Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2015 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПОНИМАНИЕ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ
Романенко Сергей Юрьевич
студент магистратуры 1 курса, кафедры уголовного процесса и криминалистики ОГУ,
РФ, г. Оренбург
Завьялова Галина Ивановна
научный руководитель канд. филос. наук, доцент ОГУ,
РФ, г. Оренбург
Человеческая свобода является важной проблемой современного мира, так как с течением времени происходит смена мнений (убеждений) качества и определенного уровня жизни человека во всех странах мира, ведущих активную или изоляционную внешнюю политику. В связи с этим самореализация личности является важнейшим вопросом в предоставлении и понимании свободы современного человека.
Проблема свободы человека находится в центре многих философских учений. Свобода человека просматривается во всех сферах человеческого бытия, в таких как: политическая, духовная, общественная и так далее. Свобода – основополагающее качество человеческой личности.
В жизнедеятельности человека она (свобода) затрагивает разные грани общественной жизни, в результате чего ее проявление можно заметить в предоставлении свободы слова, творчества, выбора, вероисповедания и в других видах общественных отношений проявляются различные виды свободы человека.
Одним из обязательных условий функционирования и развития личности является обладание свободы этой личности. Потому что именно через свободу человек приспосабливается к окружающей действительности путем изменения свободы под свои цели личности. Но, как известно, существование абсолютной свободы личности в обществе невозможно, так как общественная жизнь личности связана с определёнными рамками поведения и морали. «Мораль и ограничивает свободу воли, и определяет её, формирует положительную свободу как способность самоутверждения истины, добра, красоты и вопреки обстоятельствам. Этим положительная свобода отличается от свободы произвола как вседозволенности» [3, с. 30]. Только познание условий бытия личности позволяет овладеть данными условиями и обрести всего лишь относительную свободу. Ведь осознание человеком смысла жизни приводят к размышлениям о совершенном человеке, который представляет собой, в некоторой степени, «добродетель». Данная проблема рассматривается различными способами в совершенно разных религиях, философских системах и различных социальных группах.
Человек, обладающий свободой – ответственен за свои действия. Но условия, в которых реализуется его свобода, подчинена законам внешней – его собственной природы. Достижение реальной свободы в процессе исторического развития осуществляется путем осознания и практического освоения, как внешнего мира, так и внутреннего путем раскрепощения человека, освобождения от всех видов духовного гнета. Таким образом, следуя рассуждениям И. Канта, человек, находящийся в системе социальных и природных детерминаций, – это существо способное начинать причинный ряд, в связи, с чем невозможно считать человека вещью среди вещей. Он способен осуществлять детерминацию свободы. Человек, проявляющий себя в качестве создателя самого себя и мира, проявляет роль субъекта в заранее определенных данных, собранных на основе анализа исторического опыта и природной действительности
Одним из самых образованных людей XIX века был Ницше, который поставил себя вне общества, основываясь на присущем ему внутреннем убеждении гениальности, имеющий своеобразные рассуждения о жизни. Оригинальные труды Ф. Ницше произвели переворот в сферах культуры и философии, которые считались полностью изученными и исследованными. В результате критике были подвергнуты традиционные взгляды на свободу личности.
Истиной ценностью у Ф. Ницше являлась свобода от общественных норм общества. На основании чего человек считается свободным вне законов и моральных устоев общества, то есть человек, располагающийся по ту сторону добра и зла, в философии Ф. Ницше таким является человек арийского происхождения, у которого отсутствуют моральные сомнения и совесть. В качестве примера он называл Макиавелли и Наполеона. В историческом развитии общества ярко проявились, деградация природного начала в человеке и у народа, и ослабление воли к жизни связанное с несогласием прогресса. С точки зрения Ф. Ницше прогресс – это воспитание господствующей, хоть и малочисленной, но более сильной расы господ и завоевателей для Европы, а именно арийцев.
Высказывание ученика Платона, а именно Аристотеля: «Человек вне общества – или Бог или зверь?» является актуальной в современной действительности так как в обществе все больше выделяются «звери» хитрые, коварные, свирепые, а по мнению Ф. Ницше «супершимпанзе», которые видели окружающих, используя фразу Ф. Достоевского, в роли «тварей дрожащих». Из данных рассуждений возникают вопросы: «где искать истинного человека», «остались ли они еще в современном обществе», «пора ли их искать»?
