Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 сентября 2015 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДАУНШИФТИНГ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА И ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР
Горская Дарья Алексеевна
студент 3 курса, кафедра культурологии и социологии
ЧГАКИ,
РФ, г. Челябинск
E-mail: catdog03@mail.ru
Шуб Мария Львовна
научный руководитель, канд. культурологии, доцент,
ЧГАКИ,
РФ, г. Челябинск
Современный мир можно назвать сложным, противоречивым, чрезвычайно динамичным. Его характеризуют системный прогресс, модернизация всех сфер жизни общества. В подобные модернизационные процессы включена и сфера социокультурных отношений, в которых также фиксируются чрезвычайно быстрые, порой стремительные и непредсказуемые изменения, появление новых феноменов и процессов. Одним из таких феноменов можно назвать дауншифтинг.
В первоначальном, даже техническом контексте дауншифтинг (downshifting) означает переключение на более низкую передачу автомобиля, а также замедление или ослабление какого-либо процесса, «движение вниз».
Однако дауншифтинг имеет и иное, более широкое, социально-культурное и даже философское значение, связанное с определённой жизненной стратегией, заключающейся в сознательном понижении (притом, как правило, принципиальном, разительном понижении) человеком своего социального статуса. Соответственно, дауншифтерами называют людей, добившихся успеха в карьере, но в какой-то момент решивших «выйти из игры» и сменить полную стрессов жизнь преуспевающего человека на более спокойную и естественную жизнь.
Впервые термин «дауншифтинг» в указанном смысле был употреблён в 1994 году, в статье Сары Бан Бреатнах «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» [1].
Однако ещё в 1981 г. Дюэйн Элгин опубликовал книгу “Voluntary Simplicity” («Добровольная простота»), в которой, по сути, говорилось о дауншифтинге, хотя сам термин не употреблялся. Кстати, в США подобное социальное явление до сих пор чаще всего называют именно «добровольная простота». В основе книги Д. Элгина лежала идея о необходимости отстраниться от цикла «работа-траты-долги» и призыв пользоваться благами цивилизации для более полного и насыщенного существования, для привнесения порядка и ясности в жизнь индивида [5].
Многие исследователи полагают, что явление дауншифтинга имеет глубокие исторические корни, и примеров из прошлого сознательного понижения социального статуса достаточно много.
Так, первыми дауншифтерами обычно называют древнегреческого философа Диогена Синопского, который, как известно, жил в бочке не потому, что ему негде было селиться, а из сознательного отказа от жизненных удобств, которые, как он считал, привязывают человека к вещам и делают его несвободным. По той же причине Диоген отвергал семью, частную собственность и даже правила приличия, которые он всегда считал надуманными. Его жизненным девизом была фраза – выбросьте драгоценности в море и живите, как свиньи!
Также, известным дауншифтером является римский император Гай Аврелий Диоклетиан, который отказался от политической власти и занялся выращиванием капусты. Именно его упоминает герой фильма «Москва слезам не верит» — Гоша, объясняя дочери главной героини, почему он не хочет быть начальником.
Ещё одним примером можно считать классика русской литературы Льва Толстого. После глубокого мировоззренческого кризиса, связанного с религиозными исканиями (повлекшими за собой отлучение от церкви), писатель пришёл к мысли, что лучшая жизнь — это жизнь земледельца, крестьянина, «простого трудового народа», не обременённого излишними материальными ценностями. Великий писатель говорил по этому поводу «…Доход отдать на бедных и школы… Прислуги держать только столько, сколько нужно… и то на время, приучаясь обходиться без них… Кроме кормления себя и детей и учения, работа, хозяйство… По воскресеньям обеды для нищих и бедных и чтение и беседы. Жизнь, пища, одежда — всё самое простое. Всё лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи — продать, раздать…» [4].
Одним из наиболее ярких современных дауншифтеров можно назвать Ричарда Кэннона, бросившего высокий управленческий пост в British Rail и занявшегося овощеводством, а также Джона Дрейка, автора бестселлера «Дауншифтинг: как меньше работать, и больше наслаждаться жизнью», возглавлявшего на протяжении 15 лет рекрутинговую компанию [2].
Хотя примеры дауншифтинга мы, безусловно, можем найти и в истории, как совсем древней, так и в новейшей, но, тем не менее, реальным феноменом культуры, сформировавшимся социальным явлением он стал именно сегодня.
Среди причин такой актуализации философии «опрощения» можно выделить следующие.
Во-первых, современное общество-это общество потребления. Эта идея распространяется, и приводит к тому, что человека заставляют всё больше работать. Из этого следует, что человек трудится намного больше, при этом он не имеет свободного времени для полноценного отдыха. И. Гете писал по этому поводу: «Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него». Действительно, многие люди становятся дауншифтерами, потому что они осознают, что жизнь проходит мимо них и нужно что-то менять.
