Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 сентября 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чувараян Л.Т. ИСТОКИ. КРЫМ — МОРСКАЯ АРМЕНИЯ. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ АРМЯН ИЗ КРЫМА НА ДОН // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(33). URL: https://sibac.info/archive/social/7(33).pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОКИ.  КРЫМ  —  МОРСКАЯ  АРМЕНИЯ.  ПЕРЕСЕЛЕНИЕ  АРМЯН  ИЗ  КРЫМА  НА  ДОН

Чувараян  Людмила  Торосовна

студент  2  курса,  кафедра  Дизайн  архитектурной  среды, 
ЮФУ, 
РФ,  г.  Ростов-на-Дону

Е-mail: 

Кравец  Виктория  Сергеевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  исторической  политологии  института  истории  и  международных  отношений  ЮФУ, 
РФ,  г. 
Ростов-на-Дону

 

Мы  стали  свидетелями  такого  великого  исторического  события  в  жизни  каждого  россиянина-присоединения  Крыма  к  России.

Это  действительно  исторический  момент,  поскольку  Крым  был  и  будет  всегда  частичкой  России,  и  немало  отдано  сердец,  чтобы  Крым  существовал,  поражая  своей  самобытной  красотой.

Рассмотрим  историю  переселения  армян  с  Крыма  на  донскую  землю.

В  устном  народном  творчестве  донских  армян  и  поныне  встречаются  упоминания  о  Крыме.  В  этом  отношении  характерны  песни  о  городе  Каффе,  Карасу-Базаре  и  другие.

Привязанность  к  Таврическому  полуострову  не  случайна.  Ведь  он  когда-то  был  второй  родиной  для  такой  большой  массы  армян,  что  даже  в  официальных  источниках  назывался  Морской  Арменией.

Наши  предки  начали  обосновываться  в  Крыму  еще  в  XI—XII  веках.  Догенуэзское  и  дотатарское  население  полуострова  большей  частью  составляли  русские,  армяне,  греки,  аланы.  Самая  крупная  группа  армян  появилась  в  Крыму  в  30-х  годах  XIV  века,  после  падения  в  Армении  национальной  государственности.

Спасаясь  от  татаро-монгольского  ига,  они  покинули  родину  и  после  долгих  скитаний  выбрали  пристанищем  Прикаспийские  степи,  в  пределах  Золото-ордынского  ханства.  Но  вскоре  и  отсюда  ушли,  применяя  оружие  против  хана,  препятствовавшего  переезду,  и  переселились  в  Крыму.  Позже,  до  начала  XVII  века,  число  армян  на  полуострове  увеличилось  за  счет  переселившихся  из  Армении  в  различное  время  больших  и  малых  групп.

Семь  веков  Крым  служил  приютом  армянам.  Будучи  искусными  мастеровыми,  землепашцами,  торговцами  они  в  немалой  степени  способствовали  укреплению  экономики  полуострова,  развили  ремесла,  создавали  памятники  культуры.  Крымская  армянская  колония  создала  богатый  фольклор.  Здесь  жили  и  творили  многочисленные  поэты-тахасацы  (певцы).  Именно  в  Крыму  в  начале  XVII  века  впервые  были  записаны  армянские  народные  песни.  Первый  рукописный  сборник  их  составил  Хачгруз  в  1608  году,  когда  ему  было  всего  16  лет.  В  сборник  вошли  20  народных  песен.  Однако  Таврическому  полуострову  также  не  суждено  было  стать  родиной  для  армян.  В  70-х  годах  XVIII  столетия  им  предстояло  новое  переселение  [2,  с.  200].

Отметим,  что  в  целом,  Крымское  ханство  находилось  в  то  время  в  очень  жалком  состоянии:  торговля  прекратилась,  ремесла  упали,  земледелие  и  сельское  хозяйство  были  заброшены,  в  народе,  разделенном  на  партии,  были  раздоры,  и  вся  страна  из  края  в  край  были  объята  волнениями  и  смутами.  Не  было  больше  знаменитых  преемников  Орен  Тимура,  которые  так  подняли  значение  Крыма  в  глазах  современного  им  политического  мира,  не  было  больше  Тохтамышей  и  других  знаменитых  Гиреев,  которые  своими  ужасными  набегами  долгое  время  наводили  страх  на  Россию  и  Польшу.  В  последнее  время  управляли  Крымом  слабые,  распутные  и  неспособные  преемники  Гиреев,  которые  сделались  игрушкой  в  руках  турецких  султанов,  а  последний  хан  того  времени  Шагин  —  Гирей  обратился  за  помощью  к  России  и  охранялся  ее  вооруженной  силой.  Такое  положение  в  стране  было  следствием  того  соперничества,  в  которое  несколько  времени  тому  назад  вступили  из-за  Крыма  Россия  и  Турция,  причем  каждое  из  этих  государств  старалось  завладеть  этим  красивым  полуостровом.

