Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 января 2022 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бочарова О.В. ОТ КЛАССИЦИЗМА К МОДЕРНУ. РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА ДО НАЧАЛА XX ВЕКА. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(108). URL: https://sibac.info/archive/technic/1(108).pdf (дата обращения: 13.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ОТ КЛАССИЦИЗМА К МОДЕРНУ. РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА ДО НАЧАЛА XX ВЕКА.

Бочарова Ольга Владимировна

студент, Академия архитектуры и искусств, Южный федеральный университет,

РФ, г. Ростов-на-Дону

FROM CLASSICISM TO MODERNITY. THE DEVELOPMENT OF THE ARCHITECTURE OF ST. PETERSBURG FROM THE MIDDLE OF THE XVIII CENTURY TO THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

 

Olga Bocharova

student, Academy of Architecture and Arts, Southern Federal University,

Russia, Rostov-On-Don

 

АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является исследование прогресса развития динамики стилей, от классицизма до модерна, в архитектуре города Санкт-Петербурга с 1760-х по 1910-е гг., вместе с тем краткое описание этих стилей и их особенностей, в которых нашли отражения соответствующие периоды развития нашей страны. В ходе исследования использовались следующие методы: метод анализа и метод сравнения. Итог работы заключается в представлении структурированной последовательности зарождения и развития архитектурных стилей в Санкт-Петербурге от эпохи строгого классицизма, а также в выявлении специфики этих стилей именно в отношении Санкт-Петербурга.

ABSTRACT

The purpose of this article is to study the progress of styles, from classicism to Art Nouveau, in the architecture of St. Petersburg from the 1760s to the 1910s, at the same time, a short description of these styles and their features, which reflected the corresponding periods of development of our country. The following methods were used in the course of the study: the method of analyzing and the method of comparison. The result of the work is to present a structured sequence of the origin and development of architectural styles in St. Petersburg from the era of strict classicism, as well as to identify the specifics of these styles in relation to St. Petersburg.

 

Ключевые слова: архитектура, Санкт-Петербург, классицизм, строгий классицизм, ампир, эклектика, нео-стили, модерн, период.

Keywords: architecture, St. Petersburg, classicism, strict classicism, Empire, eclecticism, neo-styles, Art Nouveau, period.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Санкт-Петербург с самого начала задумывался Петром I как город великий и прекрасный во всех аспектах, свободный от закоренелой московской старины и консервативных русских традиций. Хотя основные причины для возведения города всё же являлись геополитическими. Но молодой город обязан был также стать новой столицей России, а в дальнейшем и Российской империи, то есть лицом страны, поэтому Пётр I привлекал к строительству города лучших западных зодчих и архитекторов. Санкт-Петербург, по мнению царя-реформатора, никак не мог уступать по красоте прекраснейшим городам Европы, а построен должен был быть на морском побережье – это было выигрышным решением как в экономическом и военнополитическом планах, так и с эстетической точки зрения. Ещё на этапе планов город уже нёс в себе потенциал сложного многофункционального организма. В итоге вчерне его с нуля возвели по планам менее, чем за одно столетие, не успело даже смениться поколение. И примерно спустя 9 лет нововозведенный город Санкт-Петербург наконец-то стал не только на фактической, но и культурной столицей России. За три века в нём воплотилось достаточно много стилей для такого молодого города, – около полутора десятка – которые теперь спокойно соседствуют друг с другом и максимальную культовость из которых приобрёл классицизм, даже несмотря на то, что начался Санкт-Петербург с барокко. Ведь то, с чего начиналось строительство Санкт-Петербурга, – Петропавловская крепость – является ярким образцом раннего русского барокко. Но, тем не менее, сейчас практически все здания центра Северной столицы выполнены в стиле классической архитектурной школы. Именно поэтому я решила начать исследование с эпохи классицизма в истории архитектуры Санкт-Петербурга, который стал практически визитной карточкой города.

ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА.

Классицизм постепенно стал вытеснять барокко с 1760-х годов вместе с отставкой великого зодчего Б.Ф. Растрелли. В это же время в Российской Империи произошла перемена власти, началось введение политики «просвещённого абсолютизма» Екатериной II, и в страну пришли новые идеалы, новые идеи, что отразилось, собственно, и на архитектуре.

Классицистичность Санкт-Петербурга выражается в ясности, рационализме, монументальности, гармоничной строгости, стремлении к идеальной форме и полном господстве ордерной системы. И хотя в античности классицизм должен был придерживаться жёстких канонов и отражать в себе минимальную динамичность, русский классицизм чуть отходил от приверженности притязательным приёмам. Поэтому в ранних постройках этого стиля и сохранились черты предшествующего классицизму барокко.

