Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2016 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Душичева У.Ф. ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ САКРАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ В ИКОНОПИСИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(37). URL: http://sibac.info/archive/social/1(37).pdf (дата обращения: 26.02.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ САКРАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ В ИКОНОПИСИ

Душичева Ульяна Федоровна

студент 1 курса магистратуры, философский факультет СГУ им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов

Дорошин Иван Александрович

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент кафедры теологии и религиоведения СГУ им. Чернышевского, г. Саратов

 

 «Красота превращает мир в «океан символов»

Оливье Клеман «Отблески Света. Православное богословие красоты»

 

Икона - уникальное явление, которое занимает особое место в православной традиции. С ней связаны важнейшие события истории христианского мира. За иконы страдали и шли на смерть. Перед иконой проходит вся жизнь православного христианина. На Руси икона присутствовала в каждом доме, с ее участием проходили все события жизни человека.

В переводе с греческого εἰκόνα – образ, уподобление, видение, изображение. Для современного человека слово икона наполнено несколько другим смыслом, нежели для носителя греческого языка или даже человека средневековой культуры. Это очень важно подчеркнуть, так как в современном понимании икона есть предмет церковного искусства, священное изображение, которое (в зависимости от воспринимающего изображение субъекта), наполнено сакральным смыслом. Понятие же образа больше связанно с чем-то чисто интеллектуальным, отвлеченным, и мало коррелирующем с иконой, которая является вещью вполне материальной. Изначально же эти понятия были не просто синонимом, они были нераздельны и означали одно и то же. Таким образом, икона означала не только материальное изображение, но и нераздельный с этим понятием образ. Обоснование иконопочитания в Священном Писании будет более понятно, если в переводе на русский заменить понятие «образ» словом «икона». Возьмем отрывок из книги «Бытие»: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт: 1, 26) [1, c. 6], «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт: 1, 27) [1, c. 6]. Согласно учению православной Церкви,  человек создан по «иконе» Божией, но в результате грехопадения эта «икона» исказилась и затмилась так, что последующие поколения после Адама принимают на себя именно такой искаженный образ. Но он не утерян окончательно.

Можно так же сказать о понимании образа Божьего в Иисусе Христе. Здесь снова можно обратиться к тексту Нового Завета, где Иисус Христос «есть образ Бога невидимого» (Кол. 1, 15) [1, c. 1290]. Этот отрывок трактуется как обоснование того, что Иисус Христос, как Сын Божий, единосущный, второе лицо Пресвятой Троицы не есть созданный по образу Божьему, а сам являет собой этот Образ в чистом виде. Более того, этот истинный образ есть единственная «икона» [5]. Именно в том, чтобы очистить в себе образ Божий, восстановить его и через это достичь уже богоподобия, «обожения» состоит смысл всей духовной практики православного христианина. Святые в русской православной традиции назывались преподобными именно потому, что  считаются людьми, достигшими подобия Божьего [9].

Правила Трулльского собора 691-692 гг. дают начало складыванию иконописного канона, то есть «известного критерия литургичности образа» [6, с. 42]. Они же выделяют именно реалистический образ, как единственный в полноте передающий учение Церкви (в определении Собора Христос должен изображаться именно как человек, хотя существовали и  другие символические изображения – агнец, рыба и т.п). Если Сын Божий стал человеком, то и изображать его нужно как человека. Причем на Большом Московском Соборе 1667 года изображение Бога Отца запрещается, со ссылкой на его неописуемость.

В определении VII Вселенского Собора икона должна почитаться не наравне со священными сосудами (как было предложено), а наравне с Крестом и Евангелием. Таким образом, было определено, что икона не просто иллюстрирует Священное Писание, а соответствует ему, то есть так же имеет литургическое и догматическое значение. Икона является выражением догмата о боговоплощении. Через икону передается откровение, она являет отражение мира горнего, и таки образом, сама должна нести печать принципиальной инаковости трансцендентного.

