Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Раджабов О.А. РОЛЬ ИНСТИТУТА МАХАЛЛИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, НАПРАВЛЕННУЮ НА ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖА В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(36). URL: http://sibac.info/archive/social/10(36).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ  ИНСТИТУТА  МАХАЛЛИ  В  РЕАЛИЗАЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ,  НАПРАВЛЕННУЮ  НА  ВОСПИТАНИЕ  МОЛОДЕЖА  В  ГОДЫ  НЕЗАВИСИМОСТИ

Раджабов  Озодбек  Аминбаевич

студент  3  курса,  кафедра  истории  УрГУ, 
РФ,  г.  Ургенч

E-mail: 

Абдуллаев  Темур  Пулатович

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук  УрГУ, 
РФ,  г.  Ургенч

 

Аннотация:  Махалля  в  течение  веков  оставалась  и  остаётся  для  мудрого  узбекского  народа,  который  прошел  через  многие  испытания,  опорой  и  поддержкой.  Даже  в  самых  сложных  периодах  истории,  не  утратив  свое  значение  и  сохраняя  многовековые  ценности,  также  национальную  самобытность,  махалля  в  годы  независимости  превратилась  в  новую  общественную  структуру.  В  настоящее  время  махалли  выполняют  функцию  своеобразного  заведения  в  деле  воспитания  молодежи  с  высокой  духовностью  и  чувством  патриотизма.  В  данной  статье  делается  попытка  раскрыть  роль  института  махалли  в  реализации  государственной  политики,  направленную  на  воспитание  гармонично  развитой  молодежи  в  годы  независимости.

В  годы  независимости  во  всех  сферах  жизнедеятельности  нашей  страны  происходят  коренные  изменения,  целью  которых  является  улучшение  условий  проживания  и  обеспечение  достойного  образа  жизни  наших  соотечественников.  Важным  звеном  в  процессе  осуществления  реформ  считается  государственная  политика,  направленная  на  воспитание  гармонично  развитой  молодежи.  Дело  воспитания  гармонично  развитого  поколения,  которое  считается  основным  богатством  и  будущим  для  нашей  страны  возведено  до  уровня  государственной  политики.

Особенно  в  настоящее  время,  когда  в  мире  идет  процесс  глобализации,  экономические  преобразования  нужно  вести  вместе  с  духовно-просветительской  работой.  Развитие  и  воспитание  в  сознании  молодежи  идей  независимости,  духовных  и  нравственных  ценностей,  пробуждение  национальной  самобытности  считаются  важным  условием  и  гарантией  в  стабильном  развитии  нашего  общества.  В  процессе  возвышения  духовной  жизни  роль  и  место  института  махали,  как  общественно-территориальной  единицы,  основанной  на  местном  самоуправлении,  профессиональном  объединении,  династическом  родстве,  бесценно.  Институт  махали  в  настоящее  время  считается  не  только  как  важное  звено,  обеспечивающее  участие  граждан  в  принятии  политических  решений,  но  и  как  школа  и  система  управления,  обеспечивающая  общество  молодежью  с  высокой  духовностью  и  их  активное  участие  в  общественной  жизни  нашей  страны.

Об  институте  махали  и  его  роли  в  воспитании  молодежи  президент  Республики  Узбекистан  Ислам  Каримов  рассуждает  следующим  образом:  «В  годы  независимости  ценности,  традиции  и  обычаи  обогащаются  с  требованием  времени.  Вместе  с  этим,  расширяются  права  и  полномочия  махалли,  сегодня  они  являются  органами  самоуправления  и,  в  качестве  демократической  школы,  ведут  широкомасштабную  деятельность.  Впервые  в  истории  нашей  государственности  понятие  «махалли»  было  закреплено  в  Конституции,  четко  определено  её  место  и  статус  в  управлении  обществом.  Такое  большое  внимание  махаллинской  форме  управления  свидетельствует  о  народности  политики,  которая  ведется  в  нашей  стране.  В  данный  момент  махалля  на  практике  является  выразителем  принципа  «из  сильного  государства  к  сильному  обществу»,  которая  реализуется  в  нашей  стране,  приобретает  важное  значение  в  укреплении  нашей  духовной  жизни,  а  также  в  формировании  сознания  молодого  поколения  на  современной  основе»  [1,  c.  60].

