Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 сентября 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Анкудинова М.В. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(33). URL: http://sibac.info/archive/social/7(33).pdf (дата обращения: 14.12.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДУХОВНАЯ  ЖИЗНЬ  СОВЕТСКОГО  ОБЩЕСТВА  В  ГОДЫ  ПЕРЕСТРОЙКИ

Анкудинова  Маргарита  Владимировна

студент  3  курса,  Кафедра  Исторической  политологии 
ЮФУ

РФ,  г.  Ростов-на-Дону

Е-mail: 

Кравец  Виктория  Сергеевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент 
ЮФУ

РФ,  г.  Ростов-на-Дону

 

На  рубеже  80—90х  годов  XX  века  в  Советском  Союзе  возникла  новая  идеология,  повлекшая  за  собой  множество  преобразований  в  политической,  экономической  и  духовной  сфере.  Именно  в  это  время  происходят  кардинальные  изменения  в  советском  обществе.  В  народе  это  новое  мышление  получила  название  «Перестройка».  Реформы,  появившиеся  в  это  время,  были  разработаны  по  поручению  Ю.В.  Андропова,  а  в  1985  году  инициированы  М.С.  Горбачёвым.  Сам  же  перелом  системы  общественного  сознания  произошел  в  январе  1987  года,  когда  на  пленуме  ЦК  КПСС  перестройка  была  объявлена  в  качестве  новой  государственной  идеологии.  Принципиально  новым  было  то,  что,  по  сути,  впервые  в  советской  истории  основное  внимание  концентрировалось  не  на  изменениях  в  экономике,  а  на  преобразованиях  политической  системы,  которые,  в  конечном  итоге,  должны  были  дать  мощный  импульс  социально-экономическому  и  духовному  развитию  общества.

Именно  на  конец  80х  годов  прошлого  столетия  достоянием  широкой  общественности  становятся  многочисленные  произведения  различных  сфер  культуры  и  их  авторы,  преследуемые  при  Сталине,  Хрущеве  и  Брежневе.  Происходит  раскрепощение  обстановки  в  обществе,  освобождение  от  идеологических  догм,  а  также  критическое  переосмысление  прошлого  и  настоящего.

После  пленума  сформировалось  новое  понятие  гласности.  Ее  начинают  рассматривать  как  период,  когда  появилось  свобода  слова,  открытая  критика  сталинизма,  большая  открытость  деятельности  в  руководстве,  когда  публиковались  ранее  закрытые  архивы,  стихи,  фильмы,  мемуары.  Гласность,  можно  так  сказать,  революционизировала  и  политизировала  советского  человека,  расширив  ему  возможности  общественного  анализа  на  вновь  доступную  информацию.

«Железный  занавес»  открылся.  Духовный  плюрализм  и  известные  демократические  свободы  выходят  из  длительного  искусственного  забвения.  Начала  постепенно  «возвращаться»  богатейшая  культура  XX  в,  а  именно  литература  серебряного  века,  произведения  самых  разных  художников,  чье  творчество  было  ранее  запрещено  по  идеологическим  и  политическим.  На  современников  хлынул  буквально  поток  «новых»  произведений,  фактов,  документов,  свидетельств  разных  культурных  периодов  отечественной  истории.

В  это  время  происходит  реабилитация  жертв  репрессий.  Из  США  вернулся  А.И.  Солженицын  с  выходом  в  печать  его  ранее  запрещенного  романа  «Архипелаг  ГУЛАГ».  С  конца  1986  —  начала  1987  г.  стали  публиковаться  литературные  произведения,  не  допущенные  в  печать  в  период  брежневской  ресталинизации  («Дети  Арбата»  А.Н.  Рыбакова  о  судьбе  репрессированного  юноши;  «Исчезновение»  Ю.).  Массовыми  тиражами  издаются  долгие  годы  находившиеся  под  запретом  работы  отечественных  литераторов  20—30х  годов:  «Реквием»  А.  Ахматовой,  «Мы»  Е.  Замятина,  «Котлован»  и  «Чевенгур»  А.  Платонова.  Вернулись  к  отечественному  читателю  труды  крупнейших  российских  философов,  раскрывшие  истоки  и  смысл  русского  коммунизма,  проблемы  самобытности  российской  истории.  Среди  них  —  Н.А.  Бердяев,  В.С.  Соловьев,  В.В.  Розинов,  П.А.  Сорокин,  Г.П.  Федотов.  Были  опубликованы  работы  эмигрантов  «третьей  волны»  (И.А.  Бродского,  В.П.  Некрасова,  В.П.  Аксенова),  за  которые  они  были  лишены  советского  гражданства.

Происходит  резкая  критика  писателей,  выступавших  за  коренные  преобразования  в  стране  (Г.Я.  Бакланов,  С.П.  Залыгин,  А.Н.  Рыбаков),  досталось  также  и  выступавшим  за  сохранение  традиционного  пути  (В.  Распутин,  С.  Михалков)

Дополняя  информационные  пробелы,  СМИ  стали  печатать  огромное  количество  материалов,  затрагивая  острые  темы  современности,  сюжеты  прошлого  и  то,  как  жили  люди  за  пределом  «железного  занавеса».  Это  привносило  значительный  вклад  в  революцию  умов  советских  литературных  критиков  и  публицистов.  Пришло  осознание  того,  что  причина  всех  неудач  кроется  в  системе  организации  общества.

Были  изданы  литературные  произведения  и  научные  исследования  западных  авторов,  раскрывающие  всю  сущность  и  природу  тоталитарного  государства.

