Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2015 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ
Никонова Виктория Евгеньевна
студент 1 курса магистратуры, кафедра психологии и социальной работы ГАГУ, РФ, г. Горно-Алтайск
Е-mail: viki8329@yandex.ru
Таскина Ирина Анатольевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент ГАГУ, РФ, г. Горно-Алтайск
Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что развитие технологий Web 2.0 привели к бурному развитию социальных сетей и веб-сервисов, втянув в себя весь мир. Наиболее частыми пользователями являются, конечно же, молодые люди. Социальные сети сегодня позиционируются как инновационный фактор социализации развивающейся личности.
Социализация «это ни что иное, как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей».
«Социальные сети (интернет) – это «сетевые услуги, которые позволяют частным лицам строить общественные или полуобщественные профили в пределах ограничений наложенных системой, определять список других пользователей, с которыми они могут сообщаться и делиться информацией, просматривать и связывать их список контактов с другими, созданными пользователями внутри системы» [1]».
Мы провели небольшой опрос среди подростков, который состоял из одного вопроса: «Сколько времени вы проводите в социальных сетях?». Выборка исследования составила 100 человек, из них 54 девочки и 46 мальчиков. Мы получили следующие результаты:
- все свободное время – 61 %;
- несколько часов в день – 39 %.
«Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе [2]».
Главной проблемой является то, что социализация подростков в большей мере проходит в социальных сетях, нежели как раньше в кругу общения реальных людей. Положительно ли влияет на личность такое замещение?
Ведущей деятельностью подросткового возраста является эмоционально-личностное общение со сверстниками. С 12 лет родители отходят на задний план, фокус внимания смещается на сверстников.
Подростковый возраст является сензитивным для приобретения социальных навыков, установок, мотивов, ценностей, убеждений и идей. Просто нельзя представить, что подросток не имеет на что-то своего собственного мнения, не умеет о себе заявить. В сетях подростки между собой обмениваются своими мыслями, идеями. Так называемые «статусы» буквально кишат разными высказываниями. Это вошло в моду, подростки скрыто соперничают на тему своих «статусов», «выкладывая» постоянно что-то новое.
Таким образом, они не проявляют себя в чем-то в жизни, им не нужно добиваться социального статуса какими-то реальными способами, им достаточно написать «пост», выложить фотографию, и все «Я-звезда». Популярность и красота мерится так называемыми «лайками» (оценочная система сервиса Вконтакте). То есть социальные сети сами по себе – это оценочное пространство, которое предполагает, что там будут оценивать. А если в жизни человека социальные сети занимают очень значимое место, то теперь все силы человека будут направлены на то, чтобы добиться этой виртуальной оценки. Формирование самооценки происходит не в жизни, а в сети. В итоге получается виртуальная самооценка. А в будущем, например, при поступление в высшее учебное заведение, на работу значимым критерием выбора будет реальная оценка, реальные возможности и способности человека, а не виртуальные. Следовательно, социальные связи у такого человека будут нарушены. Самовыражение в сети – это иллюзорное самовыражение.
Свобода в пубертатный период развития ребенка ключевая ценность, а специфика интернета создаёт абсолютные условия свободы выбора той или иной информации. «Запретная информация» становится доступной. Так, например, различные видеоролики и группы с девиантным содержанием, открытое и безнаказуемое высмеивание отдельных участников социальной сети, ради развлечения, у них за спиной. Возможности Интернета красочно и наглядно с беспрецедентной откровенностью позволяют оказывать мощное влияние на эмоциональную сферу подростка. Приемы предоставления информации, анонимность, правила участия в сети, – инструментарий психологической поддержки участия подростка в виртуальном общении, а «вбрасывание» в сеть эмоционально окрашенных текстов – средство сохранения контекста разговора и его направленности. Сеть как средство виртуального общения не имеет ни направленности, ни контекста разговора. Они задаются людьми. Направленность может быть различной в том числе и асоциальной. Эмоциональный фон, сопровождающий тексты, относящийся к тому или иному типу девиантного поведения, способствует ускорению обращения речемыслительных образов девиаций (отклонений от нормы) в опыт.