Известно,  что  издавна  узбекские  махали  по-настоящему  были  и  до  сих  пор  остаются  очагом  хранения  национальных  ценностей.  Взаимное  милосердие  и  дружба,  сплоченность,  систематически  навещать  больных  и  людей  преклонного  возраста,  а  также  лиц,  нуждающихся  в  помощи,  приласкать  сирот,  проведение  свадеб,  хашаров  и  поминок  сообща,  духовная  и  моральная  поддержка  и  другие,  свойственные  только  нашему  народу  обычаи  и  традиции  первоначально  сформировались  и  развивались  именно  в  махаллинской  среде.  Махалли  выполняют  функцию  просветительских  школ  и  в  духе  уважения  к  вековым  традициям  и  обычаям  воспитывает  у  молодежи  идеи  преданности  к  Родине,  а  также  имеет  важное  значение  в  становлении  гармонично  развитого  поколения.  Среди  народа  бытует  множество  пословиц  и  поговорок,  самый  известный  среди  которых  «На  одного  ребенка  ответственны  7  махалли».

В  годы  независимости  были  проведены  глубокие  реформы  для  укрепления  её  организационного,  общественного  и  правового  статуса.  Сначала  понятие  «махалля»,  в  качестве  своеобразного  органа  самоуправления  граждан,  было  впервые  закреплено  в  Конституции.  В  105  статье  Конституции  Республики  Узбекистан  органы  самоуправления  определены  следующим  образом:  «Городки,  села  и  аулы,  а  также  махали  в  их  составе  являются  органами  самоуправления  граждан,  они  выбирают  председателя  и  его  советников  на  срок  2,5  лет.  Порядок  выбора  в  органы  самоуправления  граждан,  организация  их  деятельности  и  сферы  полномочия  устанавливаются  законом»  [2].

Махалля  существует  издавна  и,  считаясь  своеобразной  структурой,  которая  воплощает  в  себе  традиции  и  ценности  узбекского  народа,  имеет  большое  значение  в  воспитании  молодого  поколения,  тем  самым  выражая  восточную  модель  управления.  Особенно  эти  вопросы  актуальны  особенно  сейчас,  когда  во  все  сферы  жизни  просачиваются  элементы  глобализации.

С  первых  дней  независимости  большое  внимание  уделяется  оказанию  всесторонней  поддержки  институту  махали,  а  именно  практическая  и  методическая  помощь  в  их  организации.

12  сентября  1992  года  был  принят  №  472  Указ  Президента  Республики  Узбекистан  «О  создании  республиканского  благотворительного  фонда  «Махалля»»  и  это  считается  важным  событием  в  истории  нашей  страны.

В  соответствии  с  Указом  Президента  Республики  Узбекистан  основными  функциями  благотворительного  фонда  «Махалли»  были  определены  следующие:

  • оказание  всесторонней  помощи  сохранению  и  обогащении  исторически  сложившихся  традиций  и  обычаев  узбекского  народа;
  • пропаганда  идей  гуманного  отношения  к  малообеспеченным  семьям,  сиротам,  лицам  преклонного  возраста  и  оставшихся  без  кормильца,  оказание  им  моральной  и  материальной  поддержки;
  • в  условиях  рыночной  экономики  содействовать  в  общественном,  экономическом  и  культурном  развитии  махаллинских  комитетов.

В  целях  обеспечения  реализации  УП  №  472  Республики  Узбекистан  17  октября  1992  года  Кабинет  Министров  принял  постановление  «О  вопросах  организации  деятельности  республиканского  благотворительного  фонда  «Махалля»».