Стоит  заметить,  что  не  обошла  гласность  также  кинематограф  и  театр.  Летом  1986  года  происходит  пятый  съезд  Союза  кинематографов  СССР  в  Кремле,  который  очертил  новый  путь  развития  кино  и  принес  бурные  перемены.  Но  стоит  сказать,  что  точкой  отсчета  новых  кинематографических  времен,  где  ни  случится  черных  полос  в  течение  последующих  полутора  десятилетий,  кино  так  и  не  стало.  Оно  приоткрыло  лишь  ранее  закрывавшиеся  границы  и  дало  новое  видение  на  давно  привычные  вещи.

В  прокат  начали  выходить  запрещенные  ранее  фильмы  и  новые  произведения  антитоталитарного  звучания.  В  1986  г.  происходит  демонстрация  фильма  «Покаяние»  Т.  Абуладзе,  который  показал,  что  кинематографическое  сообщество  готово  к  переосмыслению  важных  событий  отечественной  истории.  Отечественный  зритель  смог  наконец-таки  познакомится  с  работами  А.А.  Тарковского,  А.С.  Михалкова-Кончаловского,  А.Ю.  Германа.  Кино  одно  из  первых  видов  искусство  столкнулось  с  таким  понятием,  как  коммерциализация,  которое  стало  новым  явлением,  значительно  повлиявшим  на  содержание  всего  художественного  творчества.

В  ведущих  тарах  страны  были  поставлены  пьесы,  по-новому  трактовавшие  казавшиеся  всем  известные  события  революции  и  гражданской  войны.  Широко  развивалось  студийное  движение.  Театральные  эксперименты  М.  Розовского  (театр-студия  «У  Никитских  ворот»),  С.  Кургиняна  (театр-студия  «На  досках»),  В.  Беляковича  (тетра-студия  на  Юго-Западе)  привлекли  интерес  современников. 

Появились  новые  популярные  передачи  на  телевидении,  работавшие  чаще  в  прямом  эфире.  Значительно  изменился  и  сам  стиль  работы  телевидения  в  целом.  Огромной  симпатией  пользовались  у  отечественного  зрителя  передачи:  «Пятое  колесо»,  «До  и  после  полуночи»,  «Взгляд».  Ведущие  же  этих  телепрограмм  (В.К.  Молчанов,  С.Л.  Шолохов,  О.Ю.  Вакуловский,  В.Н.  Листьев,  А.М.  Любимов  и  др.)  пользовались  необычайной  популярностью,  а  также  становились  фигурами  российской  политики.

Накапливался  интерес  к  истории.  В  стране  начал  происходить  так  называемый  «исторический  бум».  В  период  с  1987  по  1991  гг.  газеты  и  журналы  начинают  печатать  материалы  «круглых  столов»  на  исторические  темы,  разнообразные  «размышления»  историков  и  публицистов.  Упрощенный  доступ  к  архивным  фондам  привел  к  печати  массы  сенсационных  документов,  которые  стали  достоянием  широкой  публики.  Значительным  действием  было  снятие  покрова  тайны  со  многих  страниц  истории  КПСС.  Впервые  публикуются  доклад  Н.С.  Хрущева  о  культе  личности  Сталина.  Все  эти  преобразования  позволили  реабилитировать  не  только  тех,  кто  был  предан  забвению,  но  и  тех,  кто  еще  недавно  подвергался  беспощадной  критике  во  на  страницах  учебников  истории  КПСС.  Так  в  историю  «возвратились»  Ф.Ф.  Раскольников,  Л.Д.  Троцкий,  Н.И.  Бухарин,  В.А.  Антонов-Овсеенко,  Л.Б.  Каменев,  А.И.  Рыков.

Одной  из  важных  составляющих  культурных  событий  перестройки  стал  отказ  от  агрессивного  характера  государства  в  сторону  атеизма.  Возродилась  традиция  христианства,  прерванная  в  1917  г.  Стали  открываться  духовные  школы,  семинарии,  восстанавливаться  ранее  разрушенные  храмы.  Также  возрождались  и  другие  конфессии,  исторически  существовавшие  в  России.

Все  данные  события  во  многом  подготовили  советское  общество  к  продолжению  реабилитации  жертв  политических  репрессий.  Но,  несмотря  на  масштабность  всех  изменений,  не  все  эти  преобразования  в  духовной  жизни  были  позитивными.  Выход  за  рамки  коммунистического  догматизма  приобретал  новое  идеологическое  направление,  так  называемое  буржуазно-либеральное.  Также  стоит  заметить,  что  освобождение  информации  нередко  доводило  до  конфронтации  взглядов  и  политических  баталий,  что  оказало  существенное  влияние  на  сферу  культуры,  общественных  наук  и  искусства,  которое  негативно  влияло  на  общественную  атмосферу.

 

Список  литературы:

  1. История  России  XX  —  начала  XXI  века  /  А.С.  Барсенков,  А.И.  Вдовин,  С.В.  Воронкова;  под  ред.  Л.В.  Милова.  —  М.:  Эксмо,  2006.  —  960  с.
  2. Культурология:  Учебное  пособие  /  Под  ред.  Проф.  Г.В.  Драча.  —  М.:  Альфа-М,  2003.  —  432  с.
  3. Пятый  съезд  СК  СССР  в  Кремлевском  Дворце  Съездов  //  OLD.RUSSIANCINEMA.RU:  Энциклопедия  отечественного  кино  СССР/СНГ.  2005.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://old.russiancinema.ru/template.php?dept_id=3&e_dept_id=5&e_chrdept_id=2&e_chr_id=30&chr_year=1986  (дата  обращения:  15.09.2015).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий