностью материала (мрамор, гранит). Монументальная скульптура призвана увековечить ведущую общественную идею и её реализатора, социальное явление и архетип. Памятник направлен к реципиенту, лекторату и субъективно утверждает положительный образ. Городские монументы увековечивают государственных деятелей, прославленных полководцев, знаменательные события и их героев, иными словами, людей, которые приобрели всеобщую известность. Иногда мы можем узнать довольно известных персонажей произведений литературы и народного эпоса. Городские монументы воздвигаются также в честь каких-либо больших общественно-исторических событий: памятник 1000-летию России в Новгороде, памятник Победе советского народа в Великой Отечественной войне в Калининграде и многие другие. На гранитных пьедесталах памятников Марксу, Ленину, Пушкину, Чехову, Маяковскому, Горькому, Высоцкому, Чайковскому часто лежат букеты цветов - трогательный знак уважения и любви нашего народа к этим великим людям. Концептуальность скульптурных портретов великих людей подчеркивается различными художественно-пластическими средствами, но характер и содержательность образа исходит из первоисточника и творческой манеры исполнителя. Антропологичность образа тектонически характеризует воплощение монумента, внешнепластически соотносится с внутренним миром героя. Внешнее сходство – еще одно обязательное условие для монументальной скульптуры. Значение скульптуры в формировании городской среды можно проследить на примере Санкт-Петербурга. Петербург можно считать праотцом светской городской скульптуры, которая получила свое становление в ХVШ веке. В это время складываются стилевые пластические доминанты эпохи. Этим скульптура обязана зарождению основ барокко в его преломлении к развитию жанра садово - парковой скульптуры. Барокко положило начало так называемым малым архитектурным формам, смело внедряя скульптурные фонтаны и скульптурные группы в дворцовые, городские и усадебные сады, создав мир театрализованной причудливости, с аллегоричностью сюжетов, оживших в камне мифологических героев.  Именно в Петербурге зародился жанр памятника-монумента и его постоянное молчаливое присутствие в пространстве города. В портретном памятнике воплотился дух классицизма, его величественная красота и ясности форм. В скульптурном портрете отражены и личные качества, и представление о личности как событии, связанном с общекультурными парадигмами: возвышенное, идеальное отображение образа, увековечение памяти о героях и героических деяниях. Петербургская архитектура XIX уже осознанно вырабатывает свое понимание города, в художественном образе которого устойчивые формы принимает архитектурно-скульптурный памятник. Выполняя функции композиционной доминанты. Складываются присущие Петербургу композиционные основы взаимодействия скульптуры с пространством, несущие упорядоченность и симметрию. Стремление архитектуры классицизма к широкому использованию пластического декора зданий как средству не только его конкретизации, но и выражения высочайшие эмоций, соответствующих идеалам времени, выдвигают жанр монументально-декоративной скульптуры как ведущий в ту эпоху. Всегда интересен город, в котором живешь - созерцать и анализировать можно постоянно. Скульптура и ее роль в формировании городской среды на примере Ростова-на-Дону: включение скульптуры в архитектурный и природный фон обеспечивает ей наибольшую выразительность. Монументальная скульптура, воздвигнутая на площади, становится ее смысловым и композиционным центром: уходящая вверх вертикаль или чередование объемов монумента создают вокруг себя ритмически организованное пространство, которое, сочетаясь или контрастируя с ритмами обступающих площадь домов и вливающихся в нее улиц, придает ей завершенность. Нередко скульптура определяет «звучание» площади, окрашивает ее романтически, делает торжественной, радостной или суровой. Так, фонтан «Атланты» на главной площади Ростова-на-Дону, творение Евгения Вучетича. Композиция появилась в Пролетарском районе в 1936 году после завершения строительства театра имени М. Горького. Территория перед зданием была благоустроена, в центре Театральной площади установили оригинальный фонтан. Группу атлантов, выполненных из бетона, замешанного на белом цементе, согласно первоначальному замыслу, окружали фигурки черепах и лягушек. Однако, когда фонтан на Театральной площади восстановили после Великой Отечественной войны, скульптуры исчезли. Только к 250-летнему юбилею Ростова-на-Дону самый большой фонтан мегаполиса отреставрировали таким образом, что он практически неотличим от работы скульптора Вучетича. Единственное, что композицию «Атланты» изготовили по технологии выколотки по меди, а подиум украсили натуральным камнем. На фоне сказанного, можно прийти к выводу, что изменения, произошедшие в градостроительной политике последних лет, связанные с дезурбанизацией, индивидуализацией заказов на проектирование, изменениями в строительно-промышленном комплексе, еще более осложняют проблемы архитектурно-художественной организации жилой среды. Выходом из создавшегося положения могут служить рекомендации по предъявлению обязательств к группам заказчиков, ведущих строительство общественных зданий, а также будущим владельцам участков земли. Роль монументальной и декоративной скульптуры, имеющей непреходящее значение в сложении художественного образа центра Санкт-Петербурга, должна быть осознана на современном проектном уровне архитектурного процесса. Бич точечной застройки коснулся центра Ростова-на-Дону. Гиганты с панорамным остеклением взорвали тишину тихих улочек и исторического центра. Скульптурные композиции зачастили на улицы города, разряжая обстановку урбанизированных кварталов, напоминая о культурных ценностях и истории быта донского казачества.

 

Список литературы:

  1. Артамонова В.В. Город и монумент, 1974. —312с.
  2. Иванова И.И. Скульптура и город.М,1972. —211 с.
  3. Кевин Линч. Образы города. М.: Стройиздат, 1982.— 175с.
  4. Круглова М.А. Монументы в архитектуре городов, 1952.—170с.
  5. Скульптор В.А. Синайский. Монография. Л. Художник РСФСР, 1971.— 107с.
  6. Скульптура в современном городском пространстве. Теория и практика.// Научные труды кафедры теории и истории искусства ЛВХПУ им. З.Л. Мухиной, 1993. -24 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий