Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 июня 2015 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ГОДОВЩИНА ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА И ПОЖАР В НОВОДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ РОЖДЕНИЯ МИФОВ В РОССИЙСКОМ СОЗНАНИИ
Мариненко Яна Сергеевна
студент 1 курса магистратуры, кафедра истории древнего мира, средних веков и методологии истории ТГУ,
РФ, г. Томск
E-mail: janemarin@mail.ru
Хазанов Олег Владимирович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ТГУ,
РФ, г. Томск
В середине марта 2014 года произошло показательное событие, ставшее поворотной точкой во взаимоотношениях стран на всем международном пространстве — это включение в состав Российской Федерации полуострова Крым. Общественный и политический резонанс, вызванный данным инцидентом, вновь актуализировался ровно год спустя. В честь годовщины присоединения территории отечественный кинематограф преподнес зрителю патриотический сюжет под названием «Крым. Путь на Родину». Первый канал обратил внимание на то, что «впервые для массового зрителя были показаны все подробности событий прошлого года в Крыму и на Украине. В фильме продемонстрирована хроника тех событий, мнение и действия непосредственных участников конфликта. Вот, что сказал по этому поводу российский президент: «Конечная цель была не в захвате Крыма и не в какой-то аннексии. Конечная цель была в том, чтобы дать возможность людям выразить свое мнение по поводу того, как они хотят жить дальше. Говорю Вам совершенно откровенно, честно говорю Вам. Про себя подумал, если люди так захотят, значит, так тому и быть. Значит, они будут там с большей автономией, с какими-то правами, но в составе Украинского государства. Пусть так и будет. Но если они захотят по-другому, то мы не можем их бросить! Мы результаты референдума знаем. И мы поступили так, как были обязаны поступить!» [6].
По уровню стремления внедрить в массовое сознание патриотичности данная картина достигла наивысшей отметки. В то же время информационное пространство отреагировало на работу специфично.
Социальные сети мгновенно наполнились актуальными анекдотами:
«После российского фильма «Крым. Путь на Родину», Германия анонсировала выход фильма «Кенигсберг. Путь в Фатерлянд», Финляндия приступает к съемкам фильма: «Карелия. Путь в Суоми», Япония объявила о начале съемок фильма «Курилы. Возвращение в родную гавань», Китай начал съемки сериала «Поднебесная: от Тихого до Каспия»» [2].
Также предметом иронии стало очевидное переплетение с не менее нашумевшим отечественным фильмом А. Звягинцева — «Левиафаном», который стал своего рода антиподом «Крыму»:
«— Здесь есть врач?
— Что случилось?
— Человек посмотрел «Крым. Путь домой», у него передозировка патриотизма.
— Срочно включите «Левиафан»!» [3].
Аннексия Крыма не была воспринята российским (и мировым) обществом однозначно в связи с экономическими и внешнеполитическими проблемами, которые породил данный акт. Наряду с патриотическими настроениями и эйфории от того, что «Крым наш», важно иметь ввиду, что рассматриваемое событие обернулось для России санкциями, международной изоляцией, оттоком капитала, и что фактически полуостров стал «увесистой гирей на нашей экономике» [10]. Архетипический элемент сознания граждан-оптимистов здесь проявляется в убеждении, что чем больше земель у государства, тем оно сильнее. Однако реальная историческая ситуация пока демонстрирует обратное.
Реакция общественности на премьеру картины и саму годовщину присоединения полуострова, скорее всего, продолжалась бы в своем традиционном духе. Сторонники государственности и политики В.В. Путина размахивали российскими флагами на митингах, приуроченных к «уникальной операции, аналогов которой в мире еще не было» [6], а «во вражеских СМИ высказывания нашего президента интерпретировались бы по-своему» [9]. Интересно, что одно достаточно неожиданное событие привнесло в первую годовщину празднования «уникальной операции» свой колорит. Речь идет о пожаре в Новодевичьем монастыре: «вечером 15 марта в центре Москвы начался пожар — загорелась 72-метровая колокольня, находящаяся на реставрации. Полностью потушить пожар удалось только через три часа после начала возгорания — в 01:23 московскому времени. По предварительной информации, возгорание возникло из-за замыкания тепловых пушек, сушивших фасад» [7].