В разрезе архитектурных стилей Петербурга классицизм принято разделять на ранний классицизм, строгий классицизм и поздний классицизм. Ранний классицизм датируется примерно 1760-1780 годами и призван подчёркивать характер «просвещённого абсолютизма». В нём ещё читалась пластичность барокко, но она хорошо сочеталась с чёткими и простыми античными формами, первыми архитекторами Санкт-Петербурга, принявшими «эстафету классицизма», можно считать А.Ф. Кокорина и Ж.Б. Валлен-Деламорта. Кроме них можно отметить таких дельцов как Ю.М. Фельтена, одно из проектировщиков Старого Эрмитажа, и В.И. Баженова. Строгий классицизм, пришедшийся на 1780-1790 года, был примечателен полным отказом от традиций барокко и отличительной строгостью архитектора И.Е. Старова, по праву самого известного архитектора второй половины 18 века, который воплощает свои крупнейшие проекты именно в 1780-х годах, среди которых и Троицкий собор Александро-Невской лавры, и Таврический дворец, и Потёмкинский дворец. Поздний классицизм имел два этапа – довоенный и послевоенный – и в общем охватил начало 19 века до середины 30-х годов. В это время классицизм в Санкт-Петербурге достиг пика в своей величественности – максимально простая геометрия и частое обращение к образам античности. Из архитекторов этого периода стоит отметить Дж. Кваренги, уроженца Италии.

РУССКИЙ АМПИР.

На самом деле ампир, который сформировался примерно во времена войны и просуществовал до 1840–50-х годов (последним архитектурным памятником этого стиля был Исаакиевский собор), можно считать продолжением классицизма, его высшей точкой развития. В некотором смысле он стал выражением патриотичности народа и восхвалял величие и мощь России, страны-победительницы. Этот стиль всё ещё сохранял ордерную систему, но имел значительный ряд отличий. Во-первых, его главной чертой было обращение зодчества к монументальной скульптуре и её органичное совмещение с ордерной системой, это был высший уровень синтеза архитектуры и скульптуры. Во-вторых, в архитектуре зданий стали появляются триумфальные арки, выразительные архитектурные детали, декоративные элементы в виде лавровых листов – всё это носило торжественный и праздный характер. В русском ампире избавились от сухости классицизма, в нём ощущалась индивидуальность, а лучше всего выражался в проектах крупных – чаще всего общественных – зданий. Одними из известных представителей этого стиля были А.Н. Воронихин, которому принадлежат проекты здания Горного института и Казанский собор, и К.И. Росси, автора многих зданий площади Искусств, павильонов Аничкова дворца, здания Сената и Синода.

ЭКЛЕКТИКА.

Возникшая в 1830–40-х годах и продержавшаяся вплоть до 1890-х «стилевая беспорядочность» является результатом снятия тотального контроля над градостроительством и следствием медленного схождения со сцены классицизма. Она разделяется на раннюю эклектику и позднюю эклектику.

Ранняя эклектика представляла собой свободное сочетание стилей разных культур и эпох с сочетанием современными на тот момент функционально-планировочными решениями. Но как бы суть этого стиля не звучала сомнительно, подразумевалось, что под «свободным выбором» имелся в виду не «хаотичный выбор», а просто «умный свободный выбор». Хотя позднее искусствоведы всё равно окрестили этот период «эпохой бесстилья», бездуховной и упаднической. В это время также появилось стремление к романтизму на упадке классицизма, которым народ на тот момент уже перенасытился, пришедшее вместе с литературой, но широкого распространения это направление так и не получило, как и ряд других. Хотя и оно породило крупных архитекторов, например, А.И. Штакеншнейдера.

Поздняя эклектика была тесно связана с активным развитием в стране капитализма и охарактеризовала себя декоративной перенасыщенностью. Стали более востребованы рядовые застройки со своими нюансами вроде ограничений по высоте (в основном многоэтажные здания не строились выше пяти этажей, так как действовал строительный устав 1844 года, согласно которому в Петербурге не разрешалось строить дома выше Зимнего дворца). В этих плотных сумбурных застройках отчасти терялась величественность Петербурга, но образовывались такие знакомые нам сейчас узкие коридоры улиц и замкнутые пространства дворов-колодцев, образованных стенами многоэтажных домов. Кроме того, стало больше образовываться промышленных и общественных зданий, возводились новые мосты, устраивались парки и бульвары, приобретают новые материалы, так что этот период можно назвать довольно прогрессивным и плодотворным для Санкт-Петербурга, периодом «поиска рационализма».

НЕО-СТИЛИ.

Нео-стили, или, как их ещё называют, «вторичные» стили (то есть преобразованные или возрождённые из более поздних), пришли в Петербург с началом 19 века и по сути представляли из себя проявление ранней эклектики. Они не имели конкретного выражения и часто смешивались между собой в разных сочетаниях. Из них стоит отметить только самые важные.

