Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Горина С.Р. ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ И СУЕВЕРИЯ В ЖИЗНИ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ И ОКТАВИАНА АВГУСТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(36). URL: http://sibac.info/archive/social/10(36).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ  И  СУЕВЕРИЯ  В  ЖИЗНИ  ЮЛИЯ  ЦЕЗАРЯ  И  ОКТАВИАНА  АВГУСТА

Горина  София  Романовна

cтудент  3  курса,  кафедра  всеобщей  истории  ВлГУ,  РФ,  г.  Владимир

E-mail444774448@mail.ru

Данилова  Валерия  Юрьевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  ВлГУ,  РФ,  г.  Владимир

 

 

Целью  данного  исследования  является  изучение  предзнаменований  и  суеверий  в  жизни  Юлия  Цезаря  и  Октавиана  Августа  и  их  влияния  на  правителей.  Данная  тема  является  важной,  поскольку  помогает  лучше  понять  менталитет  римского  народа  той  эпохи  (I  в.  до  н.  э.)  и  углубиться  в  изучение  древнеримского  быта.  Данная  тема  представляет  научный  интерес  на  примере  Юлия  Цезаря  и  Августа,  потому  что  эти  две  личности  внесли  весомый  вклад  в  историю,  и  многое  в  их  жизни  напрямую  зависело  от  предзнаменований,  как  считали  они  и  их  окружение.  Казалось  бы,  что  вся  их  жизнь  окутана  мистикой.  Даже  род  Юлиев,  согласно  легенде,  вёл  своё  происхождение  от  богини  Венеры.

Интерес  к  теме  знамений  в  жизни  римлян  проявляли  такие  историки,  как  Л.  Винничук  [1,  с.  112–115],  П.  Гиро  [3,  с.  358–372],  С.Л.  Утченко  [8,  с.  235],  И.Ш.  Шифман  [9,  с.  144–146],  В.  Миронов  [6,  с.  37],  Н.А.  Машкин  [5,  с.  556–568].  Историки  опирались  на  сочинения  античных  авторов,  биографов  императоров.  Они  пытались  объяснить,  откуда  у  римлян  взялась  такая  вера  в  знамения,  как  она  проявлялась  и  каковы  были  последствия.  При  изучении  данной  темы  возникла  дилемма  по  поводу  того,  как  Юлий  Цезарь,  римский  император,  мог  не  придавать  значения  предзнаменованиям.  Для  римлян  той  эпохи  это  казалось  невозможным.  Л.  Винничук  указывает,  что  всякому  бедствию  у  римлян  предшествовали  какие-либо  знамения.  Даже  в  случайно  услышанном  слове  римляне  могли  уловить  некое  пророчество  [1,  c.  112].  Однако  Светоний  пишет,  что  никакие  суеверия  не  могли  заставить  Цезаря  отложить  предприятие  [2,  с.  28],  а  по  свидетельству  Цицерона,  Юлий  не  прислушался  к  совету  главного  гаруспика,  который  советовал  отложить  поход  в  Африку  до  наступления  зимы.  Он  отправился  в  поход  и  вопреки  предсказанию  одержал  победу  в  африканской  кампании  [4].  Гаруспики  –  это  жрецы,  которые  гадали  по  внутренностям  жертвенных  животных.  Что  касается  предсказания  жреца,  то  можно  сказать,  что  гаруспики  не  пользовались  в  Риме  большим  почётом  и  авторитетом.  Цицерон  указывал,  что  у  гаруспиков  нет  единого  учения  в  толковании  внутренностей,  поэтому  то,  что  Цезарь  не  прислушался  к  совету  гадателя,  вполне  объяснимо.  Однако  не  стоит  относить  Цезаря  к  абсолютно  неверующему  в  судьбу  правителю.  Например,  П.  Гиро  пишет,  что  после  одного  опасного  падения  из  повозки  Цезарь  всегда,  как  только  садился,  три  раза  читал  заклинание,  чтобы  обезопасить  себя  во  время  поездки  [3,  с.  359].

Данная  тема  представляет  интерес  и  в  наши  дни,  и  некоторые  вопросы  требуют  отдельного  рассмотрения:  какие  предзнаменования  предсказывали  великое  будущее  императоров,  какие  предзнаменования  пророчили  победу,  а  какие  смерть.  Немаловажным  остаётся  вопрос,  каких  суеверий  придерживались  правители.  Из  современников  императоров  в  данной  статье  рассматривается  произведение  Цицерона,  которое  очень  хорошо  описывает  отношение  римлян  к  предзнаменованиям  и  суевериям  [4].  В  качестве  источников  используются  также  произведения  Светония  [2]  и  Плутарха  [7].

