Статья опубликована в рамках: CXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 мая 2023 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассматривается ряд современных мировых архитектурных особенностей детских школ искусств, анализируется отечественная и зарубежная методика проектирования и строительства детских школ искусств.
Ключевые слова: архитектура, проектирование, детская школа искусств, атриум, образование, социализация.
С точки зрения исторического отношения сфера образования, как и сфера искусства, постоянно подвергалась изменениям, подстраиваясь под жизнь общества. В былые времена детей высших сословий обучали не только грамоте, арифметике и языкам. Обучение игре на музыкальных инструментах, танцам и рисованию считалось показателем хорошего воспитания. В настоящее время человечество также стремится к развитию своих творческих способностей. В этом ему помогают специальные учреждения однопрофильного или многопрофильного характера, такие как детские школы искусств.
Детская школа искусств – это образовательное учреждение эстетического профиля, которое содержит в своей структуре музыкальное, художественное, хореографическое и театральное отделения.
Первостепенная задача детской школы искусств заключается в развитии творческих способностей и выявлении одаренных детей. Немаловажно создать условия для формирования творческой, социально активной личности. На это влияет пространство, в котором ребенок обучается.
Рассматривая российский опыт проектирования до 2010 года, можно сказать, что архитектура детских школ искусств находилась в застое, так как финансирование культуры совершалось по остаточному принципу. Большинство зданий представляют собой типовые блоки, которые никак не отличаются друг от друга, не смотря на различие регионов страны и их культурных особенностей.
Последнее десятилетие сфера образования в области культуры и искусства претерпела изменения на государственном уровне. Это способствовало появлению новых проектов детских школ искусств. В настоящее время используется новый подход к формированию объемно- планировочного решения и облика зданий детских школ искусств. На первое место ставятся функциональная организация пространства и композиционное решение.
На основе проанализированных зданий детских школ искусств можно выявить основные группы композиционных решений: компактные, блочные, периметральные, галерейно-центрические.
Компактные школы искусств просты в своем архитектурном решении. Данный вид школы рассчитан на малый состав обучающихся. Планировка в таких школах компактная, где превалирует вертикальное зонирование. Все функции располагаются в едином объеме. Композиционным ядром обычно является зальное пространство. Данное планировочное решение позволяет эффективно использовать площадь и создавать кратчайшие коммуникационные связи.
Государственная музыкальная школа (г. Хамм, Герамания) располагается на небольшом участке. На каждом из трех этажей находится не более двенадцати классов для проведения занятий. Два зальных помещения располагаются в консоли, выступающей за основной периметр здания.
Музыкальная школа в Выборге запроектирована на маленьком вытянутом участке. Для вместительности всех учащихся было запроектировано четыре этажа и эксплуатируемая кровля.
Блочная структура здания характерна для детских школ искусств с несколькими направлениями обучения, чтобы подчеркнуть разграничение для более комфортабельного учебного процесса. Данное композиционное решение имеет одно или несколько рекреационных пространств для отдыха и социализации обучающихся и коммуникационных связей между блоками. Компоновка блоков здания школы обеспечивает многовариантность архитектурно-планировочных решений и комбинаторики.
Московский областной музыкальный колледж и школа имени С.С. Прокофьева (г. Пушкино) образует сложную форму, так как здание собирается в единую композицию из прямоугольных объемов разной величины. Каждый блок отведен под различную функцию. Все блоки формируют П-образный объем.
Школа музыки и искусств (г. Бухарест, Румыния) представляет собой довольно сложную композицию с нестандартными переходами между этажами. Функциональную разность блоков подчеркивает колористическое оформление фасадов.
Периметральные школы предполагают наличие открытого во внешнюю среду внутреннего двора, на территории которого могут находиться игровые площадки, площадки для отдыха или только озеленение. По периметру двора формируются учебные помещения. Главной горизонтальной коммуникацией является коридор. Возможны четыре варианта планировочного решения – первый, где коридор располагается по внутреннему периметру здания; второй – где коридор располагается по внешнему периметру здания; третий – где коридор располагается по центру и по обе его стороны проектируются классы; четвертый – смешанный, где коридор располагается и по внешнему периметру здания, и по внутреннему. Такая композиция обеспечивает естественным освещением большое количество площади здания. Возможны проведения учебных занятий на открытом воздухе.