В  1475  году  турки,  как  союзники,  своими  боевыми  кораблями  достигнув  южного  берега  Крыма,  высадив  войска  в  знаменитом  Каффийском  порту  и  преодолевая  и  разрушая  мощь  генуэзцев  и  их  союзников  —  армян,  прочно  обосновались  в  Крыму.  Заняв  своими  войсками  портовые  города  Крыма,  они  назначили  полководца  —  пашу  для  контроля  над  деятельностью  хана  и  присвоили  султану  право  утверждения  хана.  Впредь  все  меняется  в  Крыму  —  организация  войска,  формы  и  средства  управления  страной,  интеллектуальное  и  нравственное  воспитание  татар,  даже  их  язык  подвергается  турецкому  влиянию.  И  если  бы  дело  продолжалось  так  долго,  Крым  полностью  потерял  бы  самобытность,  народ  могу  отуречиться,  а  страна  —  получить  свойственные  странам  Турецкой  империи  организацию  и  склад  и  политически  стать  одной  из  ее  губерний  и  виалетов.

Однако,  Россия,  которая  со  времени  Петра  Великого,  укреплялась  и  утверждалась  в  своих  естественных  границах,  предпринимала  свои  восточные  подходы,  силу  и  мощь  которых  с  первого  же  раза  вынуждены  были  испытать  на  себе  и  уступить  им  два  великих  восточных  магометанских  государства  —  Турция  и  Персия  [1,  с.  14].

После  победоносного  завершения  русско-турецкой  войны  по  Кучук-Кайнарджинскому  мирному  договору  1774  года  правительству  Екатерины  II  удалось  отторгнуть  от  Турции  и  объявить  независимым  Крымское  ханство.  Это  было  первым  шагов  в  осуществлении  давно  задуманной  русским  двором  программы  расширения  южных  границ  империи  и  выхода  к  Черному  морю.  Вторым  мероприятием  должно  было  стать  переселение  христианского  населения  полуострова  —  греков  и  армян.  Тем  самым  преследовались  две  первостепенные  задачи-  лишить  хана  основных  налогоплательщиков,  поставив  его  в  экономическую  зависимость  от  империи,  и  одновременно  продолжить  заселение  и  хозяйственное  освоение  пустующих  приморских  степей  юга  России  [2,  с.  200].

России  оставалось  постараться  объединить  дворянский  класс  и  самого  хана,  чтобы  те,  побужденные  материальной  бедностью,  вынуждены  были  получить  у  России  материальное  пособие  и  передать  страну  ей.  Это  явилось  весьма  удачной  политикой,  которая  очень  скоро  увенчалась  абсолютным  успехом,  безошибочно  приводя  русских  к  поставленной  ими  перед  собой  конечной  цели.  России  было  хорошо  известно,  что  основное  сословие  Крымского  ханства  на  полуострове  составляли  христиане,  что  именно  христиане  являются  умелыми  ремесленниками,  земледельцами,  садоводами,  виноградарями,  рыбаками  и  купцами,  которые  своим  трудом  развивают  страну,  кормят  мирзу  и  приносят  доходы  в  ханскую  казну,  а  местные  татары-  простое  сословие  занимается  лишь  животноводством  и  пастушеством,  дворяне-  военными  делами  и  управлением  страной.  Только  по  этой  причине  знатные  адъютанты  императрицы  Екатерины  задумали  истощить  именно  этот  большой  и  важный  источник  Крымского  ханства,  лишить  хана  и  мирзу  именно  этого  поступления  обильного  дохода.  Принимается  решение  всеми  доступными  средствами  убедить  христиан,  чтобы  они  оставили  места  своего  жительства  и  перебирались  в  Россию  [1,  с.  14].

