Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2015 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дедов М.Ю. СРАВНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ПЛАТОНА И НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(36). URL: http://sibac.info/archive/social/10(36).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

СРАВНЕНИЕ  ПОЛИТИЧЕСКИХ  УЧЕНИЙ  ПЛАТОНА  И  НИККОЛО  МАКИАВЕЛЛИ

Дедов  Михаил  Юрьевич

студент  факультета  философии  и  психологии,  кафедра  онтологии  и

теории  познания  Воронежского  государственного  университета, 
РФ,  г.  Воронеж

E-maildedovmu@gmail.com

Жаров  Сергей  Николаевич

научный  руководитель,  д-р  филос.  наук,  доцент  кафедры  онтологии  и  теории  познания  Воронежского  государственного  университета, 
РФ,  г.  Воронеж

 

Политические  учения  Платона  и  Никколо  Макиавелли  оказали  огромное  влияние  на  развитие  европейской  политической  мысли.  Многие  из  их  идей,  опередив  своё  время,  стали  основанием  для  процессов,  происходивших  через  несколько  веков  после  смерти  авторов.  При  этом,  несмотря  на  то,  что  указанные  учения  формировались  в  совершенно  различном  культурно-политическом  контексте,  в  них  можно  заметить  некоторое  примечательное  сходство.

Платон  жил  во  времена  заката  древнегреческого  полиса:  эта  форма  государства  исчерпала  себя,  и  полис,  будучи  неспособным  к  ответу  на  вызовы  современности,  шёл  к  неминуемому  упадку.  Платон  презрел  родные  Афины  с  их  устройством,  демократичным  до  самоуправства,  и  нравами,  свободными  до  распущенности.  Путь  спасения  для  эллинского  мира  он  искал,  обращаясь  к  примеру  Спарты.  Уподобление  спартанскому,  государственному  устройству  могло  бы  вернуть  и  законсервировать  старый  порядок  и  единство  полиса,  в  котором  Платон  видел,  прежде  всего,  земное  отражение  космической  гармонии.

Политическая  ситуация  времён  жизни  Никколо  Макиавелли  во  многом  сходна  с  ситуацией  времён  Платона:  как  некогда  в  Греции,  на  территории  Италии  существовало  множество  разрозненных  государств,  боровшихся  за  влияние.  Как  и  Древней  Греции,  Италии  угрожали  монолитные,  более  сильные  и  могущественные  соседние  государства.  Выход,  найденный  Макиавелли,  тем  не  менее,  отличался  от  выхода  Платона:  вместо  возврата  к  «старому»  единству  каждого  из  городов-государств,  Макиавелли  предложил  устремление  к  единству  «новому»,  общеитальянскому,  тогда  ещё  едва  наметившемуся.

Как  показала  история,  проекту  Платона  так  и  не  суждено  было  сбыться.  Проект  Макиавелли  воплотился,  но  говорить  об  этом  можно  лишь  со  многими  оговорками:  произошло  это  через  триста  лет  после  смерти  мыслителя,  а  методы  воплощения  несколько  отличались  от  предлагаемых  итальянцем  в  XVI  веке.  Можно  отметить  также  следующую  особенность:  несмотря  на  то,  что  проект  Макиавелли  отмечен  явной  печатью  прагматизма,  обе  концепции  были  по  своей  сути  идеалистичны.

Политическая  теория  Платона  изложена  главным  образом  в  трёх  диалогах:  «Государство»,  «Законы»  и  «Послезаконие».  Для  Платона  государство  –  это  космическая  структура,  и  именно  из  этого  он  исходил  в  построении  всей  политической  системы.  Правитель  такого  государства  –  это  философ,  способный  «постичь  то,  что  вечно  тождественно  самому  себе».  Это  философ,  который  (вспомним  образ  пещеры)  видит  не  только  тени,  блуждающие  по  стенам,  но  и  то,  что  их  порождает,  человек,  способный  к  созерцанию  эйдосов,  освящённых  идеей  блага.  Видя  больше  своих  сограждан,  философ  способен  вести  их  за  собой,  и  именно  из  этого  исходит  его  право  на  власть  [6,  с.  247].

В  проекте  Платона  явно  прослеживаются  характерные  общеантичные  интуиции:  это  и  космоцентризм,  и  своего  рода  эллинский  национализм,  выраженный,  правда,  главным  образом,  в  центрированности  платоновской  мысли  именно  на  эллинском  полисе.  При  этом  устройство  платоновского  государства  значительно  отличалось  от  устройства  родных  для  него  Афин,  гораздо  более  демократичных.

В  Афинах  уровень  гражданских  свобод  всегда  был  довольно  высок,  и  даже  во  времена  тирании  граждане  были  достаточно  влиятельной  силой,  что  приводило  к  частым  переворотам.  Личная  выгода  часто  ставилась  во  главу  угла,  что  было  неприемлемо  с  точки  зрения  платоновской  философии.  Афинянине,  к  тому  же,  осудили  Сократа  на  смерть,  что  стало  переломным  событием  в  жизни  Платона.  Мыслитель,  презрев  родной  полис,  обратил  взор  на  Спарту,  устройство  которой  стало  одним  из  самых  значительных  источников  вдохновения  в  построении  его  социальной  утопии  [3,  с.  170].