Что  касается  предзнаменований  победы,  то  в  сочинении  Плутарха  упоминается,  что  Цезарь  спас  от  разграбления  храм  Дианы  в  Эфесе,  и  по  этому  поводу  передавались  слухи  о  разных  знамениях:  например,  у  храма  Виктории,  где  жители  поставили  статую  Цезаря,  вдруг  выросла  пальма,  хотя  земля  была  замощена  камнем  [7,  c.  214].  Но  и  здесь  проявляется  политическая  хитрость  и  расчётливость  Цезаря.  Например,  в  речи  к  послам  Цезарь  заявил,  что  победу  ему  даровали  боги.  Однако  в  речах  к  солдатам  Цезарь  не  ссылался  на  богов,  а  наоборот,  делал  упор  на  мужестве  и  стойкости  солдат.  Многие  военные  победы  Цезаря  были  восприняты  как  знак  милости  и  покровительства  богов.

Были  у  Цезаря  и  знаки,  которые  предвещали  трагичную  страницу  в  его  жизни,  а  именно  –  убийство.  Светоний  пишет,  что  за  несколько  месяцев  до  смерти  Юлия  в  городе  Капуе  раскапывали  старые  могилы,  и  в  одной  из  могил  была  найдена  табличка  с  надписью,  гласящей,  что  когда  будет  потревожен  Капиев  прах,  тогда  потомок  его  умрёт  от  руки  сородичей  [2,  c.  34].  Как  ни  удивительно,  но  именно  Цезарь  был  потомком  Капия,  основателя  города  в  Южной  Италии.  По  свидетельству  Плутарха,  жене  Цезаря  Кальпурнии  в  ночь  перед  убийством  супруга  приснилось,  будто  мужа  закалывают  в  её  объятиях  [7,  c.  229].  Цицерон  писал,  что  эти  знамения  были  даны  Цезарю  богами,  чтобы  он  узнал  о  своей  гибели,  а  не  для  того,  чтобы  он  остерёгся  [4].  Спустя  7  ночей  после  убийства  Цезаря  на  небе  появилась  великая  комета,  которую  истолковали  как  то,  что  душа  Цезаря  вознеслась  к  богам  [7,  c.  235].  Наследник  Цезаря  Октавиан  Август  соорудил  храм  Божественного  Юлия  на  том  месте,  где  пылал  погребальный  костёр  Гая  Юлия  Цезаря.

В  жизни  Августа  было  немало  предзнаменований.  Существует  легенда,  согласно  которой  мать  Августа  укусил  змей,  когда  она  была  в  храме  Аполлона,  после  чего  у  неё  осталось  на  теле  пятно  в  виде  змеи,  а  через  девять  месяцев  родился  Август  и  по  этой  причине  был  признан  сыном  Аполлона.  На  этом  предзнаменования,  связанные  с  будущим  Августа,  не  заканчиваются:  когда  отец  Августа  совершал  гадания  о  судьбе  сына,  то  пламя  на  алтаре  так  полыхнуло,  что  взметнулось  до  самого  неба,  а  такое  знаменье  у  этого  алтаря  было  дано  одному  лишь  Александру  Македонскому  [2,  c.  73].  Все  эти  предзнаменования,  описанные  Светонием,  могут  показаться  нам  простым  совпадением  или  вымыслом,  но  в  те  времена  римляне  откликались  на  все  необыкновенные  явления  природы  и  чудеса,  которые,  как  они  считали,  творят  боги.  Сопутствовали  Августу  и  предзнаменования,  связанные  с  победой.  Накануне  морского  сражения  за  Сицилию,  когда  он  гулял  по  берегу,  из  моря  выбросилась  рыба  и  упала  к  его  ногам,  а  в  Акции,  когда  он  уже  шел  начинать  бой,  ему  встретился  погонщик  с  ослом,  погонщика  звали  Удачник,  а  осла  –  Победитель:  после  победы  им  обоим  он  поставил  медную  статую  [2,  c.  75].