Так,  в  1777  году,  9  марта,  один  за  другим  были  изданы  императрицей  Екатериной  II  рескрипт  и  указ.  Первый,  который  был  дан  на  имя  тогдашнего  главнокомандующего  русским  войском  графа  Петра  Александровича  Румянцева,  гласит:  «Из  последнего  вашего  доклада  относительно  Крыма  мы  удостоверились,  что  вы  предписали  генерал-поручику  графу  Прозоровскому  живущих  там  греков  и  других  христиан  переселить  в  Россию.  Относительно  размещения  их  в  наших  пределах  и  для  доставления  им  потребных  на  первое  обзаведение  предметов  мы  послали  генералу-губернатору  этих  губерний  Потемкину  особый  приказ».

Указ  же,  который  был  дан  на  имя  Потемкина  заключает  в  себе  следующее:  «..Мы  приказали  нашим  военачальникам  тех  живущих  в  Крыму  греков,  грузин  и  армян,  которые  по  доброй  воле  согласятся  отдаться  под  наше  покровительство  и  пожелают  переселиться  на  жительство  в  Новороссийскую  и  Азовскую  губернии,  не  только  принять  с  любовью  и  отправить  в  путь  к  губернаторам,..но  и  стараться  всеми  имеющими  у  них  средствами  склонить  их  к  тому,  чтоб  они  добровольно  согласились  переселиться  и  особенно  уговорить  греческого  метрополита..  Мы,  конечно,  не  замедлим  пожаловать  им  разные  привилегии,  смотря  по  их  численности  и  положению,  а  до  этого  времени  поручите  их  попечению  тамошних  губернаторов,  чтобы  они  охраняли  их».

На  основании  этих  двух  высочайших  указов  Румянцев,  издав  приказы,  предписал  бывшему  в  то  время  главнокомандующим  русской  армии  и  полномочным  генералом  Прозоровскому,  и  занимавшему  после  него  эту  должность  Суворову,  а  также  русскому  резиденту  Константинову,  исполнить  приказание  императрицы  [1,  с.  11].

  Быстрейшее  решение  этих  вопросов  ускорило  бы  осуществление  конечной  цели  русского  двора-  присоединение  Крымского  полуострова  к  империи,  что  открыло  бы  России  выход  в  море.

Отметим,  что  в  Крыму  косвенные  притеснения  имели  место  преимущественно  в  первое  время.  Впоследствии  татары  полностью  привыкают  к  христианам,  отказываются  от  религиозны  преследований  и  притеснений  и  даже  начинают  защищать  и,  давать  религиозные  привилегии.  Христиане  постепенно  привыкают  к  татарам,  знакомятся  с  их  государством,  укладом  жизни,  порядками  и,  в  конце  концов,  вырабатывают  какой-то  Modys  Vivendi,  который  удовлетворяет  и  самих,  и  хозяев,  что  возникло  естественным  путем. 

Так  что,  когда  в  1778  году  русские  занимают  Крым  и  представляется  повод  переселиться  в  Россию  и  улучшить  свое  положение,  они  затрудняются,  не  хотят  покинуть  ставшую  уже  для  них  второй  родиной  страну  [1,  с.  35].

Тем  не  менее,  в  августе  1778  года  начинается  переселение  крымских  армян  в  Россию.  Оно  длилось  полтора  года  и  было  сопряжено  для  них  с  большими  трудностями  и  лишениями.  В  январе  1780  года  переселенцы  достигли,  наконец,  места,  выделенного  им  для  постоянного  жительства,  и  на  правом  берегу  Дона,  недалеко  от  крепости  Св.Дмитрия  Ростовского,  основали  город  Новый  Нахичеван  и  пять  армянских  селений:  Чалтырь,  Топти  (Крым),  Мец  Сала,  Султан  Сала  и  Нисвита.  Под  непосредственным  руководством  А.В.Суворова  из  населенных  армянами  областей  было  переселено  12600  человек,  из  которых  1180  —  селяне  [2,  с.  201].

Таким  образом,  история  переселения  армян  с  Крыма  противоречива.

 

Список  литературы:

  1. Новый  Начихеван  и  новонахичеванцы.  Монастырь  Сурб  Хач  Нового  Нахичевана.  Ростов-н/Д.:  ЗАО  «Книга»,  2005.  —  240  с.
  2. Шагинян  Ш.М.  По  велению  сердца.  Ростов-н/Д.:  ЗАО  «Книга»,  2004.  —  336с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.