Как  и  в  Спарте,  в  государстве  Платона  гражданских  свобод  практически  нет.  Философия  Платона  требует  устремления  к  созерцанию  идей.  Роль  государства  здесь  –  в  помощи  этому  устремлению,  что  подразумевает  значительные  ограничения  в  возможности  изменения  общественного  устройства.  Здесь,  с  другой  стороны,  делается  некоторый  шаг  к  личной  свободе:  внутри  своего  класса  граждане  равны  между  собой,  а  цель  их  жизни  в  платоновском  государстве  исключает  выгоду  от  алчного  накопительства. 

В  то  время  как  сегодня  утопичность  проекта  Платона  не  вызывает  сомнений,  сам  он  надеялся  на  его  воплощение.  Мыслитель  как  минимум  три  раза  ездил  в  Сицилию  к  местным  тиранам  –  сначала  Дионисию  Старшему,  затем  –  его  сыну,  Дионисию  Младшему,  стремясь  силой  мысли  и  слов  побудить  тех  к  изменению  государственного  устройства,  чем  неизменно  вызывал  на  себя  их  гнев.

Платон  в  своей  политической  теории  консервативен:  он  стремился  скорее  к  восстановлению  единства  старого  греческого  полиса  в  его  былой  славе,  нежели  чем  к  нахождению  нового  единства.  Платон  видел  несостоятельность  современных  ему  греческих  государств,  но  поиск  радикального  решения  привёл  его  к  неверным  выводам.  События,  последовавшие  после  смерти  мыслителя,  ясно  показывают,  что  своим  проектом  он  шёл  против  исторического  течения:  Греция  оказалась  покорена  сначала  Македонией,  а  затем  Римской  империей.  Время  городов-государств  прошло,  и  новые  империи  поглотили  известный  эллинам  мир.

Перейдем  теперь  к  Никколо  Макиавелли.  Макиавелли  –  одна  из  самых  противоречивых  фигур  в  истории  политической  мысли.  Современники  и  потомки  обвиняли  его  в  аморальности,  часто  пытаясь  объяснить  беспринципность  правителей  его  влиянием.  Однако  в  оправдание  Макиавелли  можно  сослаться  на  его  политический  реализм:  он  не  строит  иллюзий  и  описывает  политику  «как  есть»,  то  есть  жёстко  и  без  прикрас  [2,  с.  37].

Разрозненным  государствам  Апеннинского  полуострова  угрожала  опасность  со  стороны  более  мощных  стран  континентальной  Европы.  Макиавелли  видел  выход  в  объединении  Италии,  всякий  локальный  национализм  был  им  отброшен  Отсюда  и  знаменитое  изречение  –  «Цель  оправдывает  средства»:  ради  большего  блага  народа  Италии,  её  объединитель  в  праве  действовать  порой  аморально,  если  он  способен  держать  власть  над  страной  в  своих  руках,  защищая  её  от  иноземцев  [4,  с.  78].  Правители  действовали  не  самыми  честными  методами  и  до  работ  Макиавелли,  так  что  в  этом  контексте  мыслителя  можно  рассматривать  как  летописца  (и  в  некоторой  степени  –  апологета)  методов  современной  ему  политики.

Главная  идея  Макиавелли  была  по  своей  сути  новаторской:  единство  Италии  в  экономике  и  культуре  было  довольно  значительно,  но  объединение  её  в  одно  монолитное  государство  всё  ещё  казалось  радикальным  шагом,  особенно  учитывая  большое  количество  родовых  территорий  и  крепкие  традиции  самоуправления  во  многих  городах.  Макиавелли  был  очарован  этой  своей  главной  идеей,  и  подобно  Платону,  порой  искал  её  воплощения  там,  где  другой  счёл  бы  это  невозможным  или  даже  неразумным.  Подобно  Платону,  дух  Макиавелли  был  угнетён  “мещанской”  республикой  родной  Флоренции.  И  так  же,  как  Платон,  он  видел  воплотителей  своего  проекта  в  людях  для  этого  явно  не  подходивших. 

В  юности  Макмавелли  был  очарован  монахом  Савонаролой,  впрочем,  недолго.  Как  и  многие  современники,  он  был  заворожён  Чезаре  Борджиа.  Видел  он  потенциал  и  в  Лоренцо  II  Медичи,  которому  посвящён  трактат  «Государь».  Из  них  лишь  только  Борджиа  действительно  был  близок  к  воплощению  идеи  объединённой  Италии,  и  его  провал  в  некотором  смысле  означал  и  провал  проекта  Макиавелли.  Наметившееся  единство  осознавалось  слишком  немногими,  и  личностей,  подобных  Чезаре  Борджиа,  которого  при  жизни  сравнивали  с  Юлием  Цезарем,  среди  них  ещё  долго  не  находилось.