Музыкальная школа Villa Ragen (г. Брунико, Италия) формирует собой закрытый сад. Часть помещений располагается по внешнему периметру здания, благодаря чему горизонтальные коммуникации имеют выход во двор. Классные помещения располагаются по внутреннему периметру школы с видом на сад. В теплое время года учащиеся устраивают концерты на открытом воздухе непосредственно на территории школы.
Таллинская школа искусств (г. Таллин, Эстония) своим объемом выстраивает границы участка, которые окружают всю зеленую территорию. Большая лестница-амфитеатр дает выход на уровень кровли, образуя место отдыха. Классы располагаются по периметру здания с одной стороны коридора.
Галерейно-центрическая планировка школы имеет атриумное пространство как композиционное ядро, по петиметру которого располагаются галерейная коммуникация и учебные классы. Атриумное пространство можно использовать как выставочную или сценическую зону. Территорию атриума возможно организовать в виде амфитеатра. Так как атриум многофункционален, то его также можно задействовать не только в развлекательных, но и в учебных целях.
Музыкальная школа Четхэма (г. Четхэм, Великобритания) находится на участке с перепадом в 6 м. Планировка здания представляет собой треугольник. В центре школы находится атриум. Прямые коридоры ведут в классы, расположенные по обе стороны.
Музыкальная школа Тохогакуэн (г. Токио, Япония) не является типичной, так как расположившись вокруг атриума классы для музицирования не находятся вплотную друг к другу, а разделены, образуя рекреационные пространства. Также это улучшает акустическую независимость классов.
Среди отечественных школ искусств наблюдается особенность проектирования монофункциональных школ искусств – музыкальных, художественных, хореографических.
Благодаря мультидисциплинарности детских школ искусств нынешнее поколение детей может осваивать несколько учебных программ одновременно. Таким образом, детские школы искусств являются главными творческими центрами развития детей.
Формирование рекреационных зон
Наличие рекреационных зон, таких как атриумы, закрытые дворы в структуре детской школы искусств могут быть совершенно различных конфигураций – прямоугольный, квадратный, треугольный, круглый. Посредством проектирования атриума создается единая композиционная доминанта, в окружении которой находятся все подчиненные ей помещения. Атриум достаточно многофункционален. Он может быть одновременно и местом отдыха, социализации обучающихся, а также местом проведения различных лекций, концертов и выставок.
В Академии танца под руководством Бориса Эйфмана промежуток между жилым и учебным корпусом решен в виде остекленного атриума, где рекреации чередуются с балетными залами. Внутреннее атриумно-игровое пространство относится к архетипу школьного двора закрытого учебного заведения. Расположенные на различных отметках залы и рекреации, «пляшут в пространстве». В единую систему их связывает развитая коммуникация – лестницы, лифты, переходные галереи.
Проектирование закрытого двора на территории
Присутствие открытого пространства, такого как закрытый сад, двор в структуре здания школы способствует комфортному процессу обучения, переводя внимание обучающихся с городского шума на созидание спокойствия окружающей природы в перерывах между занятиями.
Музыкальная школа Брессаноне (г. Бриксен, Италия) в восточной своей части имеет внутренний двор, а основной объем располагается на западе участка. Главной особенностью школы является музыкальный сад под открытым небом, расположенный внутри объема школы, который стирает границы между внутренним и внешним пространством.
Использование многофункционального и трансформируемого пространства
Одно из основных помещений детской школы искусств – зал – всегда имеет достаточно большую площадь, но зачастую пустует. Для решения данной проблемы обычно крупные зальные пространства переосмысливают и функционально наполняют. Современные актовые залы могут выполнять функцию поточной аудитории, проходного холла, мобильного класса или репетиционного помещения. Таким образом пространство может быть постоянно задействовано.
