Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Насертдинова Э.Х. АНТИФАШИЗМ КАК ОБЩЕНАРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(31). URL: http://sibac.info/archive/social/5(31).pdf (дата обращения: 17.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

АНТИФАШИЗМ  КАК  ОБЩЕНАРОДНОЕ  ЯВЛЕНИЕ

Насертдинова  Эльмира  Хафисовна

студент  1  курса,  факультет  истории  и  юриспруденции  Елабужского  Института  Казанского  Федерального  Университета,  РФ,  г.  Елабуга

E-mailelmik1996@mail.ru

Ахметова  Лейсан  Атласовна

научный  руководитель,  старший  преподаватель  кафедры  иностранных  языков  Елабужского  Института  Казанского  Федерального  Университета,  РФ,  г.  Елабуга

 

Вторая  мировая  война  завершилась  разгромом  фашизма,  выступавшего  за  установление  мирового  господства.  Победа  открыла  перед  человечеством  множество  путей  социального  прогресса,  перспективу  прочного  мира  на  планете.  Но  она  досталась  человечеству  непомерно  высокой  ценой  и  чем  дальше  мы  отдаляемся  от  грозных  военных  лет,  тем  глубже  и  масштабнее  оцениваем  сущность  происходивших  событий  и  величие  свершенного  подвига  бесстрашными  борцами  против  фашизма.  Мировой  научной  исторической  литературой  сегодня  в  ряду  важнейших  поставлена  проблема  цены  победы  над  фашизмом,  чтобы  еще  более  осознать  огромную  историческую  значимость  и  поучительность  событий  минувшей  войны.  Разнообразным  аспектам  всенародной  борьбы  против  немецко-фашистских  оккупантов  и  всему  фашизму  в  целом  посвящено  значительное  количество  исследований  российских  историков,  среди  которых  работы  А.А.  Галкина  [4],  К.А.  Залесского  [7],  А.В.  Васильченко  [2],  И.В.  Грибан  [5],  Е.В.  Савиновой  [10],  Л.С.  Кауфман  [8],  В.Х.  Сахибгоряева  [11].

В  современном  мире  встречается  такая  тенденция,  когда  ошибки  чужих  людей  приписывают  совершенно  невинным  людям.  Это  касается  и  фашизма,  так  как  некоторые  люди  ошибочно  считают,  что  все  немцы  были  фашистами.  Но  это  было  далеко  не  так,  потому  что  большинство  немецкого  населения  и  сами  страдали  от  гнета  фашизма.

В  Германии,  так  же  как  и  в  России,  существовали  движения  антифашистов,  выступавшие  против  режима  Адольфа  Гитлера,  в  которых  состояли  многие  деятели  культуры  и  искусства,  находившие  нацизм  неприемлемым  для  общества.  В  такой  же  организации  состоял  и  Адам  Кукхоф.  В  России  представителем  подобного  движения  был  Муса  Джалиль.

Адам  Кукхоф  родился  в  городе  Ахене  30  августа  1887  года  в  самой  обычной  рабочей  семье.  С  детства  его  привлекала  творческая  и  духовная  деятельность,  и  почти  всю  свою  жизнь  он  посвятил  литературе.  Кукхоф  изучал  гуманитарные  науки  в  различных  университетах  Германии,  а  позже  окончил  театральное  училище  и  работал  во  многих  театрах  [12].

Муса  Джалиль  родился  2  февраля  1906  года  в  небольшой  татарской  деревушке  Мустафино.  Талант  поэта  проявился  в  нем  еще  в  возрасте  10—11  лет,  что  и  предопределило  его  судьбу.  В  медресе,  будучи  еще  подростком,  кроме  теологии  он  изучал  литературу  и  искусство.  Также  Джалиль  получал  литературное  образование  в  Московском  Государственном  Университете.  Также  как  и  Адам  Кукхоф,  работал  в  театре  [9]. 