Обвинительный вердикт человеческого интеллекта является важнейшей чертой философии Ф. Ницше, который сопровождается критикой всех основных ценностей европейской цивилизации и культуры, он отвергал разумное бытие, но в неразумном мире отсутствуют положительные начала, такие как добро, справедливость, истина и так далее. По утверждению Ф. Ницше традиционная мораль несет ответственность за разрушение устоев в человеке, так как она, содержит принципы добра, справедливости, сострадания, приоритета духовных ценностей и любви к ближнему, предполагает всеобщее равенство, свободу каждого. Он считал мораль и гуманизм инфекционными вещами, их необходимо брать через перчатки, чтобы не быть зараженным бешенством гуманизма. Ф. Ницше придерживался новой морали, смысл которой заключался в измерении заслуг количеством жизни, что являло собой истинную справедливость, а не равенство традиционной морали, другими словами «каждый имеет столько, сколько заслуживает». По его мнению, равенство является признаком отчуждения, упадка, так как этот принцип содержит цель пропустить всех людей через одну и ту же гребенку, в результате чего на одном уровне окажутся посредственные люди, рабы по духу, и великий и свободный человек. Таким образом, законом справедливости является формула: «Равным – равное, неравным – неравное» [8, с. 49]. Данную суть выразила одна из фраз Ф. Ницше, а именно: «неравное никогда нельзя сделать равным» [5]. Жизнь является величайшим и высшим добром и только уже поэтому имеет значение. Всякие добродетели, долг, добро в себе, имеющие характер безличности и общепринятости, а также принципы альтруизма, милосердия, любви и сострадания есть только химеры, в которых выражается закат, потеря последних сил жизни. Только наиболее сильные и лучшие достойны поклонения и уважения, что противоречит любви к ближнему [9, с. 170–171]. Именно через сострадание теряется сила, через которую на эту землю могли бы снова прийти красота, величие, власть, свобода – свобода как господство воинственных и победоносных инстинктов над всеми остальными. Ценность имеют только великие индивидуальности, но не массы. Масса представляет интерес только как орудие в руках великого, как сила, которая сопротивляется великому или копия великого. По мнению Ф. Ницше, принцип общественного блага заключается в культивировании посредственности, что отчуждает и разрушает самое ценное у человека – жизнь.
По мнению Ницше провозглашение в обществе равенства и появление представительных органов, призванных поддерживать установленную иерархию и защищать свободу физиологических неудачников, являются первыми и самыми опасными симптомами упадка и отчуждения здоровых форм жизни, «вырожденная гибель всего человечества» [1, с. 254]. Под демократией Ф. Ницше понимал «торжество стадного начала» [5, с. 403], а под социализмом – бессильное безумство тиранов, одержимых безумным пламенем мести и маскирующие свои стремления сладкими словами о равенстве, справедливости, добре и прочим, что являлось более страшным. Жажда завоевания и мести, стремление к господству являются самыми привлекательными и страшными человеческими инстинктами. «Война и мужество, – пишет Ницше, – совершили больше великого, чем любовь к ближнему», по тому что главная особенность в том, что она «учит всех понимать свободу» [5, с. 402].
В размышлении о бытии человечества и общества, Ницше утверждал, что в современном социуме человек не свободен и отчужден. Потому что каждый носит маску поэта, ученного, образованного человека или политика и так далее, но совершенно никто не желает проявить свою индивидуальность. Роль жизни заключается в том, что каждый индивид служит орудием и приносится в жертву, причем в данном представлении цель и существование человеческого существования совершенно теряются. Выведение определенной людской породы или укрощение человека-зверя, располагающимся в желании улучшить человека, которое было закреплено в христианской морали [6, с. 366–367]. Такого рода «творчество», непомерно сузив пространство свободы воли человека, погасило в нем индивидуальное, личностное начало, подчинило отдельного человека прагматическим установкам рода, превратило его в субъекта – децентрализованную субъективность, выходящую за рамки повседневной жизни индивидов. В результате человек располагался в мире фантазий, который извращен и вывернут наизнанку.