Государь  Макиавелли,  подобно  государю  Платона,  видит  больше,  чем  его  подданные,  но  если  у  Платона  правитель  опирается  на  интуиции  античного  космизма,  то  у  Макиавелли  правитель  использует  в  своих  целях  прежде  всего  несовершенство  человеческой  природы.  Исходя  из  этого  несовершенства  и  действует  государь  Макиавелли,  «кнутом  и  пряником»  подчиняя  себе  народы. 

Макиавелли  подробно  рассматривает  эпизоды  из  римской  истории  для  наставления  современных  политиков.  Единство  римлян  являло  собой  пример  для  нового  единства  Италии,  которое  ещё  предстояло  найти,  но  тем  не  менее,  вместе  с  этой  прогрессивной  идеей,  размышления  о  римской  истории  несли  у  Макиавелли  и  менее  передовые  выводы.  Показательны  в  этом  плане  рассуждения  в  трактате  «О  военном  искусстве»,  где  флорентиец  утверждает  превосходство  оружия  римлян  и  устройства  их  армии  над  современным.  Он  хотел  возвращения  героизма  римского  типа,  по  объективным  причинам  невозможного  в  эпоху  Возрождения.  Ведь  подвиги  во  благо  Вечного  города,  несущего  космическое  значение,  неуместны  в  эпоху,  где  главная  ценность  –  человек  [5,  с.  89].

Макиавелли,  как  некогда  Платон,  смог  прочувствовать  необходимость  изменений  и  (в  отличие  от  Платона)  угадать  верное  направление  в  поиске  решения.  Однако  мысль  Макиавелли  в  то  время  не  могла  найти  своего  воплощения:  через  несколько  лет  после  смерти  мыслителя  завершение  итальянских  войн  привело  к  катастрофическим  последствиям.  Като-Камбрезийский  мир  1559  года  сделал  Италию  фактически  зависимой  от  Испании,  а  многие  северные  территории  Апеннинского  полуострова  отошли  к  Франции.  Оправиться  Италия  смогла  только  к  XIX  веку,  который  был  ознаменован  Рисорджименто  –  возрождением,  обновлением,  завершившем  проект  объединения.  Объединения,  которое  к  тому  же  шло  не  от  единого  сильного  государя,  как  предсказывал  Макиавелли,  но  от  целого  ряда  деятелей  [1,  с.  186].

Таким  образом,  несмотря  на  существенное  различие  рассматриваемых  политических  проектов,  в  способе  мышления  Платона  и  Макиавелли  много  общего.  Оба  мыслителя  крайне  идеалистичны  в  построении  своих  государственных  учений,  а  созданные  ими  проекты  на  пути  к  практическому  воплощению  встречают  трудности,  порой  не  решаемые  в  рамках  породившей  их  теории.  В  обеих  концепциях  правители  обладают  высшим,  по  сравнению  со  своими  подданными,  знанием,  хотя  суть  этого  знания  совершенно  различна. 

Оба  философа  оказали  значительное  влияние  на  политическую  мысль  последующих  веков:  идеи  Платона  прослеживаются,  например,  в  труде  Аврелия  Августина  «О  граде  божьем»  и  в  способе  устройства  средневековых  западноевропейских  государств  вообще.  Взгляды  Макиавелли  впоследствии  способствовали  объединению  Италии,  а  его  теория  в  целом  стала  одним  из  основных  источников  происхождения  современной  политологии.  Хотя  оба  проекта  по  большому  счёту  потерпели  практические  неудачи,  отдельные  идеи,  их  составлявшие,  обрели  долгую  жизнь  и  успешное  воплощение  во  многих  государствах  в  разные  исторические  периоды.  Дальнейшее  изучение  этих  программ  позволит  глубже  понять  политические  процессы,  как  происходившие  в  прошлом,  так  и  продолжающиеся  вплоть  до  сегодняшнего  дня.

 

Список  литературы:

  1. История  Италии:  в  3  т.  /  отв.  ред.  А.Д.  Сказкин.  –  М.:  Наука,  1973.  –  Т.  1.  –  427  с.
  2. Каппони  Н.  Макиавелли  /  Н.  Каппони.  –  М.:  Вече,  2012.  –  372  с
  3. Лосев  А.Ф.  Комментарии  к  диалогам  Платона.  Компиляция  из  четырехтомного  издания  диалогов  Платона  /  А.Ф.  Лосев.  –  М.:  Мысль,  1990–1994.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.psylib.org.ua/books/losew06/index.html  (дата  обращения  9.12.2015).
  4. Макиавелли  Н.  Сочинения  исторические  и  политические.  Сочинения  художественные.  Письма  /  Н.  Макиавелли.  –  М.:  АСТ:  АСТ  МОСКВА,  2008  –  С.  44–122.
  5. Макьявелли  Н.  О  военном  искусстве  /  Н.  Макьявелли  //  О  военном  искусстве;  Сочинения  исторические  и  политические.  –  М.:  Астрель,  2012.  –  С.  5–234.
  6. Платон.  Государство  /  Платон  //  Собр.  соч.:  в  4  т.  –  М.:  Мысль,  1994.  –  Т.  3.  –  С.  79–420.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.