Вторая  мировая  война  стала  событием,  сломавшим  миллионы  судеб.  Именно  она  стала  временем  апогея  фашизма,  на  счету  которого  огромное  количество  жертв.  Адам  Кукхоф  и  Муса  Джалиль  стали  одними  из  тех  героев,  попытавшихся  пойти  против  этого  страшного  явления  в  истории  человечества.

После  того,  как  в  Германии  к  власти  пришли  нацисты,  Адам  Кукхоф  стал  искать  контакты  с  борцами  движения  Сопротивления.  Одной  из  крупнейших  организаций  Сопротивления  фашизму  стала  «Красная  капелла».  Первоначально  такое  название  имело  особое  подразделение  СС,  призванное  обнаруживать  и  ликвидировать  нелегальных  передатчиков  информации,  работавших  в  Германии.  Но  позже  это  название  приписали  одной  из  крупнейшей  организации  по  борьбе  с  фашистами.  «Красная  капелла»  действовала  не  только  на  территории  Германии,  ее  подразделения  функционировали  также  и  в  Бельгии,  Франции  и  на  других  оккупированных  фашистами  территориях.  Данная  организация  стала  не  просто  антифашистским  движением.  Она  также  была  крупной  и  самой  эффективной  разведывательной  сетью  Советского  Союза.  Почти  все  передачи  радистов  «Красной  капеллы»  были  ориентированы  именно  на  Москву.  Представители  данного  движения  видели  в  СССР  силу,  способную  сломить  нацистскую  Германию  [12].

В  составе  «Красной  капеллы»  действовали  многие  деятели  культуры,  среди  которых  был  и  Адам  Кукхоф.  Вместе  со  своей  женой  Гретой  он  вступил  в  ряды  антифашистов,  видя  в  этом  свое  предназначение.  Долгое  время  он  работал  в  подпольных  типографиях,  издавая  антинацистские  листовки.  Самой  важной  частью  его  работы  стало  издание  подпольного  журнала  «Внутренний  фронт»  (“Die  innere  Front”).

События  Второй  мировой  войны  не  обошли  стороной  и  татарского  поэта  и  писателя  Мусу  Джалиля.  В  1941  году  он  был  призван  в  ряды  Красной  Армии,  где  в  звании  старшего  политрука  участвовал  в  боевых  действиях  на  Ленинградском  и  Волховском  фронтах.  В  1942  г.  2-я  Ударная  армия,  в  рядах  которой  сражался  Джалиль,  была  отрезана  от  остальных  соединений  советских  войск.  26  июня  старший  политрук  М.  Джалиль  с  группой  солдат  и  командиров  попал  в  засаду.  Началась  схватка,  в  ходе  которой  он  был  ранен  и  попал  в  плен.  С  этого  момента  в  Советском  Союзе  он  стал  считаться  пропавшим  без  вести,  а  впоследствии  его  обвинили  в  пособничестве  немецко-фашистским  захватчикам.

Известно,  что  в  плену  Джалиль  боролся  с  фашизмом,  и  при  этом  ему  пришлось  идти  на  хитрость.  Так,  он  принял  предложение  немецкого  командования  вести  культурно-просветительскую  работу  среди  военнопленных  в  одном  из  так  называемых  национальных  легионов.  Муса  Джалиль  разъезжал  по  лагерям  и  под  видом  отбора  самых  талантливых  пленников  для  создания  хоровой  капеллы  вербовал  новых  членов  подпольной  организации.  Он  тайно  распространял  среди  пленных  сводки  Советского  информбюро,  печатал  листовки,  устанавливал  конспиративные  связи.  Задачей  данной  подпольной  организации  было  ведение  борьбы  с  фашизмом  изнутри,  организация  восстаний,  побегов  военнопленных  для  помощи  партизанам  и  Красной  Армии  [9].  Для  того,  чтобы  продолжать  борьбу  с  врагом,  Джалиль  вступил  в  ряды  легиона  «Идель-Урал»,  также  известного  как  «Татарский  Легион». 