В спонтанно развивающихся социальных сетях традиционные агенты социализации заменяются посетителями этих социальных сетей. Каждый посетитель становится агентом социальной сети.
Острое чувство одиночества – одно из наиболее ярких переживаний подростка. А социальные сети дают ребенку возможность почувствовать, что у него много друзей. Это тот возраст, когда ребенок ищет ответ на вопрос «Кто я?» Ответ на этот вопрос, безусловно, ему помогают найти социальные сети. В интернете он может ощущать себя частью группы. Ребенок примеряет на себя чужие роли, присоединяется к разным группам, которых, например, ВКонтакте полно. Ведь если в обычной жизни у подростка ограниченное количество ролей, которые можно примерить, то в виртуальности эти возможности расширяются до бесконечности. С одной стороны, это развивает креативность подростков, опыт групповой творческой деятельности. С другой стороны негативные контексты, в которых она совершенствуется, формируют девиантную направленность креативной активности. Молодые люди сами создают свой виртуальный социум, виртуальные сообщества, в которых действуют лишь ими же придуманные законы. Но в реальной жизни этих законов зачастую ведь нет!
Социальные сети формируют иллюзию коммуникативного и интерактивного пространства, при этом мы не можем игнорировать тот факт, что через данный механизм идет ретрансляция норм, правил и ценностей.
Подросток в социальных сетях очень часто перенимает ложные ценности и убеждения. Часто пропагандируется нездоровый образ жизни, асоциальное поведение. Курить, пить как самый заядлый алкоголик, не учиться, ходить в ночные клубы, – вот какие позывы там часто можешь увидеть. Он отождествляет себя с этим, думая, что это правильно.
Школа часто пропагандируется не как социальный институт, а как место для развлечений, куда подростки приходят пообщаться. В социальных сетях активно высмеивают учителей и школьное образование. Оскорбление личности учителя, негативная оценка его деятельности – все это можно найти в подростковых группах социальных сетей.
У подростков возникает зависимость от социальных сетей (все свободное время проводят 61 % опрошенных, 39 % – несколько часов в день – 39 %). Ведь в них можно почувствовать себя «звездой», найти друзей по интересам, новых людей. Виртуальное общение можно прекратить, когда захочешь. То есть не хочешь ты отвечать – просто закрой страничку. Это избегание социальных контактов, конфликтов, проблем, противоречий. Ведь в реальности так «не закроешь страничку». Отсюда возникает неумение правильно выстраивать социальные контакты.
Если не злоупотреблять социальными сетями, то в них можно найти и плюсы. Во-первых, это интересы подростка. В социальных сетях он может найти любимую музыку, кино, книги. Также подростку очень важно принадлежать к какой-либо группе, важно, чтобы его интересы разделяли (если, конечно, это социально приемлемые интересы). Во-вторых, это социальная активность. Подросток может не только потреблять, но и сам организовывать то или иное движение в социальных сетях: создавать группы, реализовывать свои проекты, увлекая за собой других. В-третьих, это самообразование. Подростки могут через те же группы учиться чему-либо. Например, группы английского языка, в которых выкладывается грамматика и различные тексты для перевода. Таким образом, ребенок может повторить или выучить новое.
Подведя итог, можно сказать, что социализация через социальные сети приобретает как позитивные, так и негативные факторы. К сожалению, на сегодняшний момент больше негативной, так как растет тенденция к зависимости от социальных сетей, возникает иллюзия общения. На наш взгляд, современное психолого-педагогическое сообщество должно перестать игнорировать социальные сети, а рассматривать их как адекватный фактор социализации, через потенциал которого можно осуществлять процесс управления становлением личности. Ведь поколение, которое сейчас растет – это наше будущее, будущее нашей страны.
Список литературы:
- Баткаева Е.Р. Роль социальных сетей в социализации молодежи / Е.Р. Баткаева. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.pareto-center.ru/smi-59.html
- Омельченко Е. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла. Журнал исследований социальной политики, – Том 3. – № 1. – С. 59–87.
дипломов
Оставить комментарий