Данный инцидент в очередной раз подстегнул российское мифотворчество. В Интернет-блогах, посвященных обсуждению пожара, можно было увидеть высказывания такого рода: «Всевышний никогда зазря не попустительствует», «Неспроста все, неспроста... Имеющий глаза да увидит»; «Знаки это все»; «Последнее предупреждение» [5]. Отечественная история знает примеры, когда десакрализация (в т. ч. путем уничтожения) священных символов оценивалась как Божественный знак, указывающий на греховную человеческую сущность и необходимость обратиться за помощью к духовным силам.
Достаточно вспомнись традиционные русские пословицы: «Бог долго ждет, да больно бьет. Не сохранит Господь града, не сохранит ни стража, ни ограда. Бог — не Ерошка, видит немножко» и т. п. [8] При анализе современного информационного пространства в рамках социальных сетей на примере «твитов» и записей, собравших большое количество «лайков» и «репостов», можно сделать вывод о том, что массовое сознание россиян мало чем принципиально изменилось со времен древней и средневековой Руси. Возгорание священного места априори наполнилось символической нагрузкой, причем непосредственно связанной с политикой путинского правительства на международной арене, в первую очередь, — в отношении Украины. «В России показывают «документальный» фильм про Крым. Горит Новодевичий монастырь. Совпадение? Не думаю!» [4].
Еще одним моментом, добавившим остроты социальному резонансу, стало 11-дневное отсутствие В.В. Путина в медийном пространстве. И пришлось оно как раз на время пожара и премьеру фильма на федеральных каналах. Российское население, привыкшее видеть своего правителя на телеэкранах практически ежедневно, не ожидало такого поворота событий. Интересно отметить, как внутри переплетения этих обстоятельств активизировалось мифотворчество пользователей социальных сетей. У некоторых возникли исторические ассоциации с назначением монастыря и опять же архетипическое восприятие роли нынешнего президента: «В этой башне Петр держал Софью и вешал стрельцов перед окнами. Знак может означать, что уходит последний царь». Ряд блогеров развернули инцидент в рамках откровенно христианского дискурса: «В Москве горит Новодевичий монастырь, знаменуя скорое возвращение антихриста. Здравствуйте, Владимир Владимирович».
Большинство блогеров открыто связывали пожар с исчезновением президента. Даже с учетом откровенной иронии и цинизма, архетипы можно проследить однозначно. В массовом сознании жителей Древней Руси это звучало бы таким образом: «На кого же ты нас, царь-батюшка, оставил». В свете подобной оценки, причем неважно — в положительном или отрицательном ключе, образу Путина приписывается явно монархический, и даже авторитарный характер.
Национальное восприятие современного политического режима было описано в прошлом году заместителем главы администрации президента Вячеслав Володин: «Есть Путин — есть Россия. Нет Путина — нет России» [11]. В статье немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung идет упоминание о монографии историка Эрнста Каторовича «Два тела короля», в которой описан процесс появления нынешнего государства. В ней говорилось, в частности, о том, как человечество в ходе истории изменило свое отношение к правителям, различая их роль в обществе и личную жизнь. «Россия с точки зрения этой логики государственности опустилась до уровня Средневековья», — говорится в статье.
Обозреватель напоминает, что канцлер Германии Ангела Меркель тоже исчезала на какое-то время с телеэкранов, повредив тазовую кость во время катания на лыжах. Но никому в Германии даже в голову не пришло переживать за будущее немецкого народа.
