Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2015 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Терентьева Ю.В. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМ ЗРЕНИЕМ ПРИ ПРИОБЩЕНИИ ИХ К ВИЗУАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(35). URL: http://sibac.info/archive/social/9(35).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ  ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ  ПОМОЩИ  ЛЮДЯМ  С  ОГРАНИЧЕННЫМ  ЗРЕНИЕМ  ПРИ  ПРИОБЩЕНИИ  ИХ  К  ВИЗУАЛЬНОМУ  ИСКУССТВУ

Терентьева  Юлия  Владимировна

студент  4  курса,  факультет  социально-политических  наук,

кафедра  социальных  технологий,  ЯрГУ  им  П.Г.  Демидова, 
РФ,  г.  Ярославль

E-mailJuliaChh@yandex.ru

Соловьева  Наталия  Анемподистовна

научный  руководитель,  канд.  техн.  наук,  магистр  по  социальной  работе,  доцент  кафедры  социальных  технологий,  ЯрГУ  им  П.Г.  Демидова

РФ,  г.  Ярославль

 

В  настоящее  время  люди  с  ограниченными  возможностями,  в  частности  с  ограниченным  зрением,  являются  неотъемлемой  частью  каждого  общества,  в  том  числе  и  Российского,  причем  большинство  из  них  имеют  активную  жизненную  позицию  в  вопросах  удовлетворения  образовательно-познавательных,  культурно-эстетических,  интеграционно-коммуникационных  потребностей.  В  силу  ограничений  по  зрению  у  многих  из  них  возникает  проблема  с  получением  визуальной  информации,  вследствие  чего  встает  барьер  на  пути  к  чувственному  познанию  мира  через  визуальное  искусство.  При  взаимодействии  с  объектами  визуального  искусства  у  человека  с  ограниченным  зрением  возникают  вполне  конкретные  проблемы  и  трудности,  связанные  с  особенностями  организации  средово-бытовой  зоны  культурно-досуговых  учреждений,  производства  технического  оснащения,  специфики  общественного  отношения  к  инвалиду.  К  числу  таких  проблем  и  трудностей  можно  отнести,  соответственно,  отсутствие  адаптированной  для  слабовидящих  среды  в  культурно-досуговых  учреждениях  и  учреждениях  культуры  и  искусства,  невозможность  тактильного  контакта  с  экспонатами  непосредственно  в  музеях  и  выставочных  залах,  сужение  круга  форм  восприятия  визуального  искусства  за  счет  выпадения  зрительного  канала,  ограничение  мира  предметов  и  явлений,  доступных  восприятию  за  счет  отсутствия  необходимых  макетов,  звукового  оборудования,  барельефных  аналогов  объектов  живописи,  а  так  же  неподготовленность  сотрудников  культурно-досуговых  учреждений  и  учреждений  искусства  в  вопросах  взаимодействия  со  слабовидящими  людьми.

Существование  различных  проблем  и  трудностей  при  приобщении  слабовидящих  людей  к  визуальному  искусству  предопределяет  необходимость  поиска  тех  или  иных  путей  их  решения.  Задача  содействия  людям  с  ограниченным  зрением  при  их  приобщении  к  визуальному  искусству  находит  своё  решение  на  государственном  уровне,  причем  чаще  всего  в  рамках  школьного  образования  через  введение  уроков  тифлогарифики  с  использованием  необходимого  технического  оснащения  (макетов,  аудиофильмов  и  т.  д.  и  т.  п.).  Помимо  этого,  крупнейшими  российскими  музеями,  среди  которых  можно  отметить,  в  первую  очередь,  Эрмитаж,  ведутся  специальные  экскурсии  для  людей  с  ограниченным  зрением  с  использованием  новейших  технологий,  которые  в  настоящее  время  доступны  в  использовании,  как  правило,  лишь  для  молодой  аудитории  слабовидящих  посетителей.

