Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2015 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ковалёва В.С. УЧЕНИЕ ЭРИХА ФРОММА О ПРОТИВОРЕЧИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(31). URL: https://sibac.info/archive/social/5(31).pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

УЧЕНИЕ  ЭРИХА  ФРОММА  О  ПРОТИВОРЕЧИЯХ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  СУЩЕСТВОВАНИЯ

Ковалёва  Валерия  Сергеевна

студент  3  курса  кафедры  философии  и  культурологии,  Оренбургского  государственного  университета,  РФ,  г.  Оренбург

E-mailvaleria.kovalyova94@mail.ru

Кобзева  Наталья  Ивановна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  философии  и  культурологии  ОГУ,  РФ,  г.  Оренбург

 

Мыслители  всех  эпох  задумывались  над  вопросом:  «Что  такое  человек?».  В  чем  заключается  реализация  истинной  сущности  человека  и  каковы  условия  существования,  способствующие  такой  реализации?  Эрих  Фромм  (1900—1980)  —  немецкий  философ,  социолог  и  психоаналитик,  так  же  обращается  к  рассмотрению  этих  проблем,  но  основное  внимание  уделяет  освещению  не  столько  социальных,  сколько  психологических  и  антропологических  аспектов  существования  человека.  Фромм  считает,  что  «психология  должна  быть  основана  на  антропологическо-философской  концепции  человеческого  существования»  [1,  с.  219].  В  соответствии  с  этой  установкой  он  и  исследует  проблему  сущности  и  существования  человека.

Фромм  критикует  те  представления  о  человеке,  в  которых  его  природа  сводится  лишь  к  сумме  биологических  и  психических  сил.  Он  отвергает  аристотелевскую  концепцию  человека  как  политического  животного,  критически  относится  к  ницшеанской  оценке  человека  как  «многообещающего  животного»,  отвергает  фрейдовскую  концепцию  человека  как  сексуально  детерминированного  существа,  а  также  не  принимает  и  понимание  Маркса  о  человеке,  как  совокупности  общественных  отношений.  Фромм  cчитает,  что  все  эти  преставления  о  человеке  затрагивают  лишь  определенную  часть  человеческого  существования,  а  цельной  картины  человека  не  дают.

Одной  из  главных  заслуг  Эриха  Фромма  в  философской  антропологии  и  психоанализе  является  рассмотрение  человеческой  природы  не  путём  перечисления  признаков,  отличающих  человека  от  животного,  а  путём  рассмотрения  его  экзистенциальных  составляющих.  В  данном  контексте  Фромм  рассматривает  человека,  как  наполненное  противоречиями  существо,  которое,  в  отличие  от  животного,  способно  к  разумному  выбору  и  у  которого  инстинкты  сведены  к  минимуму.

В  конечном  счёте  все  рассуждения  Эриха  Фромма  сводятся  к  тому,  что  человек  представляет  собой  одно  огромное  противоречие.  Противоречия  внутренне  присущи  сущности  человека,  они  возникают  из  способности  осознания  себя,  других,  прошлого  и  настоящего.  «Как  справедливо  отмечают  некоторые  советские  авторы,  фроммовская  концепция  сущности  человека  оказывается,  по  сути  дела,  философией  «золотой  середины»,  стремящейся  примирить  разноплановые  определения  человеческой  природы»  [2,  с.  225]. 

Фромм  обращается  к  рассмотрению  дихотомий  человеческого  существования  в  своей  работе  «Человек  для  самого  себя»  (1947).  Философ  разделяет  дихотомии  человеческого  существования  на  экзистенциальные  и  исторические.

Возникновение  экзистенциальных  дихотомий  Фромм  связывает  с  выделением  человека  из  царства  природы.  Самосознание,  разум  и  воображение  являются  разрушителями  гармонии,  свойственной  животному  существованию.  Человек,  по  словам  Фромма,  превращён  в  причуду  Вселенной.  «Заброшенный  в  этот  мир,  в  место  и  время,  которых  не  выбирал,  он  оказывается  выброшенным  из  мира  опять  же  не  по  своей  воле.  Осознавая  себя,  он  ясно  понимает  свою  беспомощность  и  ограниченность  своего  существования»  [3,  с.  53].

Разум  является  и  даром,  и  проклятием  человека.  Разум  осознаёт  конечность  существования,  он  заставляет  вечно  трудиться  над  разрешением  неразрешимых  вопросов.  Человеческое  существование  полно  постоянной  и  неустранимой  неустойчивости.  Только  человек  способен  испытывать  осознанные,  не  инстинктивные  чувства  и  эмоции,  которые  приносят  не  только  радость,  но  и  страдания.  Собственное  существование  является  для  человека  проблемой,  которая  составляет  его  сущность,  без  разрешения  этой  проблемы  невозможно  полностью  понять  и  осознать  своё  место  в  мире.  Для  решения  этой  проблемы  человек  должен  развивать  свой  разум  до  тех  пор,  пока  не  станет  хозяином  самому  себе.