Ницше схватывает сущность идеи свободы и огромного ряда явлений, обобщаемых этим понятием, гораздо лучше, чем многие новейшие мыслители.
Свобода «воли к жизни», не знающей никаких ограничений стала у Ницше действительно необузданной, поскольку стала на путь освобождения даже от моральной оценки («по ту сторону добра и зла»). Так было положено начало превращения идеи ограниченной или ограничивающей себя воли в идею ее полной или безудержной свободы.
По мнению Ф. Ницще, именно «сильная личность», свободная даже от чувства вины является истинно свободным человеком. Мораль существует лишь для «слабого» большинства, «сверхчеловек» же свободен от угрызений совести и не нуждается в покаянии. «Угрызение совести: признак того, что характер не равен поступку…», а герой Ницше – натура цельная, включающая в свое поведение все, что только возможно сделать, поэтому он не только имеет право, а должен преступать любые нормы, будь они правовые или моральные. Поэтому понятие «совесть» у Ницше лишено нравственного содержания, является приобретенной под воздействием общественных условий привычкой, а не внутренним качеством природы человека. В конце концов, «воля к власти», возведенная в абсолют, привела Ницше к особой этике, согласно которой «слабые и неудавшиеся должны погибнуть… и надо еще помочь им в этом».
Конечно же, Ницше не мог отстаивать свободу как самоконтроль, однако он вкладывает в уста Заратустры слова: «Сильный. Да будет доброта твоя последней твоей победой над самим собой». Примечательно здесь слово «последней», говорящее о внутренней борьбе в душе этого скандального мыслителя. Отрицая все безличные и сверхличные ценности, будто интеллектуальные или моральные, в пользу социального прагматизма, Ницше все же относил к свободе человека эту способность властвовать над самим собой. Экзистенциализм как раз и проигнорировал этот аспект его учения о свободе воли.
Положительным вкладом Ницше в понимание свободы воли послужил его тезис о важности бессознательно-виртуального аспекта воли, хотя его доминирующее значение неоправданно, и особенно его учение о человеке, «как еще неопределившемся животном». Последнее следует особо подчеркнуть лишь с одной оговоркой: развивается не «животное», а личность. Факт самостановления человека не был бы возможен без реальной свободы воли. Конечно сам Ницше не мог признать, что становление личности есть путь к идеалу, который не дан ему, а задан, предписан извне универсальными и общеобязательными ценностями.
Философия Ницше связана с проблемой свободы, определяя ее как проблему преодоления человеком себя как фактической данности, переход в область возможного. «Та степень, в которой стала господствовать наука, указывает, насколько освободилось девятнадцатое столетие от власти идеалов. Известное «отсутствие потребностей», характеризующее нашу волю, впервые дало возможность развиться научной любознательности и строгости – этому по преимуществу нашему виду добродетели» [4, с. 1]. Заслуга Ф. Ницше заключается в том, что он первый сравнил две противоположные характеристики «свобода для» и «свобода от», которые в своем роде являются соответственно позитивной и негативной [10, с. 124]. Право, способствует развитию частных интересов, воплощая общую, согласованную волю участников общественных отношений, является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, направлено на ликвидацию произвола («свобода от»), уничтожающего свободу («свободу для»).
Рассуждение Ницше идет так же и о первобытном обществе. Субъективное ощущение утраты значительной доли прежней свободы, по мнению Ф. Ницше, возникает у людей, которые вынуждены подчиняться завоевателям, творящим «новый порядок» с бессознательным эгоизмом художника. Тогда как врожденное стремление к свободе принимает у покоренных латентный характер и, обращаясь вовнутрь, принимает форму уже названного недуга «неспокойной совести». В самом человеке и происходит столь завораживающая Ницше метаморфоза. Свобода, «обращенная вовнутрь», по мнению Ф. Ницше ответственна за появление такого феномена как «неспокойная совесть».