Существующие  образовательные  услуги  на  государственном  уровне  в  настоящее  время  уже  не  удовлетворяют  различные  интересы  и  потребности  людей  с  ограниченным  зрением  в  области  познания  визуального  искусства.  Как  никогда  актуальными  становятся  формы  добровольческой  помощи,  которые  расширяют  возможности  государственной  помощи  в  сфере  приобщения  слабовидящих  людей  к  визуальному  искусству.  Среди  инновационного  опыта  добровольческой  помощи,  способствующего  в  приобщении  к  искусству  не  только  слабовидящих  школьников  в  рамках  школьного  образования,  но  и  слабовидящих  людей  всех  возрастов  в  рамках  культурно-досуговых  учреждений,  в  настоящее  время  реализуется  создание  объемных  реплик  известных  произведений  живописи,  макетов  архитектурных  сооружений  и  скульптур,  объемных  светотеневых  картин,  звуковых  картин,  создание  интерактивного  3D  пространства  по  мотивам  тех  или  иных  произведений  живописи.

Несомненно,  наиболее  применяемой  и  доступной  формой  помощи  людям  с  ограничениями  по  зрению  в  области  изучения  визуального  искусства  является  добровольческое  тифлокомментирование,  которое  позволяет  заместить  или  дополнить  визуальную  информации,  которая  недоступна  или  малодоступна  людям  с  ограниченным  зрением,  а  так  же  непосредственное  сопровождение  при  посещении  учреждений  культуры  и  искусства,  обеспечивающее  не  только  безопасность  передвижения,  но  и  снимающее  у  слабовидящего  человека  излишнее  напряжение  при  перемещении  и  ориентации  в  пространстве  в  данных  учреждениях.  Подобные  формы  помощи  могут  осуществляться  на  нескольких  уровнях:  как  отдельно  друг  от  друга  несколькими  добровольцами,  одни  из  которых  владеют  техникой  сопровождения,  а  другие  –  техникой  тифлокомментирования,  так  и  в  синтезе  когда  один  доброволец,  оснащенный  обеими  этими  техниками,  одновременно  осуществляет  функцию  сопровождения  и  функцию  тифлокомментирования,  делая  экскурсию  на  только  красочной  и  познавательной,  но  и  комфортной  и  безопасной,  что  немаловажно  для  человека  с  ограниченным  зрением.

Изучая  востребованность  добровольческой  помощи  людям  с  ограниченным  зрением  при  приобщении  их  к  визуальному  искусству,  авторами  было  проведено  исследование,  целью  которого  являлось  выявление  уровня  необходимости  и  востребованности  добровольческой  помощи  для  людей  с  ограниченным  зрением  в  области  приобщения  их  к  визуальному  искусству.

Для  достижения  поставленной  цели  были  решены  следующие  задачи:

  1. Выявить,  интересует  ли  людей  с  ограниченным  зрением  визуальное  искусство  в  целом,  и  какой  его  вид  в  частности;
  2. Выявить,  комфортно  ли  чувствует  себя  человек  с  ограниченным  зрением  при  посещении  галерей,  музеев  выставок  и  т.  д.;
  3. Выявить,  известно  ли  респондентам  о  существовании  добровольческой  помощи  людям  с  ограниченным  зрением  в  области  приобщения  к  визуальному  искусству;
  4. Выявить,  необходима  ли  респондентам  помощь  со  стороны  добровольцев  в  процессе  познания  объектов  визуального  искусства.

Перед  началом  данного  исследования  были  выдвинуты  следующие  гипотезы:

  1. Более  50  %  респондентов  интересуются  визуальным  искусством,  в  частности  наиболее  популярными  формами  визуального  искусства  для  них  являются  архитектура,  живопись,  скульптура;
  2. Более  50  %  респондентов  испытывают  дискомфорт  при  посещении  галерей,  музеев,  выставок;
  3. Менее,  чем  50  %  респондентов  известно  о  существовании  добровольческой  помощи  людям  с  ограниченным  зрением  в  области  визуального  искусства;
  4. Более,  чем  50  %  респондентов  нуждаются  в  помощи  со  стороны  добровольцев  при  ознакомлении  и  изучении  объектов  визуального  искусства.

Основным  методом  сбора  и  анализа  первичной  информации  является  анкетный  опрос.