Образовательный кластер в Калининграде представляет собой концепцию «город в городе». Территория между объектами рассматривается как единое парковое пространство, которое объединяет культурные объекты. Доминанта кластера – здание музея. Именно в нем атриум-амфитеатр будет функционировать как универсальное пространство, где возможно проведение показов мод и театральных представлений.
Поиск новых форм классных помещений
Современная детская школа искусств не отказывается от стандартной планировочной структуры, но и находится в поисках новых пространств, направленных на более эффективное обучение и социализацию. Проектируются классы с панорамным остеклением, чтобы удовлетворить необходимость учеников в зрительном контакте с другими обучающимися. Формируя кластеры для лекционных занятий и адаптируя их для разных возрастных групп, детские школы искусств минимизируют стандартные классы-коробки и таким образом сочетают одновременно открытость пространства и психологическую защищенность обучающихся.
В школе искусств Poly WeDo (г. Пекин, Китай) нет традиционных прямых стен, они все изогнуты. Классы для занятия музыкой находятся за куполообразным стеклом для обеспечения звукоизоляции. Большинство классов отделены стенами с перевернутыми арками.
Использование экологически чистых материалов
В современных условиях, выбирая строительные и отделочные материалы, обращается внимание на безопасность. Токсичные элементы, которые незаметно выделяют некачественные покрытия способны отравлять атмосферу в помещениях, нанося существенный вред здоровью обучающихся. Поэтому экологические критерии становятся с каждым годом все значительнее при выборе материалов.
Фасады Салдусской музыкально-художественной школы (г. Салдус, Латвия) состоят из массивных деревянных панелей, находящимися за панорамным остеклением, что представляет собой энергоэффективную систему естественной вентиляции, подогревающей проточный воздух зимой. Массивные деревянные стены с известковой штукатуркой накапливают влагу, обеспечивая хороший климат для детей и музыкальных инструментов в классных комнатах. Внутренние бетонные стены, наружный деревянный массив сквозь остекление демонстрируют свое естественное происхождение и экологичность материала, что является важным в учебных заведениях.
Образное решение фасадов здания
Художественные решения элементов и деталей зданий детских школ искусств должны раскрывать функциональное значение здания, создавать соответствующее эмоциональное настроение и дружелюбную атмосферу. Соответствие облика функциональному назначению здания является показателем целостности архитектурного решения здания в целом. Цвет служит дополнительным средством для подчеркивания архитектурных и декоративно-пластических форм, выражения и усиления их содержания. Формированию фасадов уделяется большое внимание, идет постоянный поиск новых и необычных решений. Для придания индивидуальности и выразительности фасадам детских школ искусств применяются различные пластические и композиционные приемы.
Внешний вид музыкально-драматического блока Епархиальной школы для девочек (Окленд, Новая Зеландия) представляет собой простую трехэтажную постройку из известняка и кирпича, находящуюся рядом со школьной часовней Святого Варнавы. Архитекторы «обернули» здание «занавесом» из перфорированного алюминиевого кружева, отражающее ритм и движение музыки и актерского мастерства. Эта слегка волнистая вуаль меняет оттенок в течение дня, фильтруя суровое западное солнце через сложный узор из переплетенных листьев.
Таким образом, основной целью проектирования детских школ искусств является формирование уникальной, акцентной роли объектов в сложившейся городской застройке. В итоге данные учреждения становятся центрами эстетического воспитания, местами притяжения людей, фокусами социальной и культурной жизни.
Список литературы:
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Педагогическое общество России, 2002
- Грашин, А. А. Дизайн детской предметной развивающей среды / А. А. Грашин. – М.: Архитектура-С, 2008
- Дружинина, А.С. Проблемы художественного образования в педагогике // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – №6
- Позднякова, Е.В., Кобелев Н.С., Поздняков А.Л. Анализ некоторых методов проектирования и реконструкции зданий школ // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. №5 (74)
- Чехова, Л. Н. Архитектура – для детей / Л. Н. Чехова // Жилищное строительство. – 1994. – №6
- Рекомендации по проектированию зданий детских школ искусств / ЦНИИЭП учебных зданий. – М.: Стройиздат, 1984
дипломов
Оставить комментарий