Статья опубликована в рамках: CXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 февраля 2023 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
НАУЧНОЕ ОСНОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теория архитектуры — это не только сам процесс проектирования, но и предшествующий ему поиск идей в форме пространства и последующей жизни архитектурного произведения. Эта наука о природе и специфике строения как особого явления общественного бытия и формы творчества.
Это область знания называется архитектуроведением, в которую входит история архитектуры и общая архитектура (формирование), а также критика.
С другой стороны, теория архитектуры в общем смысле является частью искусствознания или «всеобщей эстетической теории», которая включает теорию и других видов искусства. Последнее определение неверно: архитектура не только утилитарно-конструктивная деятельность (строительство), но прежде всего — художественная организация пространства человека. Архитектура в самом общем определении является бифункциональным искусством, поскольку произведения архитектуры призваны сочетать две основные функции: утилитарную (материально-практическую) и художественную.
Это и есть предмет теории архитектуры. Изучение искусства проектировать, строить здания в единстве всех функций и практических задач является основанием выделения архитектурной науки из отдельной научной дисциплины. Многообразие предметно-методологических задач и методов проектирования требует включения сопредельных научных дисциплин. Изучением архитектуры занимаются многие науки: философия, история архитектуры, социология, культурология. Каждая из них изучает архитектуру согласно собственному предмету и специфике эвристических приёмов. Соответственно теория архитектуры охватывает научные проблемы, связанные с искусством архитектурным: «её социальных и социально-функциональных аспектов, формо -и стилеобразования, семантики, эстетики и художественной образности, а также конструктивно-технической, экономической, социально-культурной и экологической обусловленности архитектурной деятельности, этнокультурных и региональных особенностей, сохранения историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношений традиций и новаторства, творческого освоения исторического опыта»
В архитектуре семиотика является методом исследования знаковой системы. Такая методология доказывает невозможность моделирования архитектурного языка, так как система знаков в архитектуре подвижна и зависит от эпохи. Семиотика в архитектуре тесно связана с композицией. Изначально идеи о композиции архитектурного творчества связывались с исследованием проблемы восприятия: как соединить архитектурные элементы в единую форму. Со временем появились когнитивные методы, которые изучают влияние архитектуры на человека. В основе функционирования таких семиотических механизмов в архитектуре лежит существование целостного психического отражения объекта нашим сознанием посредством образа; образ — мост между реальными и воображаемыми объектами нашего сознания. В чем состоит интерес к семиотическим исследованиям архитектуры? Он является реакцией на отход от традиций, потерю устойчивого языка пространственных форм исторической стилевой архитектуре. Однако до сих пор нет устоявшейся терминологической базы, связывающей семиотические и традиционные для архитектурной науки понятия, не определено место семиотических исследований в теории архитектуры – семиотика во многом остается внешней по отношению к нуждам архитектурной теории и практики. Архитектура, основанная на символическом понимании пространства, обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами зданий, пропорции многих построек определяет символическое значение форм.
Архитектура имеет свой язык, свою семиотику. Элементы архитектуры имеют первоначальную смысловую нагрузку и составляют азбуку зодчества:
− Куб – идеальное воплощение идеи неизменности, равновесия, устойчивости;
− Параллелепипед, стоящий вертикально – образ устремленности к небу;
− П-образные композиции – образ входа в пространство и выхода из него;
− Цилиндр (ротонда) – форма, одинаковая во всех ракурсах, символ вечности, божества, уподобления человека Богу;
− Сегмент – образ делимости пространства;
− Полусфера – образ неба, часто применяется в пантеонах, планетариях;
− Ордер – средство, помогающее скрыть утилитарную природу здания и в благородно художественном виде представить работу заключенных в конструкции сил и др.
Семиотические механизмы архитектуры нацелены на раскрытие того, как мы воспринимаем архитектуру, узнаем то или иное здание, ориентируемся на местности, как мертвый объект из камня и стекла становится родным и близким, как происходит «общение» человека и дома, улицы, города.
Список литературы:
- Учебные материалы https://works.doklad.ru/view/Y1TpAcT1Si4/all.html
- Международный студенческий научный вестник. Семиотика в архитектуре города Санкт-Петербурга. https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17736#:~:text=%D0%92%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BC,%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%20%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%B9
дипломов
Оставить комментарий