Неоренессанс. Начался в 30-х годах 19 века и стал обращением к приёмам итальянского ренессанса, времён которого Санкт-Петербург не застал. Неоренессанс даже совмещали с классицистической ордерной системой, однако это старались не сильно выделять, здесь ордерная система перестала выражать величие классицизма, упростившись. В пример подобного синтеза можно привести два здания Министерств государственных имуществ, спроектированных архитектором Н.Е. Ефимовым.

Необарокко. Первые неуверенные шаги к возрождению барокко в Петербурге также наблюдались с 1830-х годов. Постепенно архитекторы всё чаще обращались к приёмам барокко, а среди уставших от классицизма мастеров прежнюю популярность стали приобретать старые постройки Петербурга, ранние постройки нашли признание своей художественной ценности. Стало модным «возобновление». Большинству зданий первой половины 18 века суждено было подвергнуться переустройству. И важной задачей на тот момент для поклонников петербургского барокко стала защита изначального характера зданий со избежание уничтожения «святых памятников». Хотя это получалось не всегда. Примером послужит множественно восстанавливаемый, дополняемый и реставрируемый ансамбль Смольного монастыря, где в общем проблема состояла в неоднозначном «возобновлении» ансамбля классиком В.Н. Стасовым.

Неоготика. Так же как и ренессанса, готики в России не было, поэтому неоготика больше приобрела популярность как «псевдоготика, больше всего проявив себя в середине 19 века. И хотя полноценно она себя так и не воплотила, в основном выразившись в отдельных элементах, но зато нашла себе применение в достаточно удачных сочетаниях с другими стилями. Храм Святейшего Сердца Иисуса, Евангелическая женская больница, Церковь Петра и Павла, Лютеранская церковь святого Михаила – всё это примеры неоготики.

МОДЕРН.

Модерн, или «Новый стиль» пришёл на смену эклектике вместе с окончанием 18 века и началом 19 века, завершив длительную «эпоху бесстилья» и достаточно быстро покорив всю Европу В основу стиля в первую очередь теперь легли рациональности и функциональность, появилось стремление к технологичной функциональности. Кроме того, здесь нашла продолжение идея эклектики: всё чаще в архитектуре стали использоваться стекло и металл.

Главным принципом стилистической концепции модерна стало стремление к природности формы и всё то же стремление к идеальной форме, но теперь с большим количеством свободы. Сторонники модерна яро отрицали устарелые классические традиции, их строгость и «острость», но они же и критиковали излишнюю декорированность ампира и эклектики. Модернисты признавали плавный, изысканный декоративизм, возвышали более сложные формы и конструкции и новаторство, индивидуальность в трактовке форм. Что примечательно, этот период в архитектуре совпал с расцветом символизма в литературе и изобразительном искусстве.

В Санкт-Петербурге под влиянием соседних скандинавских стран особенно хорошо развился «Северный модерн». Для него были характерны нордические мотивы, вдохновлённые «Скандинавским модерном». А основным отличием от «Европейского модерна» было отсутствие избыточной декоративности и многоцветности, больше доминировали графичность и акцент на «линейной» теме, «Северный модерн» отличался умеренностью.

Из известных петербуржских архитекторов стиля модерн можно выделить, например, А.Ф. Бубыря, А.И. фон Гогена, П.Ю. Сюзора, Ф.И. Лидваля, И.В. Васильева и других. А из интересных зданий в стиле модерн в Санкт-Петербурге можно отметить особняк Кшесинской (архитектор – А.И. Гоген), дом компании «Зингер» (архитектор - П.Ю. Сюзор), Толстовский дом (архитектор - Ф.И. Лидваль) и множество прочих, в числе которых, к слову, очень много доходных домов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог, несомненным фактом остаётся то, что за три века своего существования Санкт-Петербург не только успел побывать столицей трёх государств, но и фактически навсегда приобрёл за собой статус и культурной столицей. Петербург строили не хорошие – лучшие архитекторы. Удивительно, но такие разные стили разных мастеров разных временных периодов в итоге прекрасно друг с другом «ужились» и сформировали неповторимый облик Санкт-Петербурга. И эти архитектурные памятники будут жить если не вечно, то очень долго, ведь в них – вся история и красота Петербурга. Таким образом, анализ архитектуры от классицизма до модерна в архитектуре Санкт-Петербурга – это исследование того, как петербуржские архитекторы перешли от строгих и сухих форм величественного классицизма к плавности и свободе модерна.

 

Список литературы:

  1. Бурдяло А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга Эклектика Модерн Неоклассика. Санкт-Петербург : «Искусство – СПБ», 2002 – с.3-6
  2. Костылёв Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII – начало XX века). Санкт-Петербург : «ПАРИТЕТ», 2007 – с.56-160
  3. Лисовский В.Г., Гацю Р.М. Николай Васильев от модерна к модернизму. Санкт-Петербург : Коло, 2011 – с.13-20.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.