Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ковин В.В. ТЕРАКТЫ В ПАРИЖЕ И ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(38). URL: http://sibac.info/sites/default/files/archive/social/2(38).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ТЕРАКТЫ В ПАРИЖЕ И ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

Ковин Владислав Викторович

студент 3 курса, исторический факультет, УрГПУ, г. Екатеринбург

Постникова Алена Александровна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории, УрГПУ, г. Екатеринбург

В 2015 году во Франции было совершено два теракта, которые взбудоражили мировую общественность: 7 января было инициировано нападение на редакцию сатирического журнала «Charlie Hebdo», который в своих публикациях подвергал критике ислам, в результате теракта было убито 12 человек; 13 ноября одновременно в нескольких районах Парижа было совершено несколько атак, погибло 130 человек. Теракты 13 ноября стали крупнейшими за всю историю Франции, а пережитый общественностью страх и ужас вернул в коммуникативный оборот метафору «Варфоломеевская ночь», которая впервые была введена в употребление в середине XIX в. [1, с. 74-76], как обозначение чего-то кровавого и вероломного. Примечательно, что образ Варфоломеевской ночи «проявляется» в коллективной памяти и коллективном дискурсе французов лишь в самые сложные периоды истории страны.

Достаточно точно отражают динамику возрастания частотности употребления этой метафоры в общественно-политическом и религиозном дискурсах материалы прессы. Проанализировав два десятка (21) публикаций, где фигурирует в том или ином виде упоминание Варфоломеевской ночи, выяснено, что особенная активность употребления данного словосочетания в качестве метафоры резко возросла в публицистических статьях 2015 г., которые касаются темы исламизации Франции и терроризма. Прежде чем перейти к конкретным примерам, заметим, что историческая метафора фиксирует в языке наиболее значимые факты прошлого, становясь связующим звеном между историей и современностью. Сохранение и репрезентация образов прошлого в коммуникативном пространстве в виде исторических метафор дает возможность понять, как человек и общество познают, структурируют, объясняют и осмысливают мир.

На следующий день после трагедии в «Charlie Hebdo» 8 января гражданское СМИ «Agoravox» опубликовало статью «Вернись Вольтер! Фанатики убили Шарли, фанатизм угрожают цивилизации» (Reviens Voltaire! Les fanatiques ont tué Charlie, les fanatismes menacent la civilization, 8 января 2015). Это философское размышление о том, что «зло проникает в наши общества в безобидных формах, которые накапливаясь, доходят до того что подтачивают человечество и уничтожают цивилизацию» [9] и, что «Мы все Шарли». Ссылаясь на слова Вольтера, автор осуждает фанатизм, «наиболее отвратительным примером» которого считает парижских мещан, «побежавших убивать, резать, бросать через окна, разбивать на куски своих сограждан, которые не хотели идти на мессу в ночь святого Варфоломея» [9].

Через неделю после трагедии в «Charlie Hebdo», 15 января 2015 года, репортеры одного из крупнейших телеканалов Франции TF1 на пресс-конференции папы римского Франциска задали вопрос о теракте в «Charlie Hebdo». Франциск ответил, что убийство во имя бога «является отклонением» [5] и осудил преступления, совершенные во имя религии, ссылаясь на Варфоломеевскую ночь и религиозные войны: «То, что происходит в настоящее время (с исламскими покушениями) нас удивляет, но давайте подумаем о нашей Церкви: сколько религиозных войн мы имели, подумаем о ночи Варфоломеевской ночи. Мы были также грешниками» [5].

А ежедневная газета «La Presse» опубликовала вскоре после ноябрьских терактов новость под следующим заголовком: «Папа Франциск: фундаментализм – болезнь всех религий» («Le pape François: le fondamentalisme, “une maladie de toutes les religions”», 30 ноября 2015), где приведены выдержки из выступления главы католической церкви после терактов. В частности, Франциск прокомментировал, что и среди католиков были фундаменталисты, которые оставили «кровавый след в истории» [6], сославшись на Екатерину Медичи и Варфоломеевскую ночь: «Екатерина Медичи не была святой» [6].

После теракта в «Charlie Hebdo» Франция погрузилась в атмосферу скорби и тревоги. Например, «Le journal» опубликовала статью под заголовком «Тэзе: молодежь реагирует на связь между покушениями и религией» («Taizé: des jeunes réagissent au lien entre attentats et religion», 19 января 2015), в которой попросили молодых людей, которые собрались в христианской общине Тэзе для того, чтобы отметить начало недели единства христиан, выразить свои чувства по поводу случившегося теракта. Одна протестантка, которая прибыла в Тэзе на неделю, сказала, что «как только покушение совершено от имени религии, это меня заставляет думать о крестовых походах, о массовых убийствах в ночь святого Варфоломея, а не о Боге! Я не принимаю такие акты!» [10].

Когда шоковое состояние относительно сгладилось, запустился процесс рефлексии общества по поводу произошедших событий. Гражданское СМИ «Agoravox» 13 января 2015 года опубликовало статью под заголовком «Почему терроризм?» («Pourquoi ce terrorisme?», 13 января 2015), где констатируется, что терроризм стал явлением закономерным из-за «насильственных действий» на Ближнем Востоке и в Африке, которые породили «враждебные Западу» течения. По мнению автора, за конфликтами на религиозной почве всегда спрятаны «политические мотивы» – «достаточно вспомнить Варфоломеевскую ночь» [7].