В  40-х  годах  XX  века  в  Советском  Союзе  такое  явление  как  антифашизм  встречалось  повсеместно.  Буквально  каждый  человек  состоял  в  каком-либо  партизанском  отряде  или  иной  формации,  противостоящей  фашизму.  Так  называемый  «Татарский  Легион»  был  создан  немецкими  оккупантами  в  целях  использования  людей  не  русской  национальности  в  борьбе  против  Советского  Союза.  Под  людьми  не  русской  национальности  подразумеваются  татары,  башкиры,  мордва,  чуваши  и  другие  жители  Поволжья  и  Предуралья.  Немецкое  командование  сочло  целесообразным  сформировать  из  военнопленных  подразделения  на  национальной  основе.  Легион  «Идель-Урал»  был  сформирован  из  военнопленных,  содержавшихся  в  лагерях  на  территории  Польши.  Пленным  бойцам  обещали  свободу,  оружие  и  освобождение  от  коммунистов  их  Родины,  в  обмен  на  преданность  немецкому  командованию  [3].

Но  не  все  легионеры  слепо  верили  в  возможность  счастливой  жизни  под  крылом  фашистов.  Они  устраивали  восстания,  побеги  и  продолжали  бороться  с  захватчиками,  находясь  в  плену.  История  Второй  Мировой  войны  знает  немало  примеров  такого  проявления  патриотизма,  как  поступок  подразделения  Татарского  Легиона  825  батальона,  известного  своим  восстанием  против  фашистов  и  переходом  на  сторону  белорусских  партизан.  Немаловажную  роль  в  этом  сыграл  известный  татарский  поэт,  Герой  Советского  Союза  —  Муса  Джалиль.

Какой  бы  отчаянной  и  самоотверженной  не  была  борьба  Мусы  Джалиля  и  Адама  Кукхофа  с  фашизмом,  ей  суждено  было  закончиться  слишком  рано.  12  сентября  1942  года  Адам  Кукхоф  был  арестован  в  Праге  по  обвинению  в  государственной  измене.  После  судебного  разбирательства  ему  вынесли  смертный  приговор.  В  заключении  с  ним  обходились  очень  жестоко.  В  штаб-квартире  гестапо  на  Принц-Альбрехтштрассе  в  одной  из  камер  ему  пришлось  выдержать  издевательства  и  пытки.  Об  этом  в  своих  письмах  говорит  Адольф  Гримме,  которому  удалось  связаться  с  Кукхофом  после  его  ареста:  «Что  касается  его  отношения  к  судебному  разбирательству,  оно  было  точно  таким  же,  как  и  в  последние  недели  его  жизни:  он  выдерживал  все  мужественно,  одержимый  убеждением,  что  должен  принести  свою  жизнь  в  жертву  за  великое  дело.  В  начале  сентября  1942  года  он  успел  сказать  мне,  что  подвергается  пыткам  в  так  называемой  сталинской  камере,  эта  камера  ужасов  гестапо  на  Принц-Альбрехтштрассе  в  Берлине.  Он  описал  мне  все  в  деталях,  но  я  не  хочу  повторять  это  сейчас»  (переведено  мною  —  Н.Э.)  [“Was  nun  seine  Haltung  vor  Gericht  betrifft,  so  ist  sie  dieselbe  gewesen,  die  er  in  den  letzten  Wochen  seines  Lebens  gezeigt  hat:  Mannhaft,  keinen  Augenblick  innerlich  oder  äußerlich  nachgebend  und  wie  besessen  von  dem  Glauben,  daß  er  sein  Leben  für  eine  große  Sache  zum  Opfer  bringen  müsse.  Das  ist  alles  um  so  bewundernswerter,  als  man  ihn  von  Anfang  an  übel  behandelt  hat;  beim  Termin  im  Februar  1943  war  er  zum  ersten  Male  seit  seiner  etwa  Anfang  September  1942  erfolgten  Verhaftung  ohne  Fesseln,  und  er  hatte  Gelegenheit,  mir  zuzuflüstern,  daß  er  in  sadistischer  Weise  in  der  sogenannten  Stalinkammer,  dieser  Schreckenskammer  der  Gestapo  in  der  Prinz-Albrecht-Straße  in  Berlin,  Torturen  über  sich  hat  ergehen  lassen  müssen.  Er  hat  sie  mir  im  einzelnen  geschildert  —  ich  möchte  sie  jetzt  nicht  wiederholen.  Diese  Ungebrochenheit  seines  Charakters  war  schlechthin  beispielhaft.  Was  die  deutsche  Literatur  an  ihm  verloren  hat,  wissen  nur  wenige,  gehörte  er  doch  zu  den  Naturen,  denen  der  Erfolg  erst  gekommen  sein  würde  ...”]  [12].  Адам  Кукхоф  был  казнен  5  августа  1943  года  в  тюрьме  Плётцензее.