Во-вторых, дауншифтинг часто воспринимают как возможность «найти путь к себе». Одной из главных причин «опрощения» является достижение гармонии с внутренним «Я».
В-третьих, дауншифтинг помогает человеку вести здоровый образ жизни. Важным вопросом в мире является экологическая ситуация, поэтому многие дауншифтеры призывают к бережному отношению к природе и собственному здоровью.
В последнее время всё чаще люди изменяют свой стиль жизни. Переосмысливают ценности, частично или кардинально изменяют вид трудовой деятельности. Человечество начинает задумываться о том, так ли важна карьера или социальный статус. Российский социолог и экономист В.В. Радаев в статье «Социология потребления: основные подходы» пишет о том, что включаясь в потребительскую гонку, человек стремиться всё больше и больше зарабатывать. Возрастает объём рабочего времени, а свободного — соответветственно уменьшается. Человек получает денежный ресурс, но лишается временного [3].
Хотя в целом смысл дауншифтинга, как мы уже сказали, сводится к сознательному понижению своего статуса, тем не менее, выделяют отдельные виды данного явления.
- Карьерный дауншифтинг.
Добровольное понижение должности, переход на фриланс или другой вид деятельности. Фрилансер — частный специалист. Будучи вне постоянного штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов.
- Географический дауншифтинг.
Его смысл заключается в кардинальной смене места проживания. При этом, как правило, новое место является прямо противоположным старому и отличается экологичностью, уединённостью, размеренностью ритма жизни.
Самые распространённые места «обитания дауншифтеров».
- Гоа.
Существует мнение, что Гоа — это рай для дауншифтеров. Клерки, менеджеры, творческие люди едет в Гоа за вдохновением, а некоторые успешные бизнесмены подаются в дауншифтеры, чтобы забыть городскую суету и посещают этот укромный уголок Индии, чтобы без помех медитировать на пляже, размышляя о смысле жизни.
- Бали.
Остров чудес для дауншифтеров. Стал более популярен благодаря книге Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить: Один год из жизни женщины в путешествии по Италии, Индии и Индонезии в поисках ВСЕГО».
- Таиланд.
Таиланд давно и заслуженно считается столицей мирового дауншифтинга. Теплый климат и экономические особенности этой восточной страны создают прекрасные условия для свободной и беззаботной жизни.
Но дауншифтеры едут не только в Гоа или в Таиланд. Часто они переезжают в сельскую местность. Ещё более инновационный стиль жизни — это переезд в экопоселение. Главные принципы экопоселенцев — это экологичность и экономичность, то есть разумное ограничение потребления.
В России понятие «дауншифтер» нередко заменяют близким по смыслу словом «ушелец». Эти люди, которые возвращаются к природе, к натуральному хозяйству или меняют образ жизни, переезжая из мегаполисов в тихую деревню.
- Ценностный дауншифтинг
Американский социолог А. Этциони рассматривает дауншифтинг как процесс изменения культуры потребления, определённое внутреннее очищение [6]. Образ жизни, основанный на балансе жизненных и духовных потребностей. Чтобы стать дауншифтером, не обязательно чисто физически перемещаться в пространстве — иногда можно просто изменить свою повседневность, структуру потребления, отношение к деньгам и материальным благам. Такой тип дауншифтинга наименее очевиден и труднее всего поддаётся изучению, однако всё больше и больше людей по всему миру выбирают именно его как инструмент изменения своей жизни в лучшую сторону.
Уже довольно давно дауншифтеры из маргиналов и белых ворон превратились в значимую социальную группу. Самые быстрые темпы увеличения количества приверженцев этого явления наблюдаются в благополучных странах, например, в США больше 30 % граждан считают себя дауншифтерами, в Австралии — 26 %, в Западной Европе — не более 17 %.
В России такие цифры назвать пока сложно, поскольку движение дауншифтинга в нашей стране только набирает обороты. Однако и это молодое для современного российского общества социальное явление нуждается в глубоком системном культурологическом анализе.
Список литературы:
- Бреатнах С.Б. Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е / С. Братнах //The Washington Post. — 1991.Dec.-31.
- Дрейк Дж. Дауншифтинг/Дж. Дрейк. — М.: Добрая книга, 2007.
- Радаев В. Социология потребления: основные подходы / В. Радаев.//Социс. — 2005. — № 1.
- Толстой Л.Н Дневник /Толстой Л.Н. — 1881.
- Элгин Д. Добровольная простота / D. Elgin // Voluntary Simplicity. — 1981.
- Этциони А. Добровольная простота/ Etzioni A.// Voluntary Simplicity. — 1998.
дипломов
Оставить комментарий