25 января 2015 года то же СМИ публикует статью, где призывает не сводить теракты в область «кощунства на основе религиозного экстремизма», а искать «геополитический источник» [2] проблемы и помнить, что все массовые убийства истории, совершаемые во имя бога или нации, служат воле власти. Будь то убийства в ночь святого Варфоломея или убийство в Сараево – это все «геополитический расчет всемогущего господина» [2].

А 27 января это же издание опубликовало материал под названием «Быть или не быть Шарли – вот в чем вопрос?» («Être ou ne pas être Charlie est-ce la question?», 27 января 2015), где автор рассуждает о том, что «национальная драма» [4] произошла еще и потому, что у общества отсутствует четкое понимание свободы и стерто ощущение границ дозволенного, сочетающееся с целенаправленной провокационностью в отношении иммигрантов, а так же бедственное социальное положение иммигрантов. А религия – это, по мнению автора, всего лишь «убежище, которое укрывает идеологию и несправедливость» и, что те, кто «осуществляет эти догмы не всегда пацифисты по своей природе» [4], подкрепляя свою мысль ссылкой на массовую резню гугенотов, в которой отчасти действовали те же закономерности.

А 20 февраля «Agoravox» опубликовала статью, в которой поднимается вопрос о взаимовыгодных отношениях политики и религии. И в очередной раз, озвучив тезис, согласно которому политика скрывается за религией, автор отослал читателя к Варфоломеевской ночи, как к ярчайшему образцу такого «сотрудничества» [8]. После второй серии терактов в ноябре историк Жан Гарриге дал интервью, в котором с позиции историка оценил террористическую угрозу. Говоря о сложной природе конфликтов, где замешаны политические, культурные, этнические и религиозные элементы, он привел в пример Варфоломеевскую ночь [3].

Очевидно, 2015 год стал трагичным для истории Франции и активное тиражирование в публичной речи Варфоломеевской ночи как метафоры дает основания это утверждать. За время своего существования образ Варфоломеевской ночи стал олицетворением и синонимом кровавой расправы над невинными, как видно, она и сегодня не утратила для французов своего смыслового и эмоционального значения. Использование в языке СМИ в качестве метафоры образ столь кровавого события, позволяет сделать вывод о том, что авторы публикаций видят сходство между событиями и используют ассоциации с Варфоломеевской ночью для встраивания современных происшествий в исторический контекст и демонстрации цикличности истории.

 

Список литературы:
1.    Ковин В. В. Образ Варфоломеевской ночи во французской периодике XIX в. // Шаг в историческую науку: Материалы конференции молодых ученых (г. Екатеринбург, 16 апреля 2015 г.). Вып.15 / ФГБОУ «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. С. 74-76.
2.    Après la Vague d’attentats et la Ola républicaine... La guerre contre le terrorisme... et l’extrémisme violent, bien sûr! // Agoravox. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL:  http: //www.agoravox.fr/actualites/societe/article/apres-la-vague-d-attentats-et-la-162680 (дата обращения: 15.012016). 
3.    «Attaques à Paris: un choc de valeurs», par Jean Garrigues (historien) // Telerama.fr. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http: //www.telerama.fr/idees/attaques-a-paris-un-choc-de-valeurs-par-jean-garrigues,134143.php (дата обращения: 16. 01. 2016). 
4.    Être ou ne pas être Charlie est-ce la question? // Agoravox. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http: //www.agoravox.fr/actualites/societe/article/etre-ou-ne-pas-etre-charlie-est-ce-162695 (дата обращения: 16. 01. 2016). 
5.    Le pape François: la liberté d'expression ne donne pas le droit «d'insulter» la foi d'autrui // MYTF1 NEWS. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - URL: http: //lci.tf1.fr/monde/institutions/le-pape-francois-la-liberte-d-expression-ne-donne-pas-le-droit-8547756.html (дата обращения: 18.01.2016).
6.    Le pape François: le fondamentalisme, «une maladie de toutes les religions» // La Presse. ca. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - URL: http: //www.lapresse.ca/international/europe/201511/30/01-4926300-le-pape-francois-le-fondamentalisme-une-maladie-de-toutes-les-religions.php (дата обращения 18.01.2016).
7.    Pourquoi ce terrorisme? // Agoravox. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL:  http://www.agoravox.fr/tribune-libre/article/pourquoi-ce-terrorisme-162002 (дата обращения: 15.01.2016).
8.    Religion et politique: «frérocité» ou partage? // Agoravox. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.agoravox.fr/tribune-libre/article/religion-et-politique-frerocite-ou-163891 (дата обращения: 16. 01. 2016).
9.    Reviens Voltaire! Les fanatiques ont tué Charlie, les fanatismes menacent la civilization // Agoravox. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - URL: http: //www.agoravox.fr/tribune-libre/article/revient-voltaire-les-fanatiques-161674 (дата обращения: 18.01.2016).
10.    Taizé: des jeunes réagissent au lien entre attentats et religion // Le journal. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL:  http: //www.lejsl.com/edition-macon/2015/01/19/aucun-dieu-ne-demande-de-tuer-pour-lui (дата обращения 15. 01. 2016).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.