Вечное  стремление  к  новым  решениям  —  опять-таки  дихотомия,  порождённая  разумом.  Человек,  побуждаемый  разумом,  обречён  вечно  развиваться,  дабы  творить  мир,  в  котором  он  может  чувствовать  себя  в  гармонии  с  собой  и  со  своими  ближними.  Человек  не  может  быть  удовлетворён  определённым  достижение,  и  это  заставляет  его  к  постоянным  поискам  чего-то  нового.

Экзистенциальные  дихотомии  не  устранимы,  потому  что  они  коренятся  в  самом  существовании  человека.  На  них  человек  может  лишь  реагировать  различными  способами,  соответственно  своему  характеру  и  культуре.

Главной  экзистенциальным  противоречием,  по  Фромму,  является  дихотомия  жизни  и  смерти.  Осознание  смертности  глубоко  влияет  на  человеческую  жизнь.  Но  при  этом  сама  смерть  остаётся  чуждой  и  несовместимой  с  переживаниями  жизни.

Из  смертности  вытекает  дихотомия  протяжённости  жизни,  которая  слишком  коротка,  чтобы  реализовать  свои  возможности  в  полной  мере.  «Только  если  бы  время  жизни  индивида  было  тождественно  времени  жизни  человечества,  он  мог  бы  участвовать  в  человеческом  развитии,  происходящем  в  историческом  процессе»  [3,  с.  55].

Иную  природу  имеют  так  называемые  исторические  дихотомии.  Они  по  своей  сути  не  являются  неотъемлемой  частью  человеческого  существования,  они  созданы  самим  человеком  и  могут  быть  разрешены,  в  отличие  от  неразрешимых  экзистенциональных  дихотомий.

В  истории  человечеств  часто  смешивали  экзистенциальные  и  исторические  дихотомии.  Данный  механизм  смешения  нужен  был  для  того,  чтобы  убедить  человека,  что  те  исторические  дихотомии,  которые  свойственны  человеческому  существованию  невозможно  разрешить,  то  есть  убеждали  человека  в  экзистенциальной  природе  исторических  дихотомий.

Человек  может  решить  исторические  противоречия  благодаря  своей  деятельности,  но  экзистенциальные  дихотомии  не  разрешимы,  они  присущи  самой  человеческой  природе.  «Есть  только  одно  решение  проблемы:  посмотреть  в  лицо  истине,  осознать  свое  полное  одиночество  и  предоставленность  самому  себе  во  Вселенной,  безразличной  к  судьбе  человека,  признать,  что  вне  человека  нет  силы,  способной  за  него  разрешить  его  проблемы»  [3,  с.  57].  Человек  должен  нести  ответственность  за  своё  существование  и  признать,  что  только  собственными  силами  он  может  придать  смысл  своей  жизни. 

Фромм  делает  акцент  на  том,  что  поиск  и  нахождение  смысла  не  совместимы  с  успокоенностью  человека.  Напротив,  именно  неуспокоенность  является  фактором,  побуждающим  человека  к  поиску  смысла.  «Только  если  он  осознает  человеческую  ситуацию,  дихотомии,  присущие  его  существованию,  и  свою  способность  раскрыть  свои  силы,  он  будет  в  состоянии  успешно  решить  эту  свою  задачу:  быть  самим  собой  и  для  себя,  и  достичь  счастья  путем  полной  реализации  дара,  составляющего  его  особенность,  —  дара  разума,  любви  и  плодотворного  труда»  [3,  с.  59].

Рассмотрение  Фроммом  противоречий  человеческого  существования  является  попыткой  вывести  психоанализ  на  новый  уровень,  связанный  не  только  с  психическими  факторами  человеческого  развития,  но  также  и  с  социальной  и  духовной  составляющими  человеческого  существования.  Осознание  дихотомий:  экзистенциальных  и  исторических,  ведёт  ко  всё  большему  освобождению  и  совершенствованию  человека.  Преодоление  исторических  дихотомий  приближает  человечество  к  построению  гуманистического  общества,  основанного  на  принципах  гуманистической  этики.  Экзистенциальные  же  дихотомии  преодолеть  в  полной  мере  невозможно,  по  крайней  мере  на  данном  этапе  человеческого  развития,  но,  как  полагает  Фромм,  они  могут  получить  частичное  разрешение  путем  раскрепощения  внутренних  способностей  человека  к  любви,  вере  и  размышлению.  Преодоление  противоречий  прерогатива  гуманистического  психоанализа,  разрабатываемого  Фроммом  на  протяжении  всего  творческого  пути.

 

Список  литературы:

  1. Лейбин  В.М.  Психоанализ  и  философия  неофрейдизма.  М.:  Политиздат,  1977.  —  246  с.
  2. Фромм  Э.  Анатомия  человеческой  деструктивности.  М.:  АСТ,  2006.  —  604  с.
  3. Фромм  Э.  Человек  для  самого  себя.  М.:  АСТ,  2010.  —  350  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.