В  исследовании  приняли  участие  60  человек,  причем  в  качестве  целевой  аудитории  была  выбрана  категория  людей  в  возрасте  от  38  до  80  лет  с  различным  дефектами  и  ограничениями  по  зрению.  Опрос  проводился  на  базе  Всероссийского  общества  слепых.

Изучая,  интересует  ли  респондентов  визуальное  искусство,  было  выявлено,  что  все  100  %  опрошенных  респондентов  имеют  представление  о  визуальном  искусстве  в  целом,  причем  наибольший  интерес  среди  опрошенных  представляет  преимущественно  скульптура  (её  отметили  81  %  респондентов),  живопись  (68  %  респондентов)  и  архитектура  (38  %  опрошенных).

Таким  образом,  полученные  данные  свидетельствуют  о  том,  что  более  предположенных  нами  50  %,  а  именно  все  100  %  опрошенных  людей  с  ограниченным  зрением  проявляет  интерес  к  визуальному  искусству,  что  отображает  активную  потребность  большинства  слабовидящих  людей  в  чувственном  восприятии  мира.  Наиболее  популярной  формой  визуального  искусства  среди  респондентов  стала  скульптура,  очевидно,  в  силу  возможности  тактильного  познания,  которое,  как  правило,  недоступно  при  изучении  живописи,  и  архитектуры.

При  изучении  вопроса  о  том,  комфортно  ли  чувствует  себя  человек  с  ограниченным  зрением  при  посещении  галерей,  музеев  выставок,  было  выявлено,  что  88  %  опрошенных  хотели  бы  посещать  картинные  галереи,  музеи,  выставки,  причем  75  %  из  них  однозначно  высказались  о  том,  что  в  настоящее  время  испытывают  в  подобных  учреждениях  дискомфорт.  Чаще  всего,  среди  причин  дискомфорта  были  указаны  трудности  в  перемещении  и  передвижении,  неадаптированность  пространства  культурно-досуговых  учреждений,  отсутствие  специальных  экспозиций  для  людей  с  ограниченным  зрением,  а  так  же  специфическое  отношение  к  слабовидящим  людям  со  стороны  посетителей  музеев  и  участников  экскурсионных  групп.  Тем  не  менее,  25  %  респондентов  высказались  и  в  пользу  факторов,  положительно  действующих  на  них  при  посещении  учреждений  культуры  и  искусства,  среди  которых  фигурирует  получение  эмоциональной  разрядки,  удовольствия  от  приобщения  к  общечеловеческим  ценностям  и  возможность  общения.

Таким  образом,  мы  выявили,  что  более  чем  50  %,  а  именно  88  %  людей  с  ограниченным  зрением  хотели  бы  посещать  картинные  галереи,  музеи,  выставки,  однако  испытывают  дискомфорт  при  посещении  учреждений  культуры  и  искусства,  вызванный  особенностями  организации  средово-бытовой  зоны  в  учреждениях  культуры  и  досуга,  отсутствием  необходимого  технического  оснащения,  а  так  же  специфики  общественного  отношения  к  инвалиду.

Изучая,  известно  ли  людям  с  ограниченным  зрением  о  добровольческой  помощи  в  области  приобщения  к  визуальному  искусству,  было  выявлено,  что  81  %  респондентов  не  имеют  представления  о  существовании  добровольческой  помощи  людям  с  ограниченным  зрением  в  данной  области,  соответственно,  лишь  19  %  из  опрошенных  нами  людей  с  ограниченным  зрением,  не  только  знают  о  существовании  данной  помощи,  но  и  пользовались  ею.

Таким  образом,  полученные  данные  свидетельствуют  о  недостаточной  информированности  людей  с  ограниченным  зрением  о  существовании  данной  помощи.  Выдвинутая  нами  гипотеза  о  том,  что  менее,  чем  50%  респондентов  известно  о  существовании  добровольческой  помощи  людям  с  ограниченным  зрением  в  области  визуального  искусства  полностью  подтверждена.