В открытке от 30.07.1881 года, адресованной Овербеку, Ф. Ницше представляет список из пяти пунктов, в которых представляет согласие с философией Спинозы, наиболее интересным пунктом данной открытки является принятие концепции «свободного человека», в которой отрицается понятие зла, но философия Ф. Ницше по данному вопросу прошла более значительный путь по сравнению со Спинозой [7, с. 1]. Если принимается принципиальная желательность свободы, то в дальнейшем чрезвычайно трудно установить для нее какие бы то ни было ограничения. Но это никоим образом не соответствовало ни общему стилю, ни образу мышления Ницше – он никогда не стал бы провозглашать свободу в качестве нравственной обязанности человека. В особенностях «групповой» политики Ф. Ницше не поддерживал стремление угнетенных к раскрепощению и восстанию против власти.
Свобода человека будет неполной, причем в не зависимости от кого какой человек, атеист, скептик, нигилист, который отвергает религию, мораль и так далее, но сохранивший веру в возможность познания истины. Ф. Ницше утверждал, что данные люди, по причине то, что они все еще верят в истину, не могут быть свободными духовными существами. На свободу, которая образовалась в процессе исторического развития, не могут быть применены какие-нибудь ограничения, иначе потеряется смысл человеческой свободы.
Философия Ницше – философия человека, восставшего на бога как на тирана, не желавшего ничего знать о человеческой свободе. В сущности это бунт свободы против истины, сознания против знания, воли против познания. Да это не философия вовсе в привычном смысле, это – вопль, истошный крик протеста, негодования, словесный исступленный танец во зло всему, кошачий бой четырьмя лапами и зубами, а порой, – когда истощатся силы, – высовывание языка и обнажение заднего места – известный невинный способ унизить другого, унижая себя самого [2, с. 1].
Оригинальный способ раскрытия проблемы свободы предоставил Ф. Ницше, который жил в ХIХ веке, но его рассуждения принадлежали к ХХ веку. Проблема свободы в концепции Ф. Ницше осложняется тем, что он как и многие мыслители пытался вывести долг человека из свободы, при этом стремился не употреблять или ограничил понятие свободы определенным смыслом. В результате философских рассуждений была сформулирована проблема преодоления себя как фактической данности, прорыва в сферу возможного, что получило название – самотрасцендентность личности. Заслуга Ф. Ницше заключается в том, что он первый сравнил две противоположные характеристики «свобода для» и «свобода от», которые в своем роде являются соответственно позитивной и негативной [10, с. 124]. Философия Ницше резко отличалась от мнений его современников, и его мнение послужило идеей для большого количества обсуждений, а также перемены мнений большого числа людей, воспитанных на его философии и на мнениях, сложившихся при изучении его философии. Философия Ницше находит отражение и в реальности современного мира, отображая аналогичным образом понимание свободы человека в нынешнее время.
Список литературы:
- Горячева М.В. Критика Фридрихом Ницше генезиса и идеалов демократического государства // Правоведение. – 2000. – № 1. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=158534 (дата обращения 15.10.2015).
- Ковалев В.И. Вл. Соловьев и Фр. Ницше: богочеловечество или человекобожество? // Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ: сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://hegel.ru/nits_solov.html (дата обращения 15.10.2015).
- Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / П.Е. Матвеев. – Владимир.: Владимирский государственный университет, 2002.
- Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше, [пер. с нем. Е. Герцык]. – М.: Московское издательство, 1910. – Т. 9. – 688 с.
- Ницше Ф. Избранные произведения. Очерки несовоевременного / Ф. Ницше. – М.: Сирин, 1990. – 864 с.
- Ницше Ф. Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом / Ф. Ницше. – Минск.: Харвест, 2003. – 384 c.
- Ницше Ф. Письма Фридриха Ницше / Ф. Ницше, [пер. с нем. И. Эбаноидзе]. – М.: Культурная революция, 2007. – 400 с.
- Ницше Ф. Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом / Ф. Ницше, [пер. с нем. О.Н. Иванова]. – Харьков.: ФОЛИО, 2013. – 224 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше, [пер. с нем. Ю.М. Антиновского]. – М.: Директ-Медиа, 2002. – 546 с.
- Julian Y. Friedrich Nietzsche: A Philosophical Biography / Y. Julian // Cambridge: Cambridge University Press. – 2010. – P. 676.
дипломов
Оставить комментарий