«Но с Путиным все иначе. Российский президент стал заложником своей роли супермена, который укрощает тигров, летает с журавлями, бросает через плечо соперников по дзюдо и ездит с голым торсом в диком лесу. А если он вдруг простудится, никто не должен этого заметить, иначе он сразу же станет смертным», — пишет автор [12].
Интересно наблюдать, как «события всего годичной давности — для истории это даже не миг, а наномиг — уже обрастают поистине былинной мифологией с отсылками на десяток веков назад» [13]. Присоединение полуострова с официальной позиции преподносится как своего рода священный ритуал, восстанавливающий историческую справедливость, и убеждающий население в неопровержимой правоте решений российского правительства.
В ходе анализа этого процесса можно проследить в массовом сознании моменты, позволяющие соотносить современность с общероссийским макроисторическим дискурсом. В первую очередь, — это образ президента с «царской начинкой», олицетворяющий весь государственный режим, власть которого — абсолютна, а решения — неоспоримы. Исчезновение фигуры Путина с экранов действительно взволновало население и породило в Интернете и СМИ большое количество мифов. Подобное происходило на Древней Руси во время правления Ивана Грозного, когда последний неожиданно покидал царский дворец, уезжая в Александровскую слободу. Тогда население роптало: «Государь нас покинул! Мы останемся как овцы, без пастора».
Бурная реакция на пожар в монастыре и наделение его символическим значением, которое непосредственно связано с Путиным, доказывает, что принцип «Православие. Самодержавие. Народность» до сих пор жив в человеческих умах, а внедрение в зону сакрального пространства, в частности, в виде пожара, позиционируются как Божественное откровение.
Факт присоединения дополнительной территории в виде полуострова оценивается как своего рода имперский жест, подтверждающий принцип «чем больше земли у государства — тем оно сильнее».
Все эти особенности показывают увесистую архетипичность российского сознания. Важные события ежедневно выливаются в общий информационный поток, обрастают мифами и дают актуальную пищу для исторических и социологических исследований.
Список литературы:
- Аксенов ждет успешной премьеры фильма «Крым. Путь на Родину) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ria.ru/society/20150311/1052033914.html(дата обращения: 20.03.2015).
- ВКонтакте: Политюмор [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vk.com/polit_yumor?w=wall-26103858_169318 (дата обращения: 20.03.2015).
- ВКонтакте: Политюмор [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vk.com/polit_yumor?w=wall-26103858_169310 (дата обращения: 20.03.2015).
- «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://izvestia.ru/news/578379(дата обращения: 20.03.2015).
- Любимые пословицы и поговорки русского народа [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=277(дата обращения: 20.03.2015).
- Николай Жуков: Крым. Путь на Родину [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://echo.msk.ru/blog/rodina1993/1512014-echo/ (дата обращения: 20.03.2015).
- Пожар в Новодевичьем монастыре [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/1512002-echo/ (дата обращения: 20.03.2015).
- Пожар в Новодевичьем монастыре: фото, видео и реакция соцсетей [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://medialeaks.ru/news/1603yt_pozhar(дата обращения: 20.03.2015).
- Реконструкция с пожаром [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.polit.ru/article/2015/03/16/monastery_fire/(дата обращения: 20.03.2015).
- Россия и Крым через год после присоединения [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://snob.ru/profile/8894/blog/89580 (дата обращения: 20.03.2015).
- Россия погружается в Средневековье: пока не было Путина, не было и России — западные СМИ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://glavred.info/mir/rossiya-pogruzhaetsya-v-srednevekove-poka-ne-bylo-putina-ne-bylo-i-rossii-zapadnye-smi-307906.html(дата обращения: 20.03.2015).
- Россия постоянно пересочиняет свое прошлое [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://uainfo.org/blognews/514896-rossiya-postoyanno-peresochinyaet-svoe-proshloe.html(дата обращения: 20.03.2015).
отправлен участнику
Оставить комментарий