При  изучении  необходимости  данного  вида  помощи  для  респондентов,  было  выявлено,  что  все  100%  опрошенных  нами  людей  с  ограниченным  зрением  хотели  бы  воспользоваться  подобного  рода  помощью,  причем  с  точки  зрения  людей  с  ограниченным  зрением,  участвовавших  в  исследовании,  для  создания  комфортных  условий  доброволец,  оказывающий  подобную  помощь,  должен  иметь  представление  о  специфике  восприятия  мира  слабовидящими  людьми,  уметь  четко  и  детально  описывать  предметы  визуального  искусства,  не  перегружая  рассказ  лишней  информацией,  должен  уметь  выстраивать  красивую  речь,  сопровождать  и  содействовать  в  пространственной  ориентации.

Также  стоит  отметить,  что  из  опрошенных  нами  людей  с  ограниченным  зрением  лишь  19  %  пользовались  ранее  услугами  электронных  гидов,  и  лишь  6  %  удовлетворены  их  использованием.

Таким  образом,  полученные  нами  данные  позволили  не  только  выявить  действительную  н6еобходимость  подобного  вида  помощи  для  большинства  респондентов,  но  так  же  позволили  нам  понять,  какими  именно  качественными  характеристиками  должен  обладать  доброволец,  чтобы  человек  с  ограниченным  зрением  максимально  комфортно  и  безопасно  ощущал  себя  при  посещении  галерей,  музеев,  выставок.  Немаловажен  и  факт  неудовлетворенности  использования  электронными  гидами,  поскольку  установление  межличностного  контакта,  взаимодействие  с  живыми  эмоциями  живого  человека  лишь  усиливает  чувственное  восприятие  людей  с  ограниченным  зрением.

Таким  образом,  по  результатам  проведенного  нами  исследования,  люди  с  ограниченным  зрением  даже  в  зрелом  возрасте  действительно  хотят  быть  полноценными  членами  общества,  что  выражается  через  их  желание  приобщаться  к  объектам  мирового  культурного  наследия,  удовлетворять  свои  эстетические,  познавательные  и  чувственные  потребности.  Поскольку  в  настоящее  время  существующие  образовательные  услуги  на  государственном  уровне  уже  не  удовлетворяют  различные  интересы  и  потребности  людей  с  ограниченным  зрением  в  области  приобщения  к  визуальному  искусству,  как  никогда  актуальной  и  востребованной  становится  помощь,  производимая  добровольцами.  Именно  добровольцы,  которые  должны  обладать  всеми  необходимыми  техническими  навыками,  полученными  в  результате  разработки  и  реализации  специальных  программ  по  подготовке  добровольцев  и  волонтеров  к  оказанию  данного  вида  помощи,  способны  обеспечить  человеку  с  ограниченным  зрением  максимально  безопасное,  информативное  и  яркое  пребывание  в  учреждениях  культуры  и  досуга  в  условиях  максимального  комфорта. 

 

Список  литературы:

  1. Албегова  И.Ф.  Добровольчество  как  вид  инновационной  деятельности  и  форма  социальной  работы  /  И.Ф.  Албегова  //  Вестник  социально-политических  наук:  сб.  науч.  тр.  №  12.  –  Ярославль:  ЯрГУ,  2013.  –  №  12  –  С.  3–7.
  2. Албегова  И.Ф.  Добровольчество  как  инновационная  деятельность  в  современном  российском  обществе  /  И.Ф.  Албегова  //  Путь  в  науку:  материалы  II  Международной  молодежной  науч.-практич.  Конф  –  Ярославль,  ЯрГУ  2014.  –  С.  69.
  3. Албегова  И.Ф.  Добровольчество  как  инновационная  форма  социальной  работы  с  инвалидами  /  И.Ф.  Албегова  //  Социальные  и  психологические  проблемы  глазами  молодых:  материалы  XVII  международной  науч.-практич.  конф.  студентов,  аспирантов  и  молодых  ученых:  тезисы  докладов  –  Сыктывкар:  Изд-во  Сыктывкарского  ун-та,  2013.  –  №  17.  –  С.  74–76. 
  4. Ваньшин  С.Н.,  Ваньшина  О.П.  Социокультурная  реабилитация  инвалидов  музейными  средствами:  Метод.  пособ.  –  2-е  изд.,  испр.  и  доп.  –  М.:  Изд-во  ГДМ,  2009.  –  76  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.