В  области  воспитания  молодого  поколения  махалли  в  Узбекистане  выполняют  следующие  важные  функции:

  • на  основе  гуманизма  и  милосердия  помогает  формированию  среди  молодежи  принципа  взаимоуважения  и  добрососедских  отношений,  а  также  разработке  и  внедрению  методов  пропаганды  идеи  национальной  независимости,  мира  и  благополучия;
  • непосредственно  участвует  в  воспитании  молодого  поколения  в  духе  патриотизма  и  гуманизма,  национальных  и  духовных  ценностей;
  • в  гражданских  сходах  широко  пропагандирует  идеи  гуманного  и  милосердного  отношения  к  малообеспеченным  и  утратившим  кормильца  семьям,  одиноким  лицам  преклонного  возраста,  ветеранам,  инвалидам  и  сиротам,  материально  и  морально  поддерживает  их;
  • оказывает  теоретическую  и  практическую  помощь  в  создании  необходимых  условий  для  повышения  общественной  активности  молодежи,  направлять  их  по  профессии,  на  основе  точного  направления  социальной  поддержки  населению,  развитию  частного  предпринимательства  и  семейного  бизнеса,  а  также  в  расширении  его  полномочий  в  системе  общественного  контроля  над  государственными  органами  управления.

30  марта  2012  года  под  порядковым  номером  44р  фонд  «Махалля»  был  зарегистрирован  в  Министерстве  юстиции,  приобрел  новый  Устав  и  его  организационно-правовой  статус  был  определен  как  «Общественный  фонд».

В  целях  расширения  роли  и  значения  махалли  как  органа  самоуправления  граждан,  повышения  престижа  в  укреплении  национальных  ценностей  и  обычаев,  чувств  взаимного  милосердия,  усиления  материальной  и  моральной  поддержки  населения  2003  год  в  Республике  Узбекистан  был  объявлен  «Годом  махалли»  и  7  февраля  этого  же  года  Кабинет  Министров  принял  государственную  программу.  Она  состоит  из  102  пунктов,  где  акцент  был  сделан  на  воспитание  молодежи  в  духе  патриотизма  и  национальных  ценностей,  их  социальную  защиту,  создание  широких  возможностей  для  надомной  и  предпринимательской  деятельности,  усиление  духовно-просветительских  работ,  чтобы  молодежь  не  попала  под  влияние  чуждых  идеологий  и  течений.

Каждый  год  в  махаллях  среди  молодежи  регулярно  проводятся  мероприятии  и  различного  рода  акции,  среди  которых  можно  выделить  «Махалля  XXI  века»,  «Что  я  сделал  для  развития  моей  махалли»,  среди  обучающихся  лицеев  и  колледжей  –  «История  махалли  –  история  государственности»,  а  также  спортивные  состязания  «Богатыри  нашей  махалли».  Целью  этих  мероприятий  является  воспитание  духовно  и  гармонично  развитого  поколения.  Можно  сделать  вывод  о  том,  что  трудно  переоценить  роль  махалли  в  воспитании  современной  молодежи.

Большое  внимание,  которое  уделяется  институту  махалли  исходит  из  функций,  которые  они  выполняют  в  обществе,  в  частности,  воспитание  гармонично  развитого  поколения  в  духе  национальных  и  общечеловеческих  ценностей,  любви  к  Родине.  Махалля  это  не  только  школа  усвоения  национальных  ценностей,  но  и  орган  самоуправления,  имеющий  сильное  влияние  и  на  основе  духовных  критерий  и  мнения  широкой  общественности  упорядочивающее  поведение  молодежи  и  их  взаимоотношения.

 

Список  литературы:

  1. Каримов  И.А.  Юксак  маънавият  –  енгилмас  куч.  Т.,  “Маънавият”,  2008.
  2. Ўзбекистон  Республикаси  Конституцияси.  Т.:  “Ўзбекистон”,  2014.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.