Мусе  Джалилю  также  было  не  суждено  продолжить  борьбу  с  фашизмом.  В  августе  1943  г.  Джалиль  и  большинство  членов  подпольной  группы  были  арестованы  по  доносу  и  отправлены  в  Моабитскую  тюрьму  в  Берлине.  Свои  лучшие  тексты  поэт  написал  в  застенках  этой  трагически  знаменитой  тюрьмы.  Он  добывал  клочки  бумаги,  аккуратно  срезая  белые  полосы  с  газетных  страниц,  сшивал  их  в  небольшие  блокнотики  (10×7,5  см)  и  исписывал  стихотворениями.  Это  —  и  исповедь,  и  завещание,  и  просто  спасительный  выплеск  энергии,  которой  хватило  бы  на  долгие  годы  и  которую  надо  было  реализовать  в  предельно  сжатые  сроки  [9].  Муса  Джалиль  был  казнен  на  гильотине  в  тюрьме  Плётцензее  25  августа  1944  года.

И  Джалиль,  и  Кукхоф  не  сразу  получили  признание  своего  народа.  Адама  Кукхофа  еще  долгое  время  считали  изменником  родины  и  отказывались  печатать  его  произведения  и  статьи  (“Schillers  Theorie  des  Tragischen  bis  zum  Jahre  1784”,  ‘Scherry”,  “Disziplin’,  ‘Der  Deutsche  von  Bayencourt’).  На  Мусу  Джалиля  уже  после  окончания  войны  завели  розыскное  дело  и  обвинили  его  в  измене  и  пособничестве  врагу.  Он  был  внесен  в  список  самых  опасных  преступников. 

Но  после  долгих  притязаний,  исследований  их  имена  все  же  нашли  признание.  После  окончания  Второй  мировой  войны  Адам  Кукхоф  был  официально  признан  активным  участником  движения  Сопротивления,  а  в  1969  году  немецкий  писатель-антифашист  был  удостоен  посмертно  ордена  Красного  знамени.

Для  того  чтобы  очистить  имя  Мусы  Джалиля  от  клеветы  и  неоправданных  обвинений  его  коллеги-писатели  прошли  огромный  путь.  В  этом  значимую  роль  сыграли  его  Моабитские  тетради  («Моабит  дәфтәрләре»),  которые  он  передал  своим  товарищам-соотечественникам  в  качестве  завещания  всему  татарскому  народу.  Только  после  того  как  одна  из  тетрадей  попала  в  руки  поэту  Константину  Симонову  началась  активная  работа  по  реабилитации  имени  героя-поэта.  Симонову  удалось  организовать  перевод  стихотворений  Джалиля  и  доказать  его  патриотическую  деятельность  во  время  пребывания  в  плену.  В  1956  году  с  Мусы  Джалиля  сняли  все  обвинения,  и  он  был  посмертно  удостоен  звания  Героя  Советского  Союза.