Что  касается  суеверности,  то  здесь  Август  сильно  отличался  от  Цезаря.  Большое  значение  Август  придавал  сновидениям,  как  своим,  так  и  чужим.  По  словам  Цицерона,  сон  был  не  временем  отдыха  у  римлян,  а  чаще  всего  поводом  для  беспокойств  и  страхов.  Однако  к  суевериям  других  народов  Август  проявлял  явно  отрицательное  отношение  [8,  c.  144].  Что  касается  примет,  в  которые  верил  сам  Август,  то  античные  авторы  пишут,  что  если  утром  он  надевал  башмак  не  на  ту  ногу,  это  было  дурным  знаком  [2,  c.  72].  Однако,  не  смотря  на  всё  своё  величие  и  могущество,  у  Августа  были  и  страхи.  У  Светония  можно  прочитать  строки  про  то,  что  перед  громом  и  молнией  Август  испытывал  большой  страх:  везде  и  всюду  он  носил  с  собой  для  защиты  от  них  тюленью  шкуру,  а  при  первом  признаке  сильной  грозы  скрывался  в  подземное  убежище  [2,  c.  72].  Перед  смертью  Августу,  так  же  как  и  Цезарю,  были  посланы  предзнаменования,  предвещающие  скорую  кончину.  Hезадолго  до  смерти  Августа  на  храм,  выстроенный  Марком  Випсанием  Агриппой,  опустился  орел  и  сел  на  первую  букву  имени  Агриппы.  Так  как  и  орёл  был  священной  птицей  в  Риме,  и  буква  «  А»  была  первая  буква  имени  Августа,  то  Октавиан  расценил  это  как  предзнаменование  скорой  кончины  [2,  c.  75].  Вскоре  так  и  случилось.  Август  всегда  желал,  чтобы  смерть  его  выпала  лёгкая,  и  боги  исполнили  желание  принцепса  [2,  c.  77].

В  заключение  статьи  можно  сделать  ряд  выводов.  На  примере  жизнеописаний  Юлия  Цезаря  и  Августа  можно  сказать,  что  вера  римлян  в  различные  предзнаменования  и  суеверия  была  достаточно  высокой.  И  у  Цезаря,  и  у  Августа  в  течение  жизни  были  знамения,  которые  предвещали  им  все  важные  события  их  судьбы.  Среди  этих  знамений  можно  выделить  дурные  (например,  предвестие  поражения  или  смерти)  и  хорошие  (предвестие  прихода  к  власти  или  победы).  Август  был  более  суеверен,  а  Цезарь  не  стеснялся  игнорировать  предзнаменования  или  истолковывать  их  так,  как  ему  выгодно.  Конечно,  говоря  о  суевериях  в  жизни  римлян,  нужно  понимать,  что  тогда  римляне  не  знали  истинного  происхождения  природных  явлений,  болезней  и  других  вещей,  которые  в  наши  дни  можно  объяснить  с  помощью  науки.  Именно  поэтому  римляне  стремились  понять  необъяснимые  для  них  вещи  через  действия  различных  божеств.

 

Список  литературы:

  1. Винничук  Л.  Люди,  нравы  и  обычаи  Древней  Греции  и  Рима.  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://fanread.ru/book/7391270/?page=112  (дата  обращения  21.11.2015).
  2. Гай  Светоний  Транквилл.  Жизнь  двенадцати  цезарей.  –  М.:  Художественная  литература,  1990.  –  255  с.
  3. Гиро  П.  Частная  и  общественная  жизнь  римлян.  –  СПб:  Алетейя,  1995.  –  582  с.  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.sno.pro1.ru/lib/giro/10-13.htm  (дата  обращения  21.11.2015).
  4. Марк  Туллий  Цицерон.  Философские  трактаты.  О  дивинации.  –  М.:  Наука,  1985.  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1407678638  (дата  обращения  21.11.2015)
  5. Машкин  Н.А.  Принципат  Августа.  Происхождение  и  социальная  сущность.  –  М.-Л.:  Изд-во  Академии  наук  СССР,  1949.  –  557  с.
  6. Миронов  В.  Древний  Рим.  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.litmir.co/br/?b=134700&p=37#section_9  (дата  обращения  21.11.2015).
  7. Плутарх.  Сравнительные  жизнеописания.  Избранные  главы.  –  СПб.:  Азбука,  2012.  –  351  с.
  8. Утченко  С.Л.  Цицерон  и  его  время.  –  М.:  Мысль,  1986.  –  351  с.
  9. Шифман  И.Ш.  Цезарь  Август.  –  Л.:  Наука,  1990.  –  200  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.