Но икона является в то же время произведением художественно- эстетическим и здесь тоже есть свои особенности. Красота в православии является не предметом человеческого вкуса и эстетики, а напрямую связана с Богом: у Дионисия Ареопагита Красота – одно из имен Бога [7, с. 334]. Эта печать красоты в сотворенном мире это следствие причастие Красоте Божественной. Но эта красота не в преходящей красивости, а именно в возможности ее грядущего преображения. Красота есть святость. Таким образом, икона являет собой Красоту. Она призвана изображать не портретное сходство, а преображенную плоть. Портрет изображает житейское состояние, тогда как икона – преображенное. Часто замечается, что изображающие святых иконы однообразны. Индивидуальные портретные черты отходят на второй план, однако это нисколько не нарушает связи с первообразом.

Икона изображает святость, которая не видима для внешнего взгляда. Выразить ее можно лишь с помощью символического языка, который является посредником для изображения в материи откровения мира Горнего. Главным символом для выражения духовного мира и преображения в иконе является свет. На иконе нет светотени, но даже фон иконы иконописцами называется светом. На иконе нет определённого светового источника, а эффект пронизанности светом создается за счет системы нимбов, ассиста и фона. Светоносность так же создается за счет особого приема высветления ликов. Особенно широко это получило распространение в палеологовский период в связи со спорами о природе Фаворского света  и исихастской практики. Цвет в иконе так же занимает особое место, являясь носителем глубокой религиозной символики. Здесь хотелось бы отметить одну крайне важную вещь: если современному неправославному человеку икона предстает как предмет лишь неутилитарного эстетического созерцания, то для человека, например, средневекового, икона несла вполне определенную утилитарную функцию. Не стоит забывать, что икона для религиозного человека прежде всего предмет литургический и для средневекового верующего она выступала именно как «окно в мир духовных реальностей» [3, c. 505]. Для современного же неверующего зрителя, как тонко отметил В. В. Бычков, «вся духовная реальность заключена в самом изображении, точнее, рождается в процессе его восприятия» [2, с. 126]. Икона для него не есть окно в духовную реальность, она является лишь миром художественных образов: «Икона всегда или больше себя самоё, когда она — небесное видение, или меньше, если она некоторому сознанию не открывает мира сверхчувственного и не может быть называема иначе как расписанной доской» [8, с.64].

В моменте преображения, обожения, меняется не только душа человека, но и его плоть на иконе изображается в ином виде. Здесь находит выражение принцип православной антропологии, который говорит о целостном единстве человека, его души и тела. Утонченность черт на иконе указывает на одухотворенность, направленность всего человеческого существа к Богу. Так же интересно отметить, что духовный мир иконы всегда обращен к миру материальному, что создается такими приемами, как обратная перспектива, алогичность архитектуры, тем, что святые обращены либо лицом к молящемуся, либо вполоборота. В иконе не только человек, но и окружающий его мир изображены преображенными. Святость передается всей окружающей человека действительности. «Если преображение есть просвещение всего человека, молитвенное озарение его духовно-материального состава нетварным светом Божественной благодати, явление человеком живой иконы Бога, то икона есть внешнее выражение этого преображения, изображение человека, исполненного благодати Духа Святого. Икона, таким образом, не есть изображение Божества, а указание на причастие данного лица божественной жизни». [6, с. 54]

Таким образом, мы видим, что икона призвана изображать реальности духовного мира средствами мира материального. Отсюда глубокая символичность иконографических образов. Ее значение в православной традиции огромно, так как, почитаясь наравне с Евангелием, она являет собой одну из форм откровения, передавая в красках то, что Евангелие должно доносить словом.

 

Список литературы:

  1. Библия. М.: Российское Библейское Общество, 2010. – 1322 с.
  2. Бычков В. В. Феномен иконы. М.: Ладомир, 1999. - 638 с.
  3. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. Том 1. Раннее христианство. Византия. СПб.: Университетская книга, 1999. - 575 с.
  4. Клеман Оливье. Отблески света. Православное богословие красоты. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. - 100 с.
  5. Лепахин. Икона и символ. [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.portal-slovo.ru/art/35891.php (дата обращения: 12. 01. 2016)
  6. Лосский В. Н., Успенский Л. А. Смысл икон. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Эксмо, 2014. -336 с.
  7. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О божественных именах //История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т.1. М., 1962. - С.334-335.
  8. Флоренский П.А. Иконостас. М: Искусство, 1995. - 256 с.
  9. Языкова И. К. Богословие иконы. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Yazuk/index.php  (дата обращения 15. 01. 2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.