Люди  до  сих  пор  помнят  своих  героев.  В  честь  Адама  Кукхофа  в  Шёнеберге  (один  из  районов  Берлина)  на  месте  последнего  адреса  писателя  установлена  памятная  плита.  В  честь  Мусы  Джалиля  назван  поселок  Джалиль  (Сармановский  район  Республики  Татарстан),  Татарский  академический  государственный  театр  оперы  и  балета  (г.  Казань),  его  именем  названа  школа  №  1186  с  этнокультурным  татарским  уклоном  образования  (г.  Москва).

Адам  Кукхоф  и  Муса  Джалиль  —  два  человека  с  одинаковой  судьбой.  Две  личности,  выступившие  против  жесточайших  преступлений  фашистского  режима. 

Фашизм,  как  бы  печально  это  ни  было,  прочно  вошел  в  жизнь  нашего  общества.  До  сих  пор  во  многих  уголках  планеты  вспыхивает  агрессия  последователей  фашизма,  а  также  встречаются  те,  кто  говорит  об  исключительности  определенной  нации.  Современное  поколение,  не  понимая  всей  жестокости  фашизма,  продвигает  эту  идею,  тем  самым  разрушая  то,  за  что  боролись  наши  предки.

 

Список  литературы:

  1. Ахмадуллин  В.А.  Попытки  нацистов  Германии  использовать  ислам  и  мусульман  в  войне  против  Советского  Союза  //  Вестник  ВЭГУ.  —  2007.  —  №  31—32.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.perspektivy.info/history/popytki_nacistov_germanii_ispolzovat_islam_i_musulman_v_vojne_protiv_sovetskogo_sojuza_2010-05-15.htm  (дата  обращения  19.05.2015).
  2. Васильченко  А.В.  Арийский  миф  III  Рейха.  М.:  Яуза-Пресс,  2008.  —  119  с.
  3. Гайнетдинов  Р.Б.  Переход  825-го  батальона  легиона  «Идел-Урал»  на  сторону  белорусских  партизан  //  Гасырлар  авазы  -  Эхо  веков.  —  2005.  —  №  1.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.tatveteran.ru/museum/?id=12  (дата  обращения  19.05.2015).
  4. Галкин  А.А.  Германский  фашизм.  М.:  Наука,  1989.  —  352  с.
  5. Грибан  И.В.  Советско-германские  отношения  1939—1941  гг.  в  отечественной  и  зарубежной  историографии:  дис.  …  канд.  истор.  наук.  Екатеринбург.  2013.  —  368  с.
  6. Два  досье  «Красной  капеллы».  //  Военно-исторический  журнал.  1996.  №  2.
  7. Залесский  К.А.  Кто  был  кто  в  Третьем  рейхе.  М.:  АСТ,  2002.  —  944  с.
  8. Кауфман  Л.С.  Творчество  писателей-антифашистов  в  Германии  в  годы  нацизма.  Проблематика.  Поэтика:  Дис.  …  канд.  филолог.  наук.  М.  1983.  —  464  с.
  9. Минакова  А.Б.  Муса  Джалиль:  «Смерть  моя  песней  борьбы  прозвучит».  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.ritmeurasia.org/news--2014-08-27--musa-dzhalil-smert-moja-pesnej-borby-prozvuchit-14241  (дата  обращения  19.05.2015).
  10. Савинова  Е.В.  Народная  борьба  в  Брестской  области  против  немецко-фашистских  оккупантов  /  1941—1944  гг.:  Дис.  …  канд.  истор.  наук.  Москва.  2008.  —  182  с.
  11. Сахибгоряев  В.Х.  Формирование  массового  сознания  фашизма:  На  материале  гитлеровской  Германии:  Дис.  …  канд.  философ.  наук.  Ростов-н/Д.  2001.  —  174  с.
  12. Götze  Dieter.  Ein  Idealist  der  Linken  //  Edition  Luisenstadt.  —  1997.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.luise-berlin.de/bms/bmstxt97/9712pord.htm  (дата  